Понятие и особенности организации экскурсии в дошкольных учреждениях
статья

сергеева татьяна анатольевна

 об организации экскурсий для воспитателей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Понятие и особенности организации экскурсии в дошкольных учреждениях

Наталья Александровна Рыжова предлагает понимать под экологическим образованием дошкольников непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

Ведущей формой организации обучения воспитанников ДОУ является непрерывная образовательная деятельность (занятие). Экскурсия – это один из видов занятий и основная форма организации работы по экологическому воспитанию.

Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта детей.

М.Монтессори  утверждала, что процесс обучения должен и может быть организован в созданной педагогом предметно-развивающей среде. При этом М. Монтессори считала основной формой обучения специально организованные экскурсии в форме индивидуального урока, который должен проводиться в пространстве данной среды,  с использованием разработанных ею дидактических материалов.

К.Д.Ушинский – психологически обосновал и развил дидактические принципы обучения детей на экскурсиях, он  подчеркивал, что уже в дошкольном возрасте необходимо отделить серьезное учение от игры «нельзя учить детей играя,  учение – это труд». Поэтому задачами дошкольного обучения, по мнению К.Д. Ушинского, является развитие умственных сил (развитие активного внимания и сознательной памяти) и дара слова детей, подготовка к школе. Однако при этом ученый выдвигал тезис двуединства обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Таким образом, была поднята проблема существования различий между обучением детей на экскурсиях в детском саду и на уроках в начальной школе .

Воспитательно-образовательное значение экскурсий неоднократно подчеркивала Н. К. Крупская. По ее мнению, они помогают детям «... ширить свой горизонт путем наблюдения живой природы, живых людей, их труда, их взаимоотношений».

Высоко ценила экскурсии в природу Е. И. Тихеева, внесшая серьезный вклад в разработку методики их проведения. Ее основное требование — сделать содержание экскурсии интересным для каждого ребенка, ибо «точность наблюдения и глубина восприятия пропорциональны интересу».  И далее: «Чем удачнее была проведена экскурсия, чем более она заинтересовала и увлекла детей, тем разнообразнее они будут в дальнейшем реагировать на нее: припоминать, расспрашивать, отражать виденное и пережитое в игре, в изобразительной деятельности».

Многие педагоги  и психологи, такие как А.В.Запорожец, А.А.Люблинская, Н.Г.Поддъяков, П.Г.Саморукова, Е.И.Тихеева отмечают,  что у детей  дошкольного возраста необходимо формировать хотя и элементарные, но системы знаний. По мнению В.А.Венгер,  Л.М.Маневцевой, А.Г.Хуторской, А.П.Усова – средствами формирования системных знаний о природе являются занятия, опыты и эксперименты, моделирование, сама природа, художественная литература и  в том числе  и экскурсии в природу.

Эффективность включения в работу  по формированию системных знаний о природе экскурсий, подтверждают психолого-педагогические исследования С.Н.Николаевой, П.Г.Саморуковой, И.А.Хайдуровой. По мнению С.Н.Николаевой, детям старшего дошкольного возраста можно представить видимые, легко обнаруживаемые явления. Взрослые могут показать детям связь двух, трёх, четырёх звеньев в сообществе. Наблюдения на экскурсиях  в лес, на луг, затем наглядное моделирование и обсуждение позволяет старшим дошкольникам понять идею «общего дома» – сообщества растений и животных, проживающих на одной территории, в одних и тех же условиях и взаимосвязи друг с другом, Исследования Хайдуровой И.А. доказали, что включение экскурсий в работу по формированию у детей понимания целостности растительного сообщества, зависимости состояния сообщества в целом от состояния каждой группы, оказалось эффективным средством.

Цель экскурсий - экологическое воспитание детей, понимаемое как одна из составляющих нравственного формирования личности. Поэтому в содержании экскурсии основную роль играет формирование осознанного и бережного отношения к объектам живой и неживой природы. Такое отношение вырабатывается у детей на основе непосредственного контакта с живыми объектами и различных форм взаимодействия с ними, освоения правил охраны природы. Все это способствует воспитанию основополагающих моральных ценностей - доброты, отзывчивости, сердечности, сопереживания, бережного и заботливого отношения к объектам природы, уважения к труду человека. Велика роль экскурсий в эстетическом воспитании детей. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств. Экскурсии в природу связаны с пребыванием детей на воздухе, с движением, что содействует укреплению здоровья.

Экскурсии следует проводить в определенной системе, связывать их с повседневной жизнью детей (знания, полученные на экскурсии, используются в свободной деятельности). Экскурсии в ДОУ не должны проводиться по школьным технологиям.

Задачи образовательного компонента экскурсии заключаются в освоении детьми системы экологических представлений и элементарных (предметных) понятий о природе.

Развивающий компонент экскурсий формирует:

 - навыки наблюдения и наблюдательности как таковые;

 - сенсорные способности (умение видеть разнообразные признаки объектов: цвет и его оттенки, пространственное расположение, разнообразие форм, фактуры и пр.);

- мыслительные процессы (анализ, сравнения, обобщения, классификации, умения устанавливать связи, разные по характеру и степени сложности);

- воображение и творческие способности.

Обучение на экскурсии переводит процесс усвоения знаний из стихийной деятельности в деятельность целенаправленную и организованную. Задача обучения состоит в том, чтобы деятельность ребенка по усвоению понятий была выделена и всесторонне организована.

В дошкольном возрасте, особенно на ранних его ступенях, усвоение детьми знаний во многом неосознанное. Поэтому, формируя осознанное отношение детей к процессу учения, воспитатель тем самым обеспечивает живой интерес, внимание, сосредоточенность, познавательную активность, сообразительность ребенка в процессе обучения.

Таким образом, обучение для ребенка является одновременно источником и средством умственного развития,  особенно в тех случаях, когда воспитатель дает возможность детям самостоятельно делать маленькие открытия. Сделать деятельность обучения внутренней потребностью ребенка – серьезная педагогическая задача, так как, чем любознательнее ребенок, чем активнее он в удовлетворении своей любознательности, тем успешнее идет его умственное развитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "Особенности адаптации детей к дошкольному учреждению"

Особенности адаптационного периода. Периоды адаптации....

Особенности проведения экскурсий в дошкольном учреждении для детей с нарушением слуха

В консультации раскрыты особенности проведения экскурсий в дошкольном учреждении для детей с нарушением слуха....

Консультация для воспитателей. Проведение экологических экскурсий в дошкольном учреждении.

Консультация для воспитателей тема: «Проведение экологических экскурсий в дошкольном учреждении»...

консультация для родителей "Проведение экологических экскурсий в дошкольном учреждении"

Дан краткий курс по проведении, содержанию и тематике экскурсий в ДОУ...

«Особенности педагогического общения воспитателя дошкольного учреждения с детьми дошкольного возраста.»

В ХIХ веке женщина начала заниматься общественным трудом, появилась необходимость в создании сети дошкольных учреждений. В процессе развития системы детских садов и появилась новая профессия – в...

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: В статье подробно анализируются ключевые документы, организующие деятельность детских садов на современном этапе (ФГОС ДО, ФОП ДО), а также, исходя из анализа, приводятся рекомендации по де...