НОД по "Познавательному развитию" - "Прошла зима холодная!"
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа) на тему

Говердовская Ольга Николаевна

НОД по "Познавательному развитию"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_pozn.razv_.docx52.31 КБ

Предварительный просмотр:

Тема«Прошла зима холодная»

Цель: обобщение представлений детей о зиме, как времени года, о жизни и приспособлении растений, животных, птиц к зимним условиям; о погодных условиях в зимнее время; формированию и обобщению представлений о зависимости состояний растений от внешних условий; формированию эмоционально- эстетического отношения к зимним явлениям природы; обобщению представлений о зимних забавах детей, труде взрослых, об одежде ; воспитывать заботу о своём здоровье; закреплять умения детей обводить трафареты, самостоятельно дорисовывать мелкие детали, развивать мелкую моторику рук.

Развивающая среда: конверт с письмом от детей Южной Африки, модели «растений, птиц и животных», мяч, аудиозапись П. И. Чайковского из альбома «Времена года», большой красивый конверт.

Для изодеятельности: листы белой бумаги, цветные и простые карандаши, трафареты.        Организационный момент. (Звучит медленная, спокойная музыка.)                                 

 (Дети проходят к доске и становятся полукругом).

Воспитатель (показывает Собщение). Ребята, вчера я получила сообщение от детей из Африки. Послушайте, что они пишут. «Здравствуйте ребята! Пишут вам дети из южной страны Африки. Мы никогда не видели зиму, потому что у нас круглый год лето и очень жарко. А говорят она очень красивая и интересная. Расскажите нам про нее подробнее. Мы будем очень рады. Ваши друзья».

Воспитатель: Да, обидно, что ребята не знают, каким прекрасным может быть это время года. Вот я и подумала. Ведь мы с вами так много всего знаем о зиме. Правда?  Ответы детей. Давайте поможем детям из Африки рассказать о зиме. Согласны?    Ответы детей.

Воспитатель читает стихотворение И. Сурикова:

Белый снег пушистый в воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится.

И под утро снегом поле побелело,

Точно пеленою всё его одело.

Тёмный лес что шапкой принакрылся чудной

И заснул под нею крепко, непробудно…

Воспитатель: О каком времени года говорит поэт в этом стихотворении? 

Воспитатель: Зима владычица трёх месяцев. Каких?    Ответы детей.

Воспитатель: Какие изменения в природе произошли зимой?

Ответы детей: Зимой бывают самые короткие дни и самые длинные ночи. Солнце греет мало. Небо серое, на нём часто бывают облака, тучи, из которых идет снег. В ветреную погоду бывает метель, позёмка и вьюга. (Выставляют на доске условные обозначения).

Воспитатель: Что происходит с растениями?

Ответы детей: Деревья и кустарники без листьев, только у ели и сосны остаются зелёные иголки.

Воспитатель: Как зимуют растения?

Ответы детей: Под снегом зимуют семена трав, корни, луковицы.

Воспитатель: Почему зимой мы не встречаем насекомых?

Ответы детей: Насекомые зимой не летают, они спят, а некоторые прячутся в трещины коры деревьев, под листья и уходят глубоко в землю.

Воспитатель: Что произошло в жизни птиц зимой? В их поведении?

Ответы детей: Перелётные птицы улетели в тёплые края, зимующие остались и перебрались поближе к людям.

Воспитатель: Каких птиц можно видеть зимой?

Ответы детей: Синиц, снегирей, воробьёв и. т. д.

Воспитатель: А как зимуют дикие животные в лесу?

Ответы детей: Зайцы и белки поменяли свои шубки на зимние. Медведь, барсук и еж накопив жир спят. Лиса охотится на мышей, волк на зайцев. Белка ест свои запасы орехов и желудей.

Воспитатель: Как зимуют домашние животные?

Ответы детей: О них заботятся люди. Переводят жить их в тёплые сараи, дают им корм.

Воспитатель: Как человек может помочь птицам и зверям пережить суровую зиму?

Ответы детей: Подкармливать их. Развешивать кормушки, насыпать корм. В лесу животным помогает лесник.

Воспитатель: Подумайте, ребята, а как человек приспосабливается к зиме?

Ответы детей: Утепляет своё жилище, надевает зимнюю одежду. Расчищает дорожки, посыпает песком лед и. т. д.

Воспитатель: В какие игры вы любите играть зимой?

Ответы детей: Кататься на лыжах, коньках, санках, играть в хоккей, лепить снеговика и. т. д.

Игра «Доскажи словечко».                      

Сажусь и качусь,

С горы я мчусь,

Но это не санки,

А просто … (ледянка).

Взял дубовых два бруска,

Два железных полозка.

На бруски набил я планки,

Дайте снег! Готовы … (санки).

Он на вид – одна доска,

Но зато названьем горд,

Он зовется… (сноуборд).

Два березовых коня

По снегам несут меня.

Кони эти рыжи,

Азовутих… (лыжи).                                                                                                         Ребята. давайте вспомним зимние виды спорта.

 «Назови зимние виды спорта».

Зима в подарок нам даёт

Румяные деньки.

Скорей на снег,

Скорей на лёд,

На лыжи и … (коньки).

На ледяной площадке крик,

К воротам рвется ученик.

Кричат все«Шайба! Клюшка! Бей!»

Веселая игра … (хоккей).

Вдруг отточенным движеньем

Хвать винтовки – и стрелять!

Бьют прицельно по мишеням, –

Раз, другой, четыре, пять.

И помчались под уклон.

Что же это? … (Биатлон.)

Воспитатель: А есть еще одна игра, в которую мы сейчас поиграем. Повторяйте за мной.

Физкультурная пауза:

Снег сегодня шел с утра (руки сверху вниз опускаются)

Рада снегу детвора (хлопают в ладоши)

Снег на ветках (руки вверх, на дорожках (наклон вниз)

На носах и на ладошках (показывают нос и ладошки).

Воспитатель: Ребята давайте придумаем красивые слова-определители к слову «зима».

Ответы детей: Волшебница,чудесница, красавица.

Игра «Приметы зимы».

Зима не лето, в шубу одета.

Мороз не велик, да стоять не велит.

Береги нос в большой мороз.

В зимний холод всякий молод.

(Дети стоят по кругу, воспитатель бросает мяч, у кого мяч, тот называет примету зимы.)

Воспитатель: Ребята, я вот что подумала: вы много интересного рассказали о зиме, для того чтобы ребята из Африки поняли, за что можно любить зиму, давайте приготовим для них подарок-сюрприз, который всегда будет напоминать им о том, какой бывает зима. Нарисуем зиму.                                                                                     Что мы можем  нарисовать?  (Опрос детей)

Воспитатель: Но прежде, чем приступить к работе, давайте разомнём пальчики.

Пальчиковая игра «МОЯ СЕМЬЯ».

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я,

Вот и вся моя семья!

Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком.               Самостоятельная работа детей. Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года». Воспитатель помогает детям, используя словесные и тактильные приемы. (Соединить детские работы так, чтобы получилась единая композиция)                                  

Посмотрите, какая чудесная картина у нас получилась. Как вы думаете, удалось ли нам сегодня на занятии показать и рассказать о зиме так, чтобы дети, которые написали мне письмо, смогли полюбить это время года так же, как любим его мы?  Ответы детей.

Спасибо вам за работу. А теперь, ребята, я предлагаю встать в круг. Вам понравилось сегодняшнее занятие? О чем мы с вами говорили? А что понравилось больше всего?

Скажите, какая погода может быть зимой? Если на улице идёт снег, то погода…Снег – (снежная) ;Мороз – (морозная) ;Ветер – (ветреная) ; Холод – (холодная)

Дидактическая игра «Да и нет» (с мячом) .

Педагог предлагает детям фразы, а дети определяют, бывает это зимой или нет: "Зимой идет снег. Зимой люди купаются в реке. Зимой катаются на велосипеде. Зимой люди надевают шубы. И т. п. "


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологическому воспитанию на тему: "прошла зима холодная"

Уточнить и обобщить представления детей о зиме, как о сезоне, наиболее неблагоприятном для жизни растений, животных в природе (холод, мороз, земля покрыта снегом, вода затянулась льдом; очень мало све...

Презентация к занятию по экологическому воспитанию на тему "Прошла зима холодная"

Уточнить и обобщить представления детей о зиме, как о сезоне, наиболее неблагоприятном для жизни растений, животных в природе (холод, мороз, земля покрыта снегом, вода затянулась льдом; очень мало све...

Комплексное занятие:"Пройдёт зима холодная..."

Разработка комплексного занятия по экологическому воспитанию....

МБДОУ детский сад комбинированного вида № 7 «Золотая рыбка» Конспект НОД на прогулке с детьми младшего дошкольного возраста "Зима холодная ".

Цель: Сформировать у детей первые связные представления об этом времени года.Оборудование: Куклы в тёплых одеждах, лопатки., ведёрки, цветные льдинки.Ход прогулкиВо время сборов на прогулку воспитател...

Почему Зима холодная?

Конспект организованной образовательной деятельности во второй младшей группе "Почему Зима холодная?"...

Конспект НОД по речевому развитию "Прошла Зимушка - Зима"

Конспект итогового занятия по развитию речи для старшей группы  «Прошла Зимушка-зима»...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Прошла зима холодная»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе Тема: «Прошла зима холодная» Цель: обобщение представлений детей о зиме, как времени года, о жизни и приспособлении растений, животных, птиц к ...