Конспект НОД в старшей группе Тема: «История возникновения села»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Исаева Марина Владимировна

Формирование уважительного отношения к истории родного села.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_sela.docx32.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе

Тема: «История возникновения села»

                                                                       

Цель: формирование уважительного отношения к истории родного села.

Задачи:

  •  Уточнить представления детей о последовательности событий в жизни родного села.
  •  Способствовать проявлению потребности в получении информации об истории села.
  •  Воспитывать чувство признательности и любви к родному селу.
  •  Формировать способы практического применения полученной информации в самостоятельной деятельности.

Материал к занятию:

  • книга о родном селе (А.В. Афоньшин);
  •  готовые рисунки;
  •  аппликации детей;
  •  карта России;
  •  карта области;
  • карта села;
  • карточки для составления рассказов о селе;
  •  аудиозапись песни о Родине:  «Под крышей дома твоего» (муз. Ю. Антонова, сл. М. Пляцковского);  
  • презентация по теме: «Наше село сегодня и много лет тому назад».

Оборудование.

  1. Мультимедийная установка.
  2. Аудиопроигрыватель.

Предварительная работа.

  1. Чтение и заучивание стихов и пословиц о Родине.
  2. Беседы: Что раньше было на  месте нашего села? Почему его  называли Шатовка? Почему люди решили здесь поселиться? Кто были первыми жителями нашего села, где они поселились?
  3. Дидактическая игра: «Передай сердечко и скажи словечко».
  4. Рисунки по теме: «Село, в котором я живу».
  5. Знакомство с картой Арзамасского района.
  6. Цикл занятий на тему: «Появление и развитие человека на земле».
  7. Составление рассказов по карточкам.

Организационный момент.

Воспитатель:

Все в сборе!  

Взрослые и дети!

Мы можем начинать!

Но для начала,

Надо «Здравствуйте» сказать!   Здравствуйте!

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Ход занятия.

(Под звуки лёгкой музыки ребёнок читает стихотворение И. Мазнина «У каждого листочка»)

У каждого листочка,

У каждого ручья

Есть главное на свете

Есть Родина своя!

Для ивушки плакучей

Нет реченьки милей,

Для беленькой берёзки

Опушки нет родней.

Есть ветки у листочка,

Овражек у ручья.

У каждого на свете

Есть Родина своя!

- Ребята, какое удивительное стихотворение, оказывается у всего на свете: у берёзки, у листочка, даже у ручейка, есть своя Родина. Для ивушки – это (реченька) , для берёзки –(опушка) , для листочка – (ветка) , а откуда берётся ручей, что можно назвать его Родиной?

- А для вас, что такое Родина? (Родина - это где мы родились; где живут наши мама и папа, наши родные; родина - это где нас любят и понимают.)

- А наше село вы можете назвать своей Родиной? Почему?

- Представим, что вот этот маленький круг – это наше село Шатовка. (Показываю.) За пределами нашего села, есть ли другие сёла, города? (Да.)

- В каком районе находиться наше село? (Наше село находится в

Арзамасском районе.)

- Какой круг мы возьмём для него? (Побольше.)

- Следующий круг будет обозначать нашу область. Как называется наша область?(Нижегородская Область.) Какой круг для неё возьмём?

- А Нижегородская область где находиться? (В России.) Как вы думаете, какой круг будет обозначать нашу страну?

Россия - ты великая держава!
Твои просторы бесконечно велики,
На все века ты увенчала славой,
И нет другого у тебя пути!

- А Россию можно назвать нашей Родиной? (Да, можно.) А почему?

Россия, является Родиной для многих и многих миллионов людей. В России мы все друг друга понимаем, несмотря на то, что мы люди разных национальностей, потому что говорим на одном языке.

-Наше село – это малая часть России, поэтому наше село для нас – это малая Родина, а Россия – это большая Родина.

 (показываю карту)

- Посмотрите – это карта Арзамасского района.  А вы можете показать наше село, нашу малую Родину?                      

 Дети показывают.

Воспитатель: Да, эту маленькая точка и является нашим селом.                   Ребята, оказывается, про наше село написана книга. В ней собрано много сведений об истории нашего села, помещены фотографии.

Дети рассматривают книгу.

Но эта книга написана для взрослых и школьников. А я вам предлагаю издать свою книгу о нашем селе, которая будет интересна, понятна и доступна для воспитанников детского сада. Я думаю, что мы с вами сможем издать такую книгу. А обложка у неё уже есть - её оформила Лерина  мама по моей просьбе. Что можно разместить в этой книге?

Дети: Рассказы об истории нашего села, рисунки, фотографии.

Воспитатель: Я думаю, что сначала нам нужно написать рассказы об истории села. Давайте вспомним, что раньше было на этом месте и почему его так называли? Почему люди решили здесь поселиться? Кто были первыми жителями нашего села, где они поселились?

Воспитатель: Ребята, вы знаете, у меня есть интересный механизм, который называется “машина времени”, с помощью него я хочу пригласить вас в нашу историю. А вы знаете, что это такое история? (ответы детей)

Я сейчас поверну ручку нашей “машины времени”, и мы все окажемся в самом начале истории нашего села.

Сценка «Боярин и крестьянин»

Село Шатовка образовалось много- много лет назад. Проживали в нем испокон веков русские люди. Раньше шатовские земли принадлежали барину. У барина был шут Балакирев.

Однажды между барином и шутом состоялся такой разговор:

-Хочу я, чтобы у меня был свой дом.

-Хорошо, вот тебе ворон. Выпусти его и если тот сразу сядет на какой-нибудь деревенский дом, тогда я отдам этот дом тебе вместе с проживающими там крестьянами.

Ворон сел сначала на один дом, потом на другой. Таким образом Балакирев получил в свое владение семь крестьянских хозяйств. Хозяйства эти отсеяли на особое место, которое стали называть Балакиревская пустошь.

Хозяйства разрастались, появлялись новые семьи.

Основным занятием населения было земледелие. Сеяли просо, горох, коноплю. Держали коров, овец, в некоторых хозяйствах имелись лошади. Семьи перебивались на хлебе и на картошке. Чтобы прокормиться, крестьяне искали разные заработки. Мужчины уезжали на промысел в Москву, другие города.

Когда открылась кошмовальная фабрика Жевакина, крестьяне стали брать там шерсть, на дому вручную валяли войлок и готовую продукцию отвозили опять же на фабрику.

Сценка  «Уж ты, прялица моя»

1. Уж ты, прялица, ты прялица моя.

Пойду вынесу на улицу тебя.

Буду прясть и попрядывати,

На подруженек поглядывати.

2. Уж ты, прялица, ты прялица моя,

Ты красавица, красавица моя.

Ты украшена листочками,

Разукрашена цветочками.

3. Уж ты, прялица, ты прялица моя,

Сослужи – ка службу верную,

Сопряди – ка нитку тонкую,

Нитку тонкую, шелковую.

 Дома в деревне были маленькие. Спали на войлоке. Одежду носили домотканую, из конопли делали холсты. За дровами ездили в посёлок, который потом стал называться Первомайск.

Но ни сразу наше село стало называться Шатовкой. Сначала имело название «Искра». Первым председателем, то есть самым главным человеком, который отвечал за наше село, избрали Фёдора Васильевича Шитовкина. С того времени и стали называть наше село Шатовкой. Село росло и развивалось. Появились свои ударники труда. Это те люди, которые работали лучше всех. Рабочие  под руководством Веры Матвеевны Панкратовой собрали по 100 пудов пшеницы с небольшого поля.

Физминутка:

Здравствуй, мир. (руки наверх)
Это – я! 
(на грудь)
А вокруг страна моя! 
(раскинуть)
Солнце в небесах горит 
(наверх)

И земля у ног – лежит! (наклон)
Там – леса! 
(замок вправо)
А там – поля! 
(замок влево)
Здесь – друзья 
(поворот головы)

И здесь друзья. (вправо и влево)
Здравствуй, дом – ты самый лучший 
(раскинуть с наклоном вниз)
Здравствуй, край родной могучий! 
(раскинуть с наклоном вверх)
Здравствуй же, страна моя! 
(раскинуть)

Здравствуй, мир!
Встречай меня!

Когда началась Великая Отечественная война, все без исключения трудоспособные мужчины Шатовки ушли на фронт. Многие из них погибли, защищая Родину. Среди вернувшихся домой были инвалиды, без рук, без ног. В Шатовке установили памятник погибшим на войне жителям деревни. В колхозе в военные годы работали старики, женщины, дети. 

Известные люди:

Обухов Александр Васильевич , артиллерист.  Прямой наводкой разрушил три дома с засевшими там фашистами, уничтожив четыре  пулемёта .

Во время вражеской контратаки артиллеристы Обухова были окружены немецкими автоматчиками. Несмотря на численное превосходство врага, они смело вступили в бой с врагом, огнём из пушки и автоматов истребили 36 гитлеровцев. Позднее, преследуя отступающего противника, подбили 2 танка, 2 бронетранспортёра, вывели из строя 2 лёгких орудия. За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство старшине Обухову Александру Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена  и медали «Золотая Звезда» 

 Сазонов Михаил Петрович . В одном из первых боев был ранен, но вскоре вернулся в строй. В бою на берегу реки Днепр Сазонов со своей ротой уничтожено более 100 фашистов. Сам Сазонов лично уничтожил шесть солдат и одного офицера. Также удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена и медали "Золотая Звезда".

 Филиппов Александр Васильевич. Огнем своего орудия он нанес противнику большие потери, уничтожив более взвода немецких солдат, не покидая своего поста даже под авианалётами и артобстрелами.

Сержант Александр Филиппов был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена и медали «Золотая Звезда».

После войны трудно было с хлебом. Народ восстанавливал разрушенную страну. Через некоторое время село Шатовка представляла собой передовое хозяйство.

Игра «А что у нас»

 В селе были построены: средняя школа, магазины, Дом Культуры, многоквартирные дома со всеми удобствами.

Работали аптека, участковая больница, детский сад, средняя школа, библиотека, столовая, почтовая контора. Даже была своя хлебопекарня.

Вот какой большой рассказ у нас получился. Его можно будет напечатать и поместить в нашу с вами книгу.

Каждый город, село имеет свой день рождения. На день рождения дарят подарки. Что мы с вами можем сделать, чтобы наше село  стало ещё красивее?

Дети: Посадить цветы, деревья, следить за чистотой, сделать выставку рисунков.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что можно исполнить на празднике села?

Дети: Рассказать стихи, спеть песни.

Воспитатель: О нашем селе написано много красивых слов.

Воспитатель читает стихотворение о родном селе, сопровождая чтение демонстрацией слайдов с фотографиями села.

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Цветёт над тихой речкой яблоня.

Сады, задумавшись, стоят.

Какая Родина нарядная,

Она сама как дивный сад!

Холмы, перелески,

Луга и поля —

Родная, зелёная

Наша земля.

Земля, где я сделал

Свой первый шажок,

Где вышел когда-то

К развилке дорог.

И понял, что это

Раздолье полей —

Частица великой

Отчизны моей.

А закончить наше занятие я бы хотела красивой песней.

Звучит аудиозапись песни «Под крышей дома твоего» (муз. Ю. Антонова сл. М. Пляцковского).

Воспитатель: - Ребята, а давайте выберем  один рисунок о нашем селе и  подарим нашему новому другу Веселому Карандашику, который прислал нам такое чудесное стихотворение о Родине. Мы наш рисунок  привяжем к шарику, а когда выйдем на прогулку отпустим шарик, и он полетит к своему хозяину.  Согласны? Да.

Рефлексия

Воспитатель: Ребята, скажите, о какой малой родине мы сегодня вели речь?

Дети: О родном селе – Шатовка.

Воспитатель: Ребята,  мы с вами –  граждане России,  гордимся нашей страной, стараемся сделать её сильной и богатой. Ребята, вы  можете сделать многое для нашей Родины. Если не будете ссориться, будете любить своих близких, друзей, будете оберегать природу. Давайте посмотрим, друг на друга, улыбнёмся, и все вместе скажем: «Если дружба велика – будет Родина крепка!» 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия по ПДД познавательного цикла в старшей группе. Тема: «История нашего транспорта».

Конспект занятия по ознакомлению детей с  историей возникновения транспорта на примере трамвая. Занятие проводится в игровой форме с яркими картинками, с применением дидактических игр....

Конспект комплексного занятия по ПДД познавательного цикла в старшей группе. Тема: «История нашего транспорта».

Конспект занятия по ознакомлению детей с  историей возникновения транспорта на примере трамвая. Занятие проводится в игровой форме с яркими картинками, с применением дидактических игр....

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему "История возникновения книги" в подготовительной группе.

В возрасте 6-7 лет ребенок формируется как будущий читатель. Многие дошкольники в этом возрасте способны самостоятельно выбрать книгу по вкусу.  Целью данного занятия было обобщение и систематизи...

Конспект НОД для детей старшего возраста ТЕМА: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДЕНЕГ.

Цель: познакомить детей с историей возникновения денег (что стало причиной их рождения? Для каких целей нужны деньги? Денежные знаки в разных странах. Как зарабатывают деньги в твоей семье?); раз...

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему « История возникновения книги»

Конспект непосредственной образовательной деятельности  на тему « История возникновения книги»...