Перспективно-тематическое планирование опытно-экспериментальной деятельности в средней группе
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа) на тему

Босова Елена Николаевна

В данной работе представлены пояснительная записка и перспективный план работы по экспериментированию в "Лаборатории юного исследователя"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кружковая работа

«Лаборатория

юного исследователя»

d41aa7a953ab7d41562e3168dffb3281 — копия

Руководитель кружковой работы:

Босова Е. Н.

Перспективно-тематическое планирование опытно-экспериментальной деятельности в средней группе

Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность.

Л. С. Выготский.

Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение  памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников, а также является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. 

Понимая значение экспериментирования для психического развития ребенка  и работая по программе «Детство», мы создали в детском саду мини-лабораторию, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами для реализации предлагаемой нами работы.

В «Лаборатории юного исследователя» дети могут  в совместной деятельности с воспитателем и самостоятельно воспроизводить простые и более сложные опыты.

Лаборатория» постоянно пополняется все новыми материалами для экспериментирования, которые находятся в доступном для детей месте.

Приборы и оборудование для мини-лаборатории:

1. Микроскопы, лупы, зеркала, термометры, бинокли, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, лампы, фонарики, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса и т.п.
2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.
3. Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т.д.), бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т.д.)
4. Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, листья, пенопласт и т.д.

Материалы для организации экспериментирования:

1. Бусинки, пуговицы.
2. Веревки, шнурки, тесьма, нитки.
3. Пластиковые бутылочки разного размера.
4. Разноцветные прищепки и резинки.
5. Камешки разных размеров.
6. Винтики, гайки, шурупы.
7. Пробки.
8. Пух и перья.
10. Фотопленки.
11. Полиэтиленовые пакетики.
12. Семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов.
13. Спилы дерева.
14. Вата, синтепон.
15. Деревянные катушки.
16. Киндер-сюрпризы
17. Глина, песок.
18. Вода и пищевые красители.
19. Бумага разных сортов.

Цель экспериментальной деятельности - формирование у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи:

1. Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.

2. Развивать у детей умение пользоваться приборами- помощниками при проведении игр-экспериментов.

3. Развивать умственные способности детей.

4. Развивать социально-личностное развитие каждого ребенка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

3. Способствовать желанию участвовать в исследовательской деятельности.

Cовместная экспериментальная деятельность с детьми организуется один раз в неделю,  по 15-20 минут. Работа проводится с небольшими подгруппами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.

Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:

-внешние стимулы (новизна, необычность объекта);

-тайна, сюрприз;

-мотив помощи;

-познавательный мотив (почему так?);

-ситуация выбора.

При организации работы по экспериментированию использую различные формы:  

- непосредственно образовательная деятельность,

- экскурсии,

 - чтение художественной литературы,

- развлечение,

- опыты,

- беседы.

В процессе экспериментирования также большое значение имеет художественное слово (загадки, стихи, потешки, авторские рассказы), которое помогает организовать, заинтересовать детей, пополнить словарный запас.

Ожидаемые результаты:

- повышение уровня развития любознательности; развитие исследовательских умений и навыков детей (анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы);

- речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы);

-развитие личностных характеристик (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения);

- систематизация и расширение представлений детей о неживой природе.                       

 

Список детей, посещающих

«лабораторию юного исследователя»

  1. Баклакян Ия
  2. Белоконев Денис
  3. Величко Виталик
  4. Горлов Илья
  5. Долженко Катя
  6. Заклевский Денис
  7. Кальченко Данил
  8. Погорелова Лиза
  9. Пилипенко Денис
  10.  Рыбникова Арина
  11.  Семенова Полина
  12.  Фоменко Иван
  13.  Цемина Вика
  14.  Шипилова Даша
  15.  Ярославцев ЛеонтийMTAyNHg3Njg,12563242_12563238

Использованная литература:

  1. Ермолаев С. Д. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ.  Тематическое и перспективное планирование в разных возрастных группах возраста.  Санкт-Петербург. Детство-Пресс 2013.

  1. Тугушева Г. П. , Чистякова А. Е.  Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста.  Санкт-Петербург. Детство-Пресс 2010.

  1. Интернет ресурсы



Предварительный просмотр:

ПЛАН РАБОТЫ

В «ЛАБОРАТОРИИ ЮНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЯ»

С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ,

Месяц

Темы занятий-экспериментов

сентябрь

«Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем»

Цель: закрепить представление детей об органах чувств, их назначении

Литература: Г. П. Тугушева с. 9

«Почему все звучит?»

Цель: подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.

Литература: Г. П. Тугушева с. 10

октябрь

«Прозрачная вода. Вода принимает форму»

Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес), а также, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.

Литература: Г. П. Тугушева с. 11-12

«Какие предметы могут плавать?»

Цель: дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести.

Литература: Г. П. Тугушева с. 9

ноябрь

«Делаем мыльные пузыри.  Подушка из пены»

Цель: познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует пленочку. Развивать у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене

Литература: Г. П. Тугушева с. 13-14

«Воздух повсюду. Воздух работает.

Цель: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство-невидимость. Дать детям представление, что воздух может двигать предметы.

Литература: Г. П. Тугушева с. 15-16

декабрь

«Свет повсюду. Свет и тень»

Цель: показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природными (солнце, луна, костер), искусственные- изготовленные людьми (лампа, свеча). Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.

Литература: Г. П. Тугушева с. 18-22

«Замерзшая вода. Тающий лед»

Цель: выявить, что лед- твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды. Определить, что лед тает от тепла, а также принимает форму емкости, в которой находится.

Литература: Г. П. Тугушева с. 22-23

январь

«Разноцветные шарики»

Цель: получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой.

Литература: Г. П. Тугушева с. 23-24

«Все увидим, все узнаем. Таинственные картинки»

Цель: познакомить с прибором-помощником – лупой и ее назначением. Показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла.

Литература: Г. П. Тугушева с. 24-26

февраль

«Песочная страна»

Цель: выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.

Литература: Г. П. Тугушева с. 27

«Ловись, рыбка, и мала, и велика! Фокусы с магнитами»

Цель: выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.

Литература: Г. П. Тугушева с. 31-34

март

«Солнечные зайчики»

Цель: понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом)

Литература: Г. П. Тугушева с. 34

«Что растворяется в воде?»

Цель: показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ.

Литература: Г. П. Тугушева с. 34-35

апрель

«Что отражается в зеркале?»

Цель:  познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать.

Литература: Г. П. Тугушева с. 35-36

«Цветной песок»

Цель: познакомить детей со способом изготовления цветного песка.

Литература: Г. П. Тугушева с. 38-39

май

«Игры с песком»

Цель: закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развивать конструктивные умения.

Литература: Г. П. Тугушева с. 39-40

«Фонтанчики»

Цель: развить любознательность, самостоятельность, создать радостное настроение.

Литература: Г. П. Тугушева с. 9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование коррекционно-образовательной деятельности в средней группе для детей с ОНР.

Планирование содержит этапы и разделы коррекционно-образовательной работы с детьми с ОНР в средней логопедической группе....

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».

Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...

Пример составления техкарты к НОД по формированию познавательно-исследовательской деятельности с использованием элементов опытно-экспериментальной технологии. Для детей средней группы. "Живые краски."

Данный материал поможет педагогам правильно, в виде технологической карты, оформить конспект НОД и предоставит возможность познакомится с использованием нестандартного подхода  к организации иссл...

Перспективно-тематическое планирование непосредственной образовательной деятельности в средней группе

По образовательным областям: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие....

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Удивительная вода».

Цель: Формирование представлений о свойствах воды через опытно-исследовательскую деятельность, развитие у детей интереса к познанию и личностное стремление к практическому исследованию важнейшего сост...