Познавательное занятие для ставшей группы на тему: "Воздух"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Стрельцова Анастасия Владимировна

 Познавательное занятие для старшей группы. Тема: Воздух. Целью которого является, уточнение и расширение знаний о воздухе, занятие поможет детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozduh.docx17.71 КБ

Предварительный просмотр:

    Цель: Уточнить и расширить знания детей о воздухе, познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения, продолжать знакомить с органами дыхания. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. Расширять и активизировать словарь. Формировать осознанное отношение к своему здоровью.

    Материал: Визитка "Ученый-исследователь", камешек, стакан с водой, полиэтиленовый пакет, резиновая груша, кусочек мела, соломинка, зеркало; банка с водой, воронка, стакан, кусок резины, резиновая игрушка, весы, панно с деревом.

    Ход занятия:

        Воспитатель: Отгадайте загадку:

                Такой большой, что занимаю мир,

                Такой маленький, что в любую щель пролезаю.

                                                                                            (воздух)

        Правильно, а почему вы так решили?

    Дети: Воздух везде; вокруг нас, на небе, на всей земле.

    Воспитатель: Предлагаю вам стать учеными и заняться исследованием воздуха. Вы знаете, кто такие ученые-исследователи?

    Дети: Люди, которые занимаются исследованиями.

    Воспитатель: Нам предстоит трудная задача: узнать, что такое воздух, как его можно обнаружить, какими свойствами он обладает. (Прикрепляет на грудь детям визитки).

    Вы готовы? Уважаемые коллеги! Пройдите в лабораторию и приступим к нашим исследованиям.

1 Опыт:

    Воспитатель: Возьмем в руки камешек, сожмем его в руке. Какой он на ощупь? (твердый, жесткий, крепкий). Камень - это твердое тело. Какие твердые тела вы можете назвать?

    Дети: ……………………

    Воспитатель: А можно ли взять в руку воздух и сжать его? Нет нельзя. Делаем вывод: ВОЗДУХ - НЕ ТВЕРДОЕ ТЕЛО.

2 Опыт:

    Воспитатель: Возьмем стакан с водой. Посмотрите, понюхайте, попробуйте, какая она?

    Дети: Прозрачная, бесцветная, без запаха, без вкуса.

    Воспитатель: Что умеет делать вода? Вода течет, бежит, струится, журчит. Что же такое вода? Вода - это жидкость. Назовите другие жидкости.

    Дети: Сок, кефир, молоко, кисель и т.д.

    Воспитатель: Делаем вывод: ВОЗДУХ - НЕ ЖИДКОЕ ТЕЛО.

    Воспитатель: Мы знаем, что воздух нельзя сжать в руке. Значит он - не твердое тело. Воздух не течет, его нельзя пить. Значит он - не жидкость.

Можно сделать вывод: Воздух не твердое тело и не жидкость. Воздух - это газ. Он невидимый, бесцветный, прозрачный, безвкусный, не имеет запаха. Вот это наше открытие. Продолжим исследования.

    Воспитатель: Воздух невидим. Как же нам его обнаружить?

Опыт:

    Воспитатель: Возьмем полиэтиленовый пакет и начнем скручивать его с открытого края. Пакет становится выпуклым. Почему? (ответы детей)

    Дети: Делаем вывод: Он наполнен воздухом, но мы его не видим.

Опыт:

    Воспитатель: А теперь помашем ладонью около лица, подуем на ладонь. Что мы чувствуем?

    Дети: Ветер, воздух движется.

    Воспитатель: Делаем вывод: ДВИЖЕНИЕ ВОЗДУХА МЫ МОЖЕМ ОЩУЩАТЬ.

            Физкультминутка

        (дети имитируют движения).

            Ветер тихо клен качает.

            Вправо влево наклоняет.

            Раз - наклон

            И два - наклон,

            Зашумел листвою клен.

                        (предлагаю сесть)

    Воспитатель: Воздух есть везде. Проверим это.

Опыт:

    Воспитатель: Возьмем резиновую грушу, сожмем ее в руке. Что вы услышали?

    Дети: Свист, воздух с шумом выходит из груши.

    Воспитатель: А теперь закроем отверстие резиновой груши и попытаемся сжать ее. Она не сжимается? Что же этому мешает?

    Дети: Палец, закрывающий отверстие и воздух, находящийся внутри груши.

    Воспитатель: Делаем вывод: ВОЗДУХ, НАХОДЯЩИЙСЯ В ГРУШЕ, МЕШАЕТ ЕЕ СЖАТЬ.

Опыт:

    Воспитатель: А теперь бросим в стакан с водой кусочек мела. Что происходит?

    Дети: Из мела выходят пузырьки воздуха.

    Воспитатель: Мы провели ряд опытов, выясняя, где есть воздух. К какому выводу мы пришли? ВОЗДУХ ЕСТЬ ВЕЗДЕ: В ПАКЕТЕ, В ГРУШЕ, В МЕЛЕ.

    А теперь, уважаемые коллеги, предлагаю вам продолжить исследования и выяснить, какими свойствами обладает воздух.

    Воспитатель: Занимает ли воздух место?

Опыт:

    Воспитатель: Опустим перевернутый стакан в банку с водой. Что вы наблюдаете?

    Дети: Вода в стакан не вливается.

    Воспитатель: Теперь осторожно наклоним стакан. Что произошло и почему?

    Дети: Вода влилась в стакан, воздух из него вышел в виде пузырей.

Опыт:

    Воспитатель: А теперь закроем трубочку пальцем и опустим ее в воду. Что произошло?

    Дети: Вода не поступает в трубочку.

    Воспитатель: Открою отверстие трубочки. Почему вода вошла в трубочку? Воздух вышел из трубочки, и туда влилась вода. Делаем вывод: ВОЗДУХ ЗАНИМАЕТ МЕСТО.

    Воспитатель: А теперь узнаем, имеет ли воздух вес?

Опыт:

    Воспитатель: Возьмем два воздушных шара. Внутри одного находится воздух, а другой сдутый, без воздуха. Их кладем на весы. Что наблюдаем: чаша весов с надутым шаром перевесила. Почему? Делаем вывод: ЧАША ВЕСОВ ПЕРЕВЕСИЛА, ПОТОМУ ЧТО ШАРИК НАПОЛНЕН ВОЗДУХОМ. ЗНАЧИТ, ВОЗДУХ ИМЕЕТ ВЕС.

Опыт:

    Воспитатель: А сейчас возьмем кусочек резины и бросим его в воду. Он утонул. Опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет. Почему? Ведь игрушка тяжелее, чем кусочек резины? Что у нее внутри?

    Дети: Воздух.

    Воспитатель: Делаем вывод: ВОЗДУХ ИМЕЕТ ВЕС, НО ОН ЛЕГЧЕ, ЧЕМ ВОДА. Мы провели исследования. Что мы узнали о свойствах воздуха?

    Дети: Воздух занимает место и имеет вес.

    Воспитатель: Правильный вывод, коллеги. А для чего нам необходим воздух?

    Дети: Для дыхания.

    Воспитатель: Уважаемые коллеги! Мы провели опыты, узнали, как и где можно обнаружить воздух, какими свойствами он обладает. Знаем главное назначение воздуха. Теперь предлагаю убедиться в том, что мы дышим воздухом.

Опыт:

    Воспитатель: Возьмем стакан с водой и соломинку. Опустим соломинку в воду и тихонько подуем в нее. Что вы наблюдаете?

    Дети: Пузырьки воздуха.

    Воспитатель: Да, и это доказывает, что мы выдыхаем воздух.

Опыт:

    Воспитатель: Подышим на зеркало. Оно запотело. Почему?

    Дети: предположения детей.

    Воспитатель: Поверхность зеркала стала влажной, так как вместе с воздухом мы выдыхаем мельчайшие капельки воды.

    Воспитатель: А теперь подойдите к плакату и расскажите, как дышит человек, и как воздух проникает в организм.

    Дети: Через нос и рот воздух вдыхается и попадает в легкие. А там через трубочки-сосуды, по которым течет кровь, отдает необходимые для жизни человека вещества, а забирает вредные, ненужные, и выдыхает, выталкивая их наружу.

    Воспитатель: Правильно. А теперь положите руки на грудную клетку. При дыхании она поднимается (расширяется) и опускается (сжимается). Что происходит с легкими при дыхании?

    Дети: При вдохе легкие расширяются, а при выдохе сжимаются.

    Воспитатель: А теперь попробуйте не дышать. Долго смогли вы продержаться без дыхания? Нет. Делаем вывод: БЕЗ ДЫХАНИЯ ЖИЗНИ НЕТ.

    Воспитатель: Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит. Что же приводит к загрязнению воздуха?

    Ответы детей: Дым из трубы, дым из машин.

    Воспитатель: (экологическая игра) А теперь я предлагаю вам поиграть в игру. Рассмотрим панно. А как вы думаете, какие картинки здесь лишние, почему?

    Воспитатель: Мы должны заботиться о своем здоровье. Что мы можем сделать, чтобы воздух был чистым?

    Дети: Сажать больше цветов, деревьев.

    Воспитатель: Давайте посадим зернышко в землю и через некоторое время у нас вырастет прекрасное растение. Сейчас наступила весна и если вы с родителями посадите хотя бы по одному дереву, то воздух в нашей республике станет намного чище.

    Воспитатель: У вас хорошее настроение? Передайте его своим друзьям: дотроньтесь друг до друга кулачками, ладошками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для средней группы на тему: "Воздух – невидимка"

ЦЕЛЬ УРОКА: Знакомство с понятием “ВОЗДУХ”. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; ЗАДАЧИ: ·        Показать способы обнаружения во...

Конспект ООД по реализации задач образовательной области "Познавательное развитие" в старшей группе на тему: "Воздух и его свойства"

Буричева Людмила Александровна,воспитательМБДОУ детского сада №41комбинированного видаг.о.г. Шахунья,Нижегородской области. Задачи: Образовательные: Способствовать дальнейшему познанию ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему «Воздух»

Участвуя в процессе исследования, дети испытывали радость, удивление и даже восторг. Действуя самостоятельно или при направленной педагогом деятельности, дошкольники учились ставить цель, решать пробл...

Конспект занятия в старшей группе по теме: Воздух и его свойства.

Создать условия для развития интереса детей к опытно-экспериментальной деятельности....

НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Воздух"

Цель: Формировать у детей представления детей о воздухе и его свойствах. Задачи: Образовательные: Учить детей устанавливать причинно-следственные связи воздуха в природе; познакомить детей с...

Конспект по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Воздух и его свойства».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                           детский сад комбинированного вида  № ...