Проект "Воздух, солнце и вода - наши лучшие друзья"
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему

Сазанакова Ирина Сергеевна

Организация оздоровительного досуга детей в летний период с использованием естественных факторов – воздуха, солнца, воды; 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Модуль «Я и мой дом». Блок «Экология».

Проект «Воздух, солнце и вода с нами вместе навсегда».

(Ранний возраст)

Воспитатели: Девяшина А.С., Сазанакова И.С., Сохина И.И.

Негосударственное Образовательное Учреждение детский сад № 203 ОАО «РЖД».

Тема проекта: «Воздух, солнце и вода наши лучшие друзья».

Тип проекта: Поисково – исследовательский.

Сроки реализации проекта: Июль, первая неделя.

Возрастная группа: Первая младшая группа (2- 3 года).

Цели проекта:

1 . Развитие речевой, познавательной и коммуникативной активности детей раннего возраста через игровую, экспериментальную и поисковую деятельность с водой и вспомогательными материалами.

2. Организация оздоровительного досуга детей в летний период с использованием естественных факторов – воздуха, солнца, воды;

3. Создание благоприятной среды  для адаптации детей раннего возраста при помощи  природных материалов.

Задачи проекта:

Образовательные.

1. Создавать условия для знакомства детей со свойствами воды через игровую и экспериментально-исследовательскую деятельность;

2. Познакомить детей с доступными явлениями природы (вместе с детьми наблюдать за рыбкой в аквариуме).

3. Обогащение словаря детей за счет слов  (глаголов), обозначающих трудовые действия: стирать,  

поливать; прилагательных: «холодная», «теплая».

 4. Помогать  детям отвечать на вопросы: «Что?»,

«Кто?», «Что делает?», «Какой?».

5. Способствовать закаливанию детей с помощью воздуха, воды и солнца (достаточное пребывание на свежем воздухе, игры с водой, умывание теплой и прохладной водой, обливание ног водой контрастной температуры).

6.Обеспечение эмоционального благополучия воспитанников.

7.Формирование навыков эмоционального и ситуативно – делового общения с взрослыми и сверстниками.

Развивающие

1.Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания (упражнение «Ветерок» и т.д.), слухового внимания (слушать как шумит вода, плескается рыбка).

2.Развивать звуковую культуру речи: «ж», «п», «ы»

3.Способствовать развитию мелкой и общей моторики (пальчиковые игры; рисование пальчиком, кистью, лепка, аппликация; ходьба по дорожке «здоровья», самомассаж с использованием массажных мячиков, подвижные игры).

4. Способствовать развитию любознательности, познавательного интереса.

Воспитывающие

1.Воспитывать у детей интерес к чтению и любовь к устному народному творчеству через   потешки, пальчиковые игры; стихи.

2. Воспитывать отзывчивость на музыку и пение (Слушать песню «Белые кораблики»).

3. Воспитывать усидчивость за счет настольных игр, умения уступать друг другу.

4. Воспитывать чувство симпатии к сверстникам: предлагать для самостоятельного рассматривания картинки, книги, игрушки в качестве наглядного материала для общения детей друг с другом.

Проблемное поле проекта:

Проблема адаптации детей к детскому саду не нова и давно в центре внимания. Современные исследования и рекомендации о том, как подготовить малыша к поступлению в садик, достаточно многочисленны. Но наблюдение за детьми показывает, что проблема адаптации к детскому саду сейчас стоит столь же остро, как и прежде.

Следует учесть и то, что у ребенка младшего дошкольного возраста потребность в общении со сверстниками только формируется. Из-за неумения договориться и несформированности навыков совместной игры часто возникают конфликты. В итоге первые дни в детском саду оставляют негативное впечатление и, как результат, следуют яростные отказы от дальнейшего посещения, слезы, истерики, психосоматические заболевания.

   С целью облегчения адаптации ребенка к детскому саду мы решили привлечь родителей к совместной деятельности с детьми. Так как знакомство происходит в летний период, то решили предложить родителям принять участие в проекте «Солнце, воздух и вода с нами вместе навсегда».

 Дети раннего возраста очень любят игры с водой. Это помогает им легче пройти период адаптации к детскому саду, отвлечься от разлуки с родителями, найти общий язык со сверстниками. Экспериментирование впервые три года жизни ребенка – является практически единственным способом познания мира. Наблюдение за демонстрацией опытов с водой  и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дети получают от этих опытов массу полезных впечатлений, к тому же экспериментальная деятельность  с водой и ее свойствами позволяет развить артикуляционный аппарат, речевое дыхание, мелкую и общую моторику.

Ожидаемые результаты:

  1. Легкая адаптация малышей к детскому саду.
  2. Создание картотеки игр с водой.
  3. Выпуск фотогазеты «летний отдых на воде».
  4. Проведения развлечения «Поможем ручейку».

Этапы проекта:

1.Этап.  Подготовительный.

  • Определение темы проекта.
  • Формулировка цели и определение задач.
  • Изучение материала, связанного с темой проекта.
  • Подготовка информационных источников и литературы.
  • Подбор игр с водой на развитие речевого дыхания, мелкой и общей моторики.
  • Знакомство с патешками, стихами, играми связанными с водой.
  • Составление плана основного этапа проекта.
  • Подготовка оборудования: Аквариум с рыбками, вода, лейка, таз, большой бассейн, три прозрачных  стакана, краски, кисточки для рисования,  ватман, заготовки из цветной клейкой бумаги, мел, игрушка « капелька», губки, пластмассовые трубочки, мыльные пузыри, песок, мультимедиа,  взрослый костюм «Реченька», массажные мячики, дорожки здоровья,  фотоаппарат.
  • Создание игровой мотивации, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
  • Создание атмосферы сотрудничества с ребенком, используя индивидуальный подход.
  • Вовлечение родителей в совместную работу над проектом.
  • Создание развивающей среды.

2.Этап. Основной (Исследовательский).

Понедельник.

1. Утренняя гимнастика «Ручеек журчалочка».

2.Режимные моменты

  • Пальчиковая игра: «Капля раз, капля два» (Приложение).
  • Рисование пипеткой: «Разноцветный дождик».(Приложение).
  • Игра «Ласковый дождик».  (ЗКР «ж»). (Приложение).
  • Дидактические настольные игры с прищепками: «Солнышко», «Туча».
  • Рисование мелом на асфальте: «Солнышко лучистое».
  • Беседа о пользе солнца для здоровья детей.
  • Пение русской народной потешки: «Дождик, дождик».
  • Музыкально – дидактическая игра с бубном: «Тихо - громко» (Капают капли дождя).
  • Подвижные игры: «Капельки», «Лужи», «Солнце и дождик».(Приложение).
  • Закаливание:

-Обливание ног контрастной водой.

Вторник.

1.Утренняя гимнастика «Ручеек - журчалочка».

2.В режимных моментах:

  • Трудовое воспитание: Полив комнатных растений.(Приложение).
  • Мультимедийная презентация: «Зачем нужна вода?»
  • Беседа о презентации: Оказывается,  вода нужна и цветам, и рыбам, и птицам,…
  • Пальчиковые игры: «Цветок», «Рыбка», «Птичка пьет водичку». (Приложение).
  • Наблюдение за рыбкой в аквариуме. (Приложение)
  • Аппликация совместно с родителями: «Поможем маме - рыбке найти своих маленьких деток – рыбок». (Приложение).
  • Подвижные упражнения: «Перешагни через ручеек», «По мостику». (Приложение).
  • Подвижная игра: «Рыбки и медведь». (Приложение).
  • Закаливание: Обливание ног контрастной водой.

Среда.

  • Утренняя гимнастика: «Ручеек - журчалочка».
  • В режимных моментах:
  • Пальчиковые игры: «Лодочка», «Пароход», «Речка и рыбки». (Приложение).
  • Звуковая культура речи: «ы».
  • Чтение художественной литературы. Стихотворение Л. Савиной «Кораблик».
  • Игры на развитие мелкой моторики: «Кораблик»,  «Рыбки». (Пристегивание на пуговицы).
  • Игры с водой (Экспериментальная деятельность в большом бассейне):

-  «Путешествие кораблика».

- «Поймаем котику рыбку».

- «Тонет – не тонет».

- «Фонтан».

- «Что лежит в трубочке?»

- «Переливание воды».

- «Делаем пену».

- «Сжимаем губку».

  • Дыхательное упражнение: «Ветерок».
  • Обыгрывание: «Котик ловит рыбку» (Приложение).
  • Подвижные игры: «Кот и рыбки», «Волны». (Приложение).
  • Закаливание: Обливание ног контрастной водой.

Четверг.

1.Утренняя гимнастика «Ручеек - журчалочка».

2.В режимных моментах.

  • Прослушать, как шумит вода из крана. ЗКР «ш».
  • Чтение потешек: «Водичка - водичка». (Приложение).
  • Пальчиковая игра: «Котик лапкой умывается».
  • Дидактическая игра: «Из какой посуды пьют?» (воду пьют из чашки).
  • Сюжетно – ролевая игра с водой: «Купание кукол».
  • Подвижное упражнение: «Вода горячая, холодная».
  • Подвижная игра: «Веселый ручеек».
  • Закаливание:

- Умывание и мытье рук перед едой и по мере загрязнения.

- Обливание ног контрастной водой.

 3.Этап. Заключительный.

Пятница. (Закрепление полученных знаний).

1.Утренняя гимнастика «Ручеек - журчалочка».

2.Развлечение «Поможем ручейку» (Приложение).

  • Картотека игр с водой.
  • Выпуск фотогазеты: «Летний отдых на воде».

                                                    Проектная карта

Наименование  работы с семьями

                     Временной промежуток

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

1.

Информационно – аналитическое

Анкета для родителей по вопросам адаптации ребенка

к дошкольному образовательному учреждению

(Приложение).

Анкета для родителей по вопросам укрепления здоровья ребенка

(Приложение).

2.

Досуговое

Экскурсия по группе для вновь поступающих детей.

Выставка детских работ, выполненных вместе с родителями: «Помоги маленькой рыбке найти свою маму».

Развлечение совместно с родителями: «Поможем ручейку».

3.

Познавательное

Практикум для родителей "Игры с водой и песком и их влияние на психоэмоциональное развитие детей раннего возраста"

(Приложение).

Беседы с родителями: «Закаливание ребёнка летом»,

Консультация: «Летний отдых с детьми»

4.

Наглядно - информационное

Папка – передвижка.

Тема: «Русские народные потешки и пальчиковые игры, связанные  с водой».

Памятка

«Чтобы облегчить адаптационный период своему ребёнку, дома необходимо выполнять следующие рекомендации».

(Приложение)

Фотогазета «Летний отдых на воде».

                                                 

                                                 

                                 

Приложение.

               

 

 Анкета для родителей по вопросам адаптации ребенка

к дошкольному образовательному учреждению

                                             

                                       Уважаемые родители!

Как известно, начало посещения ребенком дошкольного образовательного учреждения является сложным периодом, как для самого ребенка, так и для его родителей. Для того чтобы определить насколько комфортно чувствует себя ваш ребенок в детском саду, просим ответить на следующие вопросы.

1. Укажите фамилию, имя и возраст вашего ребенка _____________________________________

__________________________________________________________________________________

2. Посещал ли ваш ребенок до этого группу кратковременного пребывания, центр игровой поддержки ребенка? ________________________________________________________________

3. Сколько времени ваш ребенок посещает детский сад? Данную группу? ___________________

__________________________________________________________________________________

4. Комфортно ли чувствует себя ребенок в этой группе?

  • да;
  • нет;
  • скорее нет, чем да.

5. С каким настроением ребенок идет в дошкольное образовательное учреждение?

  • с хорошим;
  • со слезами;
  • по-разному;
  • отказывается идти в дошкольное образовательное учреждение.

6. Нравятся ли ребенку воспитатели группы, которую он посещает?

  • да;
  • не очень, ребенок находится в напряжении, общаясь с воспитателями;
  • скорее да, чем нет.

7. Есть ли у ребенка предпочтения в общении с воспитателями?

  • да, легче идет на контакт только с одним воспитателем;
  • нет, общается с обоими воспитателями группы одинаково легко,
  • нет, общается одинаково трудно.

8. Какие индивидуальные особенности вашего ребенка необходимо учитывать воспитателям?

  • повышенную подвижность;
  • стеснительность;
  • обидчивость;
  • упрямство;
  • двуязычие;
  • затрудняюсь ответить.

9. Что изменилось в вашем ребенке за время посещения дошкольного образовательного учреждения?

  • стал более самостоятельным, организованным;
  • стал более общительным;
  • стал скованным;
  • чаще плачет, капризничает;
  • ничего не изменилось.

10. Придерживаетесь ли вы дома режима дня, организованного в дошкольном образовательном учреждении?

  • да;
  • нет;
  • периодически.

11. На ваш взгляд, ваш ребенок адаптировался к новым условиям в дошкольном образовательном учреждении?

  • да;
  • нет;
  • затрудняюсь ответить.

12. Консультации каких специалистов вы хотели бы получить с целью повышения уровня психологического комфорта ребенка в дошкольном образовательном учреждении?

  • педагог-психолог;
  • учитель-логопед;
  • социальный педагог;
  • музыкальный руководитель;
  • инструктор по физической культуре;
  • медицинская сестра;
  • другой специалист ______________________________________________________________ .

Спасибо за сотрудничество!

Анкета для родителей по вопросам укрепления здоровья ребенка

                                                Уважаемые родители!

В целях повышения эффективности вашего сотрудничества с педагогами дошкольного учреждения в вопросах укрепления здоровья детей просим ответить на следующие вопросы.

1. Часто ли болеет ваш ребенок?

  • совсем не болеет;
  • болеет редко;
  • болеет часто.

2. Каковы, на ваш взгляд, основные причины болезни вашего ребенка?

  • недостаточное физическое воспитание ребенка в детском саду;
  • недостаточное физическое воспитание ребенка в семье;
  • наследственность, предрасположенность.

3. Знаете ли вы физические показатели, по которым можно следить за правильным развитием вашего ребенка?

  • да;
  • нет;
  • частично.

4. Чему, на ваш взгляд, семья и детский сад должны уделять особое внимание, заботясь о здоровье и физической культуре ребенка?

  • соблюдение режима;
  • полноценный сон;
  • достаточное пребывание на свежем воздухе;
  • здоровая гигиеническая среда;
  • благоприятная психологическая атмосфера;
  • занятия физической культурой;
  • закаливающие мероприятия.

5. Какие закаливающие процедуры наиболее приемлемы для вашего ребенка?

  • облегченная форма одежды на прогулке;
  • облегченная одежда в группе;
  • обливание ног водой контрастной температуры;
  • хождение босиком;
  • прогулка в любую погоду;
  • полоскание горла водой комнатной температуры.

6. Знаете ли вы, как укреплять здоровье ребенка?

  • да;
  • частично;
  • нет.

7. Считаете ли вы, что в вопросах укрепления здоровья ребенка необходимо эффективное сотрудничество родителей и педагогов, специалистов детского сада?

  • да, конечно;
  • допускаю варианты такого сотрудничества;
  • в этом нет необходимости.

8. Нуждаетесь ли вы в помощи специалистов и педагогов детского сада в вопросах укрепления здоровья вашего ребенка?

  • да;
  • частично;
  • нет.

                                        Спасибо за сотрудничество!

Памятка

Чтобы облегчить адаптационный период своему ребёнку, дома необходимо выполнять следующие рекомендации:

1. Соблюдать режим дня – ребёнок должен вставать и ложиться спать в одно и то же время, спать днём, гулять. Разнообразить меню. Без необходимости не ходить в гости – это лишняя нагрузка на нервную систему малыша.

2. Не допускать длительного просмотра телевизора. Внимание! До 2-3 лет это вообще противопоказано

3. При общении с ребёнком использовать элементы телесной терапии (объятия, поглаживания, игры с прикосновениями), следует чаще ласкать ребёнка, особенно во время укладывания: гладить ему ручки, ножки, спинку (это обычно нравится всем детям).

4. Использовать игры с водой, с успокаивающим эффектом, например: пусть малыш перед сном наливает и переливает тёплую воду из одних пластиковых сосудов в другие.

5. Давать выход эмоциональному напряжению (бросать шарики в корзину, рвать газету).

6. Как можно больше гулять с малышом на свежем воздухе.

        7. Пораньше забирать из детского сада.

        8. Установлено, что в психологически напряжённой, стрессовой ситуации помогает переключение на древнюю сильную пищевую реакцию. Плачущий 2-3 летний малыш засовывает пальцы в рот. Он инстинктивно защищает себя от чрезмерного эмоционального напряжения. Также переключение затормаживает ранее возникшие отрицательные эмоции. Нужно чаще предлагать ребёнку попить. Выпив воды, он успокоится. Вода должна всегда находиться в одном месте, чтобы малыш мог показать, что хочет пить.  Следует также выставить на видном месте блюдо с сухариками, печеньем, баранками: пусть погрызёт, если захочет. В адаптационный период ребёнка ни в коем случае не стоит отучать от соски. Сосательные движения отвлекают его от переживаний.

        9. Затормаживают отрицательные эмоции монотонные движения руками или сжимание кистей рук. Поэтому есть смысл предложить ребёнку нанизывать на шнур крупные пластмассовые шарики, колёсики от пирамидок (бусы), соединять детали крупного конструктора типа «ЛЕГО», играть резиновыми игрушками-пищалками.

        10. Во время адаптационного периода нужно учитывать все индивидуальные привычки ребёнка, в т.ч. и вредные, ни в коем случае в этот период не перевоспитывать его! Необходимо принять ребёнка таким, каков он есть, не высказывая неудовольствия от неадекватного поведения, отсутствия самостоятельности и прочего.

11. И ёщё одно непреложное правило – не осуждать опыт ребёнка, никогда не жаловаться на него.

Следует помнить: не бывает одинаковых детей, у всех адаптация проходит по-разному. У каждого ребёнка свой темп привыкания, не надо его форсировать и ускорять и уж тем более не следует сравнивать ребёнка с другими детьми.

Необходимо набраться терпения, настроить себя на спокойный лад – ведь ребёнок чувствует и ваше настроение, и ваши переживания,

Практикум для родителей "Игры с водой и песком и их влияние на психоэмоциональное развитие детей раннего возраста"

http://2.bp.blogspot.com/-RT4sorFLIc4/UGjbTvtmz_I/AAAAAAAAE4w/fdrSULYVIQQ/s1600/s_m_01_10915_01_02.gif

Участники:

 воспитатели, родители.

Материал для выставки: 

Пособия: Центр воды и песка, сачки, воронки, удочки, ситечки, венчики,  шумовки, деревянные ложки, половники, ложки для  перемешивания салата, лопатки, ведерки, грабельки.

Дидактический материал: рыбки, шарики, футляры от киндер сюрпризов, формочки для игры с песком, наборы мелких игрушек.

Природный и бросовый  материал: шишки, ракушки, камешки, орехи, пробки от пластиковых бутылок, деревянные палочки.

Цель:

·         повысить знания родителей о значении игр с водой и песком в  психоэмоциональном развитии  детей раннего возраста;

·         вовлечь их в процесс совместной игровой деятельности с детьми в домашних условиях;

·         обучить способами, приемами игр с водой и песком.

I часть

Выставка игровых пособий

Воспитатель демонстрирует пособия  и дает им характеристику:

В настоящее время значительно возрос интерес специалистов: педагогов, психологов, логопедов к специально организованным занятиям с использованием воды и песка. И это не случайно, ведь игра с водой и песком -  это процесс развития самосознания ребенка, это его спонтанная «самотерапия», это  естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности, познание окружающего мира.

Во время игры создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка, познавательный интерес, обогащается эмоциональный опыт. Песок и вода действуют на ребенка как магнит: забирают негативную психическую энергию, происходит гармонизация психоэмоционального состояния ребенка, успокаивается нервная система, происходит профилактика и коррекция их психического состояния.

Дети раннего возраста с удовольствием играют с водой и песком, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью. А это очень важно для них, так  как многие  из них имеют проблемы с речью: кто-то мало говорит, кто-то плохо произносит звуки, кто-то вообще не говорит. Через игру развивается речь, рождается или усиливается чувство доверия, приятия, успешности.

В группе«Цыплята»  игры с водой и песком проводятся ежедневно, как с воспитателем, так и самостоятельно.

II часть

 Теоретическая

Игры с водой

Вода буквально притягивает к себе маленького ребенка. Стоит только наполнить ведерко или тазик водой, как его руки сами туда тянутся. А разве пройдет малыш равнодушно мимо фонтана или лужи?! Вспомните свой отдых на море…

Игры с водой вызывают у детей раннего возраста столько положительных эмоций. Например, стоит во время утреннего приема сказать плачущему малышу: «Не плачь, пойдем лучше с водичкой поиграем», слез как не бывало, бежит в группу, забыв даже попрощаться с мамой.

Центр «Вода и песок» - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. Ребенок еще плохо говорит и не может сказать о своих переживаниях и в этих играх устанавливаются доверительные отношения между воспитателем.

Игры с песком

Для детей песок – живое существо, общение с которым им необходимо. Что происходит, когда пальцы малыша касаются песка? Через нервные окончания в мозг поступают сигналы, стимулирующие его работу.

Психологи утверждают, что игры с песком для детей очень полезны. Они улучшают настроение, регулируют мышечный тонус, развивают крупную и мелкую моторику, координацию движений. Малыши выражают себя в игре увереннее, чем в словах. Поэтому игры с песком для детей раннего возраста являются  средством  коммуникации, предоставляют им возможности для разрешения конфликтов.

А еще это -  просто, естественно, доступно и приятно!

Воспитатель:

  Для игр с водой в детском саду нужны фартуки из клеенки, небольшие полотенца, хорошо впитывающие влагу.

 Пособия необходимые для игр с водой:

Можно использовать не только «Центр воды», а также – тазики, большие пластмассовые банки с разными  по ширине отверстиями, ведерки.

Удочки, сачки, ситечки, лейки, стаканчики, шарики, рыбки, губки, камешки, ложки, мельницы, ковшики и т.д.

Этот перечень пособий можно дополнять бесконечно – главное -  проявлять  творчество!

 Обязательно знакомим с правилами поведения во время игр с водой:

·         играть дружно, не мешая другим;

·         не отбирать игрушки;

·         аккуратно стряхивать водичку с сачка, чтобы она не лилась на пол;

·         учить бережно относиться к воде;

·         не выливать воду на детей и пол.

·          

  Игры с водой можно разделить на две группы:

·         на контактные;

·         на игры с предметами – орудиями.

1 группа:

Контактные игры  с водой – это игры, в которых ребенок принимает непосредственное участие. Он трогает водичку, опускает в нее руки, ощущает ее тепло или прохладу.  Малыш получает первый опыт взаимодействия с водой.

Контактные игры с водой целесообразно проводить с детьми в адаптационный период, когда дети особенно нуждаются в поддержке взрослого, в его понимании. Дети быстрее успокаиваются, расслабляются, забывают о разлуке с близкими людьми, идут на контакт с воспитателем.

Например, игры:  « Здравствуй, водичка!»;  «Теплая  - холодная»; «Пена»;  «Кто самый сильный?»; «Клад на дне моря»  и т.д.

2 группа:

Игры с предметами-орудиями -  это игры, в процессе которых дети овладевают  различными действиями с предметами: зачерпывание, захватывание, цепляние, вылавливание и т.д.

Действия с предметами – это не только увлекательное занятие для малыша, но и движущая сила его развития.

Например, игры:  «Ловись, рыбка!»; «Вылови шарик сачком»; «Мельница»;  «Перелей ложкой»  и т.д.

Для игр с песком  также нужны фартуки из клеенки; мягкие, хорошо впитывающие влагу, небольшие полотенца, метелочка с совочком.

Пособия необходимые для игр с песком:

Для игр с песком используется «Центр песка», который теперь можно приобрести в магазине. Но если такового у вас не нашлось, то можно приспособить любой таз.

Совочки, формочки, ситечки, природный материал: камешки, ракушки, шишки, орехи, косточки; бросовый материал: крышки, пробки; небольшие фигурки людей и животных, грабельки, деревянные колышки, молоточки, ведерки, лейки и т.д.

         Перечень пособий  комплектуется  по усмотрению воспитателя.

 Обязательно знакомим детей с правилами поведения во время игр в группе с  песком:

·         нельзя выбрасывать песок из песочницы;

·         нельзя бросать песок в других или брать его в рот;

·         надо бережно обращаться с песком;

·         после игры надо вымыть руки, и показать зеркалу какие они чистые.

 Игры с песком можно разделить на две группы:

·         на игры с сухим песком;

·         на игры с мокрым песком.

1 группа:

Игры, разогревающие   упражнения с сухим песком:

Это  игры направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Такие игры целесообразно проводить с детьми в адаптационный период – они захватывают малыша, отвлекают от слез. Не надо бояться, что ребенок испачкает все вокруг, ведь главное – это его  эмоциональное благополучие.

Например, игры: « Найди игрушку»;  « Украсим полянку»; «Пересыпание песка»; « Игра с природным материалом» и т.д.

Упражнения  «Здравствуй, песочек!»;  «Сделаем себе массаж»;  « Погладим песочек»  и т.д.

2 группа:

Игры с мокрым песком:

Мокрый песок – это холст маленького художника, на котором можно рисовать пальчиком, палочкой, выкладывать узоры, реализовывать все свои творческие фантазии. Рука, входящая в соприкосновение с песком, получает знания и опыт – основу мышления. Ребенок совершенствует свои действия с различными предметами.

Например, игры: «Забьем колышек»;«Украсим горку»;«Испечем кулич»;«Норка для мышки» и т. д.

III часть

Практическая

- Мы Вам предлагаем побыть в роли детей.

Предлагаем поиграть  с водой в контактные игры:

Родители подходят к Центру воды, трогают воду, ощущают ее тепло, делают произвольные движения руками.

 Воспитатель:

- А теперь мы Вас приглашаем поиграть с песком.

Родители подходят к Центру песка, трогают песок руками, говорят о своих ощущениях, воспитатель предлагает выполнить несколько разогревающих упражнений.

 После игр родители делятся  впечатления.

IV  часть

 Заключительная

Воспитатель:

- Итак, с помощью психолога, нас и  нашей выставки, Вы узнали, почему для ребенка раннего возраста важны игры с песком и водой, каким образом они проводятся в детском  саду.

Игры с водой и песком Вы можете применять дома. Кому нужна помощь, мы с удовольствием поможем, как теоретически, так и практически.

                                                                           

Развлечение «Поможем ручейку».

Цель: Закрепить и обобщить знания детей о воде. Вызвать у детей положительные эмоции.

Задачи

  • Способствовать воспитанию доброжелательности, вызвать желание оказать помощь.
  • Создать условия для  развития у детей действий с предметами.
  • Способствовать развитию активной речи у детей.
  • Способствовать развитию общей моторики у детей.
  • Обеспечить психологическое здоровье и благополучие детей;
  • Стимулировать у детей процесс познания и вовлекать их в совместную деятельность;

Оборудование: Таз, ведро с водой, маленькие ведёрки, стаканы, гуашь, кисточки, круги из картона, лейка с водой, чайник с водой, стакан на каждого ребёнка.

Ход развлечения:

Дети смотрите, кто к нам в гости пришел? («Ручеек»). Давайте спросим, почему он такой грустный.

Ручеек: Дети я очень хочу бежать и журчать, но злая волшебница заколдовала меня. Злая волшебница сказала, чтоб расколдовать меня надо выполнить три задания. Вы поможете мне («Да!») Тогда вперед!

Задание 1. В тазу лежит рыбка без воды, рядом большое ведро с водой и маленькие ведра. Как же помочь рыбке?

Задание 2. На столе четыре стакана, гуашь (синяя, зелёная, красная, желтая). Четыре круга вырезанные из картона (синий, зелёный, желтый, красный). Надо превратить воду в разные цвета и поставить на соответствующие круги.

Задание 3. Песочница с сухим песком и лейка с водой. Надо на песке оставить отпечатки рук, но песок сухой, отпечатки не получаются. Что же сделать для того, чтоб отпечатки получились?

Ручеек: «Спасибо, ребята, вы расколдовали меня!»

Закрепление подвижных  игр:

  • «Веселый ручеек».
  • «Перепрыгни через ручеек».
  • «По мостику».

                                 Пальчиковые игры

  • Пальчиковая игра: «капля раз, капля два».

Капля раз, капля два.                                  Дети касаются указательным пальцем

Капля медленно сперва,                                          одной руки о ладошку другой руки.

А потом, потом, потом,                              Сначала медленно, а потом все

Все бегом, бегом, бегом.                            Быстрее и быстрее

Мы зонты свои раскрыли,                         Поднимают руки вверх  и разводят их в  

                                                                                  стороны.                                                        

 От дождя себя укрыли.                             Поднимают руки вверх и соединяют их над

                                                                      Головой.

  • «Рыбка»

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть.

(сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывёт рыбка)

Рыбка, рыбка, озорница,

(грозят пальчиком)

Мы тебя хотим поймать.

(медленно сближают ладони)

Рыбка спинку изогнула,

(сложенными вместе ладонями изображают, как плывёт рыбка)

Крошку хлебную взяла.

(делают хватательные движения обеими руками)

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла.

(снова «плывут»)

  • «Птичка пьет водичку».

Исходное положение. Пальцы сложить «щепотью» - это «клюв».

Не отрывая локоть от стола, «клювом» коснуться стола. Далее – имитировать движения птицы: захватить «воду», поднять «голову», пощелкать «клювом».

Наклонилась, захватила,

Подняла и проглотила.

  • «Цветок»

Исходное положение. Ладони подняты вверх , пальцы образуют «бутон», основания кистей прижаты друг к другу.

Цветок распускается: разводим одновременно пальцы рук в стороны, а потом сводим пальцы вместе.

Солнце поднимается-

Цветочек распускается!

Солнышко садится-

Цветочек спать ложится.

  • «Речка и рыбка»

1.Речка – волнистое, плавное движение расслабленных кистей рук.

2.Рыбка. Исходное положение. Выпрямленные ладони прижаты друг к другу. Пальцы направлены в сторону «от себя».

   Поворачивать сомкнутые ладони вправо и влево, имитируя движения рыбки хвостом

  • «Лодочка».

Исходное положение. Обе ладони поставлены на ребро и соединены «ковшиком», большие пальцы прижаты к ладоням.

Маленькая лодочка по реке плывет,

На прогулку лодочка малышей везет.

  • «пароход».

Исходное положение. Обе ладони соединены «ковшиком», все пальцы,  кроме больших, направлены в сторону «от себя». А большие пальцы подняты вверх и соединены – «Это труба».

Пароход плывет по речке,

И труба дымит как печка.

 

Подвижные игры

Подвижная игра "Лужи"     
Воспитатель водой из лейки на асфальте рисует  круги – «лужи».  Затем просит  детей в беге перепрыгнуть с ним через нарисованные препятствия.  

Игра «Ласковый дождик».

Задача: формирование правильного и отчетливого произношения звука ж.

Материал: стихотворение В. Цвынтарного «Жук», жук,  игрушка уж, емкость с водой, бубен, русская народная песенка: «Дождик, дождик…».

Ход игры

Дети выходят на участок, любуются природой. Среди травы замечают жука. Называют его, рассматривают. Вдруг жук расправляет крылышки и взлетает.

Подвижная игра «Солнышко и дождик».

Дети гуляют — воспитатель звенит бубном, чтобы детям было веселее играть. Когда начнется дождь — воспитатель стучит в бубен. Игра повторяется несколько раз, меняя звучание бубна.

Подвижные упражнения:

  • «Перепрыгни через ручеек».

На песке палочкой нарисован ручеек,  детям по очереди перепрыгивают через него.

  • «По мостику».

Ходьба по скамейки с вытянутыми руками в стороны.

Подвижная игра «Рыбки и медведь».

На земле лежат обручи (домики для рыбок), «рыбки» бегают произвольно, то забегают внутрь, то выбегая из него, пока звучит бубен или музыка ведущего. Как только музыка прекращается, появляется игрушечный медведь и «рыбки уплывают» в свои домики.

Подвижные игры:

«Волны»

На слова «Море волнуется раз» дети начинают двигаться под музыку, изображая движения волн

 «Кот и рыбки».

На земле лежат обручи (домики для рыбок), «рыбки» бегают произвольно, то забегают внутрь, то выбегая из него, пока звучит бубен или музыка ведущего. Как только музыка прекращается, появляется игрушечный кот и «рыбки уплывают» в свои домики.

Подвижное упражнение: «Вода холодная, горячая».

На слова воспитателя: «Горячая вода» - дети приседают, обнимая себя за плечи, «Холодная вода» - встают, руки поднимают, разводя их в стороны.

                     

                                Изодеятельность

 Рисование пипеткой: «Разноцветный дождик».

На столе стоят четыре стакана с водой. Воспитатель вместе с детьми окрашивает воду в разные цвета (красный, синий, желтый, зеленый), набирают в пипетки воду,  и капаю по капелькам на ватман.

Аппликация  «Поможем маме - рыбке найти своих маленьких деток – рыбок».

Смотрите, какой у нас большой аквариум, но в нём нет, ни одной рыбки. Я предлагаю запустить рыбок в аквариум.

     

               

        Наблюдение за рыбкой в аквариуме.

 Задачи: Уточнить  представление  детей  о  том,  кто  в  аквариуме  живет?  Рыбка,  улитки,  растения. Уточнить, кто что делает?  (рыбка  плавает,  улитки  ползают,  а  растения  растут;  все  они  живые);  аквариум  красивый.  В  аквариуме  много  воды,  значит,  рыбке  просторно  плавать;  вода  прозрачная,  необходимой  для  них  температуры  (не  холодная  и  не  горячая). На  дне  лежат  камни,  растут  растения.  Покормить рыбку.

Экспериментальная деятельность

Переливание воды

Приготовить пластиковые бутылки, пузырьки, стаканчики, мисочки и другие ёмкости различных размеров (вся посуда должна быть небьющейся). Вместе с малышом наполнять их водой из-под крана: «Буль-буль, потекла водичка. Вот пустая бутылочка, а теперь полная». Переливать воду из одной посуды в другую.

Фонтан

Если подставить под струю воды ложку либо пузырёк с узким горлышком, получается «фонтан». Обычно такой эффект приводит детей в восторг: «Пш-ш-ш! Какой фонтан поучился - ура!» Подставьте пальчик под струю «фонтана», побуждайте ребёнка повторить действие за вами.

Можно шприцом набрать воду и выпустить ее.

                         

  Потешки

Знаем, знаем, да-да-да
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!
Лейся на ладошку,
Лейся понемножку.
Лейся, лейся, лейся
Лейся посмелей,
Катя умывайся веселей.

Водичка - водичка

Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!

Дождик. Дождик.

Дождик, дождик, веселей 
Капай, капай, не жалей! 
Только нас не замочи! 
Зря в окошко не стучи — 
Брызни в поле пуще: 
Станет травка гуще!
Дождик, дождик, пуще, 
Будет травка гуще. 
Дождик, дождик, посильней, 
Огород ты наш полей.


Трудовое воспитание: Полив комнатных растений.

Воспитатель. Ребята, послушайте внимательно и отгадайте загадку: «Воздух очищает, создают уют. На окнах зеленеют и всегда цветут». Что это?  (Цветы!). Правильно, это цветы. Дети, посмотрите, как много в нашей группе комнатных растений. А как вы думаете, для чего нужны растения? (чтобы было красиво.) Правильно, чтобы было красиво – комнатными растениями мы украшаем свой дом. Но они не только радуют нас, своей красотой, но и очищают воздух от пыли и грязи.

Ребята, что нужно делать, чтобы комнатные растения всегда были красивыми, не завяли? (ухаживать за комнатным растением), а как мы ухаживаем за комнатными растениями? Протираем листья, убираем засохшие листья, поливаем растения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья

Лето - наиболее благоприятное время для использования всех естественных факторов: воды, солнца, воздуха, поэтому необходимо давать детям возможность, как можно дольше находиться на улице....

Проект «Оздоровление детей в летний отпуск - «Солнце, воздух и вода – наши лучше друзья!»

Приближается лето – замечательное время года! Детям можно большую часть дня играть на воздухе, закаляться, в полной мере используя неисчерпаемые возможности природных факторов: свеже...

Презентация ВОЗДУХ, СОЛНЦЕ И ВОДА - наши лучшие друзья.

ž1. Создание экологически благоприятных условий в помещениях для игр и занятий детей:ž- соблюдение санитарных и гигиенических требований;ž- сквозное проветривание (3-5 раз в день в отсутствие детей);ž...

Оздоровительный проект в старшем дошкольном возрасте "Лето, солнце и вода - наши лучшие друзья!"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19655347","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"340"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19655353","...

Наши занятия Летнее спортивное развлечение «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья»

Формировать навыки здорового образа жизни; доставить детям чувство радости и веселья....

Конспект занятия "Воздух, солнце и вода – наши лучшие друзья"

Цель: создать условия для обогащения знания о воде, воздухе, солнце....

Воздух, солнце и вода - наши лучшие друзья!

Прогулка на участке группы....