Проект в дошкольной группе "Осень разноцветная"
проект по окружающему миру по теме

Игнатьева Марина Федоровна

Познание ребенком окружающего мира обязательно включает  и познание природы.

Сухомлинский В.А. писал:  "Мир, окружающий ребенка - это, прежде всего, мир природы с безгарничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник, детского разума. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, нажлаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_osen.docx72.17 КБ

Предварительный просмотр:

Проект "Осень разноцветная"

       Актуальность разработки и реализации педагогического проекта.

        Познание ребёнком окружающего мира обязательно включает и познание природы. Сухомлинский В. А. писал: "Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться". Учитывая, что представления детей об объектах природы и временах года в целом ещё недостаточно устойчивы, а практические, трудовые умения только начинают формироваться, необходимо систематически и целенаправленно знакомить дошкольников с природой. Повышению системности в работе способствовала организация проектной деятельности "Осень разноцветная". Она даёт возможность целенаправленно и эффективно выстраивать педагогическую работу, так как проходит через все виды детской деятельности: познавательную, наблюдения, труд, игры, речевое развитие детей, продуктивную деятельность, задания творческого характера.

        Информационная карта проекта.

1. Полное название проекта: "Осень разноцветная".

2. Автор проекта: Игнатьева  Марина Федоровна.

3. Вид, тип проекта: групповой, среднесрочный, исследовательско-творческий.

4. Цель, направление деятельности проекта: Исследовательская деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени, а также творческое выражение своих впечатлений в создании декоративных композиций.

5. Краткое содержание проекта:

Накопление информационной базы по изучаемой проблеме в ходе практической деятельности на прогулке.

Систематизация этапов взаимодействия живой и неживой природы в процессе наблюдений и экспериментирования.

Анализ поведения человека в природе осенью.

Отражение знаний, полученных опытным путём, в различных видах деятельности (игровой,продуктивной, коммуникативной, позновательно - исследовательской.

Организация непосредственно образовательной деятельности  и режимных моментов, направленных на воспитание экологического сознания.

Обогащение стимулирующим и активизирующим дидактическим материалом.

6. Сроки проведения: сентябрь  - ноябрь   2016г.

7. Участники  проекта: дети разновозрастной группы.

8. Возраст детей: от 3 до 7 лет.

9. Форма проведения: дневная (в рамках организации педагогического процесса на занятиях и в повседневной жизни с учётом принципов частичной интеграции).

10. Ожидаемые результаты (продукт проекта):

осуществление в группе образовательного процесса по обозначенной проблеме;

развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;

развитие логического мышления через осознание причинно-следственных механизмов;

совершенствование экологической среды группы;

вовлечение родителей в педагогический процесс группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом;

конкурс на выразительное чтение стихов об осени;

«Сказки золотой осени» (литературный досуг). (Сценарий праздника в Приложении 11).

     Этап разработки творческого проекта: для развития экологического сознания - понимание связей и отношений, существующих в природе и роли человека в них, была разработана системная "паутинка": что происходит осенью в живой и неживой природе.

План - схема осуществления проекта "Осень разноцветная"

Образовательные области программы

             Виды детской деятельности.

Познание

Беседы об осени. 

Описание природы в сентябре – октябре – ноябре. (Приложение 1)

Д\и «Мамы и детеныши», «Когда это бывает»,

«Чей домик?», «Вершки – корешки».

Задания на сравнения. (Приложение 2)

Цикл наблюдений «Изучаем жизнь природы осенью». (Приложение 3)

Упражнения ФЭМП «Пересчитай листья», «Сколько фруктов и овощей?»,

«Который по счету мухомор?»

П/и «Тучи дождевые.

Коммуникация

Творческое рассказывание детей по теме «Мы гуляли на участке».

Рассматривание сюжетных картин.

Составление описательных рассказов с помощью схем: «Овощи – фрукты».

«Времена года»,  «С какого дерева лист».

Игры «Найди ошибку», «Подбери слово»,

«Назови ласково», «Назови правильно».

Беседа по вопросам о времени года – осень.

Пальчиковые гимнастики    (Приложение 4)

Чтение художественной литературы

Пословицы, загадки, поговорки, потешки,

скороговорки – говорушки.                   (Приложение 5)

Чтение и заучивание стихотворений об осени. 

Чтение стихотворений о ранней осени.

Заучивание стихотворения

Ивана Алексеевича Белоусова «Осень». (Приложение 6)

Чтение сказки «Осень на пороге» Н.Сладкова,

«Как птицы и звери  к зиме готовятся» Г.Снегирев.

Художественное творчество

Рисование «На яблоне поспели яблоки». (Приложение 7)

Рисование «Фрукты в вазе».

Рисование «Золотая осень»

Лепка «Большие и маленькие морковки» (Приложение 8)

Лепка «Ежик».

Аппликация  «Ягоды».                          (Приложение 9)

Аппликация «На лесной полянке выросли грибы»

Выставка поделок

из природного материала «Волшебный сундучок осени».                                              

Социализация

Сюжетно – ролевая игра «Овощной магазин».

Игра – драмматизация по сказке «Репка». 

Игра «Что нам осень принесла».

Д\и «Чудесный мешочек», «Что растет на грядке?»,

«Овощи и фрукты».

П\и «Найдите дерево», «Лети, листок, ко мне в кузовок».

Труд

«Дары осени» - сбор природного материала на прогулке.

Музыка

Слушание: И.П.Чайковского «Времена года»

Разучивание песни «Осень в лесу».    (Приложение 10)

Развлечение – танец «Зайчик замерз».

       

       Практический этап - реализация комплексного проекта "Осень разноцветная" с участниками проекта. В работе с детьми использовались разнообразные методы обучения: экологические сказки, наблюдения и экскурсии, познавательное чтение, конкурсы, продуктивная деятельность, рассматривание картин, занятия-беседы познавательно характера, экологические игры - путешествия, эксперименты, экологические задачи.

В уголке природы были помещены дары осени - овощи и фрукты, ягоды. Дети учились различать их по внешнему виду, вкусу, правильно называть.

Были организованы с детьми наблюдения неживой природы: деятельность солнца (количества тепла и света), характер осадков, ветер, длительность дня. В результате этой работы у детей складывались представление о погоде: ясной и пасмурной, её характерных особенностях. Учили детей отыскивать причины некоторых явлений природы, устанавливать связи между ними, если они наглядно представлены: прошёл дождь - появились лужи; холодно - лужи долго не высыхают; солнце нет - пасмурно, темно; дует ветер - по небу быстро двигаются облака; ночью заморозок - на лужах появился тонкий лёд; солнце днём очень низко над горизонтом. Наблюдения за явлениями неживой природы связывали с наблюдениями за жизнедеятельностью растений и животных. На конкретных примерах показывали детям, что неживая природа - среда, в которой существуют растения и животные. На прогулках обращали внимание не только на особенности внешнего вида растений, но и на способ существования всех растений - прикреплённость к земле. Уточняли представления детей о подземной части растений - корне. Наблюдая с детьми расцвечивание листьев, а затем листопад, обращали внимание детей на условия, в которых происходят эти явления: солнце светит и греет меньше; земля становится влажной, холодной, затем замерзает; дуют холодные ветры.

Углубляя знания о причинах, вызывающих изменения во внешнем виде и поведении животных, сообщали детям, что животные во все времена года нуждаются в тепле, пище. Однако осенью становится холоднее, пища (насекомые, растения) исчезает и животные, чтобы выжить, изменяют свой облик и поведение.

Организовывали разнообразные дидактические игры и упражнения с природными материалами - "Раз, два, три к кустику беги!", "Чей лист?", "Детки на ветке", "Найди такой же".

С целью обогащения педагогического опыта родителей и привлечения их к совместному творчеству  с детьми проведена выставка из природного материала «Волшебный сундучок осени». Это позволило объединить образовательное учреждение и семью, приобщить родителей к воспитательно-образовательному процессу, создать единую среду развития ребёнка, обеспечило психологический климат между детьми, родителями, педагогами, лучше узнать собственных детей.

      

       Аналитический этап: анализ эффективности работы по проекту,  обобщение опыта.

Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление проникнуть за пределы увиденного, узнать неведомое. Поспособствовало накапливанию у детей конкрето-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их сознания, обогащения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе. Дети ближе познакомились с растительным и животным миром, особенностями наступления осени. Работа по проекту помогла развить у них художественный вкус, эстетическую восприимчивость. Все свои наблюдения в природе, новые знания и впечатления ребята передавали в рисунках и поделках. Сделанная нами подборка игр на развитие двигательных способностей, игр - инсценировок дали возможность развивать чёткую выразительную речь, мимику, движения. У детей значительно улучшилось развитие мелкой моторики рук, они получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.

Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, могут самостоятельно решать проблемные задачи, проявляют чувство ответственности за природу, себя и других. Реализуя проект, мы ставили перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы думаем, что нам это удалось.

Приложение 1

Беседы.  Знакомство с приметами осени.

Сентябрь

Чтение стихотворения 

Сентябрь, октябрь, ноябрь

С дождем и листопадом,

И птицы улетают,

И детям в школу надо

Знакомство с приметами  ранней осени.

Воспитатель: Какое время года сейчас? А месяц? (Сентябрь). Сентябрь – это первый осенний месяц. Сейчас ранняя осень. На улице жарко? Солнце светит? Ветер дует? Какого цвета листья на деревьях? Трава высохла или еще зеленая? А цветы цветут? Как одеты люди?

Ранней осенью немного холодает, но еще тепло. Солнце ярко светит. Дожди идут редко. Листья начинают менять  окраску. В садах и парках еще цветут цветы. На полях и в садах убирают урожай овощей и фруктов. В лесу собирают грибы. Перелетные птицы собираются в стаи и готовятся к отлету на юг.

Октябрь

Чтение  стихотворения А. Плещеева «Осень».

Что ты рано в гости,

Осень, к нам пришла?

Еще просит сердце

Света и тепла.

Признаки «Золотой осени».

Дети рассматривают репродукцию Иссака Левитана «Золотая осень», картинки с изображением осенней поры и отвечают на вопросы: - Какое время года изображено на картинке? Какой осенний месяц? Почему вы так думаете?

Погода теплая или холодная? Почему вы так думаете? Какая одежда на людях? Где находятся люди? Что они делают? Какого цвета листья в октябре? В октябре часто идут дожди? Какое небо? Как светит солнце? Много ли фруктов и овощей в октябре? Почему много листьев на земле!

Как называется явление природы, когда падают листья? Что делают птицы в октябре?

Ноябрь

Чтение стихотворения

Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик льется,

Лужи у крыльца.

Описание поздней осени

Воспитатель. Поздней осенью становится холодно. Солнце светит редко и греет. Небо серое, хмурое. Часто идут холодные моросящие дожди. На одном часу и дождь и снег. Разбойный ветер кусты за вихри дерет. Деревья сбрасывают последние листья. Трава засохла, цветы завяли. Последние птицы улетают на юг. Животные готовятся к зиме. Люди надели теплую одежду.

Приложение 2

Д/И на  сравнение.

Задание:

а)        Закончите предложения:

Задачи: учить составлять сложные предложения с союзом «а».

В октябре было тепло, а сейчас - ... (холодно).

В октябре листья начинают падать, а сейчас - ,.. (опали).

В октябре птицы начали улетать, а сейчас - .,. (все улетели).

В октябре солнце немного грело, а сейчас - ... (не греет).

В октябре дожди шли редко, а сейчас - ... (часто).

В сентябре снега нет, а в октябре выпадает ... (первый снег).

б)       Сравните осень с летом. Скажите наоборот:

Задачи: учить подбирать антонимы к словам, научить детей правильно строить предложения.

Летом солнце яркое, а осенью...

Летом небо светлое, а...

Летом день длинный, а...

Летом деревья зеленые, а...

Летом люди одеваются легко, а...

Летом колхозники растят урожай, а...

в)         Найдите ошибки:

Задачи: учить понимать смысл предложения и указать неточности.

В ноябре дети носят легкую одежду.

В ноябре набухают почки, распускаются листья.

В ноябре солнце сильно греет.

В ноябре бывают заморозки и снег.

В ноябре птицы прилетают из теплых краев.

Приложение 3

Цикл наблюдений, эксперименты…

«Ветер подул»
Цель:
• Уточнение представлений детей об осени по существенным признакам осени: холодный ветер.
• Формирование интереса детей к самостоятельному наблюдению за явлениями неживой природы.
• Активизация словаря детей: ветер.
Оборудование: 2 карточки из календаря природы, ветер, нет ветра; прямостоящее дерево, дерево качается, ветви наклонены. 

Ход наблюдения:
- Сравните две картинки:  Чем они отличаются? 
-Почему ветви у дерева наклонены?
- Как определить наличие ветра? (Дети наблюдают за движением султанчиков, вертушки). 
Ветер дует-развевает флажок, шуршит султанчиками, крутит вертушку. 
-А высоко на небе ветер дует? (дети наблюдают за быстрым движением туч)
- Что заставляет тучи мчаться? 
- Какая погода? Ветрено? 
- Покажите карточку из календаря.

Ветер подул,
Хлопнул ветер дверью сильный
Ветер громкий, ветер сильный,
Он с деревьев листья рвет,
Пыль несет он в огород.
Деревце в окно стучится
Может всякое случиться.                 С. Егоров

-Осенний ветер похож на летний: добрый, ласковый, теплый?
Какой осенний ветер?

Ветрено, ветрено
Вся земля проветрена!                    И.Токмакова

Наступила осень – листья пожелтели»
Цель:
• Формирование представлений детей о сезонных изменениях в природе: изменение цвета листьев, так как наступила осень.
• Развитие внимания.
• Активизация словаря: листья желтые, красные, зеленые.
Оборудование: отрывок из рассказа "Последний лист" П.Молчанова. 
листья  разных деревьев и кустарников.

Ход наблюдения:
Дети наблюдают за кленом.
- Давайте полюбуемся нашим деревом. Оно живое, растет, дышит, питается.
Воспитатель пересказывает детям отрывок из рассказа "Последний лист" П.Молчанова. 
… И вдруг клен почувствовал, что ему стало прохладно. Он поежился. Зашумел листвой. А вечером ему стало холоднее. Со всех сторон волнами накатывался ветер. Деревце никак не могло уснуть. А на утро, едва забрезжил рассвет, оно почувствовало, что горит.
Пробежал мимо ежик. Остановился, удивился:
- Чудно! И кто это перекрасил деревце в желтый цвет?...
Пролетела мимо сорока, затараторила;
- Откуда здесь такое яркое деревце?
И верно ведь! Все листья за одну ночь стали ярко желтыми. Шелестят на ветру, перешептываются.
И тут молоденький клен понял:
Это наступила осень.
Полюбуйтесь осенними желтыми листьями. Они мелькают среди зеленой листвы.
Отгадайте загадку:
Висят на ветке золотые монетки.
(осенние листья)

В сентябре наступают холода. Люди одеваются в теплую одежду, у животных вырастает теплый подшерсток, а на деревьях и кустах от холода лист желтеет.
Давайте рассмотрим березку; рябину, тополь (Дети сравнивают цвет листьев разных деревьев и кустарников).

«От воды туман»
Цель: 
• Знакомство детей с осенним явлением: туман.
• Формирование интереса детей к самостоятельному наблюдению.
• Активизация словаря детей: осень, холодно, туман.
Оборудование: игрушка – ворон, таз с горячей, теплой водой.

Ход наблюдения:
Воспитатель предлагает детям полюбоваться туманом: 
- Это туман.
- Какой он?
- Потрогайте туман рукой, помашите руками перед собой, его не развеять, руками не поймать. Посмотрите на дома, на деревья. Расскажите, что вы видите, а что не видите.

Потемнели ветви,
Из воды туман
Гонит тучи ветер
Из холодных стран.
В. Степанов

- На ветвях березы сидит мудрая птица – ворон. Пойдемте к нему, и он расскажет нам про туман.
Дети идут к березе. Птица просит детей рассказать о погоде: тепло или холодно, есть ли ветер, какое сейчас время года.
Рассказ ворона о тумане:
Осень. Солнце светит мало, холодно. Ночью заморозило траву, листву. Холоден воздух. А в реке, ручейках, болотах, оврагах вода, она теплее, чем воздух. Поднимается от воды пар – это туман. Он тяжелый, стелется по земле, ползет. Туман белый, густой. Наступило утро, глянь, все бело.
- Ребята, по туману можно узнать какой будет день – пасмурный или ясный.
Если туман утром поднимется к небу – будет пасмурно.
Если туман прижмется к земле – жди солнца.
Ворон: Сегодня будет ясно.
(Дети наблюдают за растворением тумана).

Осень в белые туманы
Сад хоронит по утрам.
Ни дорожек, ни поляны – 
Ничего не видно нам.
Понапрасну, где-то с крыши
Кукарекает петух:
Осень будто и не слышит
И туман как-будто глух!
Понапрасну лает в будке
Рассердившийся Буян
И не дует осень в дудки,
И туман, как есть туман!
Но лишь солнце острым, светлым
Первым выстрелит лучом –
Осень к речке, старым ветлам
Подбирается бочком.
И туман снимает белый –
Полотно за полотном:
Сад умытый, свежий, целый
Вновь мы видим за окном!
Е. Городецкий

Эксперимент:

 Ворон рассказал нам, что туман поднимается от воды в холодный день. Давайте сами сделаем туман.

(Выставляется таз с горячей водой. Дети наблюдают, как от воды поднимается пар).
- Что мы получили? Туман! Он клубится, поднимается над водой и расползается, стелется по сторонам.

«Дождь и снег»
Цель:
• Формирование представлений детей об осени по существенным признакам сезона: основные осенние явления (в октябре снег и дождь, хмурое небо).
• Воспитание интереса детей к самостоятельному наблюдению за явлениями неживой природы.
• Активизация словаря детей: снег, дождь, осень, пасмурно.
• Обогащение словаря: октябрь.
Оборудование: модель конструктор (кружочки маленьких размеров из картона холодных тонов, часть кружков с прорисовкой снежинок).

Ход наблюдения:
- Что у нас над головой?
- Какое сегодня небо: ясное или пасмурное?
- Видно ли на небе солнце?
- Дует ли ветер?
- Холодная или теплая погода?
- Почему вы одеты тепло, рукавицы на руках?
- Расскажите про пасмурную осеннюю погоду. (Дети слушают рассказ 1-2 детей).
Осенью небо низкое, темное, синее, фиолетовое, серое. Тучи большие, медленно плывут по небу.
- На что похожи тучи?
Я смотрю на небо и представляю грозное, холодное, бушующее море, по нему плывет пароход, из трубы валит серый дым клубами.
-У-у-у – воет ветер, гудит пароход.
- А вы, что представляете?
- Что несут тучи?
- Какой дождь осенью: крупный или мелкий, моросящий?
- Дождь теплый или холодный?
Сегодня холодный, моросящий, колючий дождь.
Дети наблюдают за дождем со снегом, выкладывают модель дождя со снегом: сначала вверху стола выкладывается туча из маленьких кружков. На сигнал «дождь», дети передвигают отдельные капельки – кружки вниз; на слова «снег» - передвигают кружочки со снежинкой; на слова «дождь и снег» - выбирают 2 вида карточек.
Дождик 
Дождик, дождик моросит осенний.        (Кружочки – капельки)
Сеет дождик через сито дым серый.

Дождь художник: он рисует лужи, (Выкладывают лужи из дождинок)
И на трубах он играет не хуже.

Вот и серый снег пошел, лег густо.      (Кружочки – снег, сугробы)
До чего же хорошо и грустно.
Р.Сэф

В народе есть примета – если снег упал днем – он растает.

«Где же солнышко?»
Цель:
• Формирование представлений детей об осенних изменениях в неживой природе (солнце светит не ярко, тусклое, мало греет, холодное).
• Развитие внимания, речи.
• Активизация словаря детей: солнце, холодно.
Оборудование: игрушка – заяц.

Ход наблюдения:
К детям в гости приходит заяц, он давно не гулял с ними, поэтому просит рассказать, что изменилось.
Воспитатель: Я буду рассказывать, а вы, ребята, покажите зайчонку осенние изменения.
Осенью 
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет
Дождик моросит.
А. Плещеев

- Какая погода осенью: холодная или теплая?
- Когда бывает тепло?
- Посмотрите на небо? Есть ли солнце?
- Протяните ладони: тепло ли вам?
Солнце не блестит, не яркое.
Давайте посмотрим на тень от березы – она бледная, серая, нечеткие линии, размытые очертания. Это от того, что солнце далекое, не яркое, мало светит.
- Узнаем, теплое ли солнце?
На участок выносят резиновые мячи, мокрые от воды. Если солнце греет, то оно высушит лучами мячи. (Дети через определенный промежуток времени отмечают, что солнце не нагрело поверхность мячей, они мокрые).
Оглянитесь вокруг, на дорожках лужи, земля мокрая, много грязи. Это осеннее солнце не греет, не сушит дорожки и почву.
ОКТЯБРЬ – грязник. 
Почему его так называют?

Приложение 10

Песня «Осень в лесу»

1

Осень, осень, осень

Снова к нам пришла.

Осень, осень, осень –

Чудная пора.

В золотом наряде

Парки и сады.

Осень, осень ждали

С нетерпеньем мы.

Припев:

Парам-пам-пам,

Парам-пам-пам.

2

А в лесу чудесно-

Просто красота!

И тропинка тянется

Прямо вдоль пруда.

Наберем калины –

Ягоды висят,

За пенечком прячутся

Шляпки опят.

Припев:

3

Белка на поляне

Шишечки грызет,

Ежик босоногий

По лесу идет.

На спине у ежика

Яблоки, грибы.

Ежик, правда любишь

Осени дары?

Да, да, люблю!

Да, да, люблю!

Припев:

Приложение 11

Сценарии осенних праздников –

НЕОБЫЧАЙНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ДОШКОЛЯТ

Действующие лица:
Взрослые:
Кикимора бесцветная
Баба Яга
Леший
Осень

Паучок — кукла. 
Дети, собираясь на праздник, строятся в раздевалке своей группы. Когда они готовы покинуть ее, с двери спускается игрушечный паучок. В лапках у него осенний листок.
(Осенняя песенка №73)
Ведущий.
Ребята, посмотрите: по-моему, для нас с вами уже начинаются чудеса. Паучок, разреши нам пройти на праздник. Мы торопимся в гости к осени.

Паучок подпрыгивает на ниточке.

Ведущий.
Что? Ты нас не хочешь пропускать? Странно… А что же ты хочешь? (Паучок снова подпрыгивает). Чтобы мы прочитали, что написано на этом листочке? Хорошо.

Ведущий читает, дети внимательно слушают. Паучок исчезает. "Дорогие ребята, на праздник к вам прийти не могу. Нечистая сила заколдовала меня, помочь мне сможете только вы. Если вы дружные и смелые, находчивые и веселые, отправляйтесь в сказку. А дорогу вам укажут разноцветные листочки. Очень вас жду. Осень".

Ведущий.
Ну что, ребята, пойдем выручать Осень из беды? (Ответ детей). Тогда — в путь!

Выходят из столовой. По стенам детского сада расклеены разноцветные осенние листочки, как стрелки-указатели. Дети ориентируются по ним. Пункт их первой остановки — изостудия, где их встречает Кикимора бесцветная.

(Песня Кикиморы№72)

Кикимора.
Здрасьте вам, пожалуйста! Явились, не запылились, голубчики! Только зачем это вы пожаловали? Это теперь мое царство. Я, Кикимора бесцветная, тут все заколдовала. Ни одна краска здесь больше не оживет. Все станет таким сереньким, бесцветненьким, как и я сама.
Ведущая.
А мы пришли за Осенью. Не ты ли ее от нас спрятала?
Кикимора.
Вот еще! Нужна она мне! Я только краски у нее отняла. Да вы проходите, не стесняйтесь. Я из вас тоже бесцветненьких сделаю.
Ведущий.
Ну, уж нет! Такими серыми и мрачными мы быть не хотим. Правда, ребята?
Кикимора.
Хотите вы этого или нет, а придется вам мне подчиниться. Потому что, пока на мне нет ни одной яркой краски, сила моя безгранична. Так что мне не перечьте, а лучше усаживайтесь поудобнее. А я пойду схожу за ведерком со своей колдовской бесцветностью. Помажу вас, и будете вы у меня такими серенькими да бесцветненькими — залюбуешься! Я щас! (Уходит).
Ведущий.
Ребята, этого нельзя ни в коем случае допустить. Не хватало еще нам с вами превращаться в такую серость. А вы заметили, Кикимора проговорилась: она сказала, что, пока на ней нет ни одной яркой краски, сила ее безгранична. Значит, нужно ее раскрасить разными красками. Тогда ее колдовство исчезнет, и мы сможем вернуть все краски Осени. Но где нам раздобыть эти краски?.. (Задумывается).
Нужно произнести волшебные слова:
Красок много на земле.
Кто же сразу даст их мне?
Краски зорьки, солнца, неба
Подари нам, Королева!
Ведущий.
Ребята, вы будете действовать дружно и быстро. Вот вам всем разноцветные ленточки. Спрячьте их за спину. А когда появится Кикимора бесцветная, начинайте ими дружно махать. Я думаю, ей это не понравится.

Появляется Кикимора, несет ведерко с водой и кисть.
Кикимора.
Вот и бесцветность моя готова. Вот молодцы, ребятишки, уже стоят, меня поджидают.

Дети начинают махать разноцветными ленточками.

Кикимора.
Ой-ой-ой! Это что за безобразие?! Уберите это скорей! У меня глаза слепнут! Ай-ай-ай, не вижу ничего!
Ведущий.
Вот и хорошо, что ничего не видишь. Мы тебя сейчас быстренько в порядок приведем.

Усаживают Кикимору на стул, обвязывают ее цветными лентами, чтобы она не могла пошевелиться.

Ведущий.
А теперь, друзья, нам с вами Кикимору бесцветную нужно раскрасить. И чем ярче, тем лучше, чтобы не делала она все вокруг таким мрачным и серым.
Кикимора.
Что это вы еще придумали? Я не хочу-у-у-у! (Плачет).
Ведущий.
Мы тоже не хотим видеть вокруг твою бесцветность. Мы хотим вернуть Осени все ее краски. Приступайте к работе, ребята!

У Кикиморы на юбке прикреплены белые листья, которые дети раскрашивают  красками. Когда дети закончат свою работу, Ведущий  развязывает ленточки, которыми была обвязана Кикимора.

Ведущий.
Полюбуйся, какая ты стала красивая, нарядная!
Кикимора (передразнивая).
Красивая, нарядная!.. А колдовать, бесцветить как я теперь буду?
Ведущий.
А твое колдовство никому и не нужно. Зато теперь мы сможем спокойно вернуть все краски Осени. 


Ведущий.
А теперь нам снова пора отправляться в путь на поиски Осени.

Дети вновь отправляются в путь по указательным листочкам, которые приводят их в спортзал. Следом за детьми вбегает Баба Яга, захлопывая за собой с грохотом дверь.
(Песня Бабы Яги №70)

Баба Яга.
Прибыли, касатики! Заждалась я вас. (Злобно смеется).
Ведущий.
Баба Яга, да не пугай ты нас!
Баба Яга.
Профессия у меня, милая, такая — пугать да стращать всех! От такой работенки и одичать недолго! Хоть бы развеселил меня кто. Глядишь, добрее бы я стала.
Ведущий.
Если хочешь, мы тебя повеселим. Только сначала и ты помоги нам.
Баба Яга.
Я? Вам? Вот уж сроду я никому не помогала… А вдруг вы меня обманете? Уговор такой: раз уж вы ко мне пожаловали, то выполните сначала мое условие: позабавьте старуху, развеселите Ягусю.
Ведущий.
Ну что, ребята, согласны развеселить Бабу Ягу? (Ответ детей). Только ты, Баба Яга, должна все делать вместе с нами.
Баба Яга.
Это, пожалуйста!
Ведущий.
Мы предлагаем игру-состязание на ловкость.

Игра "Победи троих". На полу лежат 4 веревки длиной 1 метр, связанные за один конец крест накрест. На расстоянии 1 метра от каждого свободного конца лежит игрушка (кегля). Играют 4 ребенка. Каждый берется одной рукой за свободный конец веревки. Звучит сигнал, каждый из играющих, не отпуская веревку, тянется за своей игрушкой. Кто первый ее схватит, тот и победил троих. Обязательное условие: перед началом состязания, когда дети взялись за концы веревки, центр, где связаны веревки, не должен смещаться ни в одну из сторон. За этим следит Ведущий. В одном из состязаний участвует Баба Яга, это ее очень забавляет, веселит.
Баба Яга.
Эх, елочки-сосеночки! Понравилась мне ваша игра. А может, еще попляшете со мной? Я и метелочки приберегла для такого случая.

Танцевальная импровизация с метлами под мелодию "Чардаша". (Баян Микс №68) (Танцует Баба Яга и желающие дети.
Баба Яга.
Ух! Позабавили вы меня на славу!
Ведущий.
Баба Яга, выполнили мы твое условие. Теперь-то можем мы рассчитывать на твою помощь?
Баба Яга.
Можете, пока я добрая.
Ведущий. 
Ищем мы с ребятами Осень, чтобы пригласить к нам на праздник. Не ты ли ее у себя прячешь?
Баба Яга.
Я? Нет! Мне и без нее забот хватает.
Ведущий.
А не подскажешь нам, где ее найти?
Баба Яга.
Не то что подскажу, а скажу точно! Уж больно вы мне понравились, касатики. У Лешего она. Не любит он Осень, поэтому превратил ее в пень и держит этот пенечек у себя в чаще. А больше знать ничего не знаю.
Ведущий.
Ну что, ребята, пойдем к Лешему?

Ответ детей.

Баба Яга.
И его, окаянного, не боитесь? (Ответ детей). Ну, храбрецы! Что ж, ступайте. Заходите, ежели чего. Не забывайте Ягулю.
Ведущий.
Спасибо тебе, Баба Яга, за веселье, за помощь, за приглашение. А теперь нам пора.
Дети продолжают свой путь по листочкам-указателям и попадают в экологическую комнату (зимний сад). Там звучит в записи песня птиц, журчание воды. Никого не видно.

Ведущий.
Ребята, посмотрите, мы оказались с вами в лесу. Как тут красиво! Но мне кажется, здесь все так таинственно, это заставляет насторожиться. Давайте споем нашу "Лесную песенку", может быть, на нее кто-нибудь отзовется.

Из-за пня появляется Леший. (Музыка №76)

Леший.
Кто это тишину моего леса нарушить посмел? Меня, хозяина леса, потревожил?

Дети здороваются.
Ведущий.
Я же говорила вам, ребята, что после нашей песенки здесь обязательно что-нибудь прояснится. А мы к вам, уважаемый Леший.
Леший.
Ко мне? Странно! Ко мне вовек никого не дозовешься, а вы сами пришли! И откуда вы, такие смелые, взялись?
Мальчики.
Мы ребята-дошколята из детского сада. А к вам пришли с большой просьбой.
Леший.
Вот, я так и знал, просто так ко мне никто не придет. Всем от меня чего-то надо. А потом еще обижаются, что Леший злой да угрюмый. Выкладывайте, зачем пришли.
Ведущий.
За Осенью мы пришли. Ее праздник наступил, а ты ее у себя держишь. Неужели тебе не жалко такую красоту прятать?
Леший.
Потому и прячу, что уж больно красивая она. Ее любят, ею восхищаются, все ее в гости к себе приглашают. А я? Кто обо мне вспоминает? Ни повеселить меня никто не приходит, ни загадки мои поразгадывать…
Ведущий.
Ой, Леший, ты загадки любишь загадывать?
Леший.
Еще бы! Я их много знаю.
Ведущий.
А мы с ребятами разгадывать их любим.
Леший.
Тогда вот вам мое условие: я вам загадки буду загадывать, а разгадки вы должны в лесу моем найти да показать мне их. Коли все отгадаете, так и быть, отдам вам Осень, а нет — не обессудьте, у меня Осень останется.
Ведущий.
Ну что, ребята, согласимся на такое условие?

Ответ детей.

ЗАГАДКИ ЛЕШЕГО

Никогда ему не верьте,

Хоть он скажет, что бессмертен,

Состоит он из мощей,

А зовут его… (Кощей).

 

Он сластена, любит мед,

Ходит в гости круглый год

И поет он песни вслух,

Медвежонок … (Винни — Пух)

 

Он веселый мальчуган,

Но совсем не хулиган

Ключик вытащил из тины

Деревянный… (Буратино).

 

На сметане мешен,

На окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок

Покатился… (Колобок).

 

Лечит маленьких детей

Лечит птичек и зверей.

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор … (Айболит)

 

Не нужны были подсказки,

Угадали вы все сказки.

Создали их мудрецы,

А вы все вместе… ( молодцы!).


Леший.
Все загадки мои угадали и отгадки нашли. За это хвалю!
Ведущий.
А Осень нам отдашь, как обещал?
Леший.
Жаль мне с такой красотой расставаться, да отдать придется: я своему слову хозяин.
Ведущий.
Да не грусти ты, Леший, лучше приходи к нам на праздник. И вовсе ты не злой и угрюмый. Ты даже очень нам понравился. Правда, ребята? (Ответ детей).
Леший.
За добрые слова спасибо и за приглашение тоже. Только не покину я свой лес, непорядок будет. Нельзя лесу без хозяина. А вы отправляйтесь, Осень-красавица вас в зале дожидается, расколдовал я ее.
Ведущий.
Спасибо тебе, Леший. До свидания!
(Лесная песенка №74)
Прощаются. Проходят к музыкальному залу. Под лирическую музыку (по выбору музыкального руководителя) входят в зал парами, встают полукругом, лицом к гостям. Детей в зале встречает Осень.

Осень.
Как я рада вам, ребята! За вашу дружбу и находчивость, за доброту и смекалку я подарю вам самый красивый праздник.
Ведущий.
И мы рады, что ты пришла к нам на праздник, милая Осень. Ведь ребята так готовились к встрече с тобой и приготовили стихи.

Дети читают стихи Осени

Наступила осень, 
Пожелтел наш сад. 
Листья на березе 
Золотом горят. 
Не слыхать веселых 
Песен соловья.
Улетели птицы 
В дальние края.


Туча-кошка, хвост трубой, 
Туча с длинной бородой, 
Туча-лошадь, туча-жук... 
А всего их двести штук. 

Бедным тучам очень тесно, 
Нету тучам в небе места. 
Перессорятся все двести, 
А потом заплачут вместе. 
И кричит внизу народ: 
«Разбегайся, дождь идет!» 

За окошком лист осенний пожелтел, 
Оторвался, закружился, полетел. 
Желтый листик подружился с ветерком, 
Все кружатся и играют под окном. 

А когда веселый ветер улетал, 
Желтый листик на асфальте заскучал. 
Я пошла во двор и листик подняла, 
Принесла домой и маме отдала. 
Оставлять его на улице нельзя, 
Пусть живет всю зиму у меня.

Летят, летят дождинки, 
Не выйдешь из ворот. 
По вымокшей тропинке 
Сырой туман ползет.
У погрустневших сосен 
И огненных рябин 
Идет и сеет осень 
Душистые грибы!

Под кустом свернулся ежик, 
Мокрый и колючий. 
И косит над лесом дождик, 
Разгоняя тучи. 

В листья красные одетый, 
Улыбается пенек. 
Простоял сухой все лето, 
А теперь насквозь промок. 

Закружился надо мной 
Дождь из листьев озорной. 
До чего же он хорош! 
Где такой еще найдешь - 
Без конца и без начала? 
Танцевать под ним я стала, 
Мы плясали, как друзья, - 
Дождь из листиков и я.

Как запаслива малышка —

Умная лесная мышка.

Когда холод на дворе,

Будет желудь грызть в норе.

Дождь по улице идет,

Мокрая дорога,

Много капель на стекле,

А тепла немного.

Как осенние грибы,

Зонтики мы носим,

Потому что на дворе

Наступила осень.

Нельзя нам на свете прожить без чудес,

Они нас повсюду встречают.

Волшебный, осенний и сказочный лес

Нас в гости к себе приглашает.

Закружится ветер под песню дождя,

Листочки нам под ноги бросит.

Такая красивая это пора:

Пришла к нам опять Чудо-Осень.


Осень.
Спасибо ребята!

Ведущий.

А ребята для тебя ещё приготовили песню, присядь и послушай.
Песня "Осень в лесу».

Осень.
Спасибо, милые певцы,
Я вас хвалю, вы молодцы!

Осень.
А теперь пора плясать,
Себя в танце показать.

Дети исполняют любой задорный танец по выбору музыкального руководителя. (песенка про зайчика).

Осень.
И танцевать вы мастера!
А теперь для вас подарки.

Осень.
Спасибо вам, мои друзья,
Буду прощаться с вами я.

Ведущий.
Дорогая Осень, каждый год ты приносишь нам свои замечательные дары. Из всех времен года твое угощение самое вкусное. Но сегодня ты у нас в гостях, а значит, угощать сегодня тебя будем мы. И чай уже готов.

Приложение  5

Потешка «За грибами»

Задачи: развивать восприятие фольклора, развивать и активизировать словарь, развивать умение слушать взрослого.

- Ножки, ножки, где вы были?

- За грибами в лес ходили.

- А вы, ручки, не скучали?

- Мы грибочки собирали.

- А вы, глазки, помогали?

- Мы искали да смотрели,

Все пенечки оглядели.

Вот Ванюшка с грибком,

С подосиновиком!

Скороговорка – говорушка

Задачи: развивать речь детей, расширять словарный запас, тренировать в четком и правильном произношении звуков и слов.

Полина с Емелей

Под липой сидели и ели:

Полина – малину,

Емеля – калину.

Приложение  4

Пальчиковая гимнастика «Осень»

Задачи: формировать умение координировать речь и движение, развивать мелкую моторику пальцев рук.

Ветер северный подул

(Подуть на пальцы)

Все листочки с липы сдул

(С-сс)

Полетели, закружились

(Ладони зигзагами плавно опускаем на стол)

И на землю опустились.

Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап (2 раза)

(Постучать пальцами по столу)

Град по ним заколотил, листья все насквозь пробил

(Постучать кулачками по столу)

Листья все насквозь пробил, снег потом припорошил

(Плавные движения вперед – назад кистями)

Одеялом он накрыл

(Ладони крепко к столу)

Пальчиковая гимнастика «Капуста»

Что за скрип? Что за хруст?

(Сжимают и разжимают пальцы)

Это что ещё за куст?

(Соединить основания ладоней, пальцы – «бутоном»)

Как же быть без хруста?

Если я капуста!

(Покрутить и сделать из пальцев шар)

Мы капусту рубим.

(Резкие движения ребром ладони)

Мы морковь трем.

(Кулаки тереть друг о друга)

Мы капусту солим.

(Движение имитирующее посыпание)

Мы капусту жмем.

Сжимать кулаки).

Приложение  6

Стихотворение И.Белоусова «Осень»

 (в сокращении).

Задача: помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение.

         

       Садик мой веселый,

       Где ж твои цветы?

       Под дождем осенним

       Изменился ты!

       Ветер злой, холодный

       Листья оборвал,

       По дорожкам грязным

       Все их разбросал.

       Как тебя утешить,

       Что тебе сказать?

       Жди – весна вернется,

       Зацветешь опять!

Приложение  7

Занятие по рисованию на тему:

«На яблоне поспели яблоки»

Задачи: Продолжать учить детей рисовать дерево, передавая его характерные особенности: ствол, расходящиеся от него длинные и короткие ветви. Учить детей передавать в рисунке образ фруктового дерева. Закреплять приемы рисования карандашами. Учить быстрому приему рисования листвы. Подводить детей к эмоциональной эстетической оценке своих работ.

Материал: альбомные листы, простые карандаши, кисти, гуашь, палитры, баночки с водой, тряпочки.

Ход занятия:

 Предложить детям вспомнить сказки, где встречается упоминание о наливных яблочках («Гуси – лебеди», «Сказка о спящей красавице и семи богатырях»).

Физминутка «Яблоко»

Вот так яблоко! Оно -          (Встали. Руки в стороны.)

Соку сладкого полно.          (Руки на пояс.)

Руку протяните,                   (Протянули руки вперед.)

Яблоко сорвите.                   (Руки вверх.)

Ветер ветку стал качать,     (Качают вверху руками.)

Трудно яблоко достать.       (Подтянулись.)

Подпрыгну, руку протяну  (Подпрыгнули.)

И быстро яблоко сорву!      (Хлопок в ладоши над головой.)

Вот так яблоко! Оно -          (Встали. Руки в стороны.)

Соку сладкого полно.          (Руки на пояс.)

Ребята, а кто любит яблочки? Давайте для ежика нарисуем яблочки на яблоньке. Нужно нарисовать ствол с расходящимися от него ветками, на дереве нарисовать пятнами листья и круглые яблоки.

Занятие по рисованию на тему:

«Фрукты в вазе»

Задачи: Учить детей рисовать фрукты с натуры, закреплять знание обобщенного понятия «фрукты». Детей познакомить с круглой и овальной формой, учить передавать ее в рисунке.

Демонстрационный материал: репродукция натюрморта, ткань, муляжи 2-3 фруктов в низкой однотонной вазе.

Материал: альбомные листы, цветные  карандаши.

Ход занятия:

Дидактическая игра «Четвертый лишний».

Выложить перед детьми картинки: малина, мандарин, виноград, киви (лишняя малина, потому что это ягода, а все остальное – фрукты).

Выложить перед детьми муляжи: яблоко, груша, огурец, апельсин (лишний огурец, потому что это овощ, а все остальные – фрукты).

Пальчиковая гимнастика «Фрукты»

Как у нашей Зины

Фрукты в корзине:            (Ладошки «корзинкой»)

Яблоки и груши,

Чтоб ребята кушали,

Персики и сливы –

До чего красивы!

Посмотрите на ранет!         (Сгибают пальчики, начиная с мизинца)

Вкуснее наших фруктов нет!        (Гладят живот)

Вместе с детьми расположить фрукты рядом с тарелкой или на ней, ткань используется в качестве задника, предложить карандашами нарисовать фрукты и вазу, соблюдая размер, форму, положение в пространстве. Раскрасим фрукты (проводим линии снизу вверх слева направо, чтобы не проглядывали белые пятна).

Занятие по рисованию на тему:

«Золотая осень»

Задачи: Учить детей изображать осень. Упражнять в умении рисовать дерево, ствол, тонкие ветки, осеннюю листву. Закреплять технические умения в рисовании красками (опускать кисть всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю каплю о край баночки, хорошо промывать кисть в воде, прежде чем набирать другую краску, промокать ее о мягкую тряпочку или бумажную салфетку и т.д.). Подводить детей к образной передаче явлений. Воспитывать самостоятельность, творчество. Вызывать чувство радости от ярких красивых рисунков.

Материал: альбомные листы, кисти, гуашь, палитры, тряпочки.

Ход занятия:

Чтение стихотворения:

Осень. По утрам морозы.

В рощах желтый листопад.

Листья около березы

Золотым ковром лежат.

В лужах лед прозрачно – синий.

На листочках белый иней.                                  Е.Головин.

Рассматривание иллюстраций к произведению А.С.Пушкина  (сказочные деревья).

Физминутка  «Танец осенних листочков».

Во весь лист рисуется высокий ствол дерева, от него в разные стороны тянутся ветви. На ветвях надо нарисовать листья желтые, красные с помощью примакивания (кисть прижимается к листу боковой стороной ворса). На стволе дерева нарисовать дупло.

Выставка ярких рисунков. Обмен эмоций от увиденных рисунков.

Приложение 8

Занятие по лепке на тему:

«Большие и маленькие морковки»

Задачи: Учить детей лепить предметы удлиненной формы, сужающиеся к одному концу, слегка оттягивая и сужая конец пальцами. Закреплять умение лепить большие и маленькие предметы, аккуратно обращаться с материалом.

Материал: пластилин, стеки, доски для лепки, овощи (морковки маленькая и большая).

Ход занятия:

         Воспитатель предлагает детям отгадать загадку.

«Сидит красна девица в темнице, а коса на улице.»

        После того как дети отгадают, воспитатель открывает морковки прикрытые салфеткой. Чем отличаются морковки? (Одна маленькая, а вторая большая). Какой формы овощ?  (Если посмотреть с боку, то напоминает треугольник с очень острым углом внизу)

Физминутка  «Овощи»:

Как-то вечером на грядке

(Дети идут по кругу, взявшись за руки, в центре на корточках сидит водящий с завязанными глазами.)

Репа, свекла, редька, лук

Поиграть решили в прятки,

Но сначала встали в круг.

Рассчитались четко тут же:

Раз, два, три, четыре, пять.

(Останавливаются, крутят водящего)

Прячься лучше, прячься глубже,

Ну а ты иди искать.

(Разбегаются, приседают, водящий их ищет)

         Дети раскатывают колбаски, которая сверху вниз  вытягивается в тонкую «ниточку – корешок». Дети старших подгрупп вылепляют ботву, пользуясь стекой для передачи характерных особенностей листочков.

         В заключение воспитатель спрашивает: «Захотелось вам полакомиться морковочками?»

Занятие по лепке на тему:

«Ёжик»

Задачи: Закрепить навыки работы с пластилином. Развивать мелкую моторику рук (заполнить весь пластилин черного цвета на спине ежика семенами подсолнечника, вставляя их тупой стороной). Вызвать интерес к обитателям леса, воспитывать заботливое отношение к ним.

Материал: пластилин коричневого и черного цвета, стеки, доски для лепки, семена подсолнечника.

Ход занятия:

      Загадаем детям загадку:

               На спине иголки

               Длинные и колкие,

               А свернётся он в клубок –

               Нет  ни головы, ни ног.  

                                                        (Ёж)

     Затем  воспитатель вместе с детьми обследует игрушечного ежа. Обращает внимание детей на форму туловища ежа, вздернутый заостренный носик, расположение лап  и их длину.

     Беседа с детьми по вопросам: «Что делает ежик осенью? Как он готовится к зиме?»

     Пальчиковая гимнастика «Кто спит зимой?»

Медведь в берлоге крепко спит,

Всю зиму до весны сопит.

Спят зимою бурундук,

Колючий ёжик и барсук.

(Сжимают пальцы в кулачок, начиная с мизинца)

Только заиньке не спится

- Убегает от лисицы.

(Показывают большой палец, вращая им)

Мелькает он среди кустов,

Напетлял  - и был таков!

(Соединяют большой палец правой руки с указательным пальцем левой руки и наоборот)

       У детей воспитатель спрашивает, с чего они начнут лепить ежика, какой формы будет его туловище, как можно оттянуть головку и как пальцами вылепить острый носик. Как можно сделать ушки (скатать 2 маленьких шарика, расплющить их в ладонях и примазать к голове.

      Заполнить весь пластилин черного цвета на спине ежика семенами подсолнечника, вставляя их тупой стороной.

      Чем угостим наших ежиков?

Приложение  9

Занятие по художественному творчеству на тему:

Аппликация «Ягоды»

Задачи: Продолжать знакомить детей с приемами изображения предметов овальной и круглой формы; учить сравнивать эти формы, выделять их отличия. Воспитывать стремление добиваться хорошего результата. Учить детей составлять картинку из сухих  листьев, выполнять аппликацию. Развивать творческие способности, фантазию. Закреплять приемы аккуратного наклеивания.

Материалы: квадратики поролона, маленькие квадраты из бумаги красного цвета, альбомные листы, засушенные листья, клей – карандаш.

Ход занятия:

Ребята, а вы ягодку любите?  А какую ягоду знаете?

Чтобы аппликацию сделать, надо ягодку набрать.

Разучивание ритмической гимнастики:

А в лесу растет черника,

Земляника, голубика.

Чтобы ягоду сорвать,

Надо глубже приседать.

Нагулялся я в лесу,

Корзинку с ягодой несу.

Дети вырезают «ягодки» из бумаги красного цвета круглой и овальной формы, выделить их отличия.

Наклеиваем «ягодки» на кусочки поролона. Затем наклеиваем засушенные листья виктории и «ягодки».

В конце занятия нужно спросить детей, какая аппликация  получилась?

Занятие по художественному творчеству на тему:

Аппликация «На лесной полянке выросли грибы»

Задачи: Развивать образные представления детей. Закреплять умение вырезать предметы и их части круглой и овальной формы. Упражнять в закруглении углов у прямоугольника, треугольника. Учить вырезать большие и маленькие грибы по частям, составлять несложную красивую композицию. Учить разрывать неширокую полоску мелкими движениями пальцев для изображения травы, мха около грибов.

Материал: половинки альбомных листов, прямоугольник 6*3 см (шляпка гриба), квадрат 4*4 см (ножка), полоска зеленой бумаги 15*5 см, квадрат из синей бумаги 6*6 см, ножницы, клей – карандаш.

Ход занятия:

Предложить детям изобразить гриб. Шляпку гриба нужно вырезать из прямоугольника путем скругления только верхних углов. Круглую ножку сделать из квадрата. Полоску зеленой бумаги надорвать с одной стороны, чтобы получилась трава. Затем распределить детали на листе бумаги и аккуратно наклеить.

Физминутка «За грибами» (дети изображают зверушек)

Все зверюшки на опушке

Ищут грузди и волнушки.                     Скакали зайчатки,

Белочки скакали,                                    Искали опятки.

Рыжики срывали.                                   Медведь проходил,

Лисичка бежала,                                     Мухомор раздавил.

Лисички собирала.

Капли дождя выполняются из полос, вырезанных из синего квадрата. Каждая полоска складывается пополам в виде петельки. Свободные кончики склеиваются между собой, а затем эти же кончики наклеиваются на лист бумаги.

Физминутка «Танец осенних листочков»

Ветер по лесу летал,

(Дети бегут по кругу на носочках и взмахивают руками)

Ветер листики считал

(Встают лицом в круг, загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строчку)

Вот дубовый, вот кленовый, вот рябиновый резной,

Вот с березки золотой.

И последний лист с осинки ветер бросил на тропинку.

(Опускают руки, приседают)

Ветер по лесу кружил,

(Снова бегут по кругу на носочках и взмахивают руками.

Ветер с листьями дружил.

(Встают лицом в круг, загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строчку)

Вот дубовый, вот кленовый, вот рябиновый резной,

Вот с березки золотой.

И последний лист с осинки ветер кружит над тропинкой.

(Кружатся на носочках, приседают опустив  руки)

К ночи ветер – ветерок

Рядом с листьями прилег.

(Сидят лицом в круг, загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строчку)

Вот дубовый, вот кленовый, вот рябиновый резной,

Вот с березки золотой.

И последний лист с осинки тихо дремлет на тропинке.

(Ложатся на спину, расслабляются, закрывают глаза)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий развлечения для детей дошкольного возраста «Разноцветные сказки»

Формирование цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста с нормой развития и детей с задержкой психического развития...

Конспект нод по правовому воспитанию детей среднего дошкольного возраста "Разноцветная планета"

Форма проведения занятия –интегрированное занятие , в котором дети вместе с воспитателем, как друзья гостей, спешат им на помощь, помогая им решать трудные вопросы.   В каждом к...

Сценарий летнего развлечения для детей дошкольного возраста "Разноцветное лето"

Летнее развлечение «Разноцветное лето.» Вед: Этот день цветного лета вместе нас собрал,Будем с вами играть, песни петь и танцевать! Под музыку на площадку влетает Карлосон. К.: Зд...

Кружок для детей старшего дошкольного возраста «Разноцветное настроение»

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста....

Примерная основная образовательная программа дошкольного образования "Разноцветная планета" в 2-х чч. - М.: Ювента, 2015.

Примерная основная образовательная программа дошкольного образования "Разноцветная планета" разработана коллективом авторов ( научный руководитель -  д.п.н., проф. Е.А.Хамраевой) в соответствии с...

Конспект летнего праздника на улице для детей младшего дошкольного возраста " Разноцветная прогулка"

Летний праздник проводится при участии детей ясельной и младшей групп детского сада. В празднике играют роли трое взрослых ( воспитатели, специалисты).Специально разучивать музыкальный материал ...

Дидактическая игра для младшего, среднего дошкольного возраста "Разноцветное мороженое"

В нашей группе поселились веселые разноцветные существа - Капитошки, и сталираскрашивать нашу группу. Нам очень захотелось угостить цветных озорников и мы приготовили им мороженое.Дидактическая игра: ...