Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей средней группы как условие успешной социализации»
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа) на тему

Пономарева Елена Владимировна

ПЛАН

САМООБРАЗОВАНИЯ

 

Тема: «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей как условие успешной социализации»

на 2017-2020 учебные годы

Цель работы - развитие устойчивого познавательного интереса дошкольников в поисково- исследовательской деятельности.

Задачи:

·        Формирование у детей диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

·        Развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);

·        Расширение перспектив развития  экспериментально-исследовательской деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

·        Поддержания у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrozovanie_na_2017_-_2020_g.docx46.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида№10 «РАДУГА» Бугульминского муниципального  района Республики Татарстан

Утверждаю:

                                                                             Заведующая МБДОУ №10 «Радуга»

                                                                        ___________   Шайдуллина Л.Г.

ПЛАН

САМООБРАЗОВАНИЯ

Тема: «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей как условие успешной социализации»

на 2017-2020 учебные годы

                                                                                                                                            Подготовила:

                                                                                                                                         Пономарева .Е.В.

                                                                                                                                 воспитатель

                                                 

Бугульма 2017.

2017-2018 учебный год

Тема:«Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей

средней группы как условие успешной социализации»

Актуальность:

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.

Цель работы - развитие устойчивого познавательного интереса дошкольников в поисково- исследовательской деятельности.

Задачи:

  • Формирование у детей диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
  • Развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);
  • Расширение перспектив развития  экспериментально-исследовательской деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
  • Поддержания у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

Форма работы с детьми: групповая.

Методы и приемы работы с детьми: практические, проблемно-поисковые.

Работа педагога:

 Изучение научно-педагогической литературы;

 Разработка перспективных планов, конспектов образовательной деятельности по теме;

 Создание современной предметно-развивающей среды в группе;

 Проведение диагностики по усвоению программы по данному разделу;

 Проведение открытых просмотров в ДОУ или на уровне города;

 Знакомство с передовым педагогическим опытом в городе;

 Выступление с докладом об опыте работы на педсовете, участие в семинарах, подготовка консультаций;

 Активное участие в работе методического объединения педагогов города;

 Участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ, городе, во всероссийских Интернет-конкурсах;

 Обучение на курсах повышения квалификации;

 Обобщение опыта работы по самообразованию. Предполагаемый результат работы над темой самообразования.

 У меня, как у педагога-воспитателя сформируются: основы педагогического мастерства:

 умение анализировать научно-методическую литературу;

 умение применять полученные знания на практике;

 активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения.

Дети научатся:

 самостоятельно выделять и ставить проблему, которую необходимо решить;

 предлагать возможные варианты решения;

 исследовать предметы и явления окружающего мира, применяя методы поисковой деятельности

Этапы создания системы работы:

1. Подготовительный этап.

- Создание условий для детского экспериментирования (исследовательские центры, центры игровой деятельности и пр.).

 - Изучение научно-методической литературы,   передового педагогического опыта по проблеме.

2.Аналитико-диагностический.

- проведение диагностирования по проблеме (дети, педагоги, родители)

3. Основной этап.

- Разработка перспективного планирования экспериментальной деятельности с детьми. Условия реализации.

4. Рефлексивный этап.

-Итоговая диагностика степени устойчивости познавательного интереса ребенка.

Работа с родителями

Довести  до сведения родителей на собрании о начале работы по данной теме, привлечь их к активному участию в пополнении необходимого оборудования в детской лаборатории, также в оформлении мини-лаборатории, коллекций.

Консультации для родителей на темы:

  • «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
  • «Научите ребенка любить живую природу».
  • Индивидуальные консультации на интересующие темы экспериментирования.

Тематические фотовыставки:

-«Моя семья на даче»

- «Мои домашние питомцы»

Рекомендации в уголок «Опыты со снегом»

   Совместное мероприятие с детьми и родителями на тему: «Лаборатория чудес и превращений».

На летний период родителям и детям предлагается задание - пополнить мини-лабораторию новыми материалами и инструментами.

  • Анкета для родителей:

Цель: выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей.

Работа с педагогами

Для педагогов разработать консультации:

  • «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей средней группы как условие успешной социализации»;
  • «Требования к проведению наблюдений».
  • Открытый показ ОД  «Удивительное рядом».
  • Анкета для педагогов:

Цель: изучить состояние организации детского экспериментирования в практике работы ДОУ, выявить роль педагога в развитии поисковой активности дошкольников.

План реализации программы по самообразованию

План реализации

сроки

Форма работы

Содержание

Подготовительный. 1.Изучение проблемы в научно-методической работе.

2.Создание предметно- развивающей среды.

Сентябрь- октябрь

Использование методики «Выбор деятельности» Л.Н.Прохоровой, направленной на изучение мотивации детского экспериментирования.

1.Изучение места детского экспериментирования в предпочтениях детей.

2.Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини-лабораторий с объектами неживой природы.

Консультация для родителей на тему: « Создание условий для проведения поисково- исследовательской деятельности».

Аналитико- диагностический. Проведение диагностирования по проблеме (дети, педагоги, родители), анализ состояния воспитательно- образовательной работы в группе.

Ноябрь

7 вопросов по изучению условий и формы организации детского экспериментирования

Исследование педагогической компетентности родителей и педагогов в области развития детского экспериментирования.

Основной.

Использование опыта на практике(методы, приёмы, технологии)

Ноябрь - апрель

Цикл занятий по опытно – экспериментальной деятельности

 детей средней группы

Внедрение в образовательный процесс откорректированной в ходе первых двух этапов системы занятий по опытно – экспериментальной деятельности

Заключительный. Практические выходы

(открытые просмотры, выставка работ)

Май- июнь

«Круглый стол»

« Шаг за шагом»

« Хочу всё знать»

«Эти удивительные камни»

«Мое дерево»

Обобщение опыта по инновационным технологиям в образовательном процессе.

Создание «копилки опытов и экспериментов».

 Папка-передвижка для родителей и детей.

 (поиск интересной информации о явлениях природы).

Создание мини-музея камней

Создание коллекции гербария.

Список литературы:

1.Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность» изд. «Детство-пресс», 2007г.

2. О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом» - издательство ТЦ Сфера, 2010г.

3. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.

4. Л. Н. Менщикова « Экспериментальная деятельность детей» изд.- 2009г.

5. Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2004г.

6. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.

7. Перспективное планирование по программе « От рождения до школы» изд. – «учитель», 2011г.

8. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез.2006г.

9. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. «Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира. Формирование начал экологической культуры дошкольников» под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.

10. «Опытно-экспериментальная деятельность» В.В. Москаленко

на 2018-2019 учебный год

по теме:

«Детское экспериментирование и его влияние на развитие познавательной активности».

Актуальность темы

На пятом - шестом году жизни дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факты, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и с этическими правилами в жизни общества. Всем известно, что важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса.  Это объясняется тем, что дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

Таким образом, в дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.

Воспитывать экологическую культуру дошкольника через любовь к природе и познание окружающего мира.

Расширять представления детей о свойствах воды, воздуха, песка, глины и многообразии неживой природы. Формировать умение устанавливать взаимосвязь между некоторыми явлениями природы, развивать мышление, способность делать самостоятельные выводы.    Продемонстрировать детям зависимость роста растений от состава грунта, наличие света, воды и тепла

Цель: Развитие у детей познавательной активности, наблюдательности, мышления, формирования начальных естественно научных представлений и воспитание природоохранного сознания.

Задачи:

  • Воспитывать экологическую культуру дошкольника через любовь к природе и познание окружающего мира.
  • Расширять представления детей о свойствах воды, воздуха, песка, глины и многообразии неживой природы.
  • Формировать умение устанавливать взаимосвязь между некоторыми явлениями природы, развивать мышление, способность делать самостоятельные выводы.   
  •  Продемонстрировать детям зависимость роста растений от состава грунта, наличие света, воды и тепла.

Форма работы с детьми: групповая.

Методы и приемы работы с детьми: практические, проблемно-поисковые.

Работа с детьми:

  • Разработать перспективное планирование по теме
  • Провести мониторинг по заданной теме.
  • Разработка памятки для детей «Правила поведения в исследовательском уголке».
  • Исследовать свойств песка, почвы и глины во время игровой деятельности на прогулке.
  • Знакомство с лупой.

Работа с родителями

  • Повышение педагогической компетентности родителей
  • Привлечение родителей к сбору копилки по теме  картотека игр.
  • Консультации на тему: 

           «Значение опытно – экспериментальной деятельности для психического развития ребенка».

                 «Игра или экспериментирование».

  • Привлекать родителей к пополнению центра экспериментирования новой познавательной литературой.
  • Анкетирование родителей.    
  • Цель: выявить отношение родителей к исследовательской активности детей.
  • Работа с педагогами:
  • .Взаимопосещение «Организация работы по исследовательской деятельности».
  • Консультация для педагогов: «Оборудования для уголков экспериментирования по возрастным группам»
  • Открытый показ  ОД  «Игры с веерами и султанчиками»
    Цель: познакомить детей с одним из свойств воздуха-движением; движение воздуха-это ветер.

 Самореализация

  • Изучение научно – педагогической литературы
  • Проведение диагностики по данной теме.
  • Показ открытых мероприятий.
  • Выступление с опытом работы на педсоветах.
  • Разработка конспектов ОД по теме:  «Игры с веерами и султанчиками»
        Цель: познакомить детей с одним из свойств воздуха-движением; движение воздуха-это вете
  •  Оформление предметно – развивающей среды
  • Консультация для воспитателей:  «Исследовательская деятельность в ДОУ». Уголок исследований в старшей группе»
  • Распространение педагогического опыта в СМИ и интернет-порталах.

План реализации программы по самообразованию

План реализации

сроки

Форма работы

Содержание

Подготовительный.

Подбор и изучение литературы по теме;

Обогащение предметно- развивающей среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Сентябрь- октябрь

Систематизация методического и практического материала по детскому экспериментированию.

Поиск эффективных форм работы с детьми по развитию детского экспериментирования

Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини лабораторий с объектами неживой природы;

Создание предметно- развивающей среды по детскому экспериментированию, позволяющей организовать полноценную детскую деятельность (опыты с живой и неживой природой, использование ИКТ)

Аналитико- диагностический..

Проведение диагностики по данной теме

Ноябрь

Провести мониторинг по заданной теме.

Систематизация диагностического материала по детскому экспериментированию.

Проведение диагностического обследования дошкольников с целью выявления знаний и умений по экспериментированию

Основной.

Использования опытов на практике

Ноябрь - апрель

Систематизировать ОД по опытно – экспериментирований деятельности детей старшей группы.

Внедрение в образовательный процесс откорректированной в ходе первых двух этапах, системы занятий по опытно – экспериментальной деятельности

Заключительный.

Практический выход

Май- июнь

«Все увидим, все покажем»

Деловая игра «Аукцион идей»

«Что? Зачем? Почему?»

Пополнение копилки опытов и экспериментов. Составление картотек опытов, экспериментов

Расширение представлений педагогов о возможных формах, методах работы с дошкольниками по познавательной деятельности.

Изучение метода игрового проблемного обучения. Создание разнообразных проблемных ситуаций и пути их решения.

Список литературы:

1 .Баранова Е.В. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома. Ярославль: Академия развития, 2009. – 112с.: ил.(Детский сад: днем за днем. В помощь воспитателям и родителям).

2.  Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2

3. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

4. См Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников //Ж.Ребенок в детском саду.2003.№3,4,5.2002.№1.ирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.

                                                                                       

       

на 2019-2020 учебный год

по теме:

«Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности»

Актуальная проблема

В постоянно меняющихся социально-экономических условиях страны развивающемуся обществу нужны современные, образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. Ведущая роль в становлении личности отводится системе дошкольного образования, где совсем недавно произошли качественные изменения: изменилась структура, содержание, появился ФГОС ДО, ориентированный на реализацию основных принципов ДОУ, среди которых выделяются следующие: - формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; - поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Учитывая актуальность вопроса формирования познавательной активности дошкольников, а также практическую значимость опытно-экспериментальной деятельности для всестороннего развития ребенка, стало возможным активное внедрение детского экспериментирования в практику моей возрастной группы воспитанников. Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства.

Цель: расширить представления детей об окружающем мире через экспериментальную деятельность.

Задачи экспериментально - исследовательской деятельности для детей подготовительной группы:

  • Воспитывать у детей экологическую культуру через любовь и интерес к природе, через познание окружающего мира.
  • Формировать у детей простейшее представление о солнечной системе.
  • Формировать умение ставить перед собой цель, находить пути её реализации и делать самостоятельные выводы.
  • Продолжать вовлекать детей в исследовательскую деятельность.
  • Развивать мышление, память. Формировать умение ставить перед собой цель, находить пути её реализации и делать самостоятельные выводы.
  • Через опыты дать детям элементарные представления о некоторых физических свойствах предметов (магнит, компас, термометр). Уточнить представления о свойствах воды, воздуха, песка, глины, почвы. Познакомить детей с защитными свойствами снега.
  • Помочь детям осознать, какое место занимает человек в природе, и показать результаты положительного и отрицательного воздействия человека на природу.

Форма работы с детьми: групповая.

Методы и приемы работы с детьми: практические, проблемно-поисковые.

Работа педагогами:

  • Консультация для воспитателей ДОУ  «Организация опытно-экспериментальной деятельности дошкольников»
  • Смотр-конкурс: «Лучший огород на окне»
  • Смотр-конкурс: «Уголков экспериментирования»
  • Открытый показ ОД  «Неизведанное рядом»  «Царство воды»

Работа с детьми:

  • Разработать перспективное планирование по теме
  • Провести мониторинг по заданной теме.
  • Проект «Как прекрасен этот мир!»

Цель проекта: формирование у детей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.

Работа с родителями:

  • Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома»     Цель: выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса.
  • Создание и оборудование уголка «Юные исследователи».
  • Оформление наглядной информации в родительском уголке
  • – Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»
  • – Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»
  • – Рекомендации: «Проведите с детьми дома»

Фотовыставка для родителей  «Юные исследователи». (фотографии детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности.)

 самореализация:

  • познакомиться с новинками  печатной методической, педагогической и предметной литературы и информацией в Интернете;
  • посещать семинары, конференции, уроки коллег;
  • принимать участие в дискуссиях, совещаниях, обмене опытом с коллегами;
  • разработать модель образовательного процесса с использованием познавательно-исследовательской деятельности;
  • провести открытые мероприятия с детьми с использование  познавательно-исследовательской деятельности для анализа со стороны коллег;
  • выступать на заседаниях РМО с обобщением результатов опыта работы.

Перспективный план работы по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе.

План реализации

сроки

Форма работы

Содержание

Подготовительный.

.

Сентябрь- октябрь

Изучение опытов на сайте

Анкетирование родителей

Подбор методик для диагностики

Подбор материала по работе с родителями.

Изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;

Использовать методику Л.Н. Прохоровой, направленный на изучение мотивации детского экспериментирования.

2.Создание предметно- развивающей среды.

Ноябрь

Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини- лабораторий с объектами неживой природы

Основной.

Использование опыта на практике(методы, приёмы, технологии)

Инновационные технологии-ИКТ

Ноябрь – апрель

Разработка перспективного планирования экспериментальной деятельности с детьми.

Система занятий по опытно – экспериментальной деятельности детей  группы

Медиатека по опытно-экспериментальной деятельности

Презентации:

«Волшебница-вода»;

«В мире Камней»;

«Нефть и нефтепродукты»;

«Воздух вокруг нас»

«Стекло»

Внедрение в образовательный процесс, системы занятий по опытно – экспериментальной деятельности

Использование ИКТ при подготовке и проведении опытов. Создание презентаций. Подбор DVD дисков по изучаемым темам. Создание «Копилки опытов и экспериментов»

Заключительный.

Обмен опытом

май

Выступление с докладом об опыте работы на педсовете, участие в семинарах, консультациях;

Итоговая диагностика степени устойчивости познавательного интереса ребенка.

Отзывы воспитателей

Проведение диагностики по усвоению программы по данному разделу;

Список литературы:

 1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ от 23 ноября 2009 г. N 655.

2. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г

. 3. Дошкольное воспитание №2, 2000 г.

4. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.

5. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

 6. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004

7. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2

 8. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.

9. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

: «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей средней группы как условие успешной социализации»

План самообразования направлен на развитие исследовательской и экспериментальной деятельности....

«Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей средней группы как условие успешной социализации»

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.Существенную роль в зтом играет поисково-познавательная деятельность....

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ Тема: «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей младшей подгруппы как условие успешной социализации»

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ Тема: «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей младшей подгруппы как условие успешной социализации»Цель работы - разв...

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ Тема: «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей младшей подгруппы как условие успешной социализации»

Китайское изречениеТо, что я услышал, я забылТо, что я увидел, я помнюТо, что я сделал, я знаю Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи прир...