наблюдение за живой природой в средней группе осенью
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) по теме

Агапова Валентина Ивановна

формировать представления детей о живой природе осенью

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhivaya_priroda_srednya_gruppa_osen.doc122 КБ

Предварительный просмотр:

Сентябрь

Карточка №1.

Рассматривание березы. Цель: Формировать знания о том, что березка очень красивая, мелкие кудрявые листья, белый ствол, она стройная. Какого цвета на ней листья? Каких листьев больше зеленых или желтых?  Есть ли листья под деревом, на земле? Какого они цвета? Где листьев больше на дереве или под ним?

Рисование березки на листе бумаги и в календаре.  Хоровод: «Во поле береза стояла».

Художественное слово: стоит Алена, платок зеленый, тонкий стан, белый сарафан; не заботясь о погоде в сарафане белом ходит, а в один из осенних дней сентябрь желтые листья дарит ей.

П/игра: «Море волнуется» – развитие координации движений, воображения.

И/р по ФИЗО: прыжки на двух ногах с передвинем вокруг березы.

Труд.поручения: собрать листья березы для гербария.

Карточка №2

Наблюдение  за участком Цель:рассмотреть и назвать, какие на нем растут деревья, кустарники; обнаружить на них признаки начавшейся осени, полюбоваться разноцветными листьями, рассмотреть коров земли и отметить, что трава еще зеленая, много осенних цветов, местами на траве лежат опавшие листья, они яркого цвета (желтого, красного). Вопросы:  много ли на участке зелени цветов? Красив ли участок? Что создает красоту? Является ли участок для кого-то домом? Для кого? Что есть кому-нибудь домом? Для кого? Что есть в этом доме для живых обитателей участка?

П/игра: «Бездомный заяц» – развитие бега, умения прыгать на двух ногах.

 И/р по ФИЗО: пройти по листикам четко наступая на выложенную дорожку.

Труд.поручения: собрать семена цветов.

Карточка №3.

Рассматривание на клумбе цветов. Цель: Формировать знания о том, как называются эти цветы? Что есть у цветовых растений? Что нужно для того, чтобы красивые были цветы?  Для чего садят цветы? Учить детей делать простейшие выводы – осенью всегда красивые клумбы, цветочные грядки, разноцветные цветы.

Художественное слово:  разметались белые, розовые ромашки, ярко радуют горошины, благоухают астры.

Примета: Отцветают цветы, увядает трава.

Пословица:   от осени к небу – поворота с лету.

П/игра: «Прыгалки» - учить детей прыгать через скакалку, «Забей гол» - развитие глазомера, ловкости,   «Палочка - выручалочка» - упражнение в беге, ловкости, смелости.

И/р по ФИЗО: пройти по кривой дорожки (ходьба по ограниченной подвижности).

Труд.поручения: привести в порядок веранду.

Карточка №4.

Наблюдение за цветником

Цель: формировать представления детей о том, что цветы — живые, они растут и изменяются.

Ход наблюдения  Растения на клумбе хорошо росли, цвели, пока было тепло, много света и воды; теперь дни становятся короткими, воды много, но тепла мало, цветы увядают, на месте их образуются семена, из кото¬рых могут появиться новые растения.

Осень наступила,

Высохли цветы.

И глядят уныло

Голые кусты  

Воспитатель задает детям вопросы.

•        Какими стали цветы на клумбе?

•        Почему они завяли?

•        Что надо сделать, чтобы весной цветы снова выросли? (Собрать  семена.)

Трудовая деятельность  Сбор цветов в коробочки.  Цель: учить различать зрелые семена от незрелых.

Подвижные игры«Утята», «Птицы и дождь». Цели: упражнять в беге, лазании, прыжках; воспитывать ловкость,

Подвижные игры «Подбрось — поймай», «Найди, где спрятано». Цели: упражнять в бросании и ловле мяча;

—        учить ориентировке в пространстве.

Индивидуальная работа «Собери игрушки».   Цель: развивать внимательность.

Карточка №5.

Наблюдение за воронойЦели: расширять знания о вороне; воспитывать любознательность и интерес к жизни птиц.Ход наблюденияВоспитатель задает детям вопросы.Как выглядит ворона?Чем она питается?Зимующая или перелетная эта птица?  Как ворона кричит?

Ворона — крупная птица. Голова, клюв, горло, крылья, хвост и лапы у вороны черные, а все остальное серое. Ворона хитрая, лов¬кая и находчивая птица. Зимует и живет она рядом с человеком. Ворона обычно сидит на контейнерах для мусора и свалках, где всегда есть чем поживиться, ведь ворона — птица всеядная. Кри¬чит она «кар-кар».

Хромая старая ворона

Давно живет в саду моем.

В густых зеленых ветках клена

Она построила свой дом.

Трудовая деятельность Сбор семян цветов. Цель: развивать желание выполнять работу дружно.

Подвижные игры «Птичка и кошка», «Цветные автомобили». Цель: учить двигаться врассыпную, не наталкиваясь друг на друга.  Индивидуальная работа  Развитие движений.Цель: закреплять умения прыгать на одной ноге (правой и левой).

Карточка №6.

Наблюдение за воробьем   Цели:углублять знания об особенностях внешнего вида воробья, жиз¬ненных проявлений;активизировать внимание и память детей.

Ход наблюдения  Воспитатель задает детям вопросы. Как выглядит воробей?

Чем он питается? Как передвигается? Как поет?

Воробей — маленькая бойкая птичка. Спинка у воробья коричневая, с широкими продольными черными полосками. Хвост и крылышки темно-бурые, украшенные рыжеватой каймой, подбородок и горло — черные, а вот голова серая. Воробей — проворная птица, не боясь прыгает возле ног человека, клюет из собачьей миски, подбирает крошки, семечки, зернышки. Он везде хорошо приспосабливается к привычкам человека. Поют воробьи «чик-чирик».

Трудовая деятельность Сбор урожая свеклы.  Цели: приучать к труду; побуждать оказывать помощь взрослым.

Подвижные игры «Найди себе пару». Цель: учить быстро двигаться по сигналу,' меняя направление движения.

«Поймай мяч». Цели: продолжать закреплять навыки подбрасывания и ловли мяча двумя руками; воспитывать внимание и ловкость.

Индивидуальная работа Развитие движений.  Цель: учить ходьбе по наклонной доске.    

Карточка №7.

Наблюдение за березой Цели:продолжать знакомить с характерными особенностями березы,по которым ее можно выделить среди других деревьев;воспитывать желание любоваться красотой дерева.

Ход наблюдения  Воспитатель задает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

Стоит Алена — платок зеленый, Тонкий стан, зеленый сарафан. (Береза.)  О каком дереве говорится в загадке?

Какой высоты береза? Где ствол у березы широкий, а где — узкий? Ветки у березы толстые или тонкие? А листья можно достать? Какого цвета ствол березы? Какой ствол у березы? Как можно сказать про березку?

Какого цвета листья у березы?  Предложить детям полюбоваться красотой березы. Можно ее обнять, погладить и сказать: «Расти, милая березонька, радуй добрых людей».

Трудовая деятельность Сбор урожая овощей. Цели: приучать коллективно трудиться на участке; формировать навыки коллективного труда.

Подвижная игра «Зайцы и волк». Цели: продолжать развивать двигательную активность детей;

приучать к самостоятельному выполнению правил.  Индивидуальная работа «Самый быстрый».

Цель: упражнять в беге, выполняя задания на совершенствование умения ориентироваться в пространстве (меняя на бегу направления), в прыжках (подскок на двух ногах).

Карточка №8.

Наблюдение за собакой  Цели:формировать представление о внешнем виде собаки;воспитывать потребность заботиться о домашнем животном.

Ход наблюдения Воспитатель задает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

Заворчал живой замок,

Лег у двери поперек.

Две медали на груди,

Лучше в дом не заходи. (Собака.)

•        Как выглядит собака?

•        Где она живет?

•        Чем питается?

•        Кто ухаживает за собакой?

Собака — преданный друг человека. Пес Шарик большой, шуба густая, теплая, коричневого цвета. Голова у Шарика большая, мордочка вытянутая, на голове висячие уши белого цвета; красивый хвост колечком, когда радуется, виляет хвостом. У него четыре лапы с ког¬тями, покрытые шерстью, чтобы зимой не замерзали.

Трудовая деятельность Сбор шишек и листьев. Цель: побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений. Подвижная игра

«Лохматый пес». Цель: учить двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения.

Индивидуальная работа Ходьба по короткой и длинной дорожке. Цель: закреплять представления о длине.

Карточка №9.

Рассматривание овощей Загадки об овощах и фруктах. Рассмотреть фасоль и зелень, выросшую на грядке. Собрать зелень для обеда. Беседа о том, какие ягоды, фрукты, овощи выросли на даче.

Трудовая деятельность Расчистка дорожек от листьев. Цель: прививать любовь к труду в коллективе.

Подвижная игра «Догони меня». Цель: учить быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве, развивать ловкость. Индивидуальная работа Развитие движений. Цель: закреплять навыки метания предметов на дальность.

Карточка №10.

Наблюдение за воробьем

Цели: - продолжать закреплять и систематизировать знания о воробье; обогащать словарный запас художественным словом о воробье;  активизировать внимание и память.

Ход наблюдения Воспитатель загадывает детям загадки, предлагает ответить на вопросы.

Угадайте, что за птицаСкачет по дорожке,

Словно кошки не боится —  Собирает крошки,

А потом на ветку — прыг

 И чирикнет «чик-чирик»! (Воробей.)

Чик-чирик —  К зернышкам прыг!

Клюй, не робей!    Кто это? (Воробей.)

Маленький мальчишка    В сером армячишке

По дворам шныряет,        Крохи собирает,

По полям кочует — Коноплю ворует! (Воробей.)

Какие изменения произошли в жизни воробья с приходом весны? Где любят жить воробьи — в лесу или по соседству с людьми?  Почему? Кого боятся воробьи?   Чем они питаются? Какого они размера?  Как люди должны заботиться о птицах?

Трудовая деятельность:   Подметание дорожек. Цель: воспитывать трудолюбие, желание помогать взрослым.

Подвижные игры: «Птичка в гнездышке».  Цели:- учить по сигналу прыгать на двух ногах; развивать ловкость, внимательность, координацию движений. «Лягушки». Цели: учить выполнять движения в соответствии с текстом;  выполнять прыжки, отталкиваясь одновременно двумя ногами, спрыгивать мягко;   уметь занять свободное место на бревне.

Индивидуальная работа:  Развитие движений. Цель: совершенствовать навыки катания обруча в произвольном направлении.

Карточка №11.

Наблюдение за березой Цели:продолжать знакомить с характерными особенностями березы,

выделяя признаки живого; воспитывать бережное отношение к дереву.

Ход наблюдения Воспитатель загадывает детям загадку.

Стоят столбы белые,

На них шапки зеленые,

Летом мохнатые,

Осенью желтоватые. (Береза.)

Какие изменения произошли с деревом?

•        Что произошло с листьями березы?

•        Какого они цвета?

        • Много или мало листьев на березе?

        • Когда дует ветер, что происходит с листьями?

Дети подходят к березе, здороваются, любуются красотой осеннего дерева.Предложить детям собрать букет из опавших листьев. Еще раз отметить, какого цвета листья. Какие признаки того, что береза живая, можно назвать?

Трудовая деятельность Сгребание опавших листьев граблями.

Цель: приучать доводить начатое дело до конца. П/и «Найди свой цвет».Цель: искать свой цвет по сигналу воспитателя.  Индивидуальная работа  Развитие движений. Цель: добиваться улучшения техники ходьбы: четкого и широкого шага, хорошей осанки, естественной работы рук.

Карточка №12.

Наблюдение за листопадом  Цели:знакомить с многообразием красок золотой осени, понятием «листопад»;

воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения Воспитатель предлагает детям отгадать, о каком времени года идет речь в стихах.

Вдруг похолодало, вдруг загрохотало, Полетели листики, листики, листики. Поля опустели и ливни рекою, А это, скажите мне, время какое? (Осень.) Золотые тихие рощи и сады,

Нивы урожайные, спелые плоды. И не видно радуги, и не слышен гром, Спать ложится солнышко Раньше с каждым днем. (Осень.)  Воспитатель рассказывает детям о приметах. В сентябре лес реже и птичий голос тише, синица просит осень в гости, и лист на дереве не держится.

Воспитатель задает детям вопросы. Почему осень называют золотой? Какое явление называют листопадом?

Как вы думаете, что будет сниться осенним листьям?

Трудовая деятельность Уборка мусора на огороде.

Цель: закреплять навыки работы на огороде.

Подвижные игры «Ловишки», «Найди свой домик». Цель: развивать ловкость, умение быстро действовать по сигналу, точно соблюдать правила игры.

Индивидуальная работа Прыжки на месте на одной ноге.  Цель: развивать ловкость.

Октябрь

Карточка №13.

Наблюдение за кленом

Цели:  продолжать знакомить с кленом, выделяя характерные признаки и изменения, связанные с временем года;  - воспитывать бережное отношение к дереву как живому объекту  природы.

Ход наблюдения Воспитатель подводит детейк деревудля беседы. Какое это дерево?Покажите ствол

Какой он — толстый или тонкий? Покажите ветки. Какие они — толстые или тонкие? Какого цвета?

Погладьте ствол клена .Какой он у нее? (Гладкий, шелковистый.) Какой по цвету? (Уточнить, что только у березы такой черно-белый ствол.) Какие изменения произошли с кленом? Куда подевались листочки с дерева? Их много или мало? Где лежат листочки? Кто их срывает?

Предложить поднять листья, отметить, что на земле они уже завяли. Какое время года?

Что происходит с деревом осенью? (Оно засыпает, готовится к зиме.)

Трудовая деятельность Уборка территории. Цель: приучать работать сообща, добиваться выполнения задания общими усилиями.

Подвижные игры:  «Найди себе пару». Цель: выбирать себе по сигналу разные пары.

«Беги к березе». Цель: учить быстро выполнять действия по сигналу воспитателя.

Индивидуальная работа:   «С кочки на кочку».Цель: упражнять в прыжках на двух ногах.

«Перейди речку». Цель: упражнять в ходьбе по бревну прямо и боком.

Карточка №14.

Наблюдение за живым объектом – рассказать детям о рыбах, которые  живут в реке Хопер (щука, окунь, чебак, ерш, судак). Показать  детям картинки, указать, что поздней осенью рыбы тоже готовятся к спячке: зарываются в ил,    но в иле нужно дышать, а для этого ранней осенью нужно долбить лунки, чтобы рыбы дышали. Познакомить детей с тем, какую пользу приносит рыба и вред (хищная щука).

Художественное слово:  хвостом виляет, зубаста, а не лает (щука); с хвостом, а не зверь, с перьями, а не птица (рыба); на окошке – пруд, в нем рыбешки живут, у стеклянных берегов не бывает рыбаков (аквариум).

Д/и: «Каких рыб вы еще знаете» - по картинкам

П/игра: «Караси и щука» - развивать бег, ловкость.

И/р по ФИЗО: упражнение на равновесие,   учить ходить по ограниченной поверхности.

Труд.поручения: навести порядок на веранде.

Карточка №15.

Наблюдение за растениями:

ЦЕЛЬ: Рассмотреть однолетние и многолетние растения, назвать и показать известные детям цветы, собрать сухие семена. Беседа о том, что эти семена мы посеем на следующий год.

Трудовая деятельность  Сбор крупного мусора на участке, подметание дорожек. Цель: формировать умение трудиться подгруппой.

Подвижные игры «Лохматый пес», «Солнышко и дождик».

Цель: учить бегать по всей площадке, выполняя команды по сиг.налу воспитателя.

Индивидуальная работа  «Брось дальше!», «Кто быстрее добежит до флажка?».

Цели:- учить выполнять упражнение

Карточка №16.

Наблюдение птицами. Продолжать рассказывать о птицах: одни покидают родные места днем, другие ночью; одни летят по одиночке, другие стаями. По одиночке скрылись из наших лесов кукушки, зимородки, зырянки, чуть позже полетели хищники, коршуны, ястребы, соколы. Но большинство птиц улетает стаями. Утки выстраиваются в косой ряд, чибисы – в длинные цепочки, а журавли и гуси летят клином.  Ужи, змеи, лягушки прячутся под камнем.

Художественное слово:  поспевает брусника, стали дни холоднее, и от птичьего крика в сердце только грустнее.    Стаи птиц улетают прочь, за синее море. Все деревья блистают в разноцветном уборе (К. Бальмонт).

Д/и: «Назови птиц перелетных» - по картинкам

П/игра: «Мяч водящему» - развивать ловкость, смелость, метание, ловлю.

И/р по ФИЗО: ходьба гуськом, прыжки на двух ногах.

Труд.поручения: дать метлы и подмести участок от листьев.

Карточка №17.

Наблюдение за рябиной Цель: познакомить с рябиной, показать ее строение: ствол, ветви, листья, ягоды; рассмотреть ее яркий осенний наряд.

Ход наблюденияВоспитатель загадывает детям загадку.

Прилетает в гости к ней Стайка алых снегирей, По ветвям они снуют, Красны ягодки клюют. (Рябина.)

У рябины листопад — Под ветвями листьев клад. Облетели листья, Но остались кисти Красные, яркие — Снегирям подарки.

Рябина — высокое стройное дерево, она растет не только в лесах, но и в парках, и садах. Часто рябину сажают вдоль изгородей домов, чтобы радовала людей разными золотисто-красными листьями, на-дела ожерелье из алых ягод. В народе говорят: «В сентябре одна ягодка, да и та горькая рябина». Если рябины уродилось в лесу много, то осень будет дождливая, а зима — морозная. Ранней осенью рябиновые ягоды горьковато-кислые и жесткие.

Трудовая деятельность  Сбор крупного мусора на участке, подметание дорожек. Цель: формировать умение трудиться подгруппой.

Подвижные игры «Лохматый пес», «Солнышко и дождик».

Цель: учить бегать по всей площадке, выполняя команды по сиг.налу воспитателя.

Индивидуальная работа  «Брось дальше!», «Кто быстрее добежит до флажка?».

Цели:- учить выполнять упражнение с мячом;  развивать глазомер, быстроту бега.

Карточка №18.

Наблюдение за перелетными птицами

Цели: расширять представления о перелетных птицах, об изменениижизни птиц осенью, когда наступают холода;

воспитывать любовь и заботу о птицах.

Ход наблюдения

Воды зашумели быстрого ручья,

Птицы улетают в теплые края.

Воспитатель задает детям вопросы.

•        Какие птицы улетают в теплые края?

•        Зачем они это делают?

Птицы собираются в стаи, летают низко над землей. Это значит, что скоро они улетят в теплые края. Первыми это сделают ласточки, так как с наступлением холодов исчезают насекомые, которых они ловят на лету. Последними улетают утки, гуси, журавли, поскольку водоемы начинают замерзать, и они не могут найти корм в воде.

Воспитатель предлагает детям закончить предложение:

Воробей маленький, а журавль ... (большой).Утка серая, а лебедь ... (белый).

Трудовая деятельность  Сбор семян деревьев.

Цель: привлекать детей к сбору семян и закреплять название деревьев.

П/и  «Собачка и воробей». Цели:  закреплять знания о характерных движениях птиц; учить имитировать их по голосу.

Индивидуальная работа Развитие движений. Цель: закреплять умение в бросании мяча друг другу снизу.

Карточка №19

Наблюдение за кустарником калины и шиповника, рассмотреть ягоды, рассказать об их полезных свойствах. Предложить попробовать ягоды на вкус.

п/и«Цветные автомобили», «Зайцы и волк». Цель: упражнять в беге врассыпную, прыжках.

Индивидуальная работа «Кто дальше бросит?». Цель: закреплять умение метать предмет на дальность.

Карточка №20

Наблюдение за муравьями. Рассмотреть, как они идут цепочкой, могут поднять ношу в несколько раз больше и тяжелее себя. Рассказать о пользе муравьев.

Трудовая деятельность Сгребание в кучи сухих опавших листьев.

Цель: приучать работать в коллективе, оказывать помощь взрослым.

Подвижная игра «Перелет птиц». Цели: упражнять в подлезании и лазанье; воспитывать внимание и ловкость.

Индивидуальная работа Развитие движений. Цель: формировать умение катать обручи друг другу.

Карточка №21

Наблюдение за сорокойЦели: формировать представления о внешнем виде сороки, ее харак¬терных признаках, повадках;воспитывать потребность заботиться о зимующих птицах.

Ход  наблюдения

Всюду я летаю,

Все на свете знаю.

 Знаю каждый куст в лесу.

 Может быть, меня за это

И зовут лесной газетой.

Воспитатель задает детям вопросы.

•        Как выглядит сорока?

•        Чем она питается?

•        Как стрекочет?

Сорока имеет много прозвищ: сорока-белобока, сорока-стрекотуха, сорока-воровка. «Белобока» — потому что по бокам перышки у сороки совсем белые. Голова и крылья черные. Хвост тоже черный, нос очень красивый, с зеленоватым отливом, длинный и прямой, как стрела. «Стрекотухой» сороку величают за то, что она, перелетая с места на место, громко стрекочет «га-га-га!». Громким тревожным стрекотанием сороки предупреждают местных обитателей об опасности. А «воровкой» ее прозвали за то, что она любит все яркое, блестящее.

Сороки питаются гусеницами, мошками, жучками и комарами. Помимо насекомых, сороки клюют ягоды и фрукты, семена растений. Осенью сороки собираются в небольшие стаи, летают по садам и паркам, угощаются ягодками рябины, боярышника и облепихи. От нас она не улетает зимой, а перебирается поближе к людям.

Трудовая деятельность:  Сбор осенних листьев.Цель: учить выполнять трудовые поручения с желанием.

Подвижные игры: «Ворона и собачка», «Поймай мяч».Цели: - учить подражать движениям и звукам птиц;

ловить мяч двумя руками.

Индивидуальная работа:  Развитие движений.Цель: учить сохранять равновесие, стоя на одной ноге, руки на поясе.

Подвижные игры:  «Лошадки», «Кот и мыши».

Цель: учить бегать врассыпную, соблюдать равновесие.

Индивидуальная работа:  «Летят снежинки».

Цель: развивать пластику движений.

Карточка №22

Наблюдение за насекомыми Цель:  Предложить найти на участке насекомых – их нет. Спросить о том, почему осенью насекомые исчезают. Они прячутся в коре деревьев и в других местах.

Трудовая деятельность:сбор семян клена, ясеня для гербария и поделок. Понаблюдать за «оперением» семян, закрепить названия деревьев.

Подвижные игры «Лохматый пес», «Солнышко и дождик».

Цель: учить бегать по всей площадке, выполняя команды по сиг.налу воспитателя.

Индивидуальная работа  «Брось дальше!», «Кто быстрее добежит до флажка?».

Цели:- учить выполнять упражнение с мячом;  развивать глазомер, быстроту бега.

Карточка №23

Наблюдение за опавшими листьями. Цели: знакомить с многообразием красок золотой осени, понятием «листопад»; воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения Воспитатель предлагает детям отгадать, о каком времени года идет речь в стихах.

Вдруг похолодало, вдруг загрохотало, Полетели листики, листики, листики. Поля опустели и ливни рекою, А это, скажите мне, время какое? (Осень.) Золотые тихие рощи и сады,

Нивы урожайные, спелые плоды. И не видно радуги, и не слышен гром, Спать ложится солнышко Раньше с каждым днем. (Осень.)  Воспитатель задает детям вопросыКак называется это явление, почему? Какого цвета листья лежат на земле, какие листья можно увидеть на деревьях. Есть ли голые деревья?. Как вы думаете, что будет сниться осенним листьям?

Трудовая деятельность Уборка мусора на огороде.

Цель: закреплять навыки работы на огороде.

Подвижные игры «Ловишки», «Найди свой домик». Цель: развивать ловкость, умение быстро действовать по сигналу, точно соблюдать правила игры.

Индивидуальная работа Прыжки на месте на одной ноге.  Цель: развивать ловкость.

Карточка №24

Сравнить сосну с лиственными деревьями. Цель: Рассказать, почему они остаются зелеными, а, если листья и падают, то заменяются молодыми, хвоя не боится мороза.

Трудовая деятельность  Сбор крупного мусора на участке, подметание дорожек. Цель: формировать умение трудиться подгруппой.

Подвижные игры  «Лохматый пес», «Солнышко и дождик».

Цель: учить бегать по всей площадке, выполняя команды по сиг.налу воспитателя.

Индивидуальная работа «Брось дальше!», «Кто быстрее добежит до флажка?». Цели:- учить выполнять упражнение с мячом;  развивать глазомер, быстроту бега.

Карточка №25

Наблюдение за травой. Она стала желтой, пожухлой. Вспомнить, какая трава была летом, и какой стала сейчас. Подобрать сравнительные прилагательные

Трудовая деятельность Сгребание в кучи сухих опавших листьев.

Цель: приучать работать в коллективе, оказывать помощь взрослым.

Подвижная игра «Перелет птиц». Цели: упражнять в подлезании и лазанье; воспитывать внимание и ловкость.

Индивидуальная работа Развитие движений. Цель: формировать умение катать обручи друг другу.

Ноябрь

Карточка №26

Наблюдение за стрижами. Посмотреть, как они сбиваются в стайки, ловят мошек и готовятся к отлету. Они отгоняют чужих птиц, почему они это делают?

Трудовая деятельностьПовесить кормушку. К ней все чаще прилетают птицы, которые остались на зимовку. Зимой птиц надо подкармливать, так как им трудно найти корм.

Подвижная игра «Перелет птиц». Цели: упражнять в подлезании и лазанье; воспитывать внимание и ловкость.

Индивидуальная работа Развитие движений. Цель: формировать умение катать обручи друг другу.

Карточка №27

Наблюдение за животнымиБеседа о диких животных.Выяснить каких диких животных знают ребята, как они готовятся к зиме. В спячку впадают медведь, еж, змеи, почему? Кто из животных меняет шубки, делает запасы на зиму, зачем? Чем мы можем помочь диким животным?Как люди могут помочь зверям зимой? Загадки о животных.

Д/и: «Назови диких животных» - по картинкам

П/игра: «Мяч водящему» - развивать ловкость, смелость, метание, ловлю.

И/р по ФИЗО: ходьба гуськом, прыжки на двух ногах.

Труд.поручения: дать метлы и подмести участок от листьев.

Карточка №28

Наблюдение за птицами

Цель: уточнить представление о наличии лап у птиц и их функции.

Ход наблюдения Птичка, птичка, вот тебе водичка, Вот тебе крошки на моей ладошке.

Воспитатель задает детям вопросы. Сколько лап у птиц? Чем они отличаются от лап животных?

Для чего нужны птицам лапы? Чем заканчиваются лапы у птиц? Сколько пальцев на их лапах?

Я знаю, сколько лап у кошки, собаки. А сколько лап у птиц? (Две.) С помощью лап птицы прыгают, ходят, сидят, добывают корм. Разные птицы передвигаются по-разному: вороны и голуби ходят, воробьи и синички скачут. Вы заметили, что у птиц четыре пальца впереди, а один — сбоку, на концах пальцев — когти (длинные, крючком). Когда птицы сидят на ветках деревьев, они цепляются за них когтями. Ког¬да ищут семечки, ягодки, травинки, птички коготками разгребают землю или придерживают травинки, а клювом клюют.

Трудовая деятельность Уборка участка от мелких камешков и сухих веточек. Цель: побуждать работать в коллективе.

Подвижные игры «Перелет птиц», «Брось и поймай». Цель: упражнять в, бросании и ловле мяча двумя руками.

Индивидуальная работа Развитие движений. Цель: закреплять навыки в прыжках через два предмета.

Карточка №29

Наблюдение за рябиной

Цель: закреплять знания о том, какую пользу приносит рябина зверям и птицам в холодное время года.

Ход наблюдения

Вот и прихватило ягоды рябины первым морозцем, они стали вкусными и мягкими. Любят рябину звери и птицы. Медведь, если найдет ее в лесу, увешанную гроздьями ягод, ловко наклонит гибкое дерево и с удовольствием полакомится ее плодами; нравятся ягоды рябины и лесным великанам — лосям. Они дотягиваются до самой верхушки дерева, с аппетитом поедают плоды и ветки. Упавшие на землю ягоды подбирают мыши-полевки, ежики, бурундуки и белоч¬ки. В предзимние ноябрьские дни прилетают стайки снегирей и свиристелей. Они облепляют рябину и склевывают ее сочные слад¬кие ягоды. Клюют птицы быстро, роняя очень много ягод на землю, затем улетают дальше. Рябина спасает от голода многих птиц.

Уже клич отзвенел журавлиный, Давно уж осыпался сад, А яркие гроздья рябины Все также, свисая, горят. Трудовая деятельность Сбор камешков на участке. Цель: формировать умение замечать чистоту на участке.

Подвижные игры «Самолеты», «Воробушки и кот».  Цели: - учить быстро выполнять движения по сигналу воспитателя и  бегать в указанном направлении; воспитывать дружелюбие.

Индивидуальная работа «Попади в корзину».Цель: развивать меткость, глазомер.

Карточка №30

Наблюдение за листопадом. Цель: Обратить внимание на то, как плавно падают листочки с деревьев в тихую погоду и как стремительно – в сильный ветер. Учить замечать различия, сравнивать форму и окраску листвы.

Цель: показать многообразие красок осени.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадки.

Все мрачней лицо природы:

Почернели огороды,

Оголяются леса.

Молкнут птичьи голоса,

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился? (Октябрь.)

Сидит — зеленеет,

Упадет — пожелтеет,

Лежит — почернеет.

Когда это бывает? (Осенью.)

Листья желтеют от того, что осенью в них происходят большие изменения. Летом в зеленых листьях есть специальное вещество — хлорофилл, которое и придает листу зеленую окраску. А когда лист опадает, это вещество разрушается. Но в клетках листика есть и дру¬гие красящие вещества — желтые. Только летом буйная зелень их заглушает, а когда зеленые вещества разрушаются, они выступают ярче. Листья желтеют. И даже не просто желтеют, а становятся багряными, потому что добавляется еще одно красящее вещество. Все это происходит в природе осенью. Вот почему листья меняют свою окраску.

Воспитатель задает детям вопросы. Почему желтеют листья? Какого цвета еще они могут быть? Что с ними произошло и почему?

Трудовая деятельность Сгребание опавших листьев. Цель: учить работать сообща.

Подвижные игры «Попади в цель», «Из следа в след». Цели: учить бросать мяч в цель, развивать меткость;

продолжать учить соблюдать правила игры.

Индивидуальная работа «Пойми меня». Цель: учить движениями тела создавать образ

Карточка №31

Наблюдение за деревьями. Цель:Предложить детям показать на участке высокое и низкое деревья. Спросить, как они называются. Определить сходство и различие в строении, окраске коры. Закрепить характерные признаки деревьев.

Трудовая деятельность Сбор листьев на участке.

Цель: продолжать учить выполнять совместные действия по уборке участка от листьев.

Подвижные игры «Найди нас». Цели: закреплять названия объектов на участке;учитьориентироваться в пространстве. «Совушка». Цель: учить быстро действовать по сигналу воспитателя.

Индивидуальная работа Ходьба приставным шагом. Цель: улучшать технику ходьбы приставным шагом.

Карточка №32

Наблюдение за сорокой  Цель: обогащать знания о жизни птиц ранней осенью.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на ее вопросы

Бела, как снег,

Черна, как жук,

Вертится, как бес,

Повернулась — и в лес. (Сорока.)

•        Почему птицы, такие как сороки, вороны, не прилетают к кормушке?

•        Чем они сейчас питаются?

•        Нужна ли наша помощь птицам в эту пору осени?

•        Посмотрите на эту картинку. На ней нарисована сорока?

•        Опишите ее внешний вид.

•        Чем покрыты туловище и голова сороки?

•        Что помогает сороке перелетать с места на место?

•        Сколько у нее лапок?

•        Чем она питается в лесу?

•        А почему про сороку говорят, что она постоянно трещит?

Трудовая деятельность Сбор мусора с участка в определенное место. Цель: учить детей работать граблями и метлой, видеть результат своего труда.

Подвижная игра «Птички и дождик». Цель: учить ориентироваться на площадке и бегать в разные сто¬роны.

Индивидуальная работа Развитие движений. Цель: учить бегать по кругу и останавливаться на сигнал.

Карточка №33

Наблюдение за елью Цели:закреплять умения детей отыскивать знакомые деревья по  одному-двум признакам;

знакомить с особенностями ели, по которым ее легко выделить среди других деревьев.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку.

Что же это за девица?

Ни швея, ни мастерица.

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Ель.)

Ель похожа на пирамидку, веточки ее короткие вверху, книзу длинные, покрыты короткими зелеными иголками. Она зеленая зимой и летом. А еще елочка пахнет.

Трудовая деятельность Сбор мелкого мусора (веточки, камешки) в ведерки.  Цель: формировать умение работать сообща.

П\и«Найдисвой домик», «Вороны и гнездо». Цель: упражнять в беге, умении быстро находить свой домик (обруч).

Индивидуальная работа «Чье звено скорее соберется?», «Доползи до флажка».

Цель: упражнять в умении строиться в круг, ползать на четвереньках.

Карточка №34

Наблюдение за сорокой

Цель: расширять представление о птицах, прилетающих на учас¬ток детского сада.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку.

Непоседа пестрая, Птица длиннохвостая, Птица говорливая, Самая болтливая. (Сорока.)

Обратить внимание, как выглядит сорока. У нее на голове глаза, клюв — острый и длинный. Ответить на вопросы.

•        Какое сейчас время года?

•        Какие птицы прилетают на участок детского сада?

•        Какого цвета оперенье на голове? Какого цвета грудка и спинка? А какого цвета крылья и хвост?

Ребята! Давайте мы не будем близко к ним подходить, они очень пугливы, могут испугаться и улететь. Посмотрите, как они передвигаются по земле. Как вы думаете, что они ищут? Какие особенности вы еще заметили? Покажите, как они машут крыльями в воздухе, когда летят.

Трудовая деятельность Коллективный труд по сбору опавших листьев.

Цель: учить работать сообща, доводить начатое дело до конца.

Подвижная игра «Птички и дождик». Цели: учить действовать по команде взрослого, упражнять в произ¬ношении звуков; воспитывать дружеские взаимоотношения.

Индивидуальная работа Развитие движений. Цель: закреплять умение прыгать с одного круга в другой.

Карточка №34

Наблюдение за сорокой

Цели: обогащать представление о мире природы, привлекать к ак¬тивным мыслительным операциям;  —        систематизировать вновь приобретенные знания и закреплять ранее полученные.

Ход наблюдения

Сороки — удивительные птицы, очень любопытные и интерес¬нее. Они снова прилетели в птичью столовую. Как вы думаете, поче¬шу они часто сюда наведываются? Потому что стало прохладно, листья  пожелтели и увяли, земля покрылась тонким слоем снега, не стало ни мошек, ни червячков, а мы взяли с вами на себя ответствен-ность подкармливать птиц. Давайте насыплем в птичьей столовой зернышки, семечки, крошки хлеба. А конфетками мы их угощать будем? Ну а теперь давайте встанем подальше на дорожке и понаб¬людаем. Чем они клюют? Какой корм предпочитают? А почему они не клюют конфеты? В то же время эти птицы очень любопытные. Они любят все блестящее, сверкающее. Если им попадется блестящая заколка или брошь, они могут в клюве унести эту вещь к себе в гнездо, а потом уже, не торопясь, обследовать ее. Вот какие это уди-вительные птицы.

Опишите внешний вид сороки. Какие у нее крылья, хвост, опере¬нье? Какие лапки и сколько их?

Трудовая деятельность

Поручить одной подгруппе детей, расчистить дорожки от снега и листьев, а второй — собрать мусор на участке. Цель: воспитывать желание трудиться.

Подвижная игра

«Голуби и воробьи».

Цели: - упражнять в беге, ходьбе, наклонах головы вперед;

—        воспитывать дружеские взаимоотношения.

Индивидуальная работа

  Развитие движений.

Цель: закреплять умение прыгать на двух ногах из одного круга в другой.

Карточка №35

Наблюдение за КОШКОЙ

Цель: закреплять представление о характерных особенностях кошки.

Ход наблюдения

Острые ушки,

На лапках подушки.

Усы, как щетинка,

Дугою спинка.

Днем спит, на солнышке лежит,

Ночью бродит, на охоту ходит.

Воспитатель задает детям вопросы.

•        Где живет кошка?

•        Кто ухаживает за ней?

•        Как выглядит кошка, каковы ее повадки?

•        Чем питается?


Кошка живет рядом с человеком. Он за ней ухаживает. Кошка большая и пушистая. На голове у нее уши, большие глаза, которые в темноте светятся, длинные усы. У нее четыре лапы с мягкими подушечками. Поэтому она может очень тихо ходить и неслышно подкрадываться. Кошка умеет лазать по заборам и деревьям с помощью острых когтей. А еще у кошки длинный красивый хвост. Она любит Молоко, ест рыбу и мясо.

Трудовая деятельность Подметание дорожек, сбор мусора. Цель: воспитывать трудолюбие.

Подвижная игра «Кот и мышь». Цель: учить бегать легко, не наталкиваясь друг на друга, ориентироваться в пространстве.

Индивидуальная работа Развитие движений. Цель: закреплять навыки в прыжках на двух ногах с продвижением вперед.

Карточка №36

Наблюдение за березой и рябиной осенью

Цели: учить проводить сравнительный анализ внешнего вида деревьев (сходство и различия);

закреплять представления о характерных особенностях деревьев, условиях, необходимых для роста дерева.

Ход наблюдения Воспитатель задает детям вопросы. Какие деревья вам уже знакомы?

Какие характерные особенности березы вы знаете? Какие характерные особенности рябины вы знаете?

Что общего есть у этих деревьев? Какие условия необходимы для их роста?

Трудовая деятельность Сбор листьев на участке.

Цель: учить совместным трудовым действиям, работать дружно помогая друг другу.

Подвижные игры «Догони самолет». Цель: учить быстро бегать по сигналу воспитателя, не оглядыва¬ясь назад.

«Великаны — карлики». Цель: учить чередовать ходьбу мелкими и широкими шагами.

Индивидуальная работа Развитие движений.  Цели: - улучшать технику бега; формировать естественность, легкость, энергичные движений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наблюдения с детьми второй младшей группы. ОСЕНЬ

Солнце:  * обратить внимание детей на теплую погоду;поднять руки к солнцу – ощутить тепло;поиграйте с солнечным зайчиком;в облачный день понаблюдайте за облаками (кучевые);рассмотрите облак...

Наблюдения на прогулке /Вторая младшая группа /ОСЕНЬ

В материале представлены основные направления наблюдений за объектами окружающего мира,доступными для детей 3-4 лет....

наблюдение за неживой природой в средней группе осенью

В данной статье я рассказываю о способах последовательного ознакомления детей с неживой природой...

Конспект наблюдения на прогулке в подготовительной группе «Осенняя берёза»

Конспект наблюдения на прогулке в подготовительной группе «Осенняя берёза» Вот и пришла осень в наш двор, и наш сад. Очень красивые и нарядные стоят деревья, словно золотом одеты. Сло...

Картотека наблюдений для детей младшей, средней группы.(ОСЕНЬ)

Картотека наблюдений для детей младшей, средней группы....

Картотека наблюдений на прогулках в средней группе (осень)

Надеюсь, что предложенный материал поможет воспитателям в работе . В картотеке предложены содержания наблюдений, картинки, стихи, загадки об объектах наблюдений....