Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира «Тайны насекомых» в подготовительной к школе группе детского сада
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Шахова Татьяна Александровна

Конспект НОД по формированию целостной картины мира «Тайны насекомых» в подготовительной к школе группе детского сада. Материал будет полезен воспитателям детских садов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

 по формированию целостной картины мира

«Тайны насекомых»

в подготовительной к школе группе детского сада

Шахова Татьяна Александровна

Воспитатель I квалификационной категории

с. Русский Байтуган

2017

Образовательная область: Познавательное развитие.

Тема: «Тайны насекомых»

Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Интеграция видов деятельности: познавательно - исследовательская, коммуникативная, игровая.

Вид НОД: Занятие-путешествие.

Форма проведения образовательной деятельности: фронтальная.

Используемые методы и приемы: Информационно-рецептивный (показ иллюстраций, рассказ воспитателя, вопросы к детям, художественное слово, создание игровой ситуации, игровые задания).

Цель:

Расширять представления детей о разнообразии насекомых; закреплять знания о строении насекомых, выделив их отличительные общие признаки (наличие шести ног, разделенного на три части туловища и усиков).

Задачи:

Образовательная:

Учить анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи; делать обобщения; отвечать на вопросы. Вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые».  Познакомить с превращением гусеницы в бабочку. Продолжать учить отгадывать загадки. Формировать у детей практические навыки бережного отношения к природе.

Развивающая:

Активизировать, обогащать словарный запас детей по теме. Развивать зрительную и слуховую память, связную речь, общую моторику, координацию движений, творческую активность; воображение.

Воспитательная:

Воспитывать доброе уважительное отношение ко всем видам живых существ, независимо от личных симпатий.

Оборудование:

Предметные картинки - иллюстрации насекомых, цветов, презентация  «Чудесные превращения бабочки», проектор,  экран, «волшебный» обруч, аудиозапись «Звуки насекомых на лугу», музыкальный центр.

Предварительная работа: 

Наблюдение за насекомыми на прогулке, на клумбе, рассматривание иллюстраций с насекомыми, экскурсии: на водоём, луг, лес.

Планируемый результат: Дети умеют отличить насекомых от других существ по характерным признакам. Дети должны прийти к выводу, что в природе не существует бесполезных или вредных растений, насекомых или животных. Все они выполняют свою работу, играют свою роль, зависят друг от друга.

Технологическая карта НОД

Структурные компоненты

деятельности

Ход НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Время

I.

Вводная часть.

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся на луг, чтобы узнать тайны из жизни насекомых. Ребята, чтобы нам попасть на поляну, нужно пройти через этот волшебный обруч. Когда будете проходить через волшебный обруч, не забудьте назвать своё имя, вот так, как я. Прохожу через обруч называю своё имя. Я Татьяна Александровна! (дети проходят, называя свои имена, тихо звучит музыка «Звуки луга»). Ребята! Как хорошо на лугу! В прекрасном мире душистых цветов и трав, где-то рядом летают бабочки, стрекочут кузнечики, слышатся голоса птиц. Посмотрите ребята, сколько здесь цветов! А кого привлекают луговые цветы? (людей, насекомых). Каких насекомых можем встретить на лугу? 

Предполагаемые ответы детей: Жучков, кузнечиков, божью коровку, муравья …

Совместная деятельность по образцу воспитателя.

1,5 мин

II.

Постановка и принятие детьми цели занятия

Воспитатель: А знаете ли вы, почему их так называют – насекомые? От слов насечканасекать. На брюшке видны поперечные полоски-насечки. Я предлагаю вам понаблюдать за жизнью насекомых, но так, чтобы не мешать им. Хотите рассмотреть насекомых поближе?

Предполагаемые ответы детей: Да! Хотим!

 Воспитатель: Чтобы найти насекомых нужно двигаться медленно и бесшумно, а наблюдать тихо, чтобы их не распугать. Искать насекомых нужно осторожно, многие из них зеленого цвета и отыскать их в траве трудно.  

Обсуждение проблемы и принятие цели детьми.

1 мин

III.

Основная часть

«Путешествие на луг».

1. «Тайны бабочек»

Давайте пройдемся по нашей полянке, заглянем под цветочки и листики и поищем там насекомых, чтобы узнать их тайны, но сначала отгадайте загадку:

Она легка, красива,

Изящна, легкокрыла,

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок.

Кто это? Правильно, бабочка. Кто первым найдет картинку с бабочкой, поднимает картинку вверх и показывает всем.

Дети обнаруживают картинку с бабочкой. Воспитатель уточняет у детей строение тела бабочки, из каких частей состоит, как передвигается, чем питается. Заслушав ответы детей, воспитатель дополняет рассказ о бабочках.

Воспитатель: На земле насчитывается более 140 тысяч видов бабочек. Их крылья покрыты мелкими чешуйками, которые содержат красящие вещества и обеспечивают чудесную окраску бабочек. Если взять бабочку в руки, то можно повредить эти хрупкие чешуйки и тогда бабочка погибнет. Размах крыльев самой большой бабочки – 30 см; самых маленьких – всего 2 мм. Бабочки сосут нектар и таким образом и питаются и переносят на своем тельце пыльцу, которой опыляют растения. А если время цветов еще не пришло, то они могут попить березового или кленового сока.

Работа в кругу, речевое взаимодействие всех участников занятия.

Отгадывают загадку, находят картинку бабочки под цветочком, рассматривают строение тела бабочки, отвечают на вопросы (индивидуальные ответы).

Слушают рассказ воспитателя, стараясь запомнить.

3 мин

2. Динамическая пауза

Воспитатель: Давайте немножко отдохнем и поиграем в игру « На полянку шли, насекомых нашли».

Дети становятся в круг. Идут друг за другом и произносят: «На полянку шли, насекомых нашли. Раз, два три – движение бабочки покажи…».

Имитируют движения бабочки, машут руками, как крылышками, порхают с цветка на цветок.

1,5 мин

3. «Тайны жуков»

Воспитатель: А сможете ли вы отгадать такую загадку?

Не жужжу, когда сижу,

не жужжу, когда хожу,

не жужжу, когда тружусь,

а жужжу, когда кружусь. (Жук).

Дети находят среди цветов картинку с изображением жука. Воспитатель сначала задает те же вопросы детям, затем дополняет рассказ.

Воспитатель: А разных видов жуков в природе существует еще больше, чем бабочек, - около 300 тысяч видов. У всех жуков прочные передние крылья – их называют надкрыльями. Они служат прикрытием, защитой для задних крыльев, перепончатых, сложенных на брюшке. У некоторых видов жуков задних крыльев не бывает – такие жуки не могут летать.

Воспитатель: Еще одна загадка:

Всех жучков она милей,

Спинка алая на ней,

А на ней кружочки,

Черненькие точки.

Дети: Это божья коровка.

Воспитатель: А почему божьи коровки так называют? Их называют коровками, потому что они умеют выделять «молоко», правда, не белое, а оранжевое, в случае опасности они выпускают едкую пахучую жидкость. Из-за нее не едят коровок ни птицы, ни ящерицы. Посмотрите, божья коровка красного цвета, с черными точками. У божьей коровки есть крылья? (Да!) Одни крылья у нее жесткие, красного цвета, а другие – мягкие, прозрачные. Говорят, что если божья коровка сядет на ладонь, это принесет удачу. А знаете  ли вы потешки или заклички про божью коровку?

Дети читают наизусть заклички или потешки по собственному выбору.

Работа в кругу, речевое взаимодействие всех участников занятия.

Отгадывают загадку, находят картинки с изображением разных жуков под цветочками, рассматривают строение тела жука, отвечают на вопросы (индивидуальные ответы).

Слушают рассказ воспитателя, стараясь запомнить.

Отгадывают загадку, слушают рассказ воспитателя, читают заклички о божьей коровке по желанию.

4 мин

4. Динамическая пауза

Воспитатель: Продолжим играть в игру « На полянку шли, насекомых нашли».

Дети становятся в круг. Идут друг за другом и произносят: «На полянку шли, насекомых нашли. Раз, два три – движение жука покажи…».

Имитируют движения жука, машут руками, как крыльями, переползают с цветка на цветок, жужжат.

1,5 мин

5. «Тайны муравьев, пчел, кузнечиков»

Воспитатель: А следующая загадка такая:

Он работник настоящий,

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом. (муравей)

Дети находят картинку муравья и рассказывают о нем.

Воспитатель: Муравьи живут огромными общинами, строя свои города. В их обществе существует четкое распределение обязанностей. Например, среди муравьев есть рабочие. Они строят муравейник с многочисленными ходами и собирают гниющие растения, чтобы прокормить колонию. Рабочие постоянно и во всем помогают друг другу и действуют сообща. Другие муравьи защищают колонию. Их называют солдатами. Это большеголовые муравьи с сильными челюстями. Все муравьи колонии выводятся из яиц, отложенных одной самкой, королевой. Королева откладывает до 30 тысяч яиц в день. Из-за такого количества яиц она очень толста. Самка муравья может жить так же долго, как и человек. А вот охраняют муравьиные яйца, ухаживают за ними муравьи-няньки. Они следят за тем, чтобы температура всегда была подходящей, - поэтому перетаскивают яйца из подземных ярусов муравейника в верхние и наоборот.

Воспитатель:

Сок цветов душистый пьет,

Дарит нам и воск и мед,

Людям всем она мила,

А зовут ее … (пчела).

Воспитатель коротко рассказывает о пчелах, которых человек стал приручать очень давно, строя им специальные домики-ульи, чтобы пчелы снабжали людей медом и воском. Пчелы – это тоже общественные насекомые, они не могут существовать поодиночке, живут большими семьями.

Воспитатель: Следующая загадка:

Этот маленький скрипач

Изумрудный носит плащ.

Он и в спорте чемпион,

Ловко прыгать может он. (Кузнечик)

 Знаете ли Вы, почему о кузнечике говорят: пиликает на скрипке. Зазубринки на ножках цепляются за пластинки на брюшке – получается скрип, стрекот. Кузнечик может далеко прыгать, потому что у него есть очень сильные две задние ноги. (Показывает на картинке задние ноги кузнечика.)  В Малайзии обитают кузнечики длиной в 25 см., а прыгает он на 5 метров. У некоторых кузнечиков есть крылья, а у других вообще нет крыльев. Посмотрите внимательно,  у этого кузнечика есть крылья? А уши у кузнечиков находятся на ногах. Одни кузнечики питаются растительной пищей, другие виды кузнечиков питаются мелкими насекомыми – мухами, мелкими бабочками и их гусеницами.

Работа в кругу, речевое взаимодействие всех участников занятия.

Отгадывают загадку, находят картинки с изображением муравья под цветочками, рассматривают строение тела муравья, отвечают на вопросы (индивидуальные ответы).

Слушают рассказ воспитателя, стараясь запомнить.

Отгадывают загадку. Слушают рассказ воспитателя.

Отгадывают загадку. Слушают рассказ воспитателя, стараясь запомнить.

4 мин

6. Динамическая пауза

Воспитатель: Продолжим играть в игру « На полянку шли, насекомых нашли».

Дети становятся в круг. Идут друг за другом и произносят: «На полянку шли, насекомых нашли. Раз, два три – движение кузнечика покажи…».

Имитируют движения кузнечика, прыгают с цветка на цветок.

1,5 мин

7. Определение общих отличительных черт насекомых

Воспитатель предлагает детям найти оставшиеся на полянке картинки, внимательно посмотреть на них и сказать, какие общие признаки есть у всех насекомых.

После того как дети сформируют свои наблюдения, воспитатель подводит итог: у всех насекомых 6 лапок, тело разделено на 3 части (голова, грудь, брюшко), у всех есть усики.

Работа в кругу. Рассматривают изображения насекомых, анализируют.

Индивидуальные и хоровые ответы на вопросы.

2 мин

8. «Тайна паука»

Воспитатель показывает детям картинку с изображением паука и просит детей ответить на вопрос.

Воспитатель: Паук – это насекомое?

Проводя сравнительный анализ иллюстраций, дети могут самостоятельно прийти к выводу, что пауки насекомыми не являются.

Воспитатель: Действительно, ученые относят пауков к совершенно особому виду живых существ, паукообразные. Ног у насекомого шесть, а у паука — восемь. Кроме того, у паука имеются хелицеры — маленькие конечности с ядовитыми коготками, расположенные рядом с ротовым аппаратом. Передняя часть тела также отличается: у насекомых подвижная голова отделена от груди, у паукообразных нет даже какого-то подобия «шеи», голова объединена с грудью в одну часть тела, которая так и называется — головогрудь. Голова всех видов насекомых украшена парой усиков, у пауков эти усики отсутствуют. 

Проводят сравнительный анализ, делают вывод.

Слушают рассказ воспитателя.

Отвечают на вопросы. Индивидуальные и хоровые ответы.

3 мин

9. «Тайна гусеницы»

Воспитатель: Как вы думаете, а можно ли гусениц назвать насекомыми?

Предполагаемые ответы детей: Да. Нет.

Воспитатель:

Гусеницы — личинки бабочек — вышедшие из яиц.

Воспитатель рассказывает детям о процессе развития насекомых, используя изображения на слайдах.

 - Бабочка откладывает яички

 - Из яичек появляются личинки-гусеницы. Они активно питаются, поедая листву растений. Некоторые личинки настолько прожорливы, что могут уничтожать практически всю листву на каких-то растениях.

 - После того как гусеница, наедаясь, вырастает до определенных размеров, она начинает выделять тонкую нить из специального отверстия на брюшке, и обматывает себя этой нитью, превращаясь в кокон или куколку. Куколка прикрепляется к коре дерева, прячется под листьями и замирает. Внешне куколка кажется совершенно неподвижной, но внутри у нее серьезные процессы, происходят изменения.

 - Из куколки выходит крылатая бабочка.

Подходят к экрану.

Обращают внимание на слайды, рассматривают изображения, слушают пояснения воспитателя.

Свободные высказывания детей об увиденном по желанию детей.

3 мин

IV

Заключительная часть

Воспитатель: Ребята, обратите внимание на то, что, например, бабочки питаются нектаром цветов или соком фруктов. Они практически безвредны. А вот личинки бабочек – гусеницы – могут нанести большой вред растениям. Такие вредные насекомые, как саранча, могут уничтожить посевы пшеницы на больших площадях. От укусов комаров страдают и взрослые, и дети, можно даже заболеть от укуса комара. Мухи и тараканы тоже разносят инфекцию. Возникает вопрос: зачем в природе существуют такие вредные насекомые? Они не приносят человеку никакой пользы, а лишь один вред (воспитатель выслушивает мнения).

Предполагаемые ответы детей: В природе существуют и вредные (тараканы, мухи, комары, …) и полезные (пчелы, бабочки, божьи коровки, …) насекомые.

Воспитатель: Почему большинство птиц является перелетными, то есть они улетают от нас на зиму и вновь возвращаются лишь весной?

Предполагаемые ответы детей: Зимой для них нет корма – насекомых. Многие птицы питаются насекомыми, и если бы мы бездумно начали уничтожать насекомых с помощью специальных ядовитых веществ, тогда от голода погибли бы и птицы. А птицы играют важную роль в природном равновесии.

Воспитатель: Для кого хорошо, когда много насекомых? Что произойдёт, с лугом, лесом, с нашей природой, если исчезнут насекомые? 

Дети должны сами прийти к выводу, что в природе не существует бесполезных или вредных растений, насекомых или животных. Все они выполняют свою работу, играют свою роль, зависят друг от друга.

Совместная речевая деятельность в кругу.

Отвечая на вопросы, высказывают свои предположения, мнения, представления.

Анализируют, делают вывод о взаимозависимости всех живых существ в природе.

2 мин

V

Выход из игровой ситуации.

Рефлексия.

Воспитатель: Ребята! Насекомые, это часть природы, а природу надо беречь! Но нам пора возвращаться. Проходите через волшебный обруч и садитесь на стульчики. Что интересного вы сегодня узнали? Что вам понравилось? Что запомнилось? Мне очень понравилось, как вы отвечали на вопросы, отгадывали загадки, играли.  На память о нашем путешествии на луг я хочу подарить вам раскраски с изображениями насекомых, раскрасьте их в свободное время. До свидания!

Проходят сквозь «Волшебный обруч».

Отвечают на вопросы, вспоминают запомнившиеся тайны насекомых.

Прощаются.

2 мин

Использованная литература и интернет-ресурсы:

  1. Емельянова Э. Л. Расскажите детям о насекомых. Наглядно-дидактическое пособие для групповых и индивидуальных занятий с детьми 3-7 лет в детском саду и дома. – М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2012.
  2. http://mp3.cc/m/7368-zvuki-prirody/21955223-lug-zhuzhzhanie-pchelki/

 - мп3 «Звуки луга»


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности формирование целостной картины мира для детей второй младшей группы "Сад - огород"

Конспект непосредственной образовательной деятельности формирование целостной картины мира для детей второй младшей группы "Сад - огород"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности Формирование целостной картины мира. Акция «Елочка колкая иголочка» подготовительной к школе группы

Воспитывать экологическое мировоззрение: вызвать отрицательное отношение к тем, кто наносит вред природе....