Наблюдение как метод экологического образования дошкольников
статья по окружающему миру (старшая группа) на тему

Семыкина Татьяна Райнольдовна

В основу организационно-педагогической системы наблюдений для старших дошкольников положены основные компоненты деятельности, они и явились компонентами системы: мотивационно-целевой, содержательный, оперативный, результативный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_nablyudenie-2016.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Наблюдение как метод экологического образования дошкольников

Результаты исследования показали, что наблюдение это основа реалистических представлений о природе, на которых строится личный опыт дошкольников. Наблюдение, как целостный педагогический процесс, становится совместной интеллектуальной деятельностью воспитателя и детей, в которой умственные действия взрослого направлены на планирование и организацию наблюдения, на решение воспитательно-образовательной задачи, а умственные усилия детей — на полноценное восприятие объекта, на поиск и получение нужной информации. При такой схеме совместной интеллектуальной деятельности наблюдение, становится методом экологического воспитания, посредством которого у дошкольников формируется круг конкретных экологических знаний об объектах природы. Наблюдения организованные специальным образом составляют организационно-педагогическую систему наблюдений.

В основу организационно-педагогической системы наблюдений для старших дошкольников положены основные компоненты деятельности, они и явились компонентами системы: мотивационно-целевой, содержательный, оперативный, результативный.

Мотивационно-целевым компонентом системы является – воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним, прогнозировать возможные последствия своих поступков.

Содержательный компонент системы состоит из основного метода – наблюдения. Содержание наблюдений за живыми объектами складывается из следующих моментов: 1) рассматривания внешних особенностей строения растений и животных; 2) наблюдения за способами функционирования отдельных органов или частей тела (для животных — это разные формы поведения); 3) знакомства с компонентами внешней среды; 4) выявления зависимости состояния живого существа от наличия или отсутствия необходимых условий (в том числе и тех, которые создаются трудом людей). Знакомясь с предметами окружающего мира, дошкольники учатся различать, называть, выделять наиболее яркие характерные особенности небольшого числа растений (деревья, цветы, комнатные растения).

Результативный компонент заключается в формировании у детей отношения к природе в процессе наблюдения

Отношение к природе, возникающее в процессе наблюдения, — это отношение к конкретным объектам, которое лишь постепенно при систематической работе педагога с детьми принимает более общие формы и распространяется на новые объекты. Методом наблюдения у детей формируются разные оттенки отношения к природе.

Теоретический анализ исследуемой проблемы показал, что организационно-педагогическая система наблюдений, составленная на цикличном подходе, имеет ряд достоинств:

- постепенное и более надежное их усвоение знаний за счет распределения всего объема знаний на «порции»;  

- расширение и уточнение знаний за счет демонстрации детям новых сторон уже знакомых объектов.

- формирование устойчивого познавательного интереса к процессу наблюдения за счет распределения наблюдений во времени и многоразового (но с разным содержанием) обращения к одному и тому же объекту на протяжении 1 — 3 месяцев.

Таким образом, организационно-педагогическая система наблюдений, основанная на цикличном подходе, формирует знания о закономерностях и  морфофункциональной приспособленности растений и животных к среде обитания. Эта закономерность более понятна детям в ряде  последовательных наблюдений за природными объектами и явлениями природы.

Система дает возможность сформировать у детей дошкольного возраста осознанно-правильное отношение к природе,  так как они постоянно соприкасаются с этими природными объектами в своей жизни. Им становятся понятны невидимые природные связи, с которыми они сталкиваются каждый день.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наблюдение как ведущий метод экологического образования дошкольников.

В процессе формирования наблюдательности дети учатся видеть, замечать предметы и явления окружающей действительности во всем их многообразии, богатстве свойств и качеств, связей и отношений. Развитие ...

Наблюдение как метод экологического воспитания дошкольников

в данной статье рассматриваются теоретические аспекты наблюдения как метода экологического воспитания дошкольников. Представлены цели и задачи экологического воспитания. Представлено наблюдение как на...

Консультация для воспитателей "Наблюдение как метод экологического воспитания дошкольников"

Наблюдению надо учить детей уже с раннего возраста, так как это способствует развитию таких познавательных процессов, как восприятие, память, мышление, воображение. Педагогический процесс, направленны...

Формы и методы экологического образования дошкольников

В педагогике существует несколько систем классификации методы. Наиболее широко применяется классификация методов обучения в зависимости от источника знаний. Если источником знаний является наблюдение,...

Консультация для родителей.Игра как метод экологического образования дошкольников.

Консультация для родителей.ИГРА КАК МЕТОД ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ...

Наблюдение как основной метод экологического образования дошкольников

Презентация-проект на тему "Наблюдение как основной метод экологического образования дошкольников"...