Картотека наблюдений на прогулке с детьми 2 -4 лет
материал по окружающему миру (младшая группа) на тему

Букина Юлия Геннадьевна

Картотека наблюдений на прогулке с детьми 2 -4 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_nablyudeniy.docx20.72 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека наблюдений на прогулке с детьми 2 -4 лет

Осень

Объекты неживой природы

Цели и задачи наблюдений

Содержание наблюдений

Связь с различными видами детской деятельности

Вода

Дать элементарные представления о свойствах воды.

Воду можно переливать из одного ведра в другое. Чистая вода – прозрачная. Грязная вода – непрозрачная. Стало холодно – вода замерзла, на лужах образовался лед.

Чтение потешки «Водичка, водичка»

Песок

Дать элементарные представления о свойствах песка

Сухой песок рассыпается. Если полить песок водой, он станет влажным. Из влажного песка можно лепить куличики и пирожки. На влажном песке можно рисовать палочкой. После игры с песком нужно мыть руки.

Лепка куличиков из песка.

Ветер

Показать природное явление – ветер.

Учить определять ветреную погоду.

Дует легкий ветерок. Дует холодный порывистый ветер. Люди одеваются теплее. Погода ветреная – деревья качаются. Дует ветер – вертушки крутятся на ветру.

Бег с ленточками. Чтение стихотворения А. Пушкина «Ветер, ветер!»

Солнце

. Формировать понятие о том, что для жизни на Земле нужно солнце.

Солнышко греет – на улице тепло.

Солнце реже появляется на небе, меньше греет; с каждым днем становится холоднее.

Капелька воды блестит на солнце.

Игра «Солнышко и дождик»

Разучивание потешки про солнышко.

Дождь

Показать, что осенний дождь может быть разным. Показать простейшие связи между явлениями в природе.

Дождь может быть теплый и холодный.

После дождя все кругом мокрое.

Идет дождь – появляются лужи. По лужам можно ходить в резиновых сапогах, тогда ноги не промокнут. Машина едет по луже, и брызги далеко летят из-под колес.

Человек бежит по луже, брызги летят в стороны и на самого человека – он может запачкать одежду.

Когда идет дождь, можно набрать в ведро воду.

Капельки дождя блестят на солнце.

Во время дождя люди идут под зонтами.

Капли дождя стучат по крышам домов.

Слушание произведения «Грустный дождик», муз. Д. Кобалевского. Подвижная игра «Солнышко и дождик».

Рисование «Идет дождь».

Зима

Объекты неживой природы

Цели и задачи наблюдений

Содержание наблюдений

Связь с различными видами детской деятельности

Вода

Продолжать знакомить со свойствами воды.

Вода на морозе замерзает.

Воду можно заморозить в формочке. Вода замерзла – получился лед. Если лед занести в комнату, он растает и снова получится вода.

Лед прозрачный. Если в воду налить краску, получится цветной лед.

Чтение потешки «Водичка, водичка»

Снег

Дать представления о свойствах снега.

Снег лежит на деревьях, на скамейке и т.д.

Намело много снега – образовались сугробы.

Снег белый, холодный, легкий, пушистый, сверкает на солнце. Из снега можно лепить снежки и снеговиков.

Снежинку можно поймать на рукавичку и рассмотреть.

Если крепко сжать снег в ладошке – он растает, превратится в воду.

Падает мокрый снег, на улице слякоть.

Чтение произведения Л. Воронкова «Снег идет». Экспериментирование со снегом.

Ветер

Показать особенности ветреной погоды зимой.

Дует холодный ветер, люди поднимают воротники. Ветер поднимает и кружит снег.

Ветер воет.

Наблюдение за движением вертушек во время ветра.

Имитация звуков ветра.

Солнце

Показать, что солнце светит во все времена года.

Светит солнце, значит день солнечный.

Снег очень красиво блестит на солнце.

Солнце не светит – пасмурно.

Светит солнце, но на улице мороз. Зимой солнце светит, но не греет.

Мороз щиплет нос и уши.

Разучивание потешки про солнышко.

Весна

Объекты неживой природы

Цели и задачи наблюдений

Содержание наблюдений

Связь с различными видами детской деятельности

Вода

Продолжать знакомить со свойствами воды.

Вода нагревается на солнце и становится теплой. Водой поливают растения на огороде. Воду пьют птицы из лужи. Когда вода чистая, она прозрачная.

Вода льется, ее можно переливать из одного сосуда в другой.

Экспериментирование с водой.

Снег

Показать свойства снега весной.

Весной снег начинает таять. На крышах появляются сосульки. На земле белый снег становится серым. Постепенно весь снег на земле растает.

Рисование «Сосульки длинные и короткие»

Песок

Продолжать знакомить со свойствами песка.

Сухой песок рассыпается.

Из влажного песка можно лепить куличики.

Когда идет дождь – песок мокрый.

После мокрого песка руки нужно мыть. После сухого песка руки можно легко оттряхнуть.

Экспериментирование с песком.

Ветер

Продолжать знакомить с природным явлением – ветром.

Ветер гонит облака по небу. Дует ветер – деревья качаются, вертушки крутятся.

Игра с вертушками и ленточками.

Солнце

Формировать понятия о том, что для жизни на земле нужно солнце.

Показать, что весной солнце светит и пригревает землю.

Светит солнце, на крышах появляются сосульки.

Сосульки красиво блестят на солнце.

Солнце светит ярче, стало теплее. Солнце светит – тает снег, бегут ручьи.

Солнышко то появляется из-за тучи, то прячется.

Солнце пригрело землю – появились растения и насекомые.

Все рады весеннему солнышку.

Игра «Выложи солнышко из палочек».

«Закличка солнца», слова нар., обр. И. Лазарева и М. Лазарева.

Игра с солнечными зайчиками.

Дождь

Показать, что весенний дождь может быть разным.

Идет теплый дождь.

Идет холодный дождь. Первая гроза и гром.

Пошел дождь, люди раскрыли зонты.

Появляются лужи. По лужам можно ходить в резиновых сапогах, тогда ноги не промокнут. Лужи пузырятся.

Капли дождя бывают крупные и мелкие.

После дождя все мокрое: крыши домов, деревья, асфальт и земля.

Игра «Солнышко и дождик».

Рисование «Идет дождик».

Лето

Объекты неживой природы

Цели и задачи наблюдений

Содержание наблюдений

Связь с различными видами детской деятельности

Вода

Показать свойства воды.

Вода нагревается на солнце и становится теплой. Водой поливают растения на огороде. Воду пьют птицы из лужи.

 Когда вода чистая, она прозрачная.

Вода льется, ее можно переливать из одного сосуда в другой.

Когда на улице жарко, люди и животные хотят пить. Все пьют воду. Пить можно только чистую воду.

Игры с водой.

Песок

Показать свойства песка.

Утром взрослые поливают песок, чтобы он был влажный и чтобы воздух на участке был свежий.

Сухой песок рассыпается.

Из влажного песка можно лепить куличики.

Если наступить на влажный песок – останется след.

На влажном песке можно рисовать.

Игры с песком – лепка пирожков и печенья с помощью формочек.

Ветер

Показать особенности ветреной погоды летом.

Дует теплый ветерок.

Дует ветер – качаются ветки и деревья.

Дует ветер – шумит листва.

Дует сильный ветер – ветки ломаются и падают на землю.

Дует сильный ветер – с земли поднимается песок.

Дует ветер – в реке и на море образуются большие волны.

Игра с вертушками и ленточками.

Рисование деревьев.

Солнце

Формировать понятия о том, что для жизни на земле нужно солнце.

Светит яркое солнце, на улице жарко, хорошо растут растения.

Солнце сильно греет, дети гуляют в трусиках и панамах.

Если лето теплое – люди загорают, их кожа темнеет.

В солнечную погоду нельзя долго находиться на солнце – можно обгореть. Лучше гулять в тени деревьев и кустарников.

Игра «Выложи солнышко из палочек».

Рисование солнышка.

Дождь

Показать, что летний дождь может быть разным.

Идет теплый дождь.

После дождя на небе появляется радуга.

После дождя все деревья, листья, дома – мокрые.

Идет дождь – появились лужи. По теплым лужам можно бегать босиком (на природе).

Закличка «Дождик, дождик, пуще…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека наблюдений на прогулке в старшей группе

Конспекты наблюдений на прогулке в старшей группе...

картотека наблюдений на прогулке старшая и подготовительная группа

картотека по всем временам года, художественное слово и дидактическая игра...

Картотека наблюдений на прогулке

Планирование  прогулок в старшей и подготовительной к школе группе...

картотека наблюдений на прогулке в старшем возрасте

данный материал поможет воспитателю проводить системно наблюдения на прогулке.используя художественное слово....

КАРТОТЕКА НАБЛЮДЕНИЙ НА ПРОГУЛКЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА "ЗИМА"

КАРТОТЕКА НАБЛЮДЕНИЙ НА ПРОГУЛКЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА "ЗИМА"...

Картотека наблюдений на прогулке с детьми первой младшей группы.

Формировать умение определять время года по характерным признакам, расширять представления детей об осени. Познакомить с природным явлением - листопад. Формировать представления о красоте родной приро...