Консультация "Экологическое воспитание дошкольников летом"
консультация по окружающему миру на тему

Ильина Анастасия Константиновна

В консультации представлен практический материал, который направлен на ознакомление дошкольников с природой через серию экологических игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie_doshkolnikov_letom.docx17.95 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание дошкольников летом

Летом дети большую часть проводят на участке, поэтому необходимо организовать различные мероприятия, которые помогут им углубить свои знания о природе, расширить представления, полученные в течение года.

Первое, то должен уяснить ребенок, гуляя на участке - нельзя рвать понравившиеся цветы и ломать ветки.

Рассмотрите клумбу. Клумба – это не просто место засаженное цветами, она должна хорошо просматриваться издалека, центр клумбы приподнят над землей, чтобы цветы были лучше видны. Клумбу украшают цветы контрастные по цвету. Обратите внимание на лепестки - они бывают резные, ажурные, продолговатые.

Кусты и деревья тоже заслуживают внимания – на их примере можно показать разнообразие форм и цветов. Научите распознавать деревья по форме кроны, ствола, листьев. Погладьте ствол дерева и ощутите его поверхность, послушайте шелест листвы, полюбуйтесь сквозь ажурные листья и ветки голубым небом, бегущими облаками.

Не упускайте и виду и насекомых, которые обязательно найдутся среди зелени. Понаблюдайте за бабочками, обратите внимание на окраску, полет, красоту. Стремитесь вызвать интерес к ползающим насекомым. Где можно встретить божью коровку? Почему она хорошо заметна среди зелени? Чем питается жучок? Какие у него крылья? Сколько у него лапок?

В летний период открываются прекрасные возможности для совершения различных прогулок- походов. Летняя природа дает огромную пищу для ума ребенка.

Наблюдения в природе летом

• Под влиянием солнечного света, тепла бурно растут травы, цветы, деревья, после цветения появляются плоды, ягоды.

• Дождь оказывает благотворное влияние на растительность- зелень и окраска цветов становится ярче, при длительном отсутствии дождя краски блекнут, трава желтеет.

• Лето удивительно богато запахами цветов, деревьев, трав. Неповторимы запахи свежескошенной травы, мяты, ромашки. Учите детей различать запахи, запоминать их.

• Птицы летом заняты выкармливанием птенцов, поэтому почти не поют. Наблюдать по возможности за их поведением- как они носят корм в клюве, учат птенцов летать.

• Неживая природа летом удивляет семицветием радуги, раскатами грома, сверканием молний, ливневыми и «слепыми» дождями, сменами ветров и температуры воздуха.

• Попробуйте отыскать вместе с детьми, увиденные в книге растения. Так интересно узнать, что эту траву зовут мискантус китайский или синеголовник ….

• Не забывайте обращать внимание ребенка на биологические особенности растений - одна трава растет на солнышке, другая- в тени, одной хорошо на сухом пригорке, другой на болоте.

Время летних прогулок следует использовать для сбора природного материала, который может пригодиться в свободное время зимой, в игровой деятельности. Это могут быть травы, цветы для гербария, камешки, веточки, шишки.

Отправляемся на улицу гулять.

Игры для самых маленьких.

Погода.

Ее состояние и постоянные изменения прекрасный повод для наблюдений. Почаще любуйтесь небом и сравнивайте его состояние. В ветреную погоду посмотрите, как ветер качает ветки деревьев, послушайте его песенку. Поиграйте игру «солнышко и дождик». А еще можно превратить солнечный луч в «зайчика» и поиграть с малышами в догонялки.

Вода.

Познакомьте малышей со свойствами воды- вот она льется, становится холодной, теплой. Поиграйте в «Рыбака и рыбку» - вылавливайте сачком игрушки из надувного бассейна или тазика.

Песок.

Покажите, как сухой песок пересыпается из ведерка в формочку, и расскажите, что его можно просеивать через воронку или решето. Если песок намочить, он сохраняет форму того предмета, в который его насыпали. Вместе с малышами приготовьте пирожки для куклы.

А вот и камешки!

Сколько их, какие разные! Их можно погладить, ими можно по всему постучать, выложить на песке контур любого предмета.

Вот это дерево!

Учите детей различать деревья, кусты. Попросите малыша показать высоту дерева, вытянув пальцы вверх или присев на корточки. Соберите насколько разных по форме листьев и сравните их форму. Маленькие дети с удовольствием откликаются на предложение пойти поздороваться с деревом или поиграть в прятки, скрываясь за стволом дерева.

Игры для детей постарше.

Цветы и ветерок.

Дети выбирают для себя название цветка, обращаются к ведущему- ветерку «Здравствуй, ветерок! Угадай наше имя». Ветерок отвечает «Здравствуйте, цветы!»- и начинает перечислять названия цветов. Как только угадывает название, дети разбегаются, а ведущий их ловит. При повторении игры выбирается другое название цветка, а также можно поменять способ бега- спиной вперед, галопом, на носках, на внешней стороне стопы. Теми же движениями пользуется ведущий.

Найди камешки.

Детям поочередно даются задания- найти самый большой камень, самый гладкий, самых красивый. Игра проводится в форме соревнования – кто быстрее.

К названному цветку беги.

Дети не должны срывать цветы. Подбежав к цветку, его можно понюхать, бережно потрогать рукой.

И самое главное - это вырастить хоть одно, но собственное растение. Также можно организовать работу на экологической тропе.

Главное назначение экологической тропы для дошкольников не сколько информационное, сколько деятельностно - игровое. Не нужно стремиться, чтобы все выглядело идеально – убирать сухие листья, уничтожать сорняки. Экологическая тропа может содержать – овощной огород, аптекарский уголок, метеоплощадку, альпийские горки, цветочные «часы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа Мероприятие «Помним и чтим», посвященное70-летию Победы в ВОВ в рамках нравственно - патриотического воспитания дошкольников, в соответствии с требованием ФГОС ДО.

        В последние годы особое внимание уделяют социокультурному аспекту воспитания будущего гражданина. Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетель...

Конспект НОД по патриотическому воспитанию дошкольников «Славься город на Волге», посвященный 80-летию образования Саратовской области

Цель: Воспитание гражданственности и патриотизма, духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста. Задачи:1. Закрепить знания детей о первых космонавтах Земли (Ю.А. Гага...

«Оборонно-массовое и патриотическое воспитание дошкольников, посвященное 76-летию Победы ВОВ» Аппликативное творчество:"МИРНОЕ НЕБО ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ"

Прошло 76 лет, как закончилась Великая Отечественная война. Но  Детям дошкольного возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них любовь, добрые чувства и...

Статья: Безопасность дошкольников летом. "Мы с пользой лето проведем!"

УРА! ЛЕТО! Это прекрасная пора для игр и  развлечений, но когда отдых несет в себе и развитие – он становится еще полезнее. Много вопросов возникает у родителей в этот период времени, поэто...

Семинар на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в преддверии 75-летия празднования Дня Победы в ВОВ» Выступление на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

Семинар на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в преддверии 75-летия празднования Дня Победы в ВОВ»Выступление на тему: «Нравственно-патриот...