опыты-эксперименты с природным материалом для детей младшего возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) на тему

описание опытов с таким  природным материалом как снег, вода, воздух, лед, камень и рекомендации для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s_prirod_mat.docx54.65 КБ

Предварительный просмотр:

Экспериментирование со снегом и льдом.

Программное содержание:

Раскрывать многогранность явлений в природе и жизни человека.

Задачи, цели:

Закреплять знания детей о явлениях природы весной.

Учить наблюдать, видеть причинно – следственные связи, делать выводы.

Развивать логическое мышление, речь, кругозор.

Воспитывать любознательность, любовь к природе и бережное отношение к природе и своему здоровью.

Таяние снега

Цель: Подвести детей к пониманию того, что снег тает от любого источника тепла.

Ход опыта

Наблюдать за таянием снега на теплой руке, варежке, на батарее, в помещении и т.д.

Принесённый в группу снежный ком помещаем в таз. Постепенно он тает, сначала становится рыхлым, затем превращается в воду.

Вывод: Снег тает от теплого воздуха, идущего от любой системы.

Можно ли пить талую воду?

Цель: Показать, что даже самый, казалось бы, чистый снег грязнее водопроводной воды.

Ход опыта:

Берём две светлые тарелки: в одну положим снег, а в другую нальём обычную водопроводную воду. После того, как снег растает, рассмотрим воду в тарелках. Сравним ее и выясним, в которой из них был снег (определяем по мусору на дне), и в какой водопроводная вода (она осталась такой же как её налили(чистой). Убедились в том, что снег – это грязная, талая вода, и она не пригодная для питья людям. Но, талую воду можно использовать для поливки растений, для питья животным.

Превращение воды в лёд

Цели и задачи те же

Ход опыта:

В пять формочек для песка наливаем воду: в 1 – обычную, во 2, 3, 4, 5 – подкрашенную: красным, синим, жёлтым, зелёным цветом. Выносим на улицу. На следующий день смотрим – вода превратилась лёд. Освобождаем из формочек, рассматриваем, трогаем.

Вывод: Вода при минусовой температуре превращается в лёд. Лёд прозрачный, красиво переливается на солнце, при ударе может расколоться на много льдинок.

Проводимые с детьми опытно – экспериментальные работы приводят к формированию у детей первоначальных навыков самостоятельности, способствуют обогащению жизненного опыта, развивают инициативу.  Систематизированная работа по развитию поисково-исследовательской активности приводит к формированию у детей первоначальных навыков самостоятельности, способствует обогащению жизненного опыта; развивает инициативу.


Экспериментирование со снегом

Опыт №1. «Определение цвета».

- Какого цвета снег? (белый)
- Какого цвета лёд? (бесцветный)
Если ребенок называет: белый, голубой, серый - покажите ему эти цвета и сравните их со льдом.

Опыт №2. «Определение прозрачности».

Теперь я положу под кусок льда и комочек снега цветную картинку. Давайте сравним, где видно картинку, а где – нет. (Под снегом не видно. Значит лёд прозрачный, а снег - непрозрачный).

Опыт №3. (по возможности провести на улице)

Взять горсть снега и высыпать её. Как можно назвать это свойство снега? (Сыпучий). А лёд? Я «случайно» уронила лёд, что с ним случилось? (он раскололся, он - хрупкий).

Опыт №4. «Воздействие температуры».

Давайте посмотрим на снег и лёд, которые были в стаканах, принесенных нами с улицы. Что с ними случилось, пока мы играли? (Они растаяли) Правильно, под действием тепла снег и лёд превратились в воду. Значит, снег и лёд образуются из воды под действием мороза.


Рекомендации родителям: «Маленькие исследователи»

Цель:

1. Формирование и развитие общения познавательно-исследовательского характера и средств общения

2. Развитие образного мышления, воображения, умения устанавливать закономерности.

3. Расширение  представлений об окружающем мире.

 Рекомендации родителям:

- Организовать с ребенком серию бесед о правилах безопасной жизни (дома, на улице – общение с незнакомыми людьми, животными).

- Гостиная для детей и их родителей «Всезнайка» -рассказывать о собственном замысле, способе решения проблемы, используя форму описательного и повествовательного рассказа;

- использовать элементарные формы речи-рассуждения для планирования деятельности, доказательства объяснения

-  поддерживать радостную, эмоционально положительную атмосферу в семье.

- Сохранять традиции семейных праздников, досугов.

- Продумывать совместное посещение театров, парков, зоопарков, музеев и т.д. в выходные дни

Интересные опыты со льдом и снегом

 В теплое время года дети с удовольствием переносят свои эксперименты на улицу. Холодная зима ставит порой жирную точку на исследовательской деятельности крохи. Между тем, со снегом и льдом можно придумать немало игр и интересных опытов. Они помогут вашему ребенку узнать основы физики и химии и прекрасно развлекут его как на улице, так и дома.

Снежинки на ладошке.

Материалы: лист черной бархатной бумаги.

Ход опыта:

Совсем маленьким экспериментаторам стоит начать просто с того, чтобы внимательно рассмотреть снежинки, их формы, размеры, рисунок. Сделать это можно, выйдя во время снегопада на улицу с листом черной бархатной бумаги — снежинки на ней видны особенно отчетливо. А если постоять подольше, станет понятно, как падающие снежинки слепляются одна с другой, как возникает снежный рисунок...

Снежные цветы

Материалы: соломинка, мыльный раствор.

Исходные знания: снежинки — это крошечные кристаллики, которые образуются в облаках при низких температурах.

Цель эксперимента: увидеть, как образуются снежинки.

Ход эксперимента

в сильный мороз выйдите из дома и выдуйте мыльный пузырь. В тонкой пленке воды будут собираться «снежные цветы» и расти на ваших глазах. Можно также показать малышу, как образуется иней — в холодную погоду вынести на улицу чашку кипятка и прикрыть ее металлической пластиной (или простой крышкой от кастрюли). Осевшие на крышке капельки пара замерзнут и превратятся на морозе в иней.

Разноцветный снег

Материалы: покрытые снегом разной толщины поверхности, пластиковые бутылки с горячей водой, подкрашенной гуашью, в пробке которых иголкой проделано отверстие, детская лопатка.

Исходные знания: все в мире состоит из крошечных частиц — молекул.

Цель эксперимента: выяснить, как происходит окрашивание (путем проникновения частиц краски между частицами окрашиваемого предмета).

Ход эксперимента

после снегопада, когда на улице лежит пушистый снег, выйдите с малышом на прогулку. С собой возьмите несколько бутылок с подкрашенной гуашью водой яркого цвета. Лучше, если вода будет горячая — так ею будет проще рисовать, она дольше не замерзнет. Найдите несколько поверхностей, на которых снег лежит слоями разной толщины, Попросите кроху порисовать на снегу, просто выливая крашеную воду из бутылки. Это само по себе очень увлекательное занятие — поэтому, возможно, в первые несколько раз на дальнейшие обсуждения сил у ребенка уже не останется. Ничего страшного! Когда интерес к рисованию будет удовлетворен, можно продолжить исследование. Подняв лопаткой прокрашенный слой, рассмотрите его внимательно. Заметил ли малыш, что чем больше воды он лил, тем глубже прошла краска? Чем пушистее снег — тем, опять же, толще прокрашенный слой. А если из снега скатать плотный шар или просто его утрамбовать — прокрашиваться будет только верхний слой.

Важно! Имейте в виду: чем на улице холоднее, тем быстрее вы получите результат.

Совет: Эту идею можно реализовать и в домашних условиях. Приготовьте баночки с подкрашенной водой разных цветов, разложите снег на противень, не мешайте ребенку реализовать свой творческий потенциал.

Кто подо льдом живет?

Материалы: лужа, покрытая прозрачным льдом, снег.

Исходные знания: сквозь прозрачную плоскость видно то, что за ней находится. Сквозь непрозрачную — нет. Объяснить это малышу можно на основе обычного оконного стекла.

Цель эксперимента: увидеть, что находится на дне лужи (пруда).

Ход эксперимента: если около вашего дома нет прозрачной лужи, сделайте ее сами — хотя бы в пятилитровой пластиковой бутыли. На дно положите камешки, орешки, палочки. Залейте водой и выставьте на мороз. Вода замерзнет, но сквозь лед вы сможете видеть все предметы. А вот если сверху присыпать снежком — видно ничего не будет. Почему? Лед прозрачный, а снег — нет.

В ходе этого же опыта можно еще обсудить, что снег — рыхлый, сыпучий, мягкий, а лед — хрупкий, ломкий, твердый, может быть с острыми краями.

Дед Мороз и расписные окна

Материалы: мисочка с горячей водой, кусок сухого стекла или пластика (будет выполнять роль окна), кисточки разной толщины, очень холодная погода.

Исходные знания: достаточно рассмотреть морозные узоры на оконном стекле в вашей квартире.

Цель эксперимента: с помощью воды и кисточки воспроизвести морозную роспись на кусочке стекла.

Ход эксперимента

перед выходом на прогулку расскажите малышу, что сейчас вы идете играть в Деда Мороза. На улице кисточкой наносите водный узор на предварительно протертое окно или кусок стекла (поверхность должна быть сухой),

Делать это нужно очень быстро. Проводить кисточкой несколько раз по одному месту, пока вода не застыла, не стоит! А вот когда картинка замерзла, можно сделать линии более толстыми.


Экспериментирование с жидкостями.

1.“Тонет, не тонет.”

В ванночку с водой опускаем различные по весу предметы. (Вода выталкивает более легкие предметы) 
2. “Подводная  лодка из яйца”

В стакане соленая вода, в другом пресная. В соленой воде яйцо всплывает. (В соленой воде легче плавать, потому что тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли). 
3. “Цветы лотоса”

Делаем цветок из бумаги, лепестки закручиваем к центру, опускаем в воду, цветы распускаются. (Бумага намокает, становится тяжелее, и лепестки распускаются) 
4. “Чудесные спички”

Надломить спички. Капнуть несколько капель воды на сгибы спичек. Постепенно спички расправляются (волокна дерева впитывают влагу, и не могут сильно сгибаться и начинают расправляться) 
5.“Подводная лодка из винограда”

Берем стакан газированной воды и бросаем виноградинку, она опускается на дно, на неё садятся пузырьки газа и виноградинка всплывает. (Пока вода не выдохнется виноград будет тонуть и всплывать) 
6. “ Чем пахнет вода”

Даем три стакана воды с сахаром, солью, чистую. В один из них добавляем раствор валерианы. Есть запах. ( Вода начинают пахнуть теми веществами, которые в неё положены) 
7 “Есть ли у воды вкус?”

Дать детям попробовать питьевую воду, затем соленую и сладкую. (Вода приобретает вкус того вещества, которое в него добавлено) 

8. «Есть ли у воды цвет?»

Взять четыре стакана с прозрачной водой. Добавить в них краситель. Отметить, что вода приобретает тот цвет, который в нее добавляют.

9. «Есть ли у воды форма?»

Взять разные емкости с водой и отметить, что вода принимает форму сосуда, в который помещена.


Экспериментирование: «Свойства воздуха».


Цель и задачи:

Развивать познавательную активность детей, инициативность; развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; уточнить понятия детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ; расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов.

Материалы и оборудование:

 воздушные шары, целлофановые пакеты, трубочки, прозрачные пластиковые стаканы, вертушки, ленточки, емкость с водой, салфетки, свеча, банка, почтовые открытки, сырые картофелины, веер, пустая бутылочка с узким горлом, таз с водой, 2 стакана (один с чистой водой, второй с газированной), небольшие кусочки пластилина, бутылочка, на которую надет воздушный шарик, воздушные шары, мыльные пузыри.

Эксперимент 1. «Поиск воздуха» 

Предложите детям доказать, что вокруг нас есть воздух. Глубоко вздохните вместе с ребёнком и задайте малышу несколько вопросов: Чем мы дышим? А где находится воздух? 

Эксперимент 2 «Помашем веером» 

Предложите ребёнку помахать веером около лица. Задайте несколько вопросов: Что вы чувствуете? Подведите ребёнку к выводу, что воздух не «невидимка». Его движения можно почувствовать, обмахиваясь веером. 

Эксперимент 3 «Поймаем воздух» 

Дайте ребёнку пакет и помогите ему захватывающим движением поймать воздух и закрыть пакет. Задайте несколько вопросов: Каких размеров стал пакет? Что в пакете? Подтвердите предыдущей вывод: воздух не «невидимка». 

Эксперимент 4 «Упругий воздух» 

Дайте ребёнку воздушный шарик и предложите его надуть. Задайте несколько вопросов: чем мы надули шарик? Что внутри шарика? Почему шарик стал упругим? Помогите малышу сделать вывод: В шарик воздух и именно он делает его упругим. 

Эксперимент 5 «Весёлые пузырьки» 

Дайте малышу пустую бутылку, и попросите опустить её в таз с водой. Задайте несколько вопросов: Что выходит из бутылки? Воздушные пузырьки куда поднимаются? Сделайте вывод вместе с ребёнком: оказывается бутылка не пустая – в ней воздух. Когда бутылку опустили в таз с водой, то воздушные пузырьки поднимаются к поверхности, потому что воздух легче воды. 

Эксперимент 6. «Живая змейка» 

Предложите малышу зажечь свечу и подуть на нее, спросите у ребёнка, почему отклоняется пламя (воздействует поток воздуха). Предложите рассмотреть змейку (круг, прорезанный по спирали и подвешенный на нить), ее спиральную конструкцию и продемонстрируйте ребёнку вращение змейки над свечой (воздух над свечой теплее, над ней змейка вращается, но не опускается вниз, т.к. ее поднимает теплый воздух). Малыш выясняет, что воздух заставляет вращаться змейку. 

Эксперимент 7. «Реактивный шарик» 

Предложите ребёнку надуть воздушный шар и отпустить его, обратите его внимание на траекторию и длительность его полета. Помогите ребёнку сделать вывод, что для того, чтобы шарик летел дольше, надо его больше надуть, т.к. воздух, вырываясь из шарика, заставляет его двигаться в противоположную сторону. Расскажите справочно, что такой же принцип используется в реактивных двигателях. 

Эксперимент 8 «Свеча в банке» 

Предложите ребёнку выяснить, как можно погасить свечу (пламя), не прикасаясь ни к свече, ни к пламени и не задувая ее. Вместе с ребёнком проделайте следующее: зажечь свечу, накрыть ее банкой и понаблюдать до тех пор, пока она не погаснет. Подведите детей к выводу о том, что для горения нужен кислород, который при этом превращается в другой газ. Поэтому когда доступ кислорода к огню затруднен, огонь гаснет. Люди используют это для тушения огня при пожаре.

Эксперимент 9 «Весёлые игры» 

Предложите детям поиграть с мыльными пузырями и воздушными шарами (этим вы докажите, что воздух легкий). Шарики легко подпрыгивают вверх, а мыльные пузыри можно перемещать даже дыханием.


Экспериментирование с песком.

Цель и задачи: 

Познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточиться; планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты; развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов. 
Материалы и оборудование: 

Сухой чистый песок, большой плоский лоток, маленькие лотки (тарелочки), сито, вода, песочные часы, лупы, глина, дощечки, палочки, изделия из керамики, мерные стаканчики, прозрачные емкости, полиэтиленовые бутылки, трубочки из бумаги, карандаш. 
Перед началом экспериментов предложить детям рассмотреть песок. 

Эксперимент 1. «Песчаный конус» 

Возьмите горсть песка и выпускайте его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь в основании. Если долго сыпать песок, на поверхности конуса то в одном месте, то в другом возникают сплывы, движения песка, похожее на течение. Дети делают вывод: песок сыпучий и может двигаться (напомнить детям о пустыне, о том, что именно там пески могут передвигаться, быть похожими на волны моря). 

Эксперимент 2. «Свойства мокрого песка» 

Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Объяснить детям, почему из мокрого песка можно сделать фигурки: когда песок намокнет, воздух между гранями каждой песчинки исчезает, мокрые грани слипаются и держат друг друга. Если же в мокрый песок добавить цемент, то и высохнув, песок свою форму не потеряет и станет твердым, как камень. Вот так песок работает на строительстве домов. 

Эксперимент 3. «Волшебный материал» 

Предложить детям слепить что-нибудь из песка и глины, после чего проверить прочность построек. Дети делают вывод о вязкости влажной глины и сохранении формы после высыхания. Выясняют, что сухой песок форму не сохраняет. Рассуждают, можно ли сделать посуду из песка и глины. Дети проверяют свойства песка и глины, вылепив из них посуду и высушив ее. 

Эксперимент 4. «Песочные часы» 

Показать детям песочные часы. Пусть они последят за тем, как пересыпается песок. Дайте детям возможность ощутить длительность минуты. Попросить детей набрать в ладошку как можно больше песка, сжать кулачок и смотреть, как бежит струйка песка. Дети не должны разжимать свой кулачки до тех пор, пока не закончится весь песок. Предложить поразмышлять над поговоркой «Время как песок», «Время как вода».


Рекомендации для родителей: «Игры с песком»

Из песка можно делать не только дворцы, но и машины, корабли, различные фигурки - скульптурки, украшая их камешками, ракушками, цветными бусинками. Для этого сначала песок сгребают в большую кучу, убирают лишнее, придают определенную форму. Сооружение для прочности прихлопывают со всех сторон ладонями. Далее приступают к отделке. Родителям при этом важно не оставлять без внимания работу малыша.
Детям нравится играть с песком и водой одновременно. Принесите полведра воды и, если песок сухой, полейте его при помощи лейки, чтобы вода разбрызгивалась равномерно. Если под рукой нет лейки, ее легко можно сделать самому из цельной пластмассовой бутылки, проделав отверстия в крышке. Можно принести воду в тазике и закопать его в песок до основания, чтобы ребенок насыпал песок прямо в тазик или брал из тазика воду. 
Сделайте из песка холм или замок на холме, а вокруг него выройте ров и напустите туда воды. Еще интереснее, если вы сделаете откидной мост из небольшой дощечки и пары кусочков веревки. Можете заодно рассказать, что так в старину люди защищали себя от вражеских набегов. 
"Шли по дороге большие ноги и маленькие ножки". 
Мама вместе с малышом шагают по песку, оставляя следы, при этом можно использовать слова такой потешки: "Большие ноги шли по дороге: То-о-п, то-о-п, то-о-п. Маленькие ножки бежали по дорожке: Топ-топ-топ! Топ! Топ-топ-топ! Топ!" Взрослый и ребёнок могут изменять эту игру, изображая того, кто может оставлять большие и маленькие следы. Большие следы оставляет огромный косолапый медведь. Маленькие следы оставит после себя маленькая мышка. 
"
Я пеку, пеку, пеку". 
Ребёнок "выпекает" из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, тортики). Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно "выпекать" и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребёнок "угощает" пирожками маму, папу, кукол. 
"Заборчики
Малыш руками лепит заборчики по кругу. За таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка. 


Конспект  занятия по экспериментированию с водой

Тема: «Наши эксперименты с водой.»

Цель: закрепить понимание того, что вещества в воде не исчезают, а растворяются.

Задачи:

· Выявить вещества, которые растворяются в воде.

· Выявить вещества, которые не растворяются в воде.

· Познакомить со способом очистки воды – фильтрованием.

· Создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды.

· Закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами.

· Развивать умение ставить перед собой цель, планировать свою работу.

· Развивать логическое мышление путем моделирования проблемных ситуаций и их решения.

· Закреплять в речи детей слова : фильтр, водопровод, воронка.

· Воспитывать аккуратность и безопасное поведение при работе с различными веществами.

Материалы:

Сосуды разного размера, вода, стиральный порошок, соль, мука, сахар, шампунь, песок, растительное масло, марганцовка, чай, ложки, бумага, марля, фильтры бумажные, передники.

Гипотеза:

· Если вещество поместить в воду, то оно растворится и изменит свойства воды.

· Если вещество не растворится, то и свойства воды останутся прежними

· Загрязненную воду можно отфильтровать.

Ход эксперимента.

В гости к детям пришла капелька и принесла много различных веществ. Она просит помочь ее разобраться в том, что произойдет с водой при взаимодействии с ними. Перед тем, как определять, что это за вещества, дети вспоминают правила работы с ними: нельзя пробовать вещества на вкус – есть опасность отравиться, нюхать нужно осторожно, направляя запах от стакана ладошкой, так как вещества могут быть очень едкими и можно обжечь дыхательные пути.

Сначала дети выясняют, что изменится, если растворить исследуемые вещества в воде. Дети растворяют различные вещества в разных сосудах.

Чистая вода + вещество        

Соль        

Быстро растворилась в воде, раствор остался прозрачным.

Сахар        

Быстро растворился в воде, раствор остался прозрачным.

Песок        

Придал воде коричневатый цвет (вода стала грязной) и осел в виде осадка на дне.

Мука        

Растворилась в воде, но вода стала мутной, часть муки осела в виде осадка

Шампунь        

Легко растворился, но раствор стал мутноватым и начал пениться при интенсивном помешивании.

Растительное масло        

Масло не растворилось в воде. Оно плавает по ее поверхности в виде пленки. Если раствор взболтать, то масло приобретает на некоторое время вид мелких капелек, которые затем снова преобразуются в пленку.

Марганцовка        

Быстро растворилась и при этом изменила цвет раствора на красный.

Чай        

Быстро изменил цвет раствора на коричневый, но при этом сам не растворился.

Камень        

Осел на дно, цвет воды не изменил, но заметно ее вытеснил (воды словно стало больше)


Экспериментирование с камнями

1. Какими бывают камни?

Цель: сформировать представление о разнообразии внешнего вида камней, свойствах камня, учить классификации по разным признакам.

Материалы: разнообразные камни, лупы

Ход опыта:

Внимательно рассмотрите камни. Какие они? Разные. Большие и маленькие. Какие камешки вам нравятся больше всего? Найдите самые красивые камешки для вас. Обоснуйте свое мнение. ( Ответы детей: Гладкие и цветные. На них есть полосочки. Круглые и маленькие.) Закройте глаза и на ощупь выберите самый гладкий круглый камешек. Внимательно его рассмотрите. Вы знаете, как он называется? Этот морской камень называется галькой. Как вы думаете, почему у него нет острых углов? А раньше были? Предлагаю взять несколько камешков в ладошки и потрясти их. Что вы чувствуете? Дети выбирают камень. Дети затрудняются ответить. Как они стучат? А почему они стучат? (Ответы детей: потому что мы их трясем) А что с ними происходит в море? Они там стучат и бьются. Силой воды. Вода двигает камни, сталкивает их друг с другом, они трутся о песок. Острые углы постепенно стачиваются, камешки становятся круглыми.

Закройте глаза и поставьте перед собой ладони. Педагог кладет детям в ладошки небольшие шершавые камешки. Что вы чувствуете? Какие камни на ощупь? (Ответы детей Не гладкие. Неровные, царапаются.)

Чем отличаются эти камни от морских камней? (Ответы детей: Не гладкие, острые, шершавые.)

Выложите камни в два ряда: от большого к маленькому, от шершавого к гладкому. Рассмотрите камешки через лупу. Что вы видите? (Ответы детей: трещинки, узоры.)

Что мы с вами узнали нового о камнях? Камни бывают маленькими и большими, гладкими и шершавыми, цветными и прозрачными, теплыми и холодными.

2. Твердый камень

Цель: Сформировать представление о твердости камня

Материалы: камешки, пластилин, монеты

Ход опыта:

Возьмите в одну руку камешки, в другую – пластилин. Сожмите обе ладони. Сравните, что произошло с камешком, а что с пластилином. Почему? Пластилин смялся, а камешек – нет, потому что он твердый.

Постучите комочком пластилина о камень, двумя камнями друг о друга. В чем разница? Когда стучали пластилином о камешек, то ничего не слышно и пластилин мялся, а когда двумя камешками – то слышен стук и камни не мнутся.

А почему, как вы думаете, был слышен шум при стучании камня о камень? Предполагаемые ответы детей: потому что камень твердый, а пластилин – мягкий.

Нацарапайте что-нибудь на камешке монеткой. Что получается? Ничего не видно. Камень очень твердый. Почему говорят «твердый как камень», «стоит как каменный»? Камешки твердые.

3. Тонет - не тонет

Цель: сформировать представления о свойствах камня

Материалы: Морские камешки, кусочки гранита и пемзы, прозрачные сосуды с водой.

Ход опыта:

Дети, как вы думаете, что будет, если положить камень в воду? Предполагаемые ответы детей: Он утонет

Бросьте камень в сосуд с водой и наблюдайте, что будет с ним происходить. Предполагаемые ответы детей: утонул .

Может ли камень плавать? Нет

Возьмите гранит и пемзу. Сравните их по весу. Одинаковы ли камни по весу? Предполагаемые ответы детей: Нет, один – легкий, другой -тяжелый.

Что произойдет с каждым из них, если их опустить в воду? Утонут

Давайте проверим, так ли это: опустите гранит и пемзу в воду. Что произошло? Предполагаемые ответы детей: Пемза не утонула, гранит утонул.

Как вы думаете почему?  Дети затрудняются с ответом.

Потому что пемза легкая. В ней много дырочек. А в дырочках есть воздух и пузырьки с воздухом не давали ей утонуть. В пемзе много дырочек, в которых скапливается воздух, поэтому она легкая и не тонет.

4. Может ли камень издавать звуки?

Цель: сформировать представление о свойствах камня

Материалы: разнообразные камни

Ход опыта:

Дети, как вы думаете, может ли камень издавать звуки? Может

Как нам это проверить? Предполагаемые ответы детей: постучать камешками друг о друга

Постучите разными камешками друг о друга. Похожи ли звуки, которые при этом получаются? Нет. Тяжелые камни издают звук громкий, маленькие – тонкий, легкие – тихий. Камни издают звуки при трении или резком соприкосновении друг с другом. Разные камни издают звуки, не похожие друг на друга.

5. Меняют ли камни цвет?

Цель: сформировать представления о свойствах камня.

Материалы: пустые емкости, лейки с водой, камни.

Ход опыта:

Дети, как вы думаете, камни могут изменить цвет? Нет

Педагог предлагает детям положить в емкость камень и залить его водой. Затем потрогать камни, ощупать их в воде, и вытащить из воды.

Что изменилось? Сравните камни по цвету: мокрые камешки и сухие. Предполагаемые ответы детей: мокрые камни  стали темными.

Какие из них красивее? Мокрые.

Какой вывод можно сделать? Предполагаемые ответы детей: мокрые камни меняют цвет

6. Рисующие камни

Цель: сформировать представления о свойствах камня.

Материалы: небольшие листы фанеры, мел, уголь

Ход опыта

Педагог вспоминает с детьми, чем можно рисовать, например, на асфальте.

Какими камнями лучше всего рисовать на фанере: белым мелом или черным углем? Предполагаемые ответы детей: мелом.

Давайте попробуем это сделать. Дети рисуют на доске фанеры мелом и углем.

Чем рисовать лучше? Почему? Предполагаемые ответы детей: мелом рисовать лучше, потому что он мягкий, а уголь твердый – он царапает.

Предложить детям для самостоятельного экспериментирования разнообразные камни: галька, пемза, кирпич, уголь.

В конце эксперимента сформулировать выводы.

7. Теплый камешек

Цель: сформировать представление о свойствах камня.

Материалы: лампа (солнечная погода), камешки разного цвета (обязательно должен быть камень черного цвета)

Ход опыта:

Потрогайте разные камни и скажите, они холодные или теплые? Предполагаемые ответы детей: холодные.

Зажмите камень в кулаке. Стал ли он теплее? Предполагаемые ответы детей: чуточку.

Как вы думаете почему? Предполагаемые ответы детей: у нас руки теплые.

Возьмите камешек. белый и черный, подержите из под лампой (оставьте на ярком свету) Какие стали камни?  Предполагаемые ответы детей: камешки стали теплые.

Какой камень нагрелся больше? Предполагаемые ответы детей: черный.

Почему черный камень оказался самым теплым? Дети затрудняются ответить.

Черный цвет поглощает солнечные лучи. Поэтому черный камень нагрелся больше, чем белый.

Вспомните, в какой одежде нам жарче летом? Предполагаемые ответы детей: в черной.

8. Прочный камень

Цель: сформировать представления о свойствах камня

Материалы: камни разной плотности, молоток

Ход опыта:

Воспитатель предлагает разбить пемзу, гранит, гальку и мел молотком. Один камень разбился, а другой – нет

Какой камень легче было разбить? Предполагаемые ответы детей: мел, которым мы рисовали, от него отлетели кусочки. Пемзу – она пористая.

А какой камень не получилось разбить? Предполагаемые ответы детей: гранит, гальку

Почему? Предполагаемые ответы детей: он плотный и тяжелый.

О каком свойстве камня мы сегодня узнали? Предполагаемые ответы детей: о прочности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка дидактических игр с использование природных материалов для детей дошкольного возраста

В работе представлены несколько вариантов игр с природным материалом, которые помогут разнообразить жизнь ребенка....

Методические рекомендации по использованию игр с природным материалом для детей дошкольного возраста

Основная особенность дидактических игр с природным материалом определена их названием: это обучающие игры. Они создаются взрослыми с целью воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитател...

Игры со строительным материалом для детей младшего возраста

Игровые методы и приемы обучения детей конструированию....

Методические рекомендации по использованию игр с природным материалом для детей дошкольного возраста

Основная особенность дидактических игр с природным материалом определена их названием: это обучающие игры. Они создаются взрослыми с целью воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитател...

Развивающие игры с природным материалом для детей младшего дошкольного возраста

Дети младшего возраста - это маленькие исследователи. Интерес к природным объектам формируется у них постепенно, в результате многократных встреч. При знакомстве с окружающим миром малыши хотят всё ра...

Игры с природным материалом для детей старшего дошкольного возраста.

Игры с природным материалом для детей старшего дошкольного возраста....

Польза игр с природным материалом для детей дошкольного возраста

Польза игр с природным материалом для детей дошкольного возрастаИгра с природным материалом вводит детей в удивительный мир живой природы, как бы со стороны помогает проникнуть в ее внутренний, зачаст...