Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста средством проектного метода
рабочая программа по окружающему миру на тему

Гузель  Городовая

Основная идея проекта заключается в разработке методического комплекса, это ведет к тому, что представление о времени у детей быстро совершенствуются, становятся более систематичными, осознанными,развивается чувство времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped._proekt_vremya.docx47.05 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Наименование проекта: Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста средством проектного метода.

Краткое содержание методической разработки:

Проект рассчитан на детей 4-7 лет, этот проект долгосрочный, исследовательский.

Основная идея проекта  заключается в разработке методического комплекса , это ведет к тому, что представление о времени у детей быстро совершенствуются, становятся более систематичными, осознанными, развивается чувство времени.

Проектная деятельность всегда разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием.

В реализации проекта акцентируется внимание на использование метода моделирования, поэтому в центре представлены наглядные модели «Частей суток», «Дней недели», «Времен года». Имеется подборка методической литературы, которая систематически пополняется новинками.

Работа по ознакомлению детей со временем разделена на три блока:

 Первый блок (средняя группа 2015-2016г) - закреплять представление о частях суток, учить детей правильно пользоваться словами сегодня, завтра, вчера, раскрывать на конкретных примерах понятия "быстро", "медленно".

Работу по формированию представлений о времени в средней группе я начала с модели «трех вопросов»: Что мы знаем про это? Что мы хотим узнать? Как можно узнать?

Второй блок (старшая группа 2016-2017 г) - учить последовательно называть дни недели, определять, какой день был вчера, какой сегодня, какой будет завтра; сформировать представление о последовательности дней недели и времени года.

Третий блок (подготовительная группа 2017-2018г) - закреплять знания о последовательности дней недели и времени года, знакомить с названием текущего месяца, знакомство с часами.

Последовательность работы проекта целесообразна, т.к. дети к концу дошкольного возраста успешно осваивают не только отдельные единицы измерения времени, но и по мере надобности учатся их использовать в практической и интеллектуальной деятельности.

Список использованной литературы:

1.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду Кн. Для воспитателя дет.сада-2-е изд., дораб.-М.: Просвещение, 1991г.

2.Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. -М.:

Просвещение 1989 г.

3.Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А и др. «От рождения до школы» Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.-304с.

4.Ерофеева Т.И. и другие. Математика дня дошкольников,- М.:

Просвещение 1992г.

6.Метлина Л. С. Математика в детском саду, М.: Просвещение 1984.

7Новикова В.П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст. – М.: Мозаика-Синтез. 2000.

8.Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение 1982г.

9.Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду. –М.: Академия, 2000

Интернет-ресурс:

1.Амихлина Т. В. Формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста, как одной из формы мыслительной деятельности. Методическая разработка. 21.03.2012.

2.Фадеева Н. К. Элементы педагогической системы М. Монтессори» статья от 19.01.2014.

Проект:  Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста средством проектного метода

Актуальность:

С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрено развитие у детей ориентировки во времени. Введение этого раздела обусловлено рядом причин. Детей знакомят с окружающим миром, в котором все события протекают во времени.

Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться  самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни. Освоение временных понятий детьми протекает с разной скоростью и характеризуется крайней неустойчивостью. Представления о нем возникает в процессе жизни на основе его личного опыта. Поэтому ознакомление лучше начинать с тех категорий, которые находят опору в личном опыте ребенка-дошкольника.

Актуальность этого проекта состоит в специфической особенности времени, как объективной реальности, затрудняющей восприятие детьми ориентировку во времени.

Цель проекта: Развитие «чувства времени» у детей дошкольного возраста с использованием разнообразных средств, методов и приемов.

Задачи проекта:

- изучить проблему развития представлений о времени в психолого-педагогической и методической литературе;

- выявить основные особенности методики формирования временных представлений у дошкольников;

- разработать и апробировать проект по формированию временных представлений у дошкольников;

- создать копилку методического материала по теме проекта для воспитателей и родителей.

Участники проекта: дети, родители, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре

Гипотеза проекта: «Если время существует, то его можно увидеть».

Принципы реализации проекта:        

1. Учет возрастных и индивидуальных особенностей.

2.Совместная работа с родителями.

В процессе формирования временных представлений у детей дошкольного возраста одна из главных ролей принадлежит родителям они выступают основными партнерами. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. Большое значение в выборе той или иной формы работы имеют степень компетентности родителей и их заинтересованность в предложенной тематике.

В реализации проекта необходимо сотрудничество с педагогами - специалистами детского сада: педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор физической культуры.

Перспективный план мероприятий

по реализации проекта в средней группе.

Описание и содержание мероприятия

1.

Организация предметно-развивающей среды

2.

Познавательное развитие

Рассматривание сюжетных картин «Сутки».

  Беседы с использованием ИКТ: "Сутки".

 Цель: формировать у детей представления о понятии "сутки", расширить представления о частях суток и их характерных особенностях. Упражнять в умении ориентироваться в контрастных частях суток.

Эксперимент: «Как наступает ночь»

Цель. Сформировать у детей представление о смене дня и ночи; вызвать интерес к экспериментальной деятельности.

Обобщающее занятие "Путешествие в сказочный лес"

Цель. Учить считать в пределах 5. Сформировать целостное представление о сутках; закрепить знания о последовательности частей суток.

Физическое развитие

   Подвижная игра "День и ночь"

  Цель. Вызвать желание принимать участие в подвижных играх, способствующих закреплению временных представлений.

Пальчиковая игра «Этот пальчик хочет спать»

Физкультминутка «Сова»

Социально-коммуникативное

  Беседа "Утром вечером и днем мы здоровье бережем"

Цель. Формировать умение соотносить определенный временной интервал с определенными оздоровительными и гигиеническими процедурами.

Дидактическая игра «Что сначала, что потом»

Цель. Закреплять знания о последовательности частей суток, развивать свободное общение в процессе формирования временных представлений через речевые ситуации, беседы.

Чтение и заучивание отрывка стихотворения М. Вишневецкой «Сутки».

Отгадывание загадок о частях суток.

Цель. Учить слушать и обсуждать художественные произведения, соотносить различные действия с определенной частью суток;

Чтение произведений С. Капутикан, «С добрым утром», Е. Благинина, «Спать пора» ,Н. Григорьева «Сутки», Н. Подлесова, «Сказка про вчерашний день», Е.Я. Ильина, «Завтра», Б.М. Федоров, «Хороший день» С.Я. Маршак

Цель: Формировать способность понимать причинно-следственные связи  в  стихах и произведениях.

Художественно-эстетическое развитие

Рисование "Мое любимое время суток".

Цель. Закреплять знания о сутках, о последовательности частей суток; развивать умение выполнять рисунок по замыслу.

Слушание музыки Э. Григ «Утреннее настроение», «Вечерний лес»

Цель: Формировать умение слушать и воспринимать музыку.

7.

Работа с родителями

 Анкетирование «Формирование временных представлений у детей среднего дошкольного возраста»;

 Консультация «Развитие временных представлений у детей среднего дошкольного возраста»; 

Рекомендации «Как научить ребенка понимать время», «Формируем представления о времени»;

Создание газеты "Мой ребенок в разные части суток"?

Перспективный план мероприятий

по реализации проекта в старшей группе

Описание и содержание мероприятия

1.

Организация предметно-развивающей среды

2.

Познавательное развитие

Рассматривание сюжетных картин «Зима», «Весна, «Лето», «Осень»,

  Беседы с использованием ИКТ : "Времена года".

 Цель: Расширить и уточнить знания детей о временах года и их характерных особенностях.

Беседа с использованием ИКТ: «Дни недели»

Цель: Расширить и уточнить знания детей о днях недели и их характерных особенностях.

Дидактические игры

  Д/и: «Неделька стройся»        

Цель: Закреплять знания о днях недели

Д/и: «Сутки»        

Цель: Определение уровня умения детей ориентироваться во времени

Обобщающее занятие по знакомству с календарем

Цель: Уточнить представление о календарном годе, сколько в году месяцев, какие.

Физическое развитие

Подвижная игра "День и ночь"

  Цель. Вызвать желание принимать участие в подвижных играх, способствующих закреплению временных представлений.

Подвижно-дидактическая игра «Времена года»

Цель: знать времена года и называть их в определенной последовательности;

Подвижно-дидактическая игра «Живая неделя»

Цель: Закреплять знания о днях недели.

Пальчиковая игра «Веснянка»

Пальчиковая игра «Лето наступило»

Физкультминутка «Сова»

Физкультминутка «Лето»

Чтение рассказов детских писателей В. Бианки «Готовятся к зиме. Спешат»; Н. Сладкова «Почему ноябрь пегий», Г. Снегирёва «Как птицы и звери к зиме готовятся».

Цель. Вызвать у детей интерес к художественной литературе. Развивать наблюдательность, любознательность, смекалку.

Чтение и заучивание отрывка стихотворения

  А. Плещеева «Весна», П. Башмакова «Дни недели», А. Усачёва «Семь дней в неделе», «Матушка природа», С. Михалков «Круглый год».

Отгадывание загадок о днях недели.

Цель. Учить слушать и обсуждать художественные произведения, учить отгадывать загадки. 

Художественно-эстетическое развитие

Рисование "Мое любимое время года".

Цель. Закреплять знания о временах года; развивать умение выполнять рисунок по замыслу, изображать предметы и явления, характерные для определенного времени года;

Слушание музыки   С. Прокофьева «Фея зимы»

Цель: Формировать умение слушать и воспринимать музыку.

7.

Работа с родителями

 Консультация для родителей: «Формирование представлений о времени у дошкольников. Дни недели».

Рекомендации «Как научить ребенка определять времена года», «Формируем представления о днях недели»; 

Создание газеты "Пришла весна", «Зимушка-зима»

Перспективный план мероприятий

по реализации проекта в подготовительной группе

Описание и содержание мероприятия

1.

Организация предметно-развивающей среды

2.

Познавательное развитие

Беседа: «Как мы чувствуем время?».

Учить детей называть разные кусочки времени. Знакомить со следами времени.Дать понятие о музее как о хранилище времени.

Опыты-экспериментирование «Часы и время».

Развивать способности ребенка понимать ценность времени в жизни человека.Формировать представление о единицах измерения времени-секундах, минутах, часах.

   Опыты-экспериментирование: «Изготовление солнечных, песочных, водяных часов».

Цель: Познакомить детей со строением и действием солнечных, песочных и водяных часов. Научить детей ориентироваться в прошлом часов.

Беседа: «Времена года».

Цель: Систематизировать знания детей о смене времен года.

  Беседа «Современные часы».

Цель: Продолжать знакомить детей с историей изобретения часов (современные часы); подвести к пониманию, что часы человек создает для облегчения своей жизни.

Эксперимент: «Как наступает ночь»

Цель. Сформировать у детей представление о смене дня и ночи;

вызвать интерес к экспериментальной деятельности, умение делать простейшие выводы.

 Развивать наблюдательность, смекалку.

Д/И: «Путаница»

Цель: Продолжать формировать представления о временных отношениях в пределах года.

Д/И: «Покажи по часам»

 Цель: Учить детей самостоятельно определять время по часам.

Физическое развитие

   Подвижная игра «Бьют часы»

  Цель. Вызвать желание принимать участие в подвижных играх,

способствующих закреплению временных представлений.

 Утренняя гимнастика «Часики»                                                                

Физкультминутка «А часы идут.»

Социально-коммуникативное

  Сюжетно-ролевая игра: «Фабрика часов»

Закреплять умение составлять описательные рассказы о часах, сравнивать их между собой.

Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.

  Игра: «Путешествие в прошлое часов».

Цель: Познакомить детей с историей возникновения часов.

Расширить знания детей о различных видах часов в прошлом, о принципе их работы и их роли в нашей жизни.

Сюжетно-ролевая игра: «Часовая мастерская»

Цель: Углублять знания о труде часовщика.

Д/И: «Выбери, что нужно для часов»

Цель: Закреплять знания детей о различных видах часов, их строении.

Д/и: «Какие бывают часы?»

Цель: Развивать интерес к часам, понимать их значимость для жизни человека.

Беседа с последующим наблюдением:

«Часы-цветы»

Цель: Дать понятие детям, что время можно определять по живой природе. Учить наблюдать за природой, ее изменениями; показать детям на конкретных цветах(одуванчик, шиповник..)

Сюжетно-ролевая игра: «Зоопарк»

Цель: Расширять знания об ориентации времени для животных.

Д/И: «Узнай который час?»

Д/И: «Что мы делаем сейчас?».

Цель: Учить детей ориентироваться во времени.

Чтение художественных произведений: В. Приходько «Часы»,  Л. Прокопьева «Часы с кукушкой», Т. Вишнякова «Часы будильник», Е. Шварц «Сказка о потерянном времени», загадки, считалки.

Чтение и заучивание отрывка стихотворения Г Терешковой «Часы», Цель: Формировать способность понимать причинно-следственные связи в стихах и произведениях.

Художественно-эстетическое развитие

  Рисование: «Нарисуй часы, которые ты бы хотел иметь».

Цель: Закрепить умение выделять особенности часов (циферблат, стрелки). Развивать воображение.

Аппликация «Часы и часики»

Цель: Изготовление атрибутов для сюжетно ролевой игры «Магазин часов».

Заучивание песни «Часики идут», «Новогодняя песенка – ТИК - ТАК часики»

Цель: Формировать умение слушать и воспринимать музыку.

Музыкальные часы(слушание мелодий, боя часов).

7.

Работа с родителями

Конкурс: «Самые интересные домашние часы»

Цель: Способствовать установлению творческого взаимодействия родителей и детей в

 процессе совместной продуктивной деятельности.

 Консультация: «Развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста»; 

Рекомендации: «Как научить ребенка понимать время», «Формируем представления о времени»

Разработанный комплекс развивающих мероприятий на формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста способствует повышению уровня усвоения представления о времени.

Все занятия и игры, взывают у детей большой интерес, что необходимо для успешного обучения.

Выводы

Правильно подобранная предметно – развивающая среда и грамотное сопровождение педагога является одними из эффективных средств формирования временных представлений у детей  дошкольного возраста, обеспечивая повышение результативности осуществляемого образовательного процесса.

Перспективы дальнейшего развития проекта.

В перспективе ставлю перед собой следующие задачи:

-  совершенствовать использование в деятельности воспитателя современные технологии;

-  познакомить детей с многообразием дидактических игр по формированию представлений о времени

-  вызвать желание детей применять разнообразные игры в самостоятельной деятельности;

-   развивать самостоятельность, чувства времени, воображение.

-   воспитывать аккуратность, интерес ко времени, умение доводить начатое дело до конца;

-  продолжать работу по самообразованию;

-  принимать участие в различных конкурсах и выставках разного уровня.

Нужно так организовать жизнь, чтобы она была содержательна, интересна и

полезна для развития детей.

У детей в процессе воспитания и обучения складывается привычка ценить время, не тратить его бесполезно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста"

Проект «Формирование представлений времени у детей дошкольного возраста» рассчитан работу с детьми дошкольного возраста    (3-7лет) и реализуется в МБДОУ №81 «Мальвина» с 2008 года. Дан...

Презентация к методической разработке "Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста". Игра "Ракета времени"

В средней группе воспитатель закрепляет в активном словаре детей названия частей суток, углубляет и расширяет представления об этих отрезках времени, обращаетвнимание на последовательность их смены. В...

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА- ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ЧАСТЯМИ СУТОК

С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, сры­вая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени жи­вет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в дет­ском са...

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста средствами проектного метода.

Использования разнообразных средств и приемов проектной деятельности детей дошкольного возраста в развитии математических знаний и навыков....

Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста.

Время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Большей точностью отличаются представления детей ...

Статья на тему: «Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста средствами дидактических игр»

Статья посвящена проблеме формирования представлений о времени в дошкольном возрасте. В статье отражено использование дидактических игр в процессе формирования представлений о времени....