Конспект открытого занятия " Невидимка-воздух"
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа) на тему

Самсонова Тамара Рафиковна
    Цель:подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас; дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер - это движение воздуха;

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_nod.docx23.76 КБ

    Предварительный просмотр:

    КОНСПЕКТ НОД

    «Невидимка-воздух» СРЕДНЯЯ ГРУППА

    Задачи:

    Образовательные:

    • подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;

    -дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер - это движение воздуха;

    • способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
    • способствовать формированию у детей познавательного интереса;
    • обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;
    • учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.

    Развивающие:

    • развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;
    • развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности;
    • развивать зрительное и слуховое восприятие.

    Воспитательные:

    • воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;
    • воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде,
    • воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

    Словарная работа: Обогатить словарь детей словами: прозрачный, невидимый, опыты.

    Оборудование: ,

    • полиэтиленовые мешочки (по количеству детей);
    • стаканчики с водой, коктельные трубочки (по количеству детей);
    • мыльные пузыри
    • 2 подноса;
    • кораблики из пенопласта с бумажными парусами;
    • бумажные салфетки и веера, вертушка

    Воспитатель: Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:

    Он нам нужен, чтоб дышать,

    Чтобы шарик надувать.

    С нами рядом каждый час,

    Но невидим он для нас!

    Что это?

    Дети: Воздух!

    Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные. Но для начала необходимо надеть фартуки и шапочки.

    Медвежонок: Здравствуйте, ребята! А что это вы собираетесь тут делать?

    Воспитатель: Мы с ребятами хотим поговорить о воздухе.

    Медвежонок: О воздухе? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздух! А вы, ребята?

    Воспитатель: вы видите воздух вокруг нас?

    Дети: Нет, не видим.

    Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

    Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.

    Воспитатель: Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас!

    Медвежонок: Ой, всё-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть!

    Воспитатель: Ребята, докажем, что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

    Дети: Да.(Раздаю полиэтеленовый пакеты.)

    Опыт 1 С полиэтиленовым пакетом

    Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

    Дети: В нём нет воздуха.

    Воспитатель: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.

    Медвежонок: А мне этот мешочек что-то напомнил! Летом я видел, как люди используют такой «запертый» воздух! На речке! Это, кажется, был надувной матрас! А ещё я видел у детей спасательные нарукавники и даже спасательный круг!

    Воспитатель: Конечно, Миша, Ведь воздух легче воды! И если внутри матраса воздух, то он, конечно же, плавает!

    Медвежонок: Значит, если внутри чего-то воздух, это будет плавать

    Воспитатель: Сейчас мы будем опускать игрушки в воду.

    Дидактическая игра «Где спрятался воздух?»

    (дети раскладывают игрушки на 2 подноса)

    Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь ты знаешь, Миша, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать. Но будь осторожен, если во внутрь попадёт вода и вытолкнет воздух, то этот предмет может утонуть. А вот интересно, а внутри человека воздух есть?

    Воспитатель: Как вы думаете, ребята. Давайте проверим?.

    Опыт 2 Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.

    Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?

    Дети: Выходят пузырьки.

    Воспитатель: Вот видите! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Ребята, а какие пузырьки можно ещё пускать?

    Дети: Мыльные.

    Воспитатель:А, что находится внутри мыльных пузырей?

    Дети: Конечно, же мыло! 

    Воспитатель: Давайте и мыльные пузыри попускаем.

    Воспитатель: в каждом пузыре внутри находится воздух. Это мыльная плёнка наполняется воздухом и отрывается от петельки. Лёгкие, наполненные воздухом пузыри, парят в воздухе.

    Медвежонок: Я понял вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Через нос?

    Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем Мише, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух

    Физминутка «Одуванчик и ветер»

    Воситатель: А мы видим воздух?

    Дети: Нет.

    Опыт 3. С салфеткой.

    Воспитатель: А с салфеткой видно?

    Дети: Да.

    Воспитатель: Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как летом листочки на деревьях. А мы говорили, что листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился тут, сейчас?

    Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Хотите устроить ветер?

    Дети подходят к тазикам с водой на ковре.

    Игра « Кораблики»

    Воспитатель: Ветерок, созданный потоком воздуха из груди, раздувает паруса, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Воздух может передвигать предметы. —

    Медвежонок: Это вы дуете, воздух толкаете. А если не дуть, как ещё можно сделать ветер?

     Опыт 4. С веером.(раздаю веера)

    Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

    Дети: В лицо дует ветерок.

    Воспитатель: Смотрите, от моего веера даже кораблики могут плыть. Ветер не только помогает парусникам плыть. Он может вращать вертушку. Смотрите: воздух не движется, и вертушка не вертится. Я машу веером, толкаю воздух, получается ветер, и вертушка завертелась.

    Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. Сейчас я разрежу апельсин. Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет.

    Ребята что вы сегодня узнали на нашем занятии? Что воздух бесцветный, поэтому мы его не видим; Чтоб увидеть воздух, его надо поймать Что воздух легче воды и что он есть внутри пустых предметов и даже внутри людей;

    А ещё  что воздух не пахнет и может передавать запахи; А ещё я наконец-то узнал, что такое ветер! Ветер - это движение воздуха;

    Медвежонок: И я сегодня тоже очень много узнал. Вы сегодня так хорошо поработали . Молодцы! У меня для вас есть угощение (раздает угощение)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия "Невидимка - воздух"

    Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Невидимка - воздух". Для детей дошкольного возраста очень трудная для восприятия тема "Воздух", так как мы не можем увидеть воздух; поэтому не...

    Конспект занятия "Невидимка - воздух"

    - Воздух - это удивительная оболочка вокруг нашей Земли. Если бы не было вокруг Земли воздуха. все живое погибло бы в палящих лучах Солнца днем и от космического холода ночью....

    Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Невидимка воздух»

    «Невидимка воздух».Цели и задачи: v закрепить знания о воздухе и о его свойстве воздух как среда  обитания живых существ;v дать знания о таком природном явлении как ветер, о его особенностях...

    Конспект познавательного занятия «Невидимка воздух»

    Программное содержание:Формировать представления детей о воздухе и его свойствах, о роли воздуха в жизни человека, животных, растений; составить у детей представление о ветре, вызвать интерес к провед...

    Конспект открытого занятия в средней группе по познавательно-исследовательской деятельности «Невидимка воздух»

    Цель: Развивать у детей представления о свойствах воздуха, путём экспериментирования....

    Конспект открытого занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Невидимка воздух —

    Упражнять в наблюдательности за окружающей средой.Закрепить представления детей о воздухе, его свойствах.Учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха.Продолжать закреплять навыки проведения ...