Статья "Использование дидактических игр для развития сенсорного восприятия у детей младшего дошкольного возраста"
статья по окружающему миру на тему

Шестакова Наталья Викторовна

Рассмотрение содержания и методов использования дидактических игр в процессе формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_.docx19.35 КБ

Предварительный просмотр:

Использование дидактических игр для развития сенсорного восприятия у детей младшего дошкольного возраста

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, проблема сенсорного воспитания занимает одно из центральных мест. Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок, величин и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками – многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущение и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период младшего дошкольного детства. И тут на помощь приходит сенсорное воспитание.

Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной, а формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное воспитание. Его основная задача – помочь ребенку накопить представление о цвете, форме, величине предметов и т.д.

Но в каждом возрасте стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

Начиная с младшего дошкольного возраста у детей, формируют сенсорные эталоны. Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большого количества предметов.

Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах - общепринятых образцах внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры, величины - метрическая система мер. Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии (это фонемы родного языка, звуковысотные отношения), свои - во вкусовом, обонятельном восприятии.

Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по величине и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнения все более сложных глазомерных действий.

Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

На начальном этапе детей обучают восприятию простой нерасчлененной формы. Затем переходят к обучению и тренировке восприятия формы, не вполне совпадающей с геометрической. Далее детей учат выделять в предмете главные детали, существенные и характерные признаки предметов. На следующем этапе детей учат составлять объекты из отдельных частей. Учат анализировать пространственные отношения отдельных элементов предмета. Формируют представления о пространственных отношениях.

Задачи сенсорного воспитания должны реализоваться практически во всех видах деятельности и на всех занятиях, а также посредством дидактических игр.

Основная особенность дидактических игр - обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правил, дает возможность воспитателю более планомерно использовать эти игры .

       Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры - занятия и дидактические или автодидактические игры. В первом случае  ведущая роль принадлежит педагогу, который использует игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования. Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана и осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям.                  

Рассматривая методику организации дидактических игр можно отметить, что их организация осуществляется педагогом в трех направлениях:

- подготовка к проведению дидактической игры;

- применение дидактической игры;

- анализ дидактической игры.

Обязательным элементом дидактическим игр является:

  1. Отражение учебного материала

2.Выделение игровых задач

3.Наличие правил

  1. Действия играющих
  2. Подведение итогов игры

Виды дидактических игр

    Часто дидактические игры соотносят с содержанием обучения: игры по сенсорному восприятию, словесные игры, игры по ознакомлению с природой  и другие.

Иногда игры соотносят с материалом:

  1. Игры с предметами
  2. Настольно–печатные игры
  3.  Словесные игры    

 Возможна  и такая группировка дидактических  игр:

  1. игры-путешествия,
  2.  игры-поручения,
  3.  игры-предположения,
  4.  игры-загадки,
  5. игры-беседы.

     Игровым действиям детей нужно учить. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной.  В играх младших детей игровые действия одинаковы для всех участников.

     Различен и объём игровых действий. В младших группах - это чаще всего одно-два повторяющихся действия, в старших уже пять-шесть.

   Результат дидактической игры - показатель уровня достижения детей в усвоении программного материала, в развитии умственной деятельности, взаимоотношений, а не просто выигрыш, полученный любым путём.

   Игровые задачи, действия, правила, результат игры взаимосвязаны, и отсутствие хотя бы одной из этих составных частей нарушает её целостность, снижает воспитательное воздействие.                    

Вот несколько примеров использования дидактических игр для развития сенсорного восприятия:

1.Дидактические игры на определение формы

- Игра: «Подбери фигуру»

Дидактическая задача: закрепить представления младших дошкольников о геометрических фигурах, упражнять в их назывании, научить подбирать фигуры по образцу, закрепить навык обследования геометрических форм приемом обведения и накладывания.

- Игра: «Кому какая форма»

Дидактическая задача: научить младших дошкольников группировать геометрические фигуры (овалы и круги) по форме, отвлекаясь от цвета и величины.

-  Геометрическое лото

Дидактическая задача: научить младших дошкольников сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой и подбирать предметы по геометрическому образцу.

2.Дидактические игры на определение величины

- Игра: «Башня»

Дидактическая задача: закрепить представления об относительности величины предметов: дать представления об отношениях по величине между плоскими предметами и объемными предметами.

-Игра: « Что там? »

Дидактическая задача: Учить младших дошкольников устанавливать отношение трех предметов по величине при составлении матрешки.

-Игра: «Сбор фруктов»

Дидактическая задача: Развивать глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины.

- Игра « Пирамидка»

Цель: учить соотносить величину колец в заданной последовательности: учить анализировать результат; развивать усидчивость, настойчивость.

3.Игра-упражнение ««Узкая и широкая дорожка»

4.Комплексные дидактические игры

-Игра: «Построим комнату для куклы. Встреча куклы»

Дидактическая задача: Показать детям, что из кубиков и кирпичиков можно построить комнату для куклы; стул, стол, кровать, диван. Учить сооружать одновременно несколько предметов, отличающихся по конструкции и назначению. Привлекать интерес к постройке, возбуждать интерес к игре.

- Игра: «Постройка горки со скатом»

Цель: Учить младших дошкольников строить лестницу, приставляя наклонно к самой высокой стороне пластины. Развивать глазомер и координацию движений. Воспитывать усидчивость.

- Игра: «Сложи лицо»

Цель: научить младших дошкольников составлять лица из отдельных элементов, развить мелкую моторику рук и обогащать тактильные ощущения младших дошкольников, воспитать интерес к мимике человеческого лица.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическое пособие для развития сенсорного восприятия у детей младшего дошкольного возраста "Заплатки для варежек"

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их формах, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Значен...

Развитие слухового восприятия у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения.

Развитие слухового восприятия у детей младшего дошкольного  возраста через дидактические игры и упражнения....

Модель взаимодействия с родителями воспитанников, специалистами детского сада, окружающим социумом, предусматривающую сотрудничество с детьми в ходе использования дидактических игр для развития сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста.

Модель взаимодействия с родителями воспитанников, специалистами детского сада, окружающим социумом, предусматривающую сотрудничество с детьми в ходе использования дидактических игр для развития сенсор...

Развитие сенсорного восприятия у детей младшего дошкольного возраста

Мы предлагаем вашему вниманию наш опыт работы по развитию сенсорного восприятия детей через мультисенсорный подход, т.е. стимулировать несколько органов чувств одновременно, для того что бы дети получ...

Развитие сенсорного восприятия у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры по изобразительной деятельности.

Развитие сенсорного восприятия у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры по изобразительной деятельности.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26061220","attributes":...

ПАЛОЧКИ КЮИЗЕНЕРА В РАЗВИТИИ СЕНСОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Наиболее благоприятным периодом в формировании у детей сенсорной культуры является дошкольный возраст. Научить ребёнка обследовать предметы и различать их свойства ещё недостаточно для полноценного ра...