Опыт работы по теме «Познавательное развитие детей младшего и среднего дошкольного возраста в процессе экологического воспитания».
материал по окружающему миру (младшая, средняя группа) на тему

Баданина (Галкина) Наталья Станиславовна

Познавательные способности обеспечивают успех любой познавательной деятельности.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_po_teme.docx24.78 КБ

Предварительный просмотр:

 Опыт работы по теме

«Познавательное развитие детей младшего и среднего дошкольного возраста в процессе экологического воспитания».

Опыт работы подготовила:

 воспитатель МАДОУ города Нижневартовска

детский сад №88 «Одуванчик»

Галкина Наталья Станиславовна

 «Мир, окружающий ребёнка,
это, прежде всего мир природы
с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума».
 
В.Сухомлинский.  

                                                               

 Проблема развития познавательных способностей детей дошкольного возраста — одна из самых актуальных в теории и практике дошкольного воспитания, поскольку познание является необходимым условием для формирования умственных качеств детей, самостоятельности и инициативности.

Формирование познавательных способностей следует начинать именно с дошкольного возраста, поскольку они активно взаимодействуют с системой ценностных ориентаций, с целью и результатами деятельности, отражают интеллект, волю, чувства личности, а также являются необходимым условием готовности детей к обучению в школе.

Познавательные способности проявляются в умении выделять характерные свойства, различия, разбираться в сложных ситуациях, задавать вопросы, наблюдать. Познавательные способности обеспечивают успех любой познавательной деятельности.    

Именно дошкольный возраст является базой для формирования основ мировидения и представляет широкие возможности для экологического воспитания. Ведущую роль в экологическом воспитании детей играет формирование у них познавательного интереса к природе. Интерес, с одной стороны, является стимулом развития бережного отношения к природе, с другой – его результатом. Таким образом, воспитание бережного отношения к природе идёт от углубления имеющихся интересов к формированию новых знаний, чувств, умений, а от них – к интересу не более высокой ступени.

В процессе пробуждения и развития эмоционального восприятия природы важную роль играет отношение воспитателей и родителей к природе и интересам детей, связанным с ней. Внимание взрослых, поддержка, одобрение содействуют развитию увлечения и успеху деятельности.

Доступными средствами формирования интереса дошкольников к природе являются прогулки и экскурсии на природу; фенологические наблюдения; использование элементов исследовательской работы; изучение загадочных явлений природы; деятельность по оказанию помощи природе; чтение книг и просмотр видеофильмов о природе; проведение плановых и ситуационных бесед о природе и бережном отношении к ней.

Одним из направлений экологического воспитания является формирование начал экологической культуры, в том числе правильного отношения к природе, к себе и другим людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения.

Ребенок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, т.е. учится элементарно объяснять наблюдаемое. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Это создает предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, четкость. Ребенок учится рассуждать, рассказывать, описывать. Природа предоставляет возможности для разнообразной деятельности детей, что способствует активному усвоению и использованию приобретенных знаний.

                                Основные  задачи   моей работы.

1. Воспитывать  у  детей    дошкольного   возраста  экологическую  культуру,  трудолюбие, вызывать  желание  доводить  начатое  дело  до  конца, развивать   произвольную  регуляцию  деятельности.  

2. При  организации  наблюдений  за  живыми  объектами  природы  развивать  у  ребёнка  память, внимание, речь, мышление  и воображение.

3. Воспитывать  инициативность  в  игровой  деятельности.

4. Развивать  творчество детей, стимулировать  поиск  новых способов решения  практических  задач  при помощи  различных  моделей, ТРИЗа, макетирования.

5. Совершенствовать  стиль партнёрских  взаимоотношений.

6. Воспитывать  умения эмоционального  выражения и творчества.

7. Развивать  у  детей  умения  выступать перед  различной  аудиторией; формировать доброжелательное  отношение  к животным, умение  ухаживать  за  ними.

Работая по теме «Познавательное развитие детей младшего и среднего дошкольного возраста в процессе экологического воспитания»,  я стараюсь донести до детей, что  кем бы они не стали в будущем, они должны хорошо понимать свою роль в окружающем мире, осознавать последствия своих действий, иметь представления о законах природы.

Чтобы помочь ребенку ориентироваться в природе и усвоить правила общения с животными и растениями, в нашем  детском саду создана эколого-развивающая среда – в помещении и на участке: птичий стол, экологическая тропа, экологический центр в группе.  В экологическом центре в группе имеются с учетом условий необходимые для жизни  комнатные растения. В уголках природы дети наблюдают, трудятся. В особых ситуациях они служат местом для нервно-психической разгрузки детей и взрослых.

Формы и методы экологической работы, используемые       в  воспитательно-образовательном   процессе:

        экологические  занятия;

        уроки доброты («Что значит быть добрым?»,  «Кто может считаться заботливым?», «Когда я был добрым по отношению к природе?»);

        уроки мышления;

        экологические  акции  («Покормите птиц зимой»,   «Посади цветок»,   «Сделай скворечник», «В лесу родилась ёлочка – и пусть в лесу живёт»);

        лаборатория юного эколога («зона экспериментирования»);

        ведение календарей природы;

        экологические выставки и экспозиции (поделки детей из природного материала);

        экологические праздники;

        экологические игры;

        экологические сказки: «Чьи   шишки в лесу?»,   «Лесная школа».

В процессе ознакомления детей с природой использую следующие методы:

        наглядные (наблюдения, рассматривание картин, демонстрация слайдов и фильмов);

        практические (игровой метод, труд, элементарные опыты);

        словесные (рассказ воспитателя, чтение художественного произведения, беседы).

В педагогическом процессе детского сада использую различные формы организации детей при ознакомлении их с природой:                                                      

        сюжетно-ролевая игра, отражающая различные события в природе и деятельность взрослых;

        практическая деятельность по созданию или поддержанию условий для живых объектов  в зелёной зоне детского сада (труд в природе), а также деятельность по восстановлению предметов (починка игрушек, книг и др.);

        создание картин на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе;

        общение с природой, добровольный контакт с объектами растительного и животного мира

         экспериментирование: практическая  познавательная  деятельность с объектами  природы, сопровождающая  наблюдением,  высказываниями.

        речевая деятельность (вопросы, сообщения, участие в беседе, диалоге);

        обмен информацией, впечатлениями, уточнение представлений о природе с помощью слова;

        наблюдения, самостоятельная познавательная деятельность людей в природе;

        просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания – деятельность, способствующая получению новых и уточнению имеющихся представлений о природе.

Уроки доброты.

  Провожу уроки доброты индивидуально или с небольшой подгруппой детей в минуты их обращения к миру природы.

  Цель: развить интерес к природе; формировать положительное эмоциональное отношение к ней, желание беречь её и заботиться о ней; воспитывать чуткость и чувство сопереживания.

  Такие занятия, беседы, воздействующие на душу ребёнка, не должны быть многословны; могут сочетаться с музыкой, восприятием художественных произведений. Тематика уроков доброты: «Что значит быть добрым?»; «Когда я был добрым по отношению к природе»; «Кто может считаться заботливым?»; «Как заботиться о комнатных растениях?»; «Что такое бережливость?»; «Когда можно сказать, что ребёнок бережно относиться к природе?»; «Что такое красота?»; «Чем красив цветок?»; «Красота человека»; «Гармония красок»; «Гармония звуков»; «Что значит быть ответственным?»; «Чем удивительна лягушка?»; «Как ведут себя животные, испытывающие страх?»; «Когда они боятся?»; «Что нужно делать, чтобы не пугать животных?»; «Как ты чувствуешь любовь своих близких?»; «Как ты проявляешь любовь к животным?»; «Любить – что это значит?»; «Нужны ли в жизни правила?»; «Что ты чувствуешь, когда обнимаешь дерево?»; «Что ты чувствуешь, когда смотришь в небо?» и др.

Экологические выставки и экспозиции.

   Цель их – ознакомление с природными явлениями, недоступными для наблюдения детям. Выставки и экспозиции включают материал, предназначенный для работы с детьми и с взрослыми.

   Тематика может быть разнообразной: «Лес – друг человека»; «Богатства недр нашей земли»; «Космос»; «Человек и его добрые дела на Земле»; «Родные просторы» и т.д.

Экологические наблюдения.

   При ознакомлении детей с природой, в зависимости от познавательных задач воспитатель использую различные виды наблюдений. В процессе кратковременных наблюдений, организуемых для формирования знаний о свойствах и качествах предмета и явлений, дети учатся различать  форму, цвет, величину, структуру, пространственное расположение частей, характер движения, издаваемые звуки и т.д.

    Для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе использую более сложный вид наблюдения – длительное наблюдение. В нём детям приходиться сравнивать наблюдаемое состояние объектов с тем, что было раньше. Для успешного достижения поставленной цели продумываю и использую специальные приёмы, организующие  активное восприятие детей:  задаю вопросы, предлагаю обследовать, сравнить объекты между собой, установить связи между отдельными объектами и явлениями природы.

   Метод наблюдения природы является основным. Необходимость и значение его использования связаны, прежде всего, с характером знаний, доступных детям среднего дошкольного возраста.

   Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всём её многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях.

  Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей подмечать её особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит решению одной из важнейших задач умственного воспитания.

В своей работе я использую методы, эффективно влияющие на эмоциональную и нравственную сферу ребёнка: наблюдения во время прогулок и их фиксаций в календаре, игры экологического содержания, чтение художественной литературы, беседы с детьми.

На прогулках мы наблюдаем сезонные изменения в жизни растений, птиц, животных, наблюдаем и за явлениями и в неживой природе.

Чтобы закрепить  впечатления от наблюдений,  использую народные приметы (например, дым столбом - к морозу), народные поговорки («Мороз невелик, да стоять  не велит»), чтение отрывков из стихотворений, загадки. Во время прогулок вместе с детьми проводим несложные опыты по определению свойств снега, льда.

Для закрепления знаний, во время прогулок использую  различные игры экологического содержания.

На прогулках, занятиях, в беседах с детьми стараюсь подводить детей к выводу, что в природе всё взаимосвязано, взаимозависимо  и что  каждый живой организм приспособлен к определённой среде обитания (лесные птицы не могут жить на водоёме или на лугу). В этом мне помогают дидактические игры (например, «Где, чей дом?»), чтение художественной литературы - произведений К. Ушинского, В.Бианки, М. Пришвина, И. Сладкова, Е. Чарушина.

В  ознакомлении  дошкольников с природой дидактические игры занимают особое место. Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ребёнок учится вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщение, при этом тренируется их внимание, память.

Кроме этого использовала дидактические игры с природным материалом (игры с овощами,  фруктами, деревьями, кустарниками, комнатными растениями.)

 Наряду с природоведческими сведениями, для решения познавательных задач, воспитываю у детей правила поведения в природе. Стараюсь, чтобы эти правила формировались не в негативной (не рвать, не ломать, не разрушать), а в позитивной (посади, помоги, подмети) форме. Моя система работы позволила привить детям азы экологической культуры. Дети знают, что нельзя рвать цветы, сломать ветку, ударить палкой лягушку или кошку, нельзя пить грязную воду, собирать лекарственные растения вблизи дорог. Дети так же соблюдают личную гигиену, чистоту группы, участка, знают, что нельзя загрязнять улицы своего города (пластиковыми бутылками, мусором).

Но добиться хороших результатов в познавательной деятельности через природу в отрыве от семьи невозможно. Поэтому я проводила с родителями анкетирование, консультации, совместные праздники, призываю родителей, чтобы они побольше читали сказок, стихов, рассказов, связанных с природой.

Традицией в моей работе стало проведение экологических акций: «Покормите птиц зимой», « Сделай скворечник», «Подари цветок детскому саду», «В лесу родилась ёлочка – и пусть в лесу живёт». Я уверена, что ознакомление с природой помогает развитию познавательных способностей у детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Роль проектной деятельности в речевом развитии детей младшего и среднего дошкольного возраста."

Роль проектной деятельности в речевом развитии детей младшего и среднего дошкольного возраста.Обращение к проектной деятельности как средству речевого развития дошкольников, объясняем негативной ...

Опыт работы«Развитие мелкой моторики. Как средство повышения уровня речевого развития детей. Младшего и среднего дошкольного возраста».

Актуальность работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, ...

Дидактические игры по социально-коммуникативному развитию детей младшего и среднего дошкольного возраста

Дошкольный возраст - это тот период, когда закладывается основа дошкольной жизни ребенка....

Проект «Социально-личностное развитие детей младшего и среднего дошкольного возраста»

Только в сотрудничестве с близкими взрослыми можно добиться высоких воспитательных результатов....

Долгосрочный проект «Социально-личностное развитие детей младшего и среднего дошкольного возраста»

Мы стараемся воспитать у ребёнка любовь к самому близкому - к родному дому и детскому саду. ...