Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира во второй младшей группе на тему «Путешествие Капельки»
план-конспект занятия по окружающему миру на тему

Попова Надежда Васильевна

Конспект интегрированной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира "Путешествие Капельки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_kap.docx29.6 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира во второй младшей группе на тему «Путешествие Капельки»

          Ведущая образовательная область: «Познавательное развитие» с интеграцией других образовательных областей:

          «Социально-коммуникативное развитие»

          «Речевое развитие»

         «Физическое развитие»

          «Социально-коммуникативное развитие»

          «Художественно-эстетическое развитие»

Тема: «Путешествие Капельки»

Возраст детей: 3-4 года

          Цель: формирование у детей целостного представления о воде.

          Задачи:

Образовательные:

  • познакомить детей со свойствами воды;
  • создать условия для выявления свойств и качеств воды;
  • стимулировать использование  исследовательских и поисковых действий;
  • учить различать звуки воды в природе;
  • активизировать словарь детей новыми словами – течёт, льётся, бесцветная, прозрачная, окрашивается, растворяет, безвкусная;
  • закреплять правильное произношение звуков [c] и [ш];

Развивающие:

  • развивать  сенсорную чувствительность тактильных ощущений;
  • развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с водой;
  • развивать любознательность, мышление, речь, зрительное и слуховое восприятие;

Воспитательные:

  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
  • воспитывать бережное отношение к воде

Предварительная работа:

          серия игр-экспериментов по ознакомлению со свойствами воды; чтение художественной литературы (К.И. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», С. Прокофьев  «Про серую тучку», А.Барто «Девочка Чумазая»); заучивание наизусть стихов, потешек, песенок о воде; слушание музыки СD – «Звуки природы»

Оборудование, материалы:

          мультимедийная установка, колокольчик, альбомные листы с нарисованной капелькой (парафиновой свечкой), кисточки, гуашь, стаканчики «непроливайка», одноразовые стаканчики, чайные ложки, сахар, чеснок, вода, лёд, игрушка «Капелька»,  эмблема «капелька» на каждого ребёнка», салфетки,  аудиозапись: капающая вода, журчанье воды.

В ходе НОД применяются следующие технологии:

  • Здоровьесберегающие технологии (физкультминутка, артикуляционная гимнастика);
  • Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми
  • Технология коммуникативного  обучения
  • ИКТ
  • ТРИЗ
  • Мнемотехника
  • Технология игрового обучения;
  • Технология экспериментальной деятельности.

Методы и приемы, используемые при работе с детьми:

          словесный (рассказ воспитателя, детей, вопросы, рассуждения, объяснения, художественное            слово); практический (показ, самостоятельное проведение опытов); наглядный (рассматривание, показ символов свойств воды); игровой

  • Использование сюрпризного момента
  • Создание проблемной ситуации
  • Выполнение творческого задания
  • Использование ИКТ
  • Художественное слово

Виды детской деятельности:

  • Познавательно-исследовательская
  • Музыкальная
  • Двигательная
  • Игровая
  • Художественно-эстетическая
  • Коммуникативная
  • Поисково-исследовательская


Этапы деятельности. Педагогические методы, приемы, технологии.

Ход НОД

Действия, деятельность педагога

Деятельность детей, выполнение которой приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат (продукт деятельности, компетентности, качества, целевые ориентиры).

1.Организационный момент

Словесный метод

2. Сюрпризный момент

Артикуляционная гимнастика

Создание проблемной ситуации

Художественное слово

3 Содержательно-операционный этап

Поисково-исследовательская деятельность

Художественно-эстетическая деятельность.

ТРИЗ

«Дождик – это хорошо или плохо?»

Здоровьесберегающая технология. Физкультминутка.

Музыкальная деятельность.

Художественное слово

Поисково-исследовательская деятельность

Художественное слово

ИКТ Презентация

«Путешествие Капельки»

Мнемотехника

Подведение итогов по мнемотаблице

4 Заключительный этап

Рефлексия

Дети  проходят в «волшебную комнату», воспитатель встречает их словами:

Проходите, ребятишки,

И девчонки, и мальчишки!

Прошу в круг всех встать,

За руки друг друга взять.

Друг на друга посмотрите

И улыбки подарите!

Ребята, посмотрите, кто это прячется за облаком?!

Капелька говорит, что мы попали к ней в волшебную комнату и предлагает побыть волшебниками.

Ну что мы на это ответим? Мы принимаем приглашение?

Но чтобы стать волшебниками, нам нужно превратиться в Капелек. Закрывайте глазки, а я произнесу волшебные слова.

Произношу слова:

«Капля раз, капля два,

Закружилась детвора.

Покружились, покружились

И в Капелек превратились.

Звучит аудиозапись журчащей воды

Предлагаю детям вспомнить: «Какие звуки может издавать вода»

-Когда вода течёт из крана, мы слышим звук с-с-с

-В кипящем чайнике мы слышим звук ш-ш-ш

-А ещё вода может вырываться из крана, и мы слышим фр-фр-фр

-Когда дождик на улице кап-кап-кап

Звучит аудиозапись капающей воды

Ой-ой-ой, после завтрака кто-то мыл руки и забыл закрыть кран. Посмотрите сколько воды накапало в банку.

Беседуем с детьми о бережном отношении к воде

Давайте послушаем стихотворение о том, что же будет, если мы не будем беречь воду

Аня А.: «Ручей засох, родник ослаб,

А мы из крана кап-кап-кап.

Мелеют реки и моря,

Не тратьте воду зря, зря, зря.

А то пройдёт немного лет

И нет водицы – НЕТ, НЕТ, НЕТ!!!»

Звенит колокольчик

Колокольчик зовёт нас начать волшебство. А Капелька нам будет во всём помогать.

Я предлагаю подойти к столу и совершить наше первое волшебство

Перед каждым из нас стоит по 2 стакана. Давайте попробуем перелить воду из одного в другой.

Что мы можем сказать о воде?

На экране появляется картинка, которая обозначает, что «Вода- течёт, льётся»

Молодцы, ребята, у нас здорово получается совершать волшебство. Я предлагаю продолжить. Вы со мной согласны?

Проходим к следующему столу

Что мы здесь видим?

На столе лежат камешки, давайте возьмём по одном и бросим в стакан с молоком.

Видем мы его?

Какого цвета молоко?

А теперь давайте бросим камешек  в стакан с водой

Виден ли он в воде?

Что мы можем сказать о воде? Какая она по цвету?

На экране появляется картинка, которая обозначает, что «Вода – бесцветная, прозрачная»

А сейчас мы с вами попробуем превратить прозрачную воду в цветную. Давайте возьмём кисточку, наберём на неё краску

, затем опустим в стакан с водой. Что мы видим? Какого цвета стала вода?

На экране появляется картинка, которая обозначает, что вода может окрашиваться

Значит что мы можем сказать о воде?

Ребята, а если у нас в руках кисть и есть краски, что мы можем сделать?

Каждому из вас я предлагаю взять по одному листу и закрасить его синей краской. (на листах парафиновой свечкой нарисованы капельки)

Что у вас получилось?

А дождь – это хорошо или плохо?

Ребята, Капелька предлагает нам отдохнуть и немного потанцевать

Музыкальная разминка под видеоклип  «Капельки прыг, прыг».

Выводится на экран

Молодцы, ребята, вы очень энергично двигались, Капельке понравилось с вами танцевать

Ну что, хотите продолжить совершать волшебство?

Если вы согласны, я предлагаю пройти к следующему столу.

Ребята, давайте вспомним, какие вкусы мы знаем? Конфета какая на вкус?

Лимон какой на вкус?

А теперь попробуйте водичку в стаканчиках.

Какая она на вкус?

Возьмите ложечки и добавьте то вещество, которое находится перед вами. Размешайте получше.

А теперь опять попробуйте водичку.

Какая на вкус вода в ваших стаканчиках?

Что мы с вами ещё интересного узнали о воде?

На экране появляется картинка, которая обозначает, что у чистой воды нет вкуса, она безвкусная. Но она может принимать вкус того вещества, которое в него добавили.

Вы большие молодцы! Вы так хорошо выполняете волшебство! Капелька очень вами довольна!

Ребята, остался один столик, к которому мы ещё не подходили. Пойдёмте?

На столе в тарелке лежит лёд, укрытый салфеткой

Посмотрите на свои ладошки, какие они у вас?

Убираю салфетку с тарелки

Давайте возьмём по одному кусочку льда. Какой он?

А ладошки какие стали? Почему?

Что происходит со льдом?

Во что он превращается?

Правильно, лёд в тепле тает и превращается в воду

На экране появляется картинка, которая обозначает, что лёд превращается в воду

Ребята, Капельке очень понравилось с вами совершать волшебство. Она спрашивает, знаете ли вы, где можно её встретить?» Давайте присядем на коврик, чтобы нам было удобно, и посмотрим на экран.

Показ презентации «Путешествие Капельки»

А сейчас я предлагаю вам вспомнить, что мы узнали о воде.

Рассказ детей по мнемотаблице

Капелька хочет узнать, какое сейчас у вас настроение, грустное или весёлое. У нас есть два облачка. Одно – улыбается, а другое – грустит.Я предлагаю тем, у кого весёлое, радостное настроение встать под улыбающееся облако; а у кого грустное, печальное настроение –под плачущее облако.

Капельке очень понравилось вместе с вами совершать волшебство. Вы большие молодцы!!! Но нам пора из капелек превращаться в деток. Закрывайте глазки, а я произнесу волшебные слова:

«Капля раз, капля два,

Закружилась Капельки.

Покружились, покружились

И в деток превратились»

Капелька прощается с детьми

Беру Капельку в руки и подношу к детям. Стимулирую интерес

Капелька шепчет мне на ушко

Предлагаю ребёнку выбрать: продолжить занятие или закончить его

Надеваю «капельки» каждому ребёнку

Вместе с детьми произношу звуки

Показываю банку с водой

Показываю, если у кого-то не получается, я помогаю

Прикрепляю картинку к столу: «Вода- течёт, льётся»

Обращаю внимание на предметы

Показываю

Показываю

Прикрепляю картинку к столу: «Вода – бесцветная, прозрачная»

Обращаю на неё внимание детей

Показываю. У кого не получается, помогаю

Прикрепляю картинку к столу: «вода может окрашиваться»

Обращаю на неё внимание детей

Выполняю вместе с детьми

Показываю, помогаю тем, кто затрудняется в выполнении

Прикрепляю картинку к столу: « у чистой воды нет вкуса, она безвкусная»

Прикрепляю картинку к столу: «лёд превращается в воду»

Благодарю всех детей за хорошую работу.

Дети, взявшись за руки в кругу, приветствуют педагога и друг друга. «Передают» по кругу свою улыбку.

Дети здороваются с Капелькой

Дети озвучивают своё желание. Ребята принимают приглашение

Выполняют движения, соответствующие тексту

Превращаются в Капелек

Произносят звуки

Сидят на ковриках

Ребята, подходят к столу

Дети выполняют задание

Ответы детей

Дети обращают внимание  на картинку

Ответы детей

Ответы детей

Совершают волшебство

Ответы детей

Совершают волшебство

Ответы детей

Совершают волшебство

Ответы детей

Выполняют  двигательные упражнения

Ответы детей

Дети проходят к столу

Ответы детей

Пробуют воду

Ответы детей

Совершают волшебство

Ответы детей

Делают выводы

Ответы детей

Смотрят на ладошки, трогают их, отвечают

Ответы детей

Дети сидят на коврике.

Рассказывают, где можно встретить Капельку

Создание положительного настроя в группе

Активизировать внимание детей

Ребята активно взаимодействует со сверстниками и взрослым

Заинтересовать ребёнка через вхождение в роль

Закреплять правильное произношение звуков [c], [ш]

Развивать бережное отношение к воде.

Предварительно выучила стихотворение

Расширение знаний детей о воде в процессе поисково-исследовательской деятельности.

Развитие самостоятельной личности, способной высказывать собственные предположения. Умение делать вывод

Расширение знаний детей о воде в процессе поисково-исследовательской деятельности.

Расширение словарного запаса, кругозора детей,  развитие речевого творчества.

Расширение знаний детей о воде в процессе поисково-исследовательской деятельности.

Развитие самостоятельной личности, способной высказывать собственные предположения. Умение делать вывод

Учить детей размышлять, развивать гибкость ума

Смена поз, снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Расширение знаний детей о воде в процессе поисково-исследовательской деятельности.

Развитие самостоятельной личности, способной высказывать собственные предположения. Умение делать вывод

Создать ситуацию успеха, уверенности в своих возможностях

Ребенок проявляет любознательность

Дети просматривают слайды презентации и рассказывают, где можно встретить Капельку( В болоте, кране, луже, реке и т.д.)

Расширение кругозора


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в 1 младшей группе на тему: "Дорожка для Колобка"

В процессе  непосредственно образовательной  деятельности по формированию целостной картины мира в 1 младшей группе  дети знакомятся со свойствами камней....

Образовательная деятельность по формированию целостности картины мира во второй младшей группе на тему: "Дикие животные"

Во время этой деятельности дети учатся узнавать,называть и различать особенности внешнего вида и образа жизни диких животных, отличать их  от домашних животных.  Дети были очень активны,так ...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ДРУЖНЫЕ МАЛЫШИ НАШЕГО САДА»

формировать представления детей о своём детском саде в который они ходят; развивать у детей доброе отношение и любовь к своей маме; вызвать чувство гордости и радости за дела и поступки родного челове...

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей группе на тему "Симпатические чернила"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №4»      Конспект  интегрированной  непосредственно образовател...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей логопедической группе на тему: «Путешествие в прошлое куклы»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей логопедической группе на тему: «Путешествие в прошлое куклы»...