НОД по познавательно – исследовательской деятельности в подготовительной группе по теме: « Волшебные свойства апельсина»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Конспект блока совместной деятельности воспитателя со старшими дошкольниками поисково-исследовательского характера

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tablitsa_zanyatiya_ob_apelsine.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Волшебные свойства апельсина»

Цели: Формировать устойчивый познавательный интерес детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом фрукте - апельсине.

Задачи:

Образовательные задачи:

углублять представления о существенных характеристиках, о свойствах и качествах апельсина

Развивающие задачи:

  • развить любознательность, наблюдательность, познавательные мотивы и интересы, умение самостоятельно мыслить, уметь делать выводы, решать проблемные задачи

Воспитательные задачи:

  • воспитывать в детях желание сотрудничать со взрослыми и сверстниками
  • расширять представления о правилах поведения при проведении опытов и экспериментов.

Материалы и оборудование:

эмблемы клуба « Юный исследователь», посылка, следы оранжевого цвета, апельсины, киви, 2 мешочка, лупа, « семафорчик», лупы, подносы для каждого ребенка, карандаши цветные, 2 карандашницы, для опытов: 2 емкости  для воды, 2 воздушных  шара,2 апельсина и 2 киви.

Этапы деятельности

Действия воспитателя

Действия детей

Мотивационно-

побудительный

Обращает внимание детей на гостей.

«Ребята, посмотрите, сколько гостей у нас, давайте c ними поздравствуемся и улыбнемся, пусть наша добрая улыбка согреет всех своим теплом.»  

Улыбаются гостям, произносят приветствие.

Организационно-

поисковый

 приглашает в клуб        « Юный исследователь».Хотите стать членами этого клуба? Члены этого клуба носят значки юного исследователя. Поздравляю вас с вступлением в клуб       « Юного исследователя»

Ребята, а хотите ли вы быть настоящими исследователями .Хотите? Есть у меня одно интересное дело. В  наш клуб пришла посылка. Давайте её откроем, и узнаем, что же нам прислали?   . А как же нам ее открыть

«  Здравствуйте, мои друзья!

Вам посылку прислал я,

Что бы вам ее открыть,

Надо на вопрос ответ найти.

Угадайте кто я, для чего я и зачем?

Подсказку вам сейчас скажу.

Что на острове живу.

Я в тропическом лесу.

Отправляйтесь вы туда

И исследуйте меня!

Все подсказки соберите

На вопрос ответ найдите!

Желаю удачи!»

Ребята,  возьмемся за это дело?

Для того , чтобы узнать, что у нас в посылке,  куда мы должны с вами отправиться?

Предлагаю немедленно отправиться в путь. Согласны?

В круг скорее становитесь,

Крепко за руки возьмитесь,

Посчитаем 1-2-3.

Глазки ты скорей сомкни,

Посчитаем 3-2-1

На острове окажемся сейчас.

Приступаем к поиску подсказок. Что – нибудь интересное нашли. Какие странные следы! Что в них необычного?

Двигаемся в заданном направлении. Куда же нас привели следы ?  А привели они нас в научную лабораторию.

Кто знает, что такое лаборатория? И кто там работает?

Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории? 
Молодцы! Сейчас мы с вами оденемся как настоящие ученые: халаты и шапочки и пройдем за столы.

Ребята, наша задача сегодня – получить как можно больше сведений о предметах,  который находятся в мешочках. Вы обследуете синий мешочек, а вы красный..

 

Давайте определим запах. Как правильно определять запах в лаборатории.

Ребята , а как вы думаете , сможем ли мы с этими подсказками угадать, что  у нас находиться в посылке: апельсин или киви? Давайте с вами вспомним подсказку, которая у нас есть.

Молодцы.  Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Не плохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считаете вы? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов.

 Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.

Раз и два, раз и два, закружилась голова.

 Разминая поясницу, мы не будем торопиться.

Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять.

Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте.

От разминки польза есть! Что ж, пора на место сесть.

 Ребята, мы с вами еще не заполнили одну табличку : плавучесть. Давайте проверим их на плавучесть.

Я сейчас очищу апельсин и опущу  в воду.  Апельсин утонул. Почему? С каким спасательным средством можно сравнить кожуру апельсина?

Давайте рассмотрим внимательно кожуру апельсина под лупой

Я знаю еще один секрет! Знаете ли вы, что можно взорвать шарик с помощью апельсина? Нет, мы не будем кидать апельсин в шарик. Достаточно всего несколько жидких капель из апельсиновой цедры и шарик взорвется.

Для проведения этого опыта нам понадобится воздушный шарик и свежий апельсин (на самом деле нужна только свежая апельсиновая кожура).

Теперь срежем с апельсина кожуру (цедру) и выжмем из кожуры несколько капель сока прямо на шарик. Это может оказаться не так просто, так как сок из цедры выжимать довольно сложно, придется хорошенько помять ее в руке.
Вывод: Вы замечали, что после того, как вы почистили апельсин, ваши пальцы немного жирные (скользкие).В апельсиновой кожуре содержится эфирное масло, которое называется лимонен.  Лимонен растворяет резину! Именно поэтому, когда он попал на шарик, он растворил резиновую оболочку шарика, и шарик лопнул.

А что вы знаете про апельсин?

Для меня апельсин ассоциируется с солнцем. Апельсин и солнце – два шара оранжевого цвета, дарящие людям здоровье и красоту. Только второй в сотни миллионов раз больше первого.

Однако полезные свойства апельсина для человека могут оказаться не менее значимыми, чем энергия солнца. В Китае говорят, что апельсин приносит счастье.Я желаю всем побольше счастливых моментов в жизни. Весна, всё вокруг расцветает, но порой так бывает, сил не хватает. Все немного устали... А ведь человек сам кузнец своего настроения! Апельсин оранжевого цвета.Оранжевый цвет по свойствам символизирует энергию, радость, теплоту, смелость. Он способен не только помочь восстановить силы, вызвать прилив жизненной энергии, но и укрепить волю. Это цвет бодрости и срочно создайте себе оранжевое настроение, вспомнив песню «Оранжевое небо, оранжевое море, оранжевая зелень, оранжевый верблюд»...

Ну а теперь нам пора возвращаться.

В круг скорее становитесь,

Крепко за руки возьмитесь,

Посчитаем 1-2-3.

Глазки ты скорей сомкни,

Посчитаем 3-2-1

В детсаду окажемся сейчас.

Вот мы и дома. Ребята, давайте с вами откроем и посылку и узнаем правы мы или нет

На экране смалик, звучат слова « Молодцы, ребята! Справились с заданием. Вы настоящие юные исследователи. Поздравляю вас»

Внимательно слушают воспитателя.

Дети высказывают свои версии.

Слушают электронное письмо

Ответы детей

Дети встают в круг.

Ищут подсказки и находят следы                « оранжевого» цвета

Дети отвечают

Дети одевают халаты и шапочки

Дети делятся на подгруппы ,садятся за столы. Самостоятельно работают на местах, помогают друг другу.

Рассматривают план исследований.

Устанавливают признаки предмета – апельсина (форма, размер , твердость, запах, цвет, плавучесть.)

Дети самостоятельно обследуют содержимое мешочков, помогают друг другу,

  заполняют таблицы и делают выводы.

Дети отвечают

Вращение головой вправо и влево

Повороты в разные стороны

Приседания

Ходьба на месте

Дети самостоятельно проводят опыт Высказывают свои впечатления, делают выводы.

Рассматривают кожуру под лупой и делают выводы

Дети надувают шарик

Дети садятся на стульчики и рассказывают про апельсин.

Дети слушают воспитателя

Дети встают в круг

открывают посылку, внутри посылки апельсин

Рефлексивно-

корригирующий

У меня на столе лежат «семафорчики», я буду говорить вам утверждения , а вы если со мной согласны  , то поднимаете зелёный , если нет- то красный. Понятно? Будьте внимательны!

Нравиться ли вам быть исследователями? Что- то  новое вы узнали?

Понравилось вам занятие? Хотите еще заниматься исследованиями?

Я желаю вам продолжить исследования вместе со своим родителями! Наблюдайте за миром вокруг, задавайте вопросы и задавайтесь вопросами, экспериментируйте и открывайте законы природы и мироздания!

Отвечают на вопросы, делятся впечатлениями о занятии.

Ожидаемый результат:

Знать: больше информации о апельсине.

Иметь: представление о составлении схем.

Уметь: самостоятельно проводить несложные опыты, делать выводы, работать по плану.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое занятие по познавательно - исследовательской деятельности в средней группе на тему: «Волшебная капелька».

Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты — сама жизнь. Ты наполняешь нас рад...

Конспект по ОО «Познавательное развитие» познавательно – исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему: «Этот удивительный вулкан»

Расширять знания детей об окружающем мире, продолжить знакомить с явлением природного мира – извержением вулкана....

Конспект по познавательно–исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему «Свойства воздуха»

Конспект по познавательно–исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему «Свойства воздуха»...

Методическая разработка по познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной группы на тему: « Свойства и явления»

Развитие познавательных и интеллектуальных интересов детей через позновательно - иследовательскую деятельность....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно - исследовательскому развитию в подготовительной группе на тему: «Волшебное перевоплощение соли »

Cоздать условия для формирования представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.Закреплять представления детей по познавательно -исследовательскому развитию в обла...