Познавательно-исследовательский проект «Развитие познавательного интереса у детей 2 младшей группы через экспериментирование»
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (младшая группа) на тему

Ненашкина Анна Андреевна

Предлагаемая ниже структура проекта -экспериментирования является примерной и может быть скорректирована в практике работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovyy_proekt.docx32.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 17» г. Таганрога

Познавательно-исследовательский проект

 «Развитие познавательного интереса у детей 2 младшей группы через экспериментирование»

Лаборатория всезнаек

http://sr.photos2.fotosearch.com/bthumb/UNN/UNN621/u13109366.jpg

Выполнила: воспитатель

 МБДОУ д/с №17 г. Таганрога

Анна Андреевна Ненашкина

г. Таганрог

2017-2018 г.г.

   Пояснительная записка
  В дошкольных образовательных  учреждениях экспериментирование может быть организовано в трех основных направлениях: специально  организованное  обучение, совместная  деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей. Важно помнить, что занятие является итоговой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать представления детей.
 Проблемные ситуации, экспериментирование могут быть также частью любого занятия с детьми (по ФЭМП, развитию речи, ознакомлению с окружающим, конструированию и т д.) ориентированного на разные виды деятельности (музыкальной, изобразительной, естественнонаучной и др.)
  Предлагаемая ниже структура проекта -экспериментирования является примерной и может быть скорректирована в практике работы
.

Паспорт проекта:

Участники проекта: воспитанники 2 младшей  группы, воспитатели группы, родители воспитанников.

Вид проекта: познавательно – исследовательский, групповой.

База проекта: МБДОУ д/с №17.

Тип проекта: среднесрочный (август  2017г.- май 2018 года)

                                          Актуальность

Закон «Об образовании в Российской Федерации» ставит перед дошкольным образованием задачи не только на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, сохранение и укрепление здоровья, но и на формирование предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в рамках образовательной области «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, которое может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка).

В соответствии с ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основой образовательной программы, представленными в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования, мы видим следующие:

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре,

 общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

- ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Таким образом, формирование исследовательских умений дошкольников - одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов. Современный мир столь динамичен и меняется он так стремительно, что выжить в нём, опираясь на наработанные стереотипы невозможно, современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность. Формирование целостного, комплексного, интегративного системно-деятельностного подхода к воспитанию дошкольника является целевой установкой ФГОС

                       Новизна.

  В проекте применен новый методический подход к   организации поисково –

исследовательской деятельности, использован творческий метод познания закономерностей и явлений окружающего мира-метод экспериментирования.

   Главное достоинство работы по данному проекту в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В этом проекте воспитатель и дети выполняют общее дело: изучая окружающий мир, учатся беречь природу, охраняя ее. 

Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, путем экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными.   Благодаря этому проекту ребенок гармонично развивается и получает возможность ставить себе новые все более сложные цели.

Цель проекта:

  Развитие интереса и познавательных способностей детей, посредством опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

  1. Расширить представления детей об окружающем мире через развитие представлений детей о свойствах веществ, об основных физических свойствах и явлениях воды, снега и льда.
  2. Формировать устойчивый интерес к детскому экспериментированию.

  1. Активизировать словарный запас, поощрять желание детей делиться впечатлениями (суждениями, доводами), делать несложные выводы.
  2. Способствовать социализации детей: доброжелательное и вежливое обращение к сверстникам и взрослым.
  3. Создавать положительно-эмоциональный настрой детей.

Основное содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:


1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со  снегом и т.д).
3. О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).
4. О способах исследования объекта.
5. О предметном мире.
В процессе исследования-экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления  или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т.д.).

Перспективное планирование опытов и экспериментов


   Август

1.  Подбор материала по теме: «Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование»;

2.  Постановка целей и задач по данной теме.

Сентябрь
1. «Узнаем, какая вода» Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).

2. «Игры с веерами и султанчиками» Цель: познакомить детей с одним из свойств воздуха-движением; движение — воздуха-это ветер.

3. «Поиграем с солнышком» Цель: определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные), где это происходит быстрее (на солнышке или в тени).


4. «Свойства песка»
Цель: познакомить со свойствами песка (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого).


Октябрь
1. «Чудесный мешочек»
Цель: познакомить с органами чувств и их назначением.

2. «Поиграем с ветерком»
Цель: обнаружить движение воздуха в природе.

3. «Что в коробке»
Цель: познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа), показать, что свет не проходит через непрозрачные  предметы.

4. «Почему осенью бывает грязно»
Цель: познакомить с тем, что почва по-разному пропускает воду.

Ноябрь
1. «Волшебные дощечки»
Цель: определить с помощью пальцев форму, структуру поверхности.

2 . «Легкий - тяжелый»
Цель: показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять  вес предметов и группировать предметы по весу.

3. «Найди по звуку»
Цель: определять и различать издаваемые шумовые звуки.

4. «Глина, ее качества и свойства»
Цель: научить узнавать предметы, сделанные из глины, определять качество  глины (мягкость, пластичность, степень  прочности) и свойства (мнется,  бьется, размокает).

Декабрь
1. «Горячо-холодно»
Цель: научить определять температуру веществ и предметов.

2. «Чудесный мешочек»
Цель: познакомить с предметами, проводящими тепло; определять на ощупь  самый твердый предмет.

3. «Окрашивание воды»
Цель: выяснить свойства воды (вода  прозрачная, но может менять свою  окраску, когда в ней растворяются окрашенные вещества).

4. «Снег, какой он?»
Цель: познакомить со свойствами снега во время снегопада (белый, пушистый, холодный, липкий, тает в тепле).

Январь
1. « Игры с соломинкой»
Цель:  дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его  легкими; воздух можно почувствовать и увидеть.

2. «Снег. Какой он?»
Цель: познакомить со свойствами снега в морозную погоду (холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится)

3. «Как  из  снега  получить  воду»
Цель: формировать простейшие представления о свойствах снега (тает  в  тепле).

4. «Как воду превратить в лед»
Цель: познакомить со свойствами воды (превращается в лед при низких  температурах).

Февраль
1. «Изготовление цветных льдинок»
Цель: познакомить с одним из свойств воды.

2. «Мороз и снег»
Цель: закрепить знания о свойствах снега в зависимости от температуры  воздуха.

3. «Свойства льда»
Цель: познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед  тает), учить устанавливать простейшие закономерности.

4. «Ветер по морю гуляет»
Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, научить  различать его силу.

Март
1. «Плавает-тонет»
Цель: учить детей определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются  на  поверхности воды, другие тонут)


2. «Бумага, ее качества и свойства»
Цель: научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).

3. «Посадка лука»
Цель: уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия  света и воды для роста и развития растений.

4. «Поплывет не поплывет»
Цель: развивать представление о весе предметов.

Апрель
1. «Здравствуй, солнечный зайчик»
Цель: дать представление о том, что «солнечный  зайчик»- это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности.

2. «Веточка березы»
Цель: наблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных в  воду.

3. «Древесина, ее качества и свойства»
Цель: учить узнавать предметы, изготовленные из древесины, определять ее качество (твердость, структуру  поверхности; толщину, степень прочности)   и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).

4. «Что в пакете»
Цель: дать детям понятие о том, что воздух находится вокруг нас, он может  быть холодным, теплым, влажным.

Май
1. «Спрячь пуговку»
Цель: способствовать накоплению представлений о свойствах воды (жидкая,  прозрачная, бесцветная), вода изменяет цвет.

2. «Пирожки для Мишки»
Цель: расширять знания о свойствах песка, развивать умение с ним обращаться, сравнивать, делать выводы.

3. «Сравнение песка, почвы и глины»
Цель: познакомить со свойствами песка, почвы и глины.

4. «Ткань, ее качества и свойства»
Цель: учить узнавать вещи из ткани, определять ее качество (толщину, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает,  горит).

Работа с родителями
 -Привлечение родителей к подбору материала на тему: «Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование».

- Консультация: «Создание условий для экспериментирования детей дома».

- Консультация: «Роль экспериментирования в развитии познавательной активности детей раннего возраста».

- Привлечение родителей к созданию мини-лаборатории в группе.

-Консультация: «Экспериментирование с детьми дома (снег, вода)».

-Создание памятки для родителей: «Экспериментируем с детьми дома».

-Создание фотоальбома: «Мы экспериментируем».

-Консультация: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через экспериментирование»

-Презентация проекта: «Развитие познавательного интереса у детей 2 младшей группы через экспериментирование»

Предполагаемый результат:

1. Создание предметно-развивающего пространства в опытно- экспериментальной деятельности.

2. Усвоение детьми знаний, представлений об окружающем мире.

3. Повышение уровня мотивации к занятиям.

4. Развитие у детей познавательного интереса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ»

Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практ...

Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование( опыт работы)

Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование....

Программа по самообразованию "Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование" на 2016-2017 уч.год

Содержание исследовательской деятельности, перспективное планирование, картотека игр-экспериментов...

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ

DВыявить значение детского экспериментирования в системе воспитания детей....

«Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование»

В представленном материале предложен примерный  алгоритм  проведения  занятия-экспериментирования,  предложена организация мини-лабораторий в детском саду, пер...

Программа по самообразованию "Развитие познавательного интереса у детей младшего возраста через экспериментирование"

Программа разработана для педагога по направлению "Экспериментальная деятельность" при работе с детьми 2 младшей группы....

Проект :"Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через экспериментирование"

Развивать познавательный  интерес, любознательность и активность детей через экспериментирование"....