Специфика воспитания основ экологической культуры в младшем дошкольном возрасте
статья по окружающему миру (младшая группа) на тему

Нестерова Наталья Владимировна

Особенности восприятия детей в младшей группе. Рассказывается об  основных направленяих работы по экологическому воспитанию детей данной возрастной группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Специфика воспитания основ экологической культуры в младшем дошкольном возрасте.

 

   Великий писатель К.Д. Ушинский говорил: «Если хотите научить ребенка мыслить и чувствовать, введите его в природу».

Работу по формированию экологических понятий необходимо начинать с раннего возраста, когда сведения о мире усваиваются самым экономным путем – путем запечатления. Эти знания являются фундаментом будущих экологических понятий и станут непрерывно дополняться, усложняться и развиваться по мере того, как ребенок переходит из одной возрастной группы в другую.

Что же должен учесть воспитатель в своей работе? Прежде всего нужно выявить следующие критерии:

  1. Наличие у детей интереса к окружающей природе (замечают ли малыши растения и животных; замечают сами или по просьбе воспитателя; задают ли вопросы; огорчаются, если имеется неблагополучие в состоянии растений или животных)
  2. Наличие у детей стремления принять участие в совместной деятельности со взрослым по уходу за растениями и животными
  3. Наличие у детей желания общаться с животными уголка природы (рассказы детей о домашних питомцах)
  4. Наличие элементарных знаний о жизни животных и растений (название, питание, передвижение, условия обитания)

       Ребенок четвертого года жизни уже способен следовать положительному примеру взрослых. Способен проявить гуманные чувства по отношению ко всему живому. Поэтому основной акцент в экологическом воспитании следует сделать на эмоциональный компонент.

       Для достижения результата в воспитании необходимо формировать у ребенка желание сделать что–то самому, выполнить поручения взрослого, помогать своим товарищам.  При этом важно учитывать такую особенность младших дошкольников как подражательность. Ребенок способен подражать не только отдельным действиям, но и поведению воспитателя и других детей. Это можно использовать, погружая ребенка в атмосферу гуманного отношения к природе.

  К нравственным чувствам детей четырех лет наряду с любовью к близким, стремлением быть хорошим, относится и любовь к животным, растениям, желание заботиться о них и ухаживать за ними. Малыши еще не способны самостоятельно анализировать и адекватно оценивать происходящие явления. Они усваивают в основном оценки, принятые взрослыми. Поэтому очень важно в младшем возрасте целенаправленно формировать правильные экологические оценки.

     Можно выделить следующие основные этапы работы по воспитанию основ экологической         культуры:

1. Проведение разнообразных циклов наблюдений на прогулках, с их помощью формируются первые конкретные знания об объектах природы, их внешнем виде, взаимосвязи со средой обитания. Окружающая среда на участке детского сада помогает сформировать у младших дошкольников представление о многообразии растительного мира, о птицах, насекомых и т.д.

Знакомство с деревьями можно начать с беседы, организую которые стараться максимально опираться на чувства детей. Одно и тоже дерево рассматривать насколько раз: сначала посмотреть издалека, отметить красоту затем подойти и погладить ствол, рассмотреть вблизи, обхватить его руками, потрогать листья. Рекомендуется использовать прием одушевления объектов природы, обращаясь к ним, как к человеку, воспитывая таким образом заботливое отношение к растениям.

  1. Наблюдение за животными (идеально, если в детском саду имеется уголок природы). Необходимо объяснять детям, что животные - живые существа, требующие заботы. Дети в процессе наблюдения познакомятся с реакциями животного на различные действия человека, обратят внимание на эмоции, возникшие у взрослого от общения. Также следует обучать малыша правилам общения с животными.

  1. Сенсорное развитие младших дошкольников в форме игрового экспериментирования с водой, песком, воздухом.

Игры -  эксперименты можно проводить: 1) как отдельный вид деятельности; 2) заниматься ими в процессе режимных моментов; 3) использовать их на прогулке как часть наблюдения. Количество проводимых опытов варьируется от одного в неделю до двух в месяц. Таким образом развиваются анализаторы, усваиваются сенсорные талоны, которые помогают малышам разобраться во всем многообразии свойств окружающего мира и получить конкретные представления об объектах природы.

  1. Использование игры в экологическом воспитании позволяет обеспечить занимательность, повысить устойчивость внимания и активизировать детей 3-4 лет.  В экологическом воспитании большое место занимают игры имитационного характера.  При ознакомлении с животными, птицами или при закреплении знаний о них, дети подражают их повадкам, способам передвижения, издаваемым звукам. Кроме того, игры используются и для знакомства со свойствами среды обитания (вода, воздух, снег, земля). В таких играх необходимы различные игрушки, например, для игр с воздухом – бумажные голуби, пуховые перья
  2. Использование игрушки (персонажа) в приобщении ребенка к природе. Сначала происходит знакомство с игрушкой, устанавливается эмоциональное, доверительное отношение детей к ней.  Взрослый вместе с игрушкой знакомит детей с домашними животными, обитателями леса, растениями и многим другим. Таким образом в игровой занимательной форме у детей происходит формирование знаний Заключительный этап взаимодействия с игровым персонажем направлен на закрепление и уточнение ранее полученных знаний. На этом этапе можно использовать другую игрушку, тогда дети сами превращаются в обучающих. Такая смена позиций активизирует умственную деятельность, поддерживает интерес к природному окружению.

   

      Итак, при целенаправленном воздействии педагога уже в младшем дошкольном возрасте возможно возникновение и первичное проявление элементов экологической культуры. Это проявляется в интересе ребёнка к окружающему миру, желании наблюдать за происходящими изменениями в природе, в стремлении ухаживать за животными и растениями.

    Наиболее эффективными методами формирования экологической воспитанности являются систематические наблюдения, использование игровых обучающих ситуаций, организация совместной деятельности взрослого и ребёнка по уходу за обитателями уголка природы и обучения детей различным способам обследования объектов и явлений окружающего мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание основ экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Проблема экологического воспитания дошкольников  актуальна и соответствует потребностям детского сада.Основной идеей опыта явилось создание необходимых условий возникновения устойчивого интереса ...

« Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста » на тему: «Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС) по формированию основ экологической культуры «В гостях у лягушонка»

Игровая обучающая ситуация«В гостях у лягушонка»(с игрушкой- аналогом) Дидактические задачи:1)    Дать детям представление о лягушке, ее внешнем виде, ее среде обитания, питании и ...

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста...

Формирование основ экологической культуры в младшем дошкольном возрасте

Авт.-сост: Шарова Е.П.  Методическая разработка на тему: Формирование основ экологической культуры в младшем дошкольном возрасте МБОУ «Новинская начальная общеобразовательная школ...

«Экологическая тропа - как условие формирования основ экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Экологическое воспитание дошкольников как обязательный предмет программы ДОУ появился сравнительно недавно, хотя необходимость его существования возникла давно. Во многом, воспитатели следуют в препод...