Проект "Школа"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Авдиенко Елена Ивановна

Этот проект позволил в течении года знакомить детей со школой.Он помог  охватить весь материал и вызвать у детей интерес к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_shkola_-_dlya_sliyaniya.docx95.75 КБ

Предварительный просмотр:

                         Проект « ШКОЛА».

Авторы проекта:  воспитатель МБДОУ Детского сада№1 «Ромашка»

          Авдиенко Е.И.

Тема: «Школа»

Вид проекта: Информационно – исследовательский, творческий

Продолжительность проекта:  длительный (сентябрь – май)

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Актуальность : Поступление в школу - это новый этап в жизни ребёнка. Многие дети с трепетом и тревогой и волнением переступают порог школы. Ведь их личность стала занимать более значимую социальную позицию – школьника. Это торжественное событие иногда омрачается тревогой, страхом неизвестности. Во избежание негативных эмоций у первоклассников и помощи им в адаптации к школе важную роль играет информация о школе и способ её подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада.

Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. Многие родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы: «Ты у нас отличником будешь», «У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят таких умненьких, как ты». Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду) может надолго потерять интерес к учебе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет предостаточно: неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, трудности в поиске друзей среди одноклассников, расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и др.

Теоретический анализ педагогической литературы и данные практики убедили нас в проведении целенаправленной работы по формированию у детей подготовительной группы положительного отношения к школе с помощью разнообразных форм и методов работы, через создание предметно – развивающей среды, через педагогическое просвещение родителей, взаимодействие с учителями начальных классов.

Проекты школьной направленности способствуют повышению социальной и познавательной активности детей, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.

считаем,  очень важным в процессе подготовки к школе развитие у детей  социальной общности. Воспитатель должен помочь детям, поступающим в школу, как можно быстрее и безболезненнее адаптироваться к новым социальным условиям.

Первого сентября, перешагнув порог, ребёнок попадает в совершенно новое для него здание – в школу. В ней много несколько  этажей, новых помещений: раздевалка при входе, актовый зал, буфет, класс.

В то же время приход в школу сопровождается встречей с огромным количеством новых людей: и взрослых, и сверстников, и старших детей. Прямо     1 сентября, на школьной линейке, кроме папы и мамы, ни одного знакомого лица. Уйти и никогда не возвращаться в школу невозможно, значит надо как то приспосабливаться. И трудности здесь возникают намного чаще. Представьте, что вас привели за руку в совершенно новое место, к незнакомым людям и оставили в одиночестве, не представив никому, не объяснив даже, где что находится. Каждый ли взрослый легко справится с такой ситуацией? Но от детей ждут, что у них не будет никаких трудностей с этим.

Чтобы чувство неловкости и неуверенности, как можно быстрее прошло, на мой взгляд, поможет организация воспитателями игровой проектной деятельности на соответствующую тематику. Игровая проектная деятельность - это всегда «общее дело» всего коллектива группы (детского сада), в процессе  которого развивается способность устанавливать контакты друг с другом и общаться в ситуации совместной деятельности.

Таким образом, проектная деятельность создаёт благоприятные условия для формирующей психологической готовности к школе.

Цель: способствовать более лёгкому вхождению детей в новые условия  школьного обучения.

формировать представления  о школе и положительное  отношение к школьной жизни.

      Задачи:

  • Расширить информацию детей о школе: Что такое школа? Какие школы бывают? Чему в ней учат? Какие школы были раньше? Где и как учились наши родители?
  • Учить самостоятельно  решать возникшие проблемные ситуации;
  • Совершенствовать способы получения новой информации, через осуществление исследовательской деятельности;
  • Приобретать опыт сотрудничества и общения друг с другом, с педагогом, родителями;
  • Учить детей обобщать накопленные знания;
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимовыручку и взаимопомощь между детьми.

  • Для детей

1. Формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения

  • 2. Способствовать развитию творческих способностей, познавательной мотивации, интеллектуальных качеств детей;

  • 3. Развитие коммуникативных умений во взаимодействии со сверстниками и педагогом, произвольности поведения;
  • Для педагогов:

  • Формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации в школе;

  • Для родителей:

  • Расширение диапазона знаний о готовности к школе у родителей детей подготовительной группы

Ожидаемый результат:

  • - благоприятное течение адаптационного школьного периода.

  • - формирование у детей мотивационной готовности к школе;

  • - повышение родительской компетентности в вопросах подготовки детей к школе;

  • - снижение уровня ситуативной тревоги у родителей по поводу предстоящего перехода детей в школу.

  Способы и средства реализации: интегрированные занятие, занятие-исследование, экскурсии в школу, сюжетно -  ролевые   игры, беседы, рассматривание картин с изображением школы и классов, просмотр видеоролика, отгадывание кроссвордов, загадок о школе и школьных принадлежностях. Творческие работы детей (рисование, аппликация)

Этапы реализации проекта:

1.Подготовительный этап

- составить план реализуемого проекта;

- подобрать методическую литературу, энциклопедии, иллюстрационный материал;

 - организовать творческую группу из родителей;

- организовать экскурсию по школе;

- подготовить материалы, оборудование

- собрать фотографии родителей иллюстрирующих  школьную жизнь.          

 2.Основной этап. Реализация проекта

- Организация  фотовыставки  «Наши родители  - ученики»

        - выставка рисунков «Все о школе»

-  Создание книги, совместно с родителями воспитанников:

- конкурс на лучший рассказ о школе своей мечты;

- подбор интересных фотографий из школьной жизни;

- помощь в оформление книги родителями

- изготовление воспитателем и детьми коллажа (из рисунков)

- работы по рисованию и аппликации по теме «школа»(темы работ по выбору воспитателей и детей)

Познавательное развитие

Рассказ воспитателя «Дети пошли в школу».

        Загадывание загадок, чтение пословиц, разгадывание ребусов, кроссвордов о школе.

        Рассказ воспитателя «История возникновения школы».

        Экскурсия в школу.

       Экскурсия библиотеку .

Дидактические игры:

  «Собери портфель для школы», «Чудесный мешочек», «Путаница», «Живая неделя», «Что лишнее», «Добавь букву», «Логические бусы», «Отгадай, где спрятано», «Когда это бывает?», «Что сначала, что потом» .

Настольно-печатные:

«Морской бой», «Кто быстрее дойдёт до цели»,

Настольно-печатные: «Морской бой», «Кто быстрее дойдёт до цели», «Игры с бисером», лото «Соберись в школу», «Составим цифры из счётных палочек», «Найди клад по карте», пазлы, мозаика.

Игры на плоскостное моделирование: Танграм», «Колумбово яйцо»; шахматы, шашки.

       Речевое развитие

Беседы:

       НОД – исследование «Какая она школа?»

 Беседа «Что мы знаем о школе?»

«Чем школа отличается от детского сада»,

 «Что мы знаем о школе»,

 «Для чего нужно учиться»,

«Кто учит детей?»,

«Скоро мы пойдём в школу»

Беседа: «Как работает библиотекарь», «Что мы знаем о библиотеке».

Рассматривание картин, иллюстраций о школе прошлого.

«Каким будет мой первый день в школе?» (фантазийный рассказ)

«Почему я хочу учиться в школе» (монологический рассказ)

Словесные игры: «Радио», «Путешествие», «Цепочка», «Отгадай, кто мой друг», «Четвёртый лишний», «Я знаю…», «Телеграф», «слова-перевёртыши», «Кто летит (бежит, прыгает, идёт)», «Запомни слова», «Добавь букву» и т.д.

Оформление выставки в книжном уголке по теме: «Школа. Школьные принадлежности».

Социально-коммуникативное развитие

Сюжетно – ролевые игры:

«Детский сад»

«Школа»

«Магазин. Школьные товары»

«Библиотека»

Развлечение: «Встреча с учениками – выпускниками детского сада». (Рассматривание портфеля, книг, тетрадей, пенала и т.д.)

Театрализованная деятельность: кукольный спектакль «Колобок», режиссёрская игра «Красная шапочка» (для малышей)

Обыгрывание и обсуждение ситуаций «Школьная форма», «Мне трудно!», «Переменка», «Урок».

  «Если ты опоздал в школу?», «Забыл дома вторую обувь?», «Забыл дома ручку?», «Тебя не пришли встречать. Что ты будешь делать?», «Пришёл в школу, нет никого знакомых, как ты будешь знакомиться?»

Ручной труд «Закладка для книги» (подарки ученикам 4 класса), тетради, учебники для игры в школу, формуляры.

Беседа «Люди знакомые и незнакомые», «Безопасное поведение на улице», «Правила обращения с опасными предметами».

Дидактическая игры «Опасно – неопасно», «Кто лишний», «Кто из этих людей твои родственники», «Разложи картинки по порядку».

Ситуации ОБЖ «Я упал», «Один на улице», «Телефоны помощи».

Художественно-эстетическое развитие

Составление иллюстрированных книг для малышей «Книжки-малышки».

Коллаж: «Мой будущий портфель»

Оформление выставки детских рисунков « Что тебе понравилось в школе»

Рисование «Картинки для азбуки», «До свиданья, детский сад», «Школа», «Букет для учительницы», «Школьные принадлежности»

Лепка «Буквы», «Цифры».

Интегративное занятие (художественно-эстетическое, познавательное) «Я в школе».

Конструирование: «Моя школа» - строительный материал (по представлению)

Физическое развитие

Игры с элементами соревнования: «Кто скорее пролезет через обруч к флажку», «Чья команда забросит в корзину больше мячей», «Кто раньше дойдёт до середины»

Игры-эстафеты: «Весёлые соревнования», «Эстафета парами», «Дорожка препятствий», «Мяч над головой» и т.д.

Беседа: «Как заботиться о своей одежде», «Культура еды – серьёзное дело»

Чтение «Я.Аким «Неумейка», С.Михалков «Я Сам». Н. Литвинова «Королевство столовых приборов».

Пальчиковые игры на развитие мелкой моторики рук.

Совместная деятельность родителей и детей

Ориентировка в пространстве: схема – маршрут «Я иду в школу» (совместно с родителями);

- Организация  фотовыставки  «Наши родители  - ученики»

        - выставка рисунков «Все о школе»

-  Создание книги, совместно с родителями воспитанников:

- конкурс на лучший рассказ о школе своей мечты;

- подбор интересных фотографий из школьной жизни;

- помощь в оформление книги родителями

- изготовление воспитателем и детьми коллажа (из рисунков)

Взаимодействие педагогов с семьёй

Родительское собрание: «Готовность детей к школе»

Тренинг «Мой будущий первоклашка»

Статьи и консультации в папке для родителей «Что должен знать ребенок, который собирается в школу».

Совместное с детьми чтение книг о школе дома.(худ литература0

Оформление памяток:

«Шпаргалка для родителей будущих первоклассников».

«Мудрые советы».

 Заключительный этап

Для детей

- Выставка творческих рисунков детей «Что тебе понравилось в школе».

- Презентация книги «Школа моей мечты»

Для педагогов

- Презентация проекта: «Мы будущие школьники» (отчёт о проделанной работе)

        - Мониторинг детей в конце года.

         Для родителей: Итоговое родительское собрание.

Используемые для реализации проекта пособия :

1. В.Бардин «Подготовка ребёнка к школе».

2. Т.Н. Доронова « Из ДОУ - в школу».

3. Т.Б. Анисимова «Подготовка ребёнка к школе».

4. Москва «Просвещение» «учебная литература» 1996г. «Дети, в школу собирайтесь».

5. С.В. Чиркова «Родительские собрания в детском саду».

6. С. Соловейчик «Педагогика для всех».

Художественная литература:

1. Н. Некрасов « Школьник».

2. Л. Толстой « Филиппок».

3. И. Лысцов « Как тетрадка родилась».

4. А. Барков, Р. Сурьянинов « Откуда книга пришла».

5. С. Маршак « Вчера и сегодня».

6. М.А. Панфилова «Школа».

7. А.Барто «Первоклассница»

8. Л.Толстой «Рассказы из «Азбуки».

9. Б. Заходер «Заболела эта книжка».

10. Л.Барбас «Кому нужна пятёрка».

11. Материалы Интернета (познавательная информация) и др.

 Иллюстративный и печатно-наглядный материал:

1. Подбор предметных картинок «Школьные принадлежности».

2. Подбор иллюстративного материала по теме «Школа. Прошлое и будущее».

3. Фотоматериалы на тему «Наши выпускники», «Хроники семейного альбома».

4. Картины художников:

5. Б. Кустодиев. Школа в Московской Руси. 1912.

6. Ф. Решетников. Опять двойка. 1951.

                                                                            ПРИЛОЖЕНИЕ

НОД  на тему «Какая  она школа?»

 в рамках проекта «Школа».

Программное содержание:

  • формировать  элементарные знания  об обучении в школе, через организацию исследовательской деятельности;
  •  Совершенствовать умение составлять рассказ,   опираясь на рисунок и схему, самостоятельно формулировать нужный вопрос по теме;
  • Обогащать словарь детей при помощи новых слов: гимназия, лицей, интернат, химия, физика, литература и т.д.;
  • Развивать монологическую и диалогическую речь, навыки учебной и экспериментальной  деятельности.

Подготовка к исследованию, материалы:

- карточки с символическим изображением методов исследования:

   BD18225_«Связаться со специалистами».        BD18222_ «Посмотреть по телевизору».

 j0195384«Получить информацию у компьютера»    j0301076   «Понаблюдать»  

j0297551 «Спросить у другого человека».           j0305257   «Провести эксперимент»

j0217698  «Посмотреть в книгах»                         j0299125  «Подумать самостоятельно»  

- школьные принадлежности, 2 портфеля, продукты питания: йогурт, пирожное, яблоко, конфета для игры;

- зеркало, машина, кукла, сказки;

- блокнот и карандаш на каждого ребёнка.

Предварительная работа: фотовыставка «Наши родители – ученики», экскурсия в лицей, рассматривание картин «Школа», беседа с детьми «Скоро буду я учиться», сюжетно – ролевые игры «Школа».

       

                 

       

                               Ход .

Воспитатель. Ребята! Давайте вспомним, какими мы были, когда пришли в детский сад? (дети рассматривают свои фотографии) Вы были вот такие  маленькие. Каждый год вы на год взрослели и сейчас  уже в подготовительной группе.                                    

А как вы думаете, почему наша группа называется  подготовительная? К чему мы готовимся?

Дети. Мы готовимся к школе.

Воспитатель. Да, скоро вы пойдёте в школу и станете первоклассниками. Кто рад этому событию улыбнитесь.

(звучит  песня «Учат в школе», забегает Буратино)

Буратино. Здравствуйте ребята, а чему вы так радуйтесь?

Я попробую угадать. Если я не угадаю, вы хлопайте в ладоши. Договорились?

Потому что ели кашу?

Потому что много спали?

Потому что песни пели?

Ну,  тогда вы танцевали?

Воспитатель. Буратино, я загадаю загадки, а ты их будешь отгадывать, ребята тебе помогут

загадки  

     Новый дом несу в руке,

     Двери дома на замке.

     Тут жильцы  бумажные,

     Все ужасно важные.

Дети. Портфель

                Не куст, а с листочками,

                Не рубашка, а сшита,

                Не человек, а разговаривает. (Книга)

                То я в клетку, то в линейку,

                Написать по ним сумей-ка,

                Можешь и нарисовать

                Называюсь я … (Тетрадь)

Деревянный ящик мой

Я в портфель кладу с собой.

Ящик этот очень мал,

Называется … (Пенал)

                 В снежном поле по дороге

                 Мчится конь мой одноногий

                 И на много, много лет

                 Оставляет синий след  (Ручка)

Прямота - Моя главная черта. (Линейка)

               

Черный  Ивашка,

Деревянная рубашка.

Где носом поведет,

Там заметку кладет. (Карандаш)

Воспитатель. Как одним словом можно назвать эти предметы?

Дети. Школьные принадлежности.

Буратино. Кто пользуется школьными принадлежностями?

Дети. Дети, которые ходят в школу.

Буратино. А как называют детей, которые ходят в школу?

Дети. Этих детей называют школьниками, а если, пошли в первый класс, то их называют первоклассниками.

Буратино. Меня папа Карло тоже хочет записать в школу. Только вот интересно, какая она школа?

Воспитатель. Наши дети собираются в школу и тоже хотят знать всё о школе. Поэтому, я предлагаю вам превратиться в учёных и провести  самостоятельное исследование, чтобы    рассказать Буратино все, что мы узнаем о школе.

Чтобы  нужно сделать, чтобы провести исследование?

Дети. Получить как можно больше информации.

Воспитатель. Правильно.  Чтобы хорошо запомнить полученную информацию, предлагаю вам  в блокнотах делать соответствующие    схемы, рисунки.

Воспитатель. Где мы можем получить необходимую информацию?

Дети. Спросить у другого человека, подумать самостоятельно, прочитать в книге, спросить у специалиста, посмотреть в телевизоре

(воспитатель выставляет карточки с названием этапов исследования)

I этап.

Воспитатель. Верно, существует много способов сбора информации. Но с чего мы начнем?

Дети. Подумать самостоятельно.

(картинка 1 этапа «Подумать самостоятельно»)

Воспитатель. Что мы уже знаем о школе?

Дети. В школе учатся много лет, в школе есть много классов, в каждом классе стоят парты, доска, большие коридоры, столовая, учителя …

Буратино. Ну и что такого, у вас и здесь есть парты, доска. А что хорошего в школе?

Дети. Учатся до обеда, получают новые знания, станем взрослее, появятся новые друзья….

Воспитатель. А  какие трудности могут возникнуть в школе?

Дети. На уроке нельзя играть в игрушки, тяжело долго сидеть на одном месте, портфель тяжёлый,  нельзя разговаривать с друзьями, вставать без разрешения, нужно обязательно выполнять домашние задания, иначе получишь  плохую оценку…

Воспитатель.  То, что вы сейчас вспомнили про школу, схематично зарисуйте  в блокноты.

II этап.

Воспитатель.  Следующий этап (выставляет картинку следующего этапа)

Дети. Прочитать в книге.

В какой книге мы можем узнать о школе?

Дети. Словарь, энциклопедия, ….

Воспитатель.  Посмотрите, ребята, как в словаре располагаются слова. По - алфавиту. Где, мы будем искать слово «школа». В начале или в конце словаря?  

Зачитываю из словаря «Что такое школа?»

(зарисовывают в блокноты)

III этап.

Воспитатель.  Какой следующий этап нашего исследования?

Дети. Спросить у  взрослых.

(Игра «специальный корреспондент»)дети в роли корреспондентов:

1 ребёнок. Елена Ивановна, скажите,  пожалуйста, какие бывают школы?

Елена Ивановна. Школы бывают с углубленным изучением отдельных предметов, например, в такой школе больше уделяют внимания математике или  английскому языку; спортивные, художественные, музыкальные школы, школы – интернаты, в которых дети не только обучаются, но и живут, а домой ездят только на выходные и каникулы.

2 ребёнок.  Елена Александровна, какие  мероприятия бывают в школе?

Елена Ивановна . В школе много различных кружков и секций: театральные, спортивные, танцевальные и т.д. Дети вместе с классом посещают музеи, ходят на экскурсии, в походы. В  школе устраивают праздники: «Дни именинника», «Посвящение в первоклассники», «Осенний бал».

3 ребёнок. Алсу Ягсуповна, скажите, пожалуйста, какие уроки бывают в школе?

Елена Ивановна. Математика, письмо, чтение, рисование, физкультура, ознакомление с окружающим, где дети знакомятся с явлениями природы, животным миром, космосом, жизнью людей в прошлом и в настоящее время.

(Дети благодарят взрослых, фиксируют новую информацию)

Физминутка. Игра «Собери портфель».

(Дети делятся на две команды и по очереди кладут в портфель то, что необходимо в школе).

V этап.

Воспитатель. А теперь мы посмотрим презентацию «Школа»

.

(Дети садятся на ковёр и смотрят презентацию «Школа», затем делают зарисовки в блокнотах).

VI этап.

Воспитатель.  Что будем следующим этапом нашего исследования? (показывает на карточки)

Дети. Сейчас мы будем проводить эксперимент.

Воспитатель. Совершенно верно. Придя в школ ,у вас  могут возникнуть разные ситуации, мы с вами попробуем обыграть их.

1 ситуация  «Опоздание в школу».

2 ситуация «Забыл дома вторую обувь».

3 ситуация «Родители не пришли встречать».

4 ситуация «Придя первый день в школу, я увидела, что нет никого знакомых. Как я познакомлюсь?»

(Проигрывание ситуаций).

Воспитатель.   Теперь, я уверена, что в школе вы не растеряетесь в непредвиденной ситуации.

 Думаю, что мы с вами получили достаточное количество информации и можем, как настоящие учёные составить доклад. Посмотрите свои схемы и рисунки, а затем расскажите Буратино, что вы узнали о школе.

Дети. Школа это место,  где дети получают знания. В первый класс приходят дети, которым исполнилось 7 лет. В школе  их ждёт учитель. В каждой школе есть большие классы. В каждом классе стоят парты, висит  доска. После уроков дети могут посещать дополнительные кружки: пение, танцы, спортивные секции. Дома нужно выполнять домашнее задание. В школе учатся 11 лет

Буратино. Да в школе много интересного, и я решил пойти в школу.

Воспитатель.   Сейчас мы напомним тебе правила «Что должен знать каждый первоклассник».

Дети.  Приходить на урок во время, без опоздания, беречь школьные принадлежности, быть внимательным на уроках, не вертеться, не разговаривать, слушать учителя.

Воспитатель. Наши дети подготовили небольшие советы.

1ребёнок. Утром рано просыпайся,

                  Хорошенько умывайся

                  Чтобы в школе не зевать

                  Носом парту не клевать.

2ребёнок.  На уроках не хихикай

                   Стул туда- сюда не двигай

                   Педагога уважай

                   И соседу не мешай

3ребёнок. Не дразнись, не зазнавайся

                  В школе всем помочь старайся

                  Зря  не хмурься, будь смелей

                  И найди себе друзей.

4ребёнок.  Вот и все наши советы

                   Их мудрее, проще нет

                   Ты дружок их не забудь

                   В страну знаний держишь путь

(Буратино благодарит детей и уходит готовиться к школе).

Воспитатель.  Сейчас мы с вами перенесёмся на несколько месяцев в будущее и нарисуем себя в школе.

(Дети рисуют рисунки для книги «Школа »).