Тема: «Организация опытно - исследовательской деятельности дошкольников»
консультация по окружающему миру на тему

Шамина Александра Павловна

Как организовать опыты,эксперименты, исследования дошкольников? В материале подобрано краткое описание организации экспериментальной деятельности детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_opytno_issl_deyatelnosti_doshkolnikov.docx18.95 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Организация опытно - исследовательской деятельности дошкольников»

Цель познавательно – исследовательской деятельности ребенка: активно – деятельностное познание окружающего мира.

1.Структура детского исследования

  • Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
  • Выдвижение гипотезы;
  • Поиск и предложение возможных вариантов решения;
  • Сбор материала;
  • Обобщение полученных данных.

2.Правила поведения детей во время экспериментов

(по материалам Л.В.Рыжовой)

  • Стоять или сидеть на расстоянии от наблюдаемого живого объекта;
  • Сидеть на расстоянии от предметов, задействованных при нагревании в них жидкостях;
  • Не дотрагиваться до рассматриваемых предметов, не брать, не получив разрешения педагога;
  • Работать с предметами (снег, вода, земля), пользуясь салфетками;
  • Соблюдать чистоту и порядок на своем рабочем месте;
  • Рассматривать наблюдаемый объект в той последовательности, на которую укажет педагог.

3. Подготовка детей к экспериментированию

  • Организованные наблюдения в уголке природы и на прогулках с использованием поисковых ситуаций;
  • Организация практического ознакомления со свойствами природных объектов;
  • Обучение навыкам ведения специального календаря наблюдения за погодой, жизнью растений, животных;
  • Чтение художественно и познавательной литературы;
  • Проведение игр: ситуационных, дидактических и др.;
  • Контент - анализ (использование детского творчества: рисунков, сочиненных детьми сказок, рассказов, загадок, стихов)

4.Отбор материала для экспериментирования

  • Выбирается материал пригодный для поисково – исследовательской деятельности;
  • Натуральные объекты природы (вода, песок, лед, растения, семена и др.)
  • Демонстрационный материал должен быть целостным, с четко выраженными формами, цветом, чист.
  • Раздаточный материал должен быть в наличии на каждого ребенка;
  • Теоретические положения рассказа педагога необходимо иллюстрировать рисунками, фото, схемами;
  • Педагог словесно обозначает все, что видят дети.

5.Создание предметно – развивающей среды

  • Внести технические средства, оборудование и приборы, необходимые для постановки опыта. Микроскопы, термометр, психрометр (влажность), увеличительные стекла и др.
  • Художественный материал: иллюстрации к сказкам, репродукции, поделки. В мини – лаборатории: изделия детского творчества.
  • Создание экологических пространств для экспериментов: уголок опытов, мини – лаборатории на окне, фитополяны и др.

6.Соблюдение структуры организации опыта.

  • Предварительная работа: знакомство с объектом.
  • Выбор объекта, оборудования, материалов.
  • Создание у детей мотивации к участию в экспериментировании.
  • Постановка цели, задач опыта.
  • Анализ состояния объекта. Определение проблемы.
  • Обсуждение вероятного прогноза.
  • Выработка групповых норм и правил поведения.
  • Инструктаж по технике безопасности.
  • Организация опыта (эксперимента).
  • Распределение обязанностей между детьми по службам: деятельностный, аналитический, диагностический.
  • Слежение за результатами длительно протекающего опыта.
  • Завершение опыта.
  • Оформление диагностических материалов.
  • Устройство выставки.
  • Проведение досуга, праздника (обобщение опыта по исследовательской деятельности).

Вывод:

Умения и навыки юного исследователя, полученные в детских играх и в специально организованной деятельности, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. В сознании ребенка постепенно меняется картина мира. Она становится более адекватной и целостной, отражает объективные свойства вещей, взаимосвязи. В результате происходит непрерывное и постоянное перестроение, переосмысление и осознание ребенком этого мира. Важно помнить, что самые ценные и прочные знания те, которые добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.

                   

Воспитатель Шамина А.П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по организации опытно-исследовательской деятельности дома

Советы по организации исследовательской деятельности с детьми в домашних условиях...

Организация опытно-исследовательской деятельности на тему "Волшебница-Вода"

Организация опытно-исследовательской деятельности в Подготовительной группе на тему «Волшебница-вода»Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Я хочу вас пригласить в свою лабораторию, и предлагаю вам ...

Педагогический опыт работы по теме: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников».

Цель моей работы: познакомить педагогов с организацией  поисково-исследовательской  деятельности дошкольников....

План работы творческой группы по теме: «Организация проектно-исследовательской деятельности дошкольника»

План                         работы творческой группыпо теме: «Организация проектно-исследовательской деятельности до...

Консультация для педагогов на тему «Организация опытно-экспериментальной деятельности дошкольников»

В данной публикации описываются формы и методы работы с дошкольниками по организации опытно-экспериментальной деятельности....

Мастер-класс на тему: «Развитие опытно-исследовательской деятельность дошкольников через сказку»

Мастер-класс на тему:«Развитие опытно-исследовательской деятельность  дошкольников через сказку»...

Консультация для педагогов на тему: "Организация опытно-исследовательской деятельности дошкольников на участке детского сада"

Экспериментально-исследовательская деятельность в работе с детьми дошкольного возраста на участке детского сада....