Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе Тема: «Знакомство детей с казачьими промыслами и ремёслами»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Манакова Оксана Викторовна

Тема: «Знакомство детей с казачьими промыслами и ремёслами»

Цель: Создание условий для знакомства с ремеслами донских казаков и приобретения навыков работы с глиной в процессе игровой ситуации «Гончарная мастерская», через формирование интереса и уважения к казачьим обычаям и традициям.

Задачи:

Образовательные:

1.     Познакомить детей с гончарным ремеслом, особенностями работы гончара.

2.     Расширять у детей познавательный интерес к истории.

Развивающие:

1.     Формировать навыки работы с глиной, пластилином

2.     Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус.

3.     Уточнять, активизировать и актуализировать словарь по теме: «Казачьи промыслы и ремесла»

Воспитательные:

1.     Воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире.

2.     Воспитывать уважение к людям разных профессий и результатам их труда.

Предполагаемый результат:

- дети имеют представления о ремесле гончар;

- дети имеют представления и навыки в изготовлении посуды;

- дети имеют опыт в работе с глиной;

- дети проявляют творчество и интерес к гончарному искусству;

- дети проявляют познавательный интерес к казачьим традициям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx19.36 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

в подготовительной к школе группе

Тема: «Знакомство детей с казачьими промыслами и ремёслами»

Цель: Создание условий для знакомства с ремеслами донских казаков и приобретения навыков работы с глиной в процессе игровой ситуации «Гончарная мастерская», через формирование интереса и уважения к казачьим обычаям и традициям.

Задачи:

Образовательные:

  1. Познакомить детей с гончарным ремеслом, особенностями работы гончара.
  2. Расширять у детей познавательный интерес к истории.

Развивающие:

  1. Формировать навыки работы с глиной, пластилином
  2. Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус.
  3. Уточнять, активизировать и актуализировать словарь по теме: «Казачьи промыслы и ремесла»

Воспитательные:

  1. Воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире.
  2. Воспитывать уважение к людям разных профессий и результатам их труда.

Предполагаемый результат:

- дети имеют представления о ремесле гончар;

- дети имеют представления и навыки в изготовлении посуды;

- дети имеют опыт в работе с глиной;

- дети проявляют творчество и интерес к гончарному искусству;

- дети проявляют познавательный интерес к казачьим традициям.

Приоритетное направление (образовательная область) в соответствие с ФГОС ДО: познавательное развитие (ПР) интегрируется с социально-коммуникативным развитием (С-К Р), с речевым развитием (РР) и художественно-эстетическим развитием (Х-Э Р)

Виды детской деятельности: познавательная,  коммуникативная, продуктивная.

Методы:

Наглядный: просмотр видеоролика, рассматривание глины,  сопровождаемые  объяснением взрослого, показ способов действий на гончарном круге.

Словесный: рассказ воспитателя, проблемные  вопросы, побуждающие  речевую активность.

Практический: рассматривание объекта (глины), совместные действия воспитателя и ребенка в ходе практической деятельности, самостоятельная продуктивная деятельность.

Приемы: создание проблемной ситуации,  внезапное появление объекта (флэшка),  смена деятельности.

Индивидуальная работа: в ходе всей деятельности, обращение  к каждому из детей, поощрение, с учётом индивидуальных особенностей детей.  Оказание помощи при выполнении продуктивной деятельности (при затруднении по просьбе).

Оборудование: флэшка, видеоролик, глина, вода, гончарный круг, салфетки, ёмкость для мусора.

Предварительная работа:

- беседы о народном прикладном искусстве;

- лепка посуды из пластилина;

- чтение и рассматривание детских книг, энциклопедий о быте и традициях казаков от древности до наших дней.

                                                                    Ход занятия.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

 По дороге к вам, я нашла какую- то интересную штуку. Вы случайно не знаете, что это?

Дети: Это флэшка.

Воспитатель: - А для чего она нужна? (предполагаемые ответы детей: сохранять и передавать на ней информацию)

- Давайте посмотрим, что на нашей флэшке?

(На экране появляется изображение книги-энциклопедии, которая начинает рассказывать о Донских казаках. По ходу видеоролика происходит диалог воспитателя с детьми)

Воспитатель: - Ребята, так кто такие казаки? А разве казаки только пели и веселились? А чем они занимались ещё? (предполагаемые ответы детей: вольные люди, поселившиеся на донской земле; жители земли Донской, защитники нашей Родины; сражались за Россию; работали в поле, держали домашних животных, казачки шили одежду, вышивали)

- Верно, казаки охраняли границы России с юга. Они несли трудную военную службу. Но и наравне с этим им приходилось самостоятельно вести свое хозяйство. Казачки шили одежду, вышивали, плели кружево. Приходилось казакам многое делать для себя самим. Так в станицах и стали появляться мастера своего дела.

(На экране появляются кадры с изображением ремёсел Донских казаков.)

Воспитатель: - Были кузнецы. Как вы думаете, что они делали?  (предполагаемые ответы детей: кузнецы делали шашки, подковы, плуги)

- Правильно кузнецы из металла изготавливали орудия для сельского хозяйства, шашки для военной службы, подковы для коней.

- Было и такое ремесло, как лозоплетение. Многие вещи  плели из виноградной и ивовой лозы.

- Появились и мастера, изготавливавшие посуду из глины.

- А вы знаете, как называют такого мастера? (ответы детей) Правильно, это гончар.

(На экране появляются кадры с рассказом о гончарном деле.)

Воспитатель: - А вы бы хотели, поработать с  глиной и побыть гончарами? (ответы детей)

- Для этого нам нужно многое узнать о глине, познакомиться с ней и подружиться.

 (Дети подходят к столам, на которых в чашечках лежит разная глина.)

Воспитатель: - Посмотрите, какого цвета глина?

Интересно, что глина из разных мест имеет разный цвет: красный, коричневый, голубой, зелёный, чёрный, жёлтый, белый. Больше всего на планете глины серого цвета. Цвет глины зависит от минералов, из которых она состоит.

- Попробуйте глину на ощупь. Какая она? (предполагаемые ответы детей: твердая, может крошиться, сухая, мягкая, рассыпчатая, как мука, мягкая, пластичная, из влажной глины можно лепить)  Добывают глину твёрдой и сухой, а от воды она становится влажной и пластичной. Человек давно использует это свойство глины; если она влажная, из неё можно лепить посуду, игрушки, использовать в строительстве домов, делать разные красивые украшения и сувениры. Давайте посмотрим, что ещё нам расскажет книга.

(Дети возвращаются к слайдам)

Воспитатель: - Когда-то давным-давно люди в ручную начали изготовлять посуду из глины. Но посуда, сделанная просто руками не всегда получалась ровной и красивой. И вот тогда  люди изобрели гончарный круг, при помощи которого можно было, гораздо больше сделать посуды и получалась она более гладкой ровной и красивой.

 (Появляются кадры с гончарными кругами и посудой)

Воспитатель: - У казаков посуда была очень разнообразная. Вот самый маленький горшочек «махотка». Как вы думаете, для чего он?  (ответы детей)

 - А вот горшок с высоким горлом «глэчек». Что же в нём хранили казаки? (ответы детей: молоко, воду)

- В таких глэчиках молоко долго хранит прохладу и не портится. А это, ребята, «макитра» – более крупный сосуд. А вы догадались, для чего она нужна? (ответы детей) В них казачки хранили соленья, варенье, затевали тесто для выпечки хлеба, пирогов. Вот какую разную глиняную посуду изготавливали мастера на гончарном круге.

Воспитатель:  - Пора и нам  к работе приступить.

Физкультминутка «Гончары»

Руки хорошо потрём, до тепла их разотрём.

Чисто вымоем сначала, чтобы глина не серчала.

Нежно их погладим, и слова такие скажем:

Ручки, ручки помогите, нам посуду вы слепите

(Дети подходят к столам, выбирают глину, с которой будут работать)

Воспитатель: -  Сначала нужно надеть фартук, приготовить таз с водой и запустить гончарный круг. Наш гончарный круг не совсем как у настоящих гончаров и я тоже не гончар, поэтому изделия у нас могут получиться не очень сложные. Вы изготовите посуду своими руками и при помощи гончарного круга. Выбирайте, какую посуду будете изготавливать,  и из какой глины.

- Вот из этих комочков глины мы сделаем с вами различные глэчики, макитры, махотки. Берите глину, кому какая нравится. Вначале придадим комочку глины округлую форму и прижмём его к центру круга. Запустим круг и ладонями придерживаем комочек глины. Затем большим пальцем немного давим на середину, а ладошки так же придерживают комочек. Видите, как ваш кусок глины меняется?  Края сосуда аккуратно заглаживаем пальцами. (Самостоятельная работа детей, контроль, показ воспитателя, помощь при снятии изделия с круга) 

Воспитатель: Давайте покажем  и расскажем, друг другу, что у нас получилось.

(ответы детей)

- Ребята, но это ещё не всё. Сейчас энциклопедия нам расскажет, как сделать посуду настоящей и прочной. После того, как посуда была вылеплена на круге, её обжигали в печи, где посуда становилась прочной. После обжига посуда остывала и мастера принимались за ее роспись.

Воспитатель:  Спасибо за работу. Теперь вы дождётесь, когда ваша посуда высохнет, вы её  сможете расписать, чтобы она стала ещё красивее.

До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно – образовательная деятельность Подготовительная к школе группа. Тема «Удивительная Зима».

Приобщать детей к словесному искусству,  развивать  эмоциональное  восприятие и эстетический  вкус через разные виды детской деятельности....

Конспект непосредственно образовательной деятельности ( подготовительная к школе группа)

« Большой России малый уголок» (посвящено празднованию 80-летия со дня образования Лямбирского района) ...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности подготовительной к школе группы Тема: «Люблю березу русскую»

Тема: «Люблю березу русскую» (зимний пейзаж)Цель: развивать познавательный интерес детей к художественной литературе и искусству.Задачи:Познавательное развитие:Расширять представления детей о пр...

Конспект непосредственно образовательной деятельности подготовительной к школе группы по познавательному развитию "Неизведанное рядом. Речка Уржумка"

На данном занятии происходит знакомство дошкольников с жизнь небольшой речки - её истоком, устьем. Дети учатся отслеживать путь русла реки по карте....

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Знакомство с профессией биолога» для детей подготовительной к школе группы.

Цель: создание условий для формирования интереса у дошкольников к миру взрослых людей путем ознакомления со сферами их трудовой деятельности.Задачи:обучающие: формировать представления о профессии био...