Технологическая карта «Непрерывной непосредственной образовательной деятельности на тему «Одежда русского человека» (социально-коммуникативная) с использованием технологии «Река времени»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Полуяктова Алёна Олеговна

Конструкт НОД на тему "Одежда русского человека" для детей пятого и шестого года жизни. Форма организации групповая, подгрупповая.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstruktor_otkrytogo_zanyatiya_2017_god_2.docx38.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Радуга» № 5» Камышловского городского округа

 

Технологическая карта

«Непрерывной непосредственной образовательной деятельности

на тему «Одежда русского человека» (социально-коммуникативная)

с использованием технологии «Река времени»

                                                                                          Составитель:

                                                                                               воспитатель

                                                                                                                                                1 квалификационной категории

                                                                                                       Полуяктова А.О.

                                                 

г. Камышлов, 2017

Технологическая карта

Тема: «Одежда русского человека»

Возрастная группа: старшая группа

Виды деятельности: познавательная, коммуникативная.

Форма организации: групповая, подгрупповая

Интеграция областей:  «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие»

Учебно-методический комплект: Л.В. Коломийченко «Занятия для детей 5-6 лет по социально-коммуникативному развитию»; технология «Река времени»

Средства:

  • наглядные – иллюстрации на интерактивной доске;
  • мультимедийные – электронные игры на интерактивной доске;
  • музыкальные – мелодия-звук «Горной реки»;
  • оборудование – кусочки ткани из хлопка и льна,  книга, демонстрационные картинки для игры.

Задачи: 

  1. Обучающие задачи:

- продолжать формировать представление об одежде как элементе русской традиционной культуре;

- систематизировать знания детей о национальной одежде (старинная русская одежда, современная одежда), особенности ее украшения;

- формирование социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста.

Развивающие задачи:

- активизировать в речи детей слова: одежда повседневная, праздничная, хлопковая.

- развивать умение составлять алгоритм изготовления одежды.

  1. Воспитательные задачи:

- воспитывать чувство восхищения красотой национального костюма;

Ход деятельности:

Этап деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

1 этап

Мотивация к деятельности

Педагог приглашает детей присесть полукругом возле него. Показывает книгу, и рассказывает, что в ней есть очень необычный рассказ.

Мне бы хотелось прочитать вам ребята, этот рассказ. А что же в данном рассказе такого необычного вы сейчас узнаете.

«В одном городе под названием «Белый парус», на улице Морская, жили брат и сестра. Брата звали Алёша, а сестрёнку Вера, они были умными и талантливыми ребятами, и любили читать книги. Но, их главное увлечение было иллюстрировать книги, добавлять к печатаному тексту яркие и красочные рисунки.

Однажды они прочитали сказку о «Василисе премудрой», произведение им очень понравилось и хотелось поскорее нарисовать к нему иллюстрацию. Ваня справился очень быстро, когда он показал рисунок Вере, та очень странно отреагировала. Она стала смеяться громко, и бормотала про себя «Такого не может быть!».

- Как не может быть! Очень даже красивая кепка, и шорты с майкой мне то же очень нравятся.

- Кепка и шорты и мне нравятся, но Василиса Премудрая должна быть в красивом сарафане и кокошнике!

- Что такое за кокошник, не может быть, кепка и шорты! И почему ты так решила? Что это за одежда?

- Я не знаю, мне об этом бабушка рассказывала.

Заходят в группу, здороваются с гостями.

Садятся на стулья.

Слушают рассказ.

Дети проявляют интерес к предстоящей деятельности, настроены на общение.

2 этап

Поиск решения задачи, проблемы

Ребята, что вы заметили не обычного в рассказе?

Чего не знает Ваня?

А вы знаете, что такое сарафан и кокошник?

В чём особенности у сарафана и кокошника?

Ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие в прошлое, а как мы сможем перенестись в другое измерение, кто или что нам поможет в этом.

Педагог включает на музыкальном проигрыватели композицию под названием «Горная река».

Вы отгадали все верно, это река, но не простая, а «Река времени».

Дети предлагают варианты ответов.

Умение делать вывод и его аргументировать.

Приобретение умения не терять мотивацию.

3 этап

Планирование деятельности , совместное обсуждение проблемы

 

Педагог обращает внимание детей на интерактивную доску, на которой изображена река, и предлагает отправиться в путешествие.

А на чём мы сможем плыть по реке времени, ведь мы сможем утонуть?

Конечно, можно и на лодке отправится по «Реке времени», но нас ведь много, все поместиться мы не сможем.

Физкультминутка «Пароход»

От зелёного причала          

Оттолкнулся пароход,            

(Дети выполняют отталкивающие движениями руками)

Он назад поплыл сначала,      

(Дети выполняют шаг назад)

А потом поплыл вперёд.          

(Дети делают шаг вперёд)

И поплыл, поплыл по речке,

Набирая полный ход,

И пускал трубой колечки          

(Делают круговые движения руками,                с соединёнными большими и указательными пальцами)

Белоснежный пароход.

Первая остановка у нас «Древняя одежда».

На «Реке времени» педагог отмечает первую остановку.

На экране появляется изображение первобытного человека.

Первыми материалами для одежды первобытного человека были растения и шкуры.

В Альпах была найдена ледяная мумия первобытного человека "Эци", жившего 3300 лет до н.э. Одежда Эци частично сохранилась и её удалось рассмотреть.

Он носил плетёный соломенный плащ, а также кожаный жилет, шапка из медвежьей шкуры с кожаным ремнём через подбородок. Широкие водонепроницаемые башмаки, судя по всему, были предназначены для походов по снегу.

Вторая остановка «Старинная русская одежда».

Педагог отмечает вторую точку остановки на интерактивной доске.

Мы очутились с вами прошлом наших прабабушек и прадедушек, а что носили они мы сейчас вспомним. 

Педагог присаживает детей на стулья

Обязательным предметом русских людей была рубаха. Наши предки считали, что именно она оберегает человека от злых сил. У старинной мужской рубахи по-другому скроен воротник: он расположен сбоку, как бы косо. Поэтому такую рубаху называли косовороткой.

Просит детей пройти к столу и потрогать кусочек ткани из хлопка и льна. Предлагает определить не которые признаки.

Русские люди  шили рубахи в основном изо льна и хлопка, а одежда, сшитая из такой ткани, хорошо защищает от жары летом и от холода зимой. Можно сказать, что одежда русского человека помогала ему сохранять здоровье.

Читает загадку.

Загадка

Каждый раз поутру надеваю я трубу.

Ну, не догадаться вам?

Она

зовётся… (сарафан)

Поверх длинной рубахи женщины надевали сарафан, украшенный лентами, вышитыми узорами: цветами, солнцем, птицами и просто крестиком.

В те в давние времена женщине разрешалось ходить с непокрытой головой только дома. Голову покрывали вышитыми платками или головным убором, который назывался кокошник.

Педагог предлагает поиграть в игру «Как рубашка в поле выросла».

Для того чтобы сшить рубаху, людям приходилось вначале вырастить лён, а для этого сеяли поля. Осенью собирали урожай, вымачивали зёрна, трепали их, потом чесали специальными расчёсками, потом пряли нити. Из полученных нитей ткали холст, потом шили рубашку.

Педагог благодарит детей, отмечает наилучший результат у группы.

Педагог предлагает остановится на следующей остановке «Современная одежда»

Предлагает детям выбрать на интерактивной доске одежду, которую они видят каждый день на своих сверстниках и взрослых.

Дети перечисляют водный транспорт.

Выполняют движения, по показу педагога.

Рассматривают изображения, слушают рассказ.

 

Садятся на стулья, возле

интерактивной доски.

 

Отгадывают загадку.

Несколько детей (4-5) добавляют украшения для сарафана.

Дети делятся на четыре подгруппы. Для каждой подгруппы на столе приготовлены картинки, на каждой из которой нарисован один из этапов выращивания льна и изготовления одежды (сеяние, уборка, вымачивание, трепание, чесание, прядение, ткут холст, шьют рубашки).

Несколько человек (3-4 человека) выбирают современную одежду, и убирают ее в шкафы комода. Верхний шкаф – головной убор; второй шкаф – обувь; третий шкаф – одежда.

Учится выделять сильные стороны у каждой работы, анализировать.

3 этап

Рефлексия

Расширение (дополнительные задания)

Предлагает распределить по реке времени картинки с изображениями одежды (древней, старинно русская одежда, одежда наших дней).

Педагог показывает иллюстрацию Василисы Премудрой, и предлагает вспомнить на какой остановке они видели похожий наряд.

Обобщает ответы детей, и предлагает в своей группе написать письмо героям Ване и Вере, и рассказать про путешествие. Нарисовать рисунки Василисы Премудрой.

Предлагают варианты ответов.

Делятся впечатлениями; выражают собственные чувства к проделанной работе; высказывают эмоциональный отклик.

Обдумывание в командах идеи для дальнейшего развития истории.

Рост навыков взаимодействия в команде, адекватного оценивания, умения договариваться, донести свою точку зрения до собеседника.

В одном городе под названием «Белый парус», на улице Морская, жили брат и сестра. Брата звали Алёша, а сестрёнку Вера, они были умными и талантливыми ребятами, и любили читать книги. Но, их главное увлечение было иллюстрировать книги, добавлять к печатаному тексту яркие и красочные рисунки.

Однажды они прочитали сказку о «Василисе премудрой», произведение им очень понравилось и хотелось поскорее нарисовать к нему иллюстрацию. Ваня справился очень быстро, когда он показал рисунок Вере, та очень странно отреагировала. Она стала смеяться громко, и бормотала про себя «Такого не может быть!».

- Как не может быть! Очень даже красивая кепка, и шорты с майкой мне то же очень нравятся.

- Кепка и шорты и мне нравятся, но Василиса Премудрая должна быть в красивом сарафане и кокошнике!

- Что такое за кокошник, не может быть, кепка и шорты! И почему ты так решила? Что это за одежда?

- Я не знаю, мне об этом бабушка рассказывала.

Первыми материалами для одежды первобытного человека были растения и шкуры.

В Альпах была найдена ледяная мумия первобытного человека "Эци", жившего 3300 лет до н.э. Одежда Эци частично сохранилась и её удалось рассмотреть.

Он носил плетёный соломенный плащ, а также кожаный жилет, шапка из медвежьей шкуры с кожаным ремнём через подбородок. Широкие водонепроницаемые башмаки, судя по всему, были предназначены для походов по снегу.

Обязательным предметом русских людей была рубаха. Наши предки считали, что именно она оберегает человека от злых сил. У старинной мужской рубахи по-другому скроен воротник: он расположен сбоку, как бы косо. Поэтому такую рубаху называли косовороткой.

Каждый раз поутру надеваю я трубу.

Ну, не догадаться вам?

Она

зовётся… (сарафан)

Поверх длинной рубахи женщины надевали сарафан, украшенный лентами, вышитыми узорами: цветами, солнцем, птицами и просто крестиком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность детей. Тема: "Жилище русского человека"

Тема: «Жилище русского человека»Тема занятия: «Предметы быта в доме бабушки Арины»Цель: Развитие эмоционально-ценностного отношения к предметам быта...

Непосредственно образовательная деятельность во II младшей группе. Интеграция социально- коммуникативной и речевой деятельности

Цель: создание  положительной мотивации   развития речевой деятельности у детей 3 - 4 лет.Задачи:Образовательные:- Учить передавать по показу персонажа игровые действия.- расширять и об...

Непосредственно образовательная деятельность для детей старшей группы по социально-коммуникативному развитию

Тема «Моя дружная семья»        Цель. Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.Задачи:...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме одежда в старшей группе

Конспект занятия по речевому развитию по теме:Одежда, головные уборы, обувь  Цель:- систематизировать и закрепить знания детей по лексической теме «Одежда, обувь, головные уборы».Задачи:упра...

Конспект непосредственно образовательной деятельности (развитие речи) в средней группе \'\'Свойства снега\'\' с использованием технологии исследовательской деятельности.

Конспект непосредственно образовательной деятельности (развитие речи) в средней группе детского сада "Свойства снега" с использованием технологии исследовательской деятельности. Цель: закрепить получе...

Непосредственная образовательная деятельность по теме: «Природа и человек»

Интегрированная  непосредственно- образовательная деятельность по теме: «Природа и человек». Интеграция образовательных  областей: «Познание», « Коммуникация»,  «Художественное творчест...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми младшей группы по социально- коммуникативному развитию по теме: «Девочки и мальчики».

Цель: создать условия для формирования самостоятельной деятельности со сверстниками, уважительного отношения друг к другу...