проект Пасха
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Знакомим детей с народными обычаями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Прект к 9 Мая24.06 КБ
Файл poznavatelnyy_proekt_k_9_maya_po_nravstvenno.docx17.9 КБ

Предварительный просмотр:

КУШВИНСКИЙ  ГОРОДСКОЙ  ОКРУГ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  

ДЕТСКИЙ САД №58 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ.

624300, Свердловская область, г.Кушва, улица  Энергетиков д.6А

                               ПРОЕКТ  «СВЕТЛАЯ ПАСХА»

                                                  Для детей 5-7 лет

                                                                             Составители : Воспитатели

                                                                           Соколова И.И. , Поздеева С.Ю.

 Проект: краткосрочный

Срок реализации: с 13.04.2017г. по 21.04.2017г.

Участники: дети подготовительной группы детского сада, родители..

 

Цель:

Знакомство детей с христианским праздником Светлой Пасхи и его обычаями.

Задачи:

1.Познакомить детей с православным праздником «Светлое Воскресение   Христово», с его историей.

 2.Развивать интерес к культуре предков.

3.Рассказать об обычаях и обрядах, связанных с праздником.

4.Воспитывать патриотические чувства к православным традициями русского народа, к народному творчеству.

 

Пояснительная записка.

Не секрет, что нам приходится заново учиться праздновать наши традиционные праздники. Когда-то традиции передавались в семье из поколения в поколение – «из уст в уста», «от сердца к сердцу». Народные праздники знакомят детей с существующими традициями и обычаями русского народа, помогают донести до ребёнка высокие нравственные идеалы. Мы, взрослые должны познакомить детей с историей нашей Родины, научить пользоваться богатством культурных традиций.

 

Комплекс мероприятий:

1.Беседа на тему «Что такое Пасха?», «Праздник Пасха», «Почему мы красим яйца?», «Как в старину люди готовились к празднику Пасхи?»; составление рассказов «Как мы дома празднуем Пасху?»

2.Чтение пасхальной сказки «Красная шапочка» в обработке, чтение стихотворения А.Плещеева «Христос Воскрес». «Легенда о христовом жаворонке» Л.Зилов. Знакомство с пословицами, поговорками, приметами на Пасху.

3. Пасхальные игры :«Катание яиц», «За двумя зайцами», Игра «Найди яйцо», «Кто найдёт больше яиц?»,

- хороводные игры «Солнышко-вёдрышко», «Ты по кругу пройди, себе друга найди»,

- Подвижные игры: «Солнышко», «Летели две птички»

- сюжетно-ролевая игра«Семья».

4. Рисование  «Чудо-писанки», рисование «Открытка к Пасхе».

5. Аппликация «Пасхальный кулич»,.

6. Лепка «Пасхальный заяц», 

Работа с родителями:

1. Консультация для родителей «Пасха - главный православный праздник года»,«Пасха, светлая пасха!»

2. Родителям рекомендуется: в канун Пасхи посмотреть с детьми мультипликационный фильм «Великая книга: Пасхальная история».

3. Выставка совместных с детьми работ по аппликации «Украшение пасхальных яиц и куличей»

Итоговое мероприятие:

Праздник «Светлая Пасха»

 

Беседа на тему «Что такое пасха?»

Как люблю я праздник Пасхи!

Приготовлюсь к четвергу

Бабушка яички красит,

Я ей тоже помогу.

На скорлупке хрупкой, тонкой

Для людей, для красоты

Крашу кисточкой тихонько:

Крестик, солнышко, цветы.

В светлый праздник Воскресенья

Подарю своим друзьям

По яичку, с поздравленьем

И скажу: «Раскрасил сам»

 

16 апреля мы будем встречать христианский праздник - Пасха. Этот праздник – победа жизни над смертью, праздник любви, мира и светлой жизни. Когда-то давно Господь послал на Землю своего сына- Иисуса, который должен был научить народ смирению и любви. Христос принес себя в жертву, чтобы показать людям истинную любовь – это любовь к Богу. Своей смертью, а затем воскрешением, Христос поведал людям, что жизнь не заканчивается смертью. Неизбежный конец жизни приводит к встрече с Богом. Вот это воскрешение – победу над смертью и празднуют люди каждый год весной – и называется этот праздник Пасха.

Всю неделю, предшествующую Пасхе, называют Страстной. Особо выделяют последние дни Страстной недели – Чистый Четверг (день очищения от грехов), Страстная Пятница (упоминание о распятии и смерти Иисуса Христа), Великая Суббота (день печали), и Светлое Воскресение Христово – праздник жизни и победы над смертью.

Начиная с Чистого Четверга мы начинаем готовиться к встрече Пасхи – сначала убирать дом, а потом красим яйца и печем куличи.

Праздник Пасхи продолжается целую неделю. И называется эта неделя по-разному - пасхальной, светлой, святой. Люди ходят друг к другу в гости, веселятся. В городах качались на качелях, каруселях, играли в горелки. В деревнях устраивали игры, хороводы.

Люди думали о будущем урожае и посевных работах и чтобы пробудить землю от зимнего сна, чтобы был хороший урожай катали по земле крашеные яички.

Беседа «Почему мы красим яйца?»

«Царь – день», или «Велик – день» - так называли праздник Пасхи в народе. Пасха это день всеобщего равенства, любви и милосердия. Люди приветствовали друг друга словами «Христос воскрес», в ответ звучало «Воистину воскрес», трижды целовались, дарили друг другу красные яйца. Этот обычай очень давний; Христос дал нам жизнь, а яйцо это знак жизни. Мы ведь знаем, что из яйца выходит живое существо.

  • Кто, вылупляется из яйца? (ответы детей).
  • Призадумалось яйцо:
  • Кто же я, в конце концов? Лебедь, утка, или я, ядовитая змея? -
  • А как вы думаете, в какой цвет красили яйца наши предки? И почему?
  • Красный цвет – это цвет радости. И ещё это цвет крови, которой Христос освятил жизнь. Вот с тех пор люди стали приветствовать друг друга красным яйцом, как знаком вечной жизни.

Послушайте, как в старину красили яйца. Первоначально яйца окрашивались только в красный цвет, позже их стали окрашивать во всевозможные цвета, рисовали на них пейзажи, записывали даже свои мысли.

Также в старину яйца окрашивали с помощью ярких лоскутков и ниток, которые линяли. Яйцо смачивали водой, и обкладывали лоскутками и нитками, заворачивали в белую тряпочку и крепко заматывали ниткой, затем варили.

Красили яйца в четверг перед праздником, всей семьѐй. Бытовало поверье, что яйца, сваренные в крутую в чистый четверг, предохраняют от болезней, если их есть на Пасху, а скорлупу от яиц зарыть в землю на пастбище где пасли скот, это надёжно защищало домашних животных от сглаза и всяких несчастий.

Но самое главное, что вы должны запомнить, Пасха – день всеобщего равенства, любви и милосердия. Не обижайте младших, будьте внимательны и послушны старшим, щедры к бедным, добры к нашим четвероногим и крылатым друзьям.

Пусть в ваших душах царит любовь и милосердие.

 

Игры:

Игра «Найди яйцо»: воспитатель показывает детям яйцо-писанку, после чего предлагает им закрыть глаза, а в это время прячет яйцо в группе. Желательно положить его на видное место. Затем детям предлагается найти яйцо.

 

Игра «Катание яиц»: воспитатель раскладывает небольшие сувениры и устанавливает небольшую самодельную горку или доску. Ребенок берет в руки яйцо и скатывает его с горки. К какому сувениру прикатится яйцо, тот подарок получает ребенок.

Игра «За двумя зайцами»: воспитатель берет три крашеных яйца. Два кладет рядом. А третье предлагает запустить детям так, чтобы оно попало в эти два и они раскатились в разные стороны. Дети «болеют» друг за друга.

Хороводная игра «Солнышко-ведрышко».

Выбирается водящий – солнце. Остальные дети стоят в хороводе. Они поют:

Гори, солнце, ярче.

Лето будет жарче.

А зима теплее,

А весна милее.

На первые две строчки дети идут хороводом, на последние две строчки – поворачиваются лицом друг к другу и делают поклон. Затем все близко подходят к «солнцу». «Солнце» говорит: «Горячо, горячо! », и догоняет детей. До кого «солнце» дотронулось – выбывает из игры.

 

                             

                             

                                             Консультация для родителей:

«Пасха - главный православный праздник года»

Праздник Светлого Христова Воскресения — Пасха —самый большой православный праздник Слово «Пасха» пришло к нам с греческого языка и означает «прихождение», «избавление». В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства дьяволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь.

Воскресение Христово— это основа и венец нашей веры, это первая и самая великая истина, которую начали благовествовать апостолы.

Начинают праздник Пасхи со слов: «Христос воскрес» и отвечают: «Воистину воскрес».

На Пасху муж с женой при всех не христосуются — это к разлуке. Родители и дети могут трижды поцеловаться.

Если при первом ударе колокола на церкви перекреститься и сказать: «Христос воскрес, а рабу (имя) здоровье», — выздоравливает даже тяжело больной человек. Девушки на выданье и вдовицы говорили: «Христос воскрес, а ко мне женихи. Аминь».

Убранству стола и кушаньям именно в праздник Пасхи уделяется особое внимание. Как будто сама весна, радостная, со звоном колоколов и щебетаньем птиц, накрывает праздничные столы. Богатый пасхальный стол является символом небесной радости.

С давних времен хранится обычай дарить в праздник Пасхи яйца. Этот обычай произошел от святой равноапостольной Марии Магдалины, когда она, по Вознесении Господнем, пришла в Рим для проповеди Евангелия, предстала пред императором Тиверием и, поднеся ему красное яйцо, сказала: «Христос воскресе! » начиная таким образом свою проповедь.  

По примеру равноапостольной Марии Магдалины мы теперь дарим в Пасху красные яйца, исповедуя животворящую смерть и Воскресения Господа — два события, которые Пасха соединяет в себе.

 Пасхальное яйцо напоминает нам об одном из главных догматов нашей веры и служит видимым знаком блаженного воскресения мертвых, залог которого мы имеем в Воскресении Иисуса Христа — Победителя смерти и ада. Как из яйца, из-под его неживой скорлупы, рождается жизнь, так из гроба, жилища смерти тления, восстал Жизнодавец, и так восстанут в вечную жизнь и все умершие.

Пасхальный кулич— это церковно-обрядовая пища. По благословению и освящению христианских пасок и куличей, верующие в первый день праздника, прийдя из храмов домой и окончив подвиг поста, в знак радостного единения, всей семьей начинают и телесное подкрепление — прекращая говение, все едят благословенные куличи и пасху, употребляя их в течение всей Светлой седмицы.

Праздник Пасхи продолжается семь дней, или восемь, если считать все дни непрерывного празднования Пасхи до Фомина понедельника.

Крестный ход, совершаемый в пасхальную ночь, — это шествие Церкви навстречу воскресшему Спасителю. Крестный ход совершается вокруг храма при непрерывном трезвоне. Впереди крестного хода несут фонарь, за ним запрестольный крест, запрестольный образ Божией Матери, далее идут двумя рядами, попарно, хоругвеносцы, певцы, свещеносцы со свечами, диаконы со своими свечами и кадильницами и за ними священники. В последней паре священников идущий справа несет Евангелие, а идущий слева — икону Воскресения. Завершает шествие предстоятель храма с трисвешником и Крестом в левой руке.

В пасхальной корзинке обязательно должны присутствовать символы Пасхи: кулич, который символизирует Христа, и крашенки — символ воскресения.

Освятить можно продукты, которые будут на праздничном столе. Обратите внимание! Православная церковь не приветствует освящения спиртных напитков. Даже церковное вино — кагор — лучше оставить дома.

Конечно, если вы не будете строго соблюдать все правила, то это не является смертельным грехом, но постарайтесь все их придерживаться. Ведь священнослужители прекрасно понимают, что прихожане далеко не все люди, разбирающиеся в тонкостях веры, зачастую, в церкви появляющиеся только раз, на Пасху. Но корзиночки свои приносят искренне, поэтому никаких особых запретов церковь не ставит, чтобы каждый почувствовал себя ближе к Христу, чтобы в его сердце зародилась вера



Предварительный просмотр:

Познавательный проект к 9 мая по нравственно-патриотическому воспитанию

 «ВЕЛИКИЙ ДЕНЬ - ПОБЕДНЫЙ ДЕНЬ»

 для детей 5-7лет.

                                                                 Воспитатели: Соколова И.И.

                                                                                          Поздеева С.Ю.

Актуальность
Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Воспитание патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста, потому что именно на данном этапе формируется личность ребенка.
Проводя воспитательно-образовательную программу, мы понимаем , что любовь к Родине – высшее проявление любви ребенка к своим родителям, близким и родному городу, поэтому формировать гражданственность нужно начиная с малых, понятных детям вещей.
Патриотизм необходимо прививать через любовь к истории своей семьи.
Современные дети разделены во времени с непосредственными участниками Отечественной войны уже тремя поколениями. Каждое следующее поколение знает о второй мировой войне все меньше и меньше. Поэтому, педагоги вместе с родителями призваны помочь ребенку осознать, что в Великой Отечественной войне солдаты вместе со всем народом сумели победить врага и отстоять свое право жить свободно и независимо. Изучение в доступной форме фактов, связанных с прошлым страны, дает возможность ребенку сравнить то, что есть с тем, что было и приблизить его к пониманию исторического значения Победы нашего народа в Великой мировой войне. 
Воспитывать в детях гражданина страны невозможно в отрыве от ее истории. Без знания героической истории Отечества невозможно пробудить интерес детей к Родине, заложить начала патриотических чувств, научить восхищаться мужеством и героизмом народа, защитившего свою Родину, переживать свою сопричастность с далекими событиями истории, ощущать радость Великой Победы, гордость за свое Отечество, воспитывать у детей любовь и уважение к героям, павшим за Родину. 

Цель проекта:  Воспитывать гордость и уважение к нашим героическим предкам и сегодняшним защитникам Отечества.
Задачи проекта
*Сформировать чувство гордости за свой народ, его боевые заслуги;
*Познакомить детей с историей Великой Отечественной войны;
*Формирование у мальчиков стремление быть сильными и смелыми защитниками своей страны, у девочек воспитывать милосердие на примере профессии медсестер;
*Познакомить детей с разными видами вооружения, амуниции и военной техники, которые использовались во время ВОВ;
*Закрепить представление о празднике Дня Победы.
*Формировать умение работать в коллективе: принять общий замысел, стремиться к согласованным действиям;
*Способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной речевой и творческой деятельности;
*Развивать умение давать моральную оценку поступкам героев художественных произведений; творческие и познавательные способности.
Участники проекта: дети, воспитатели групп, музыкальный руководитель, родители
Срок реализации проекта: май 2017 года.
Тип проекта: творческий, краткосрочный.
Форма проведения: Беседы,занятия, самостоятельная деятельность детей, музыкальные занятия, работа с родителями, проведения праздника.

Этапы реализации проекта

1.Организационный этап


1. Разработка этапов проекта

2.Подбор литературы и иллюстраций.

2. Реализация проекта

Виды деятельности .

-Утренняя гимнастика, пальчиковые игры «Нам нужен мир», «Мир детям»..
-Беседы:

- «Что такое война?»,

-«Наша Армия»

-На полях сражений»,

- «Дети и война»,

-«Помощь тыла», «Партизаны»

- «Подвиг народа», «День Победы»,

- «О пробабушках и прадедушках участвовавших в ВОВ».

-Ситуативная беседа «Как мы готовимся к празднику?»
-Рассматривание иллюстраций, фотографий о ВОВ.

- «Парад на Красной площади» (К.Юон),

- «Победа» (П.Кривоногов),

- «Возвращение домой» (Ю. Непринцев),

-«Георгиевская лента-символ Победы».
-Составление предложений и коротких рассказов по картинкам о ВОВ
-
Знакомство с детской художественной литературой о Великой Отечественной Войне.

-«Иришка-пулеметчица», «Таежный подарок» (А.Кузнецов),

- «Война и дети» (А.Гайдар),

- «Почему Армия родная» (А. Митяев),

- «Никто не знает, но помнят все» (Л.Кассиль),

-«Навек запомни» (М.Исаковский),

- «Советский воин» (Т.Трутнева),

 «Шинель» (Е.Благинина),

- «Первый таран (С.Алексеев),

- «Была война», «Я в солдатики играю»,»День Победы» (Т.Шапиро),

- «Вместе с дедушкой» (Г.Ладонщикова),

-«Приходят к дедушке друзья» (В.Степанова).

-Заучивание  стихотворения  «Почему ты шинель бережёшь»)

Просмотр
-Просмотр документального фильма о войне.
-«Легенда о старом маяке» -мультфильм.

-«Партизанская Снегурочка»

Лепка
-«Вечный огонь на Красной площади»,
Рисование 
-«Праздничный салют»

-«Букет к 9мая»
-«Мир глазами детей»(на асфальте),


Аппликация
-«Праздничные открытки ветеранам к Дню Победы». 
-«Сложи фронтовой треугольник»
Сюжетно-ролевые игры:
-«Разведка»
-«Почетный караул»
-Военный госпиталь»
-«Завод по производству танков»
-«Военный парад»

-Солдатики»
Дидактические игры
-«Назови пословицу»
-«Раньше и теперь»
-«Что такое хорошо и что такое плохо»
Разрезные картинки
-«Бомбежка»
-«Партизаны»
-«Дети и война»
-«Парад Победы»
Настольные игры
-«Поле боя»
Подвижные игры
-«Кто быстрее»
-«Саперы»
-«Водрузи знамя»

Работа с родителями

-Консультация «Что можно рассказать детям о ВОВ»

-Привлечение родителей к выставке рисунков о ВОВ

-Помощь родителей в оформлении «Панорамы боя».

3.Этап

*ОФОРМЛЕНИЕ в группе «Панорама боя»

*Совместная выставка рисунков детей и родителей «Ох война, война - что ты сделала подлая?»

* Праздник – концерт для ветеранов и детей детского сада «Любимый мой прадедушка»

*Возложение цветов к памятнику около Депо, Митинг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарный план проведения проекта "Пасха"

ПроектТема: «Пасху встречаем, в гости всех мы приглашаем!»Паспорт проектаВид проекта: творческо-информационный.Продолжительность проекта: краткосрочный, 18.04.2011-25.04.2011.Участники проекта: ...

Проект "Пасха в гости к нам пришла.

Актуальность темы:В настоящее время дети.да и мы взрослые ,не знаем русских обычаев.традиций,связанных с народными праздниками.И если взрослые и дети будут интересоваться русской культурой и ра...

Проект: "Пасха"

знакомство детей с Пасхой...

Творческий проект "Пасха".

Пасхальные игры и развлечения для детейРазбивайкиОдин держит в руке пасхальное яйцо острым концом кверху. Второй бьёт «носком» своего яйца.Чьё пасхальное яйцо разобьётся с обоих концов, тот ...

проект " Пасха"

В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет...

Проект "Пасха"

Дети старшего дошкольного возраста в большинстве случаев уже понимают различные православные праздники. На занятиях по изобразительной деятельности была тема «Пасхальное яйцо», организовали подготовку...

Презентация "Проект "Пасха светлая, Пасха красная"

Презентация "Проект "Пасха светлая, Пасха красная"...