Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе №12 "Следопыты" на тему "Что мы знаем о перелётных птицах"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Расширять знания детей о разнообразии животного мира. Узнавать и правильно называть перелётных птиц.  Умение выделять характерные особенности птиц. Формировать интерес к миру животных. Желание наблюдать за птицами и помогать им в зимний период.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_my_znaem_o_perelyotnyh_ptitsah.docx628.57 КБ

Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по окружающему миру  в  подготовительной группе №12 «Следопыты» дошкольное отделение  ГБОУ «Школа» №2051

 

         Тема: «Что мы знаем о перелетных птицах»

 Подготовила Бизина Людмила Ивановна

Задачи:

Образовательные:

1.Знать времена года  (осень, зима, весна, лето)

2.Расширять знания детей о разнообразии животного мира.

3.Уточнить названия часто встречающихся перелетных птиц, отметить их

особенности

4.Умение выделять характерные особенности разных птиц.

5.Продолжать учить четко и полным предложением отвечать на вопросы.

Развивающие:

1.Развивать связную речь детей, обогащать их словарь.

2. Развивать интерес к жизни птиц.

Воспитательные:

1.Формировать интерес к миру животных.

2.Желание наблюдать за птицами и помогать им в зимний период.

Методические приемы:

Слушание пение птиц, рассказ воспитателя, беседа, рассматривание иллюстраций,  дидактические игры, отгадывание загадок

Материалы: иллюстрации с изображением птиц,  детские сообщения о птицах.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

 Дождик с самого утра,

 Птицам в дальний путь пора,

 Громко ветер завывает-

 Это все когда бывает?

Дети: Осенью!

Дети слушают мелодию  П.И. Чайковского « Времена года. Осень». Показ иллюстраций осени.

Воспитатель: Ребята, назовите, пожалуйста, характерные признаки осени?

Дети: Листья на деревьях меняют окраску и опадают - это явление называется

листопадом, идут моросящие дожди, осень - пора созревания плодов и сбора урожая. Звери осенью готовятся к зиме: делают запасы (белки, бурундуки). Ищут место для зимней спячки (медведи, ежи). Животные «меняют шубы» (зайцы, волки, лисы) линька.  Дни становятся короче, а ночи длиннее.  Птицы (ласточки, лебеди, утки, гуси, скворцы, грачи и др.) собираются в стаи и улетают на юг.

Воспитатель: Ребята, как выглядит птица? Назовите характерные особенности  птиц.

Дети: у птиц есть голова, тело покрыто перьями, 2 крыла, 2 лапки, хвост, птенцы

появляются из яйца. Все птицы летают, исключение страус, пингвин.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему птицы могут летать?

Дети: У них широкие крылья, хвост, легкие перья, они едят понемногу, но часто

Воспитатель: А зачем птицам нужно летать?

Дети: Находить корм, спасаться от врагов, строить гнезда, улетать в теплые края.

Воспитатель: Всегда  ли птицы находятся в полете?

Дети: Птицы не могут все время находиться в полете. Они останавливаются, чтобы отдохнуть,  попить воды, выкормить птенцов.

Воспитатель: Значит, птицы приспособлены летать и прыгать по земле.

Ребята, отгадайте загадку: Без рук, без топорёнка -  построена избенка.

Дети:  Гнездо.

Воспитатель: Конечно! А из чего птицы вьют гнезда?

Дети: Из материала, который можно легко найти: ветки, веточки, соломинки,

травинки, мох, паутинки, глину, камушки, песочек, землю.

Воспитатель:  Да, правильно! Весной в гнездах птицы откладывают яйца и высиживают  птенцов. Есть в лесу важное правило: не разорять птичьи гнезда!

Если притронуться к яйцу, то птица, почуяв, запах человека, уже не станет

высиживать яйца в гнезде, птенцы погибнут, и не появятся на свет.

А как называются птицы, которые улетают в теплые края? http://muravlenkoekokl.ucoz.ru/_nw/6/23156180.gif

Дети: Перелетные

Воспитатель: Правильно! Ребята, давайте подумаем, а почему птиц называют перелетными?

Дети: Перелетные птицы – это птицы, которые половину года проводят с нами, а на вторую половину года покидают нас, отправляясь в теплые  страны.

Воспитатель: Конечно! Все знают  перелетных птиц. Назовите их:  ласточки, стрижи, грачи, аисты, соловьи, кукушки, скворцы. Почему эти птицы улетают от нас осенью? (Выслушать ответы детей)

Чтобы понять это, давайте вспомним, что служит им кормом. Правильно, все эти

птицы питаются насекомыми: грач добывает червяков из  земли, стрижи и ласточки хватают мошек и других насекомых прямо на лету, кукушки охотятся за гусеницами, дрозды – великолепные охотники за саранчой и кузнечиками.

Но осенью насекомые исчезают. Наши птицы лишаются основного корма,

поэтому  и улететь в теплые края. Значит, что страшнее птицам зимой

– холод или голод? Конечно же -  голод. Ведь оседлые птички, которые живут у

нас постоянно – воробьи, вороны, голуби, синицы – хорошо  переносят зимние холода.

А почему же они не улетают? Чем питаются эти птицы? Они всеядны: могут  

насекомых поклевать, но основная их пища – семена растений. Осенью они любят

полакомиться зерном, просыпавшимся при уборке зерновых. Зимой питаются

семенами деревьев и держатся поближе к человеческому жилью, надеясь  на

помощь людей.

С исчезновение перелетных птиц, у нас появляются зимние гости, которые прилетают к нам зимовать из северных районов, где суровые зимы. Таких птиц называют кочующими.

Воспитатель: Дети, вы знаете птиц, которые прилетают к нам на зиму? Назовите их. Если дети не смогут назвать, помочь им. Снегири, клесты, свиристели, чижи, щеглы.

Воспитатель: А сейчас отгадайте загадку:

Зимой на ветках яблоки,

Скорей их собери!

И, вдруг, вспорхнули яблоки

Ведь это – снегири!

Воспитатель предлагает рассказать о снегирях.

Сообщение детей о птицах.

1 ребенок.  Снегирь больше воробья. У него яркие перышки, грудка красная. У снегиря толстый короткий клюв черного цвета. Снегирь прилетает к нам зимовать. Снегирь неповоротливая, медлительная птица, но в полете очень красива. Питаются снегири семенами рябины, калины, ясеня

2 ребенок. Клест размером с воробья. У него необычный клюв крестом. Они легко шелушат шишки своим клювом, доставая оттуда семена. Клест – кочующая птица. Она прилетает к нам на зиму.  Есть два вида клестов: сосновики и еловики. По их названию вы можете определить: какие шишки любят сосновики, а какие – еловики. Также клесты выводят у нас  зимой птенцов. Чтобы уберечь яйца и птенцов от зимней стужи, клесты строят прочные, толстые гнезда. Стенки гнезда снаружи утепляются мхом, а изнутри - перьями. Устраивается гнездо под густой еловой лапкой, чтобы в него не попадал снег.

Воспитатель: Ребята, а сейчас давайте отдохнем -  выходите на ковер!

 Физкультминутка

Я гостей вам представляю,

Вот аист идет длинноногий и важный.

Вот гусь в красных сапожках шагает важно,

А вот утка маленькими шажками идет

И утят с собой ведет.

Ласточки с лапки на лапку переваливаются.

Вдруг откуда ни возьмись ястреб налетает-

Птиц всех разгоняет

Продолжаем дальше работать

Воспитатель: Ребята, у каждой птицы есть своя форма полета? http://www.maam.ru/images/photos/95caa7d0c45039b14377f66b72d3e0f6.jpg 

А как же они возвращаются в родные места? Откуда они знают путь?

Они могут лететь стаей, вереницей, поодиночке, клином в виде треугольника. Некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу. Перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят – нагуливают жирок, ведь в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды.

Раньше всех нас покидают насекомоядные птицы. В слове насекомоядные прячутся 2 слова: едят насекомых. Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчел. А улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Раньше всех улетают трясогузки, дрозды, жаворонки, скворцы (показ иллюстраций).

3 ребенок Скворец (показ иллюстраций) может подражать пению многих птиц, лаю собак, кваканью лягушек. А если он живет в неволе, то подражает человеку – говорит отдельные слова и фразы. Селится скворец под крышами домов, в дуплах. Питается мошками.

Воспитатель: (Соловей)  А какая птица поет лучше всех?

4 ребенок: На всем свете нет певчей птицы, которая бы пела лучше соловья. Все его перышки окрашены в однообразный бурый цвет, который на брюшке светлее и переходит в белый цвет. Большие темные глаза придают особую прелесть соловью. Гнезда вьют около земли, в кустах смородины, крыжовника.

 Воспитатель: Знаете ли вы, какие птицы вьют гнезда под крышами и навесами?

5 ребенок: Да, конечно, это Ласточки. Они строят свои гнезда из комочков глины, склеивая их очень липкой смолой. Ласточки ходят по земле с большим трудом, зато в воздухе проделывают фигуры высшего пилотажа. Ласточка может кувыркаться в воздухе, петь. В пасмурную погоду она летает низко над землей, потому что насекомые летают низко, а в солнечную погоду – высоко. У ласточки белая грудка и черный фрак, острые крылья, поэтому её называют острокрылой.

Воспитатель: Ребята, какие птицы прилетают самые первые весной?

Дети:  Грач  

6 ребенок: Грачи строят гнезда рядом друг с другом. Их там собирается очень много. Поэтому место, где много грачиных гнезд называют – Грачовник (грачевник). А грачи кричат: граааа - грааа. Отсюда и происходит их название. Они прилетают самые первые зимой и ходят по вскопанной земле и собирают червей.

Воспитатель: Ребята, какую пользу приносят людям птицы?

Дети: Они уничтожают много разных насекомых.

Воспитатель: Правильно! Но только одна птица любит клевать мохнатых гусениц, покрытых шерстью. Как она называется  (кукушка). Ребята, строит ли кукушка себе гнезда? (ответы детей)

7 ребенок.  Кукушка. Нет, она не строит гнезда и подкидывает свои яйца в чужие гнезда. А вылупившейся птенец кукушки, выбрасывает из гнезда оставшиеся яйца и птенчиков. Приемные родители ничего не замечают и кормят очень прожорливого птенца.

8 ребенок. Жаворонок птица размером немного крупнее воробья. Окраска под цвет пожухлой травы. Брюшко светлое. На голове короткий округлый хохолок. Над темными глазами - светлая бровь.

Когда замерзают водоемы (реки и озера), направляются к югу водоплавающие птицы - гуси, утки и лебеди. В слове водоплавающие прячутся 2 слова: плавать в воде.

Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игры.

Игра «Кто лишний» (сообразительность)

-Воспитатель: Петух, курица, индюк, скворец. Кто лишний и почему?

Дети:  Лишний скворец. Он перелетная птица, а все остальные птицы-домашние.

Воспитатель:  Грач, ласточка, воробей, скворец. Кто лишний?

Дети: Воробей. Он не перелетная птица, живет у нас зимой. А остальные птицы перелётные.

Воспитатель: Цыпленок, петух, грач, снегирь. Кто лишний?

Дети: Цыпленок. Он птенец, маленький, а остальные птицы-взрослые, большие.

Воспитатель: Ворона, синица, воробей, соловей.

Дети: Соловей - перелетная птица

Игра: «Угадай и назови», на внимание

- У какой птицы самая длинная шея? (У лебедя)

-  Какие птицы подражают пению других? (Скворцы)

- У какой птицы красный длинный клюв (У аиста)

- Какие птицы лучше всех поют? (Скворцы)

- Какие птицы не вьют себе гнезда? (Кукушка)

- Какая птица уничтожает вредных насекомых? (Грач)

- Какие птицы пьют и питаются на лету? (Ласточки)

Молодцы, ребята! Вы сегодня все хорошо занимались, внимательно слушали и были активны на занятие. Занятие окончено.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе по теме «Грибы»

Конспект занятия по окружающему миру в      подготовительной группе по теме «Грибы»...

конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе «Ознакомление детей с животным миром родного края».

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе «Ознакомление детей с животным миром родного края».Цель:1. Познакомить детей с животным миром родного края.2. Развивать ...

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе "Зимующие птицы"

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе "Зимующие птицы"Цели занятия:1. Актуализировать словарь детей по лексической теме «Зимующие птицы».2. Расширять пре...

Конспект занятия по Окружающему Миру в подготовительной группе Тема:"1 апреля - Международный день птиц"

Предлагаю вашему вниманию Конспект НОД по кружающему миру на тему: "1 апреля - Международный день птиц"Эта тема поможет вашим детям:- лучше усвоить и понять мир птиц, покажет их многообразие...

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе "Зимующие и перелетные птицы"

Тема: «Перелетные и зимующие птицы» Цель: формировать экологическую культуру у детей.Задачи:- уточнить, расширить и систематизировать представления детей о характерных признаках ...