Конспект интегрированного (ознакомление с окружающим миром, развитие речи) занятия в старшей группе «Свойства воды»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Корчагина Надежда Николаевна

Материал может быть использован воспитателями как на занятиях по окружающему миру, так и на занятиях по развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svoystva_vody.docx25.17 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города  Москвы «Школа № 830»

Конспект интегрированного (ознакомление с окружающим миром, развитие речи) занятия  в старшей группе «Свойства воды»

Подготовила:

Воспитатель Корчагина Н. Н.

2015 год

Цель: совершенствовать представления детей о состояниях воды – жидком, твёрдом и газообразном и её свойствах.

Задачи: 

  • Уточнить и закрепить знания детей о роли воды в нашей жизни;
  • Познакомить детей со свойствами воды: отсутствие запаха, цвета, вкуса, прозрачность, вода -  растворитель, у воды нет формы;
  • Развивать навыки проведения лабораторных опытов, учить обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы;
  • Прививать бережное отношение к воде;
  • Развивать речь, мышление, наблюдательность, любознательность;
  • Воспитывать аккуратность при выполнении опытов, умение работать в паре;
  •  Активизировать словарь детей словами: лаборатория, лаборант, исследователь, исследование.

Предварительная работа. 
-
Беседы: «Вода в жизни человека»,

«Вода вокруг нас»,

«Вода – наш друг»,

«Вода – источник жизни»;

«Что такое глобус?»
-
Рассматривание иллюстраций на тему: «Вода»;

- Отгадывание загадок на тему: «Свойства воды»;
-
Наблюдение за водой во время прогулок. 

Материал (на каждого ребенка): 3 пронумерованных стакана  с жидкостью(1, 3 – вода, 2 – сок  персиковый), 2 чайные ложки, кусочек сахара рафинада, полоски бумаги разных цветов (жёлтая, оранжевая, синяя, белая), коктейльные  трубочки, салфетки, детский одноразовый халат.

Оборудование: подарочная коробка-посылка, глобус, карточки с изображениями снега, дождя, льда, облаков (туч), тумана, града; сосуды для воды различной формы; мяч.

Ход занятия


Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в группу принесли посылку и на ней что-то написано. Давайте прочитаем: «Отгадай загадку и что лежит в посылке узнай, без разгадки не вскрывай»:

Горы, пустыни,

Степи, леса,

Страны, реки и моря,

На нём поместилась вся наша Земля.

Кто знает, о чём идёт речь?
Дети: Речь идёт о глобусе.
Воспитатель: (Вскрывает посылку и достаёт глобус) Правильно. Это глобус. А что такое глобус? А какого цвета на глобусе больше всего?
Дети: Глобус – это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. На глобусе больше всего синего цвета.

Воспитатель: Верно. Как вы думаете, что же обозначено этим цветом на глобусе?
Дети: Голубой и синий цвет – это цвет обозначения воды на глобусе. Воспитатель: А кому нужна вода?
Дети: Людям, животным, птицам, насекомым, растениям.

Воспитатель: Правильно, без воды не было бы жизни на земле, животные и птицы бы погибли, растения бы завяли и не было бы нас с вами. А где человек использует воду?

Дети: Воду человек использует, когда готовит кушать, стирает одежду, для купания и умывания, поливает ей цветы, для утоления жажды.
Воспитатель: Правильно ребята:
                                            Вечерком нашей водице,

Нужно будет потрудиться.

Ванну станем принимать,

Ножки, ручки отмывать.

С мылом спинку мы потрем,

Грязь везде-везде найдем.

Нелегко воде бывает,

Но дело свое она знает!

Знаем точно, что водица

Грязь не признает на лицах.

Кто красивым хочет стать,

Воду должен уважать!


Вода – наш друг, источник жизни.
А сейчас давайте вспомним, какая же бывает вода.
 (после того как дети называют отгадку, достаётся карточка из посылки с изображением отгадки)

1. Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь:

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь. (Снег)

2. Кто это такой садовник –

Полил вишню и крыжовник,

Полил сливу и цветы,

Вымыл травы и кусты. (Дождь)

3. Он прозрачен как стекло,

Но не вставить его в окно. (Лёд)

4. пушистая вата

Плывёт куда-то,

Чем вата ниже

Тем дождик ближе. (Облака, тучи)

5. Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко,

Стало видно далеко. (Туман)

6. На дворе переполох,

С неба сыплется горох.

Съела шесть горошин Нина,

У неё теперь ангина. (Град)


Воспитатель: Молодцы, ребята. Давайте вспомним, вспомним все наши отгадки.

Дети: Снег, дождь, лёд, тучи (облака), туман, град.

Воспитатель: Вода имеет три состояния. Первое состояние – она может быть жидкой – например дождь. Второе состояниео воды – она может быть твёрдой – например в виде льда и града. Третье состояние воды – она может быть газообразной – например облака, туман. А давайте попробуем привести еще примеры состояния воды: вода жидкая, твёрдая и газообразная.

Дети: Жидкое состояние воды: капелька, речка, море; твёрдое состояние  воды – снежинки; газообразное состояние воды – это пар, тучи.

Физминутка

Море очень широко,

(Дети широко разводят руки в сторону.)

Море очень глубоко.

(Приседают, коснувшись руками пола.)

Рыбки там живут, друзья,

(Выполняют движение «Рыбка».)

А вот воду пить - нельзя.

(Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)


Воспитатель: Предлагаю вам, ребята, отправиться в лабораторию, чтобы провести опыты и узнать о свойствах воды. Прежде чем мы пойдём в лабораторию, скажите, а кто работает в лаборатории? Что там исследователи (лаборанты)делают?
Дети: В лаборатории работают исследователи (лаборанты), они проводят опыты, исследования, экспериментируют.
Воспитатель: В лаборатории существуют определённые  правила поведения:
1. Необходимо внимательно слушать инструкции, иначе у нас ничего с вами не получиться..
2. После каждого опыта делать вывод

3. Общаться тихо друг с другом и не отвлекать своих товарищей-исследователей от опытов.

4. Помогать друг другу, если что-то не получается.
А теперь надеваем халаты занимаем свои места в лаборатории и начинаем исследования свойств воды.

ИССЛЕДОВАНИЕ 1 – вода  не имеет запаха. 
Воспитатель: Что стоит у вас на столах? Возьмите стаканчик под номером 1. Что в нём налито? Теперь попробуем воду понюхать, и сделать вывод чем вода пахнет.

Дети: На столах стоят стаканчики с жидкостью. В стаканчике 1 налита вода и она ничем не пахнет. Делаем вывод: вода не имеет запаха.
ИССЛЕДОВАНИЕ 2 – вода не имеет цвета.
Воспитатель: Возьмите стаканчик под номерами 2 и поставьте его со стаканчиком 1.Что налито в стаканчике 2? Что ещё на столах лежит рядом со стаканчиками? Каким они цветом? А теперь, выберите, пожалуйста полоску бумаги, которая совпадает с цветом сока. Теперь выберите полоску, которая совпадает с цветом воды? Есть ли у воды цвет, как вы думаете? Какой вывод делаем?

Дети: В стаканчике с номером 2 налит сок. Рядом со стаканчиками лежат бумажные  полоски , жёлтого, оранжевого, синего, белого цветов. С соком совпадает жёлтая полоска. У воды нет цвета. Делаем вывод, что вода – бесцветная.

ИССЛЕДОВАНИЕ 3 – вода прозрачная.

Воспитатель: У каждого из вас есть чайные ложечки. Опустите одну ложечку в стакан с водой, а другую в стакан с соком. Скажите мне, пожалуйста, видно ли нижнюю часть ложечки в стакане с соком?

Дети: Нет.

Воспитатель: Видно ли нижнюю часть ложечки в стакане с водой?

Дети: Да.

Воспитатель: Значит, что мы можем сказать  о воде и о соке? Какой вывод можем сделать?

Дети: В воде всё видно, а в соке нет. Делаем вывод, что вода – прозрачная, а сок непрозрачный.
ИССЛЕДОВАНИЕ 4 – вода  не имеет вкуса .
Воспитатель: А теперь мы с вами попробуем
воду и скажем какой вкус у воды? Для этого нам потребуются коктейльные трубочки. У сока? Какой сделаем вывод?
Дети:  Вода безвкусная, сок со вкусом персика. Делаем вывод:  вода не имеет вкуса.
ИССЛЕДОВАНИЕ 5 – вода  – растворитель.
Воспитатель: Давайте посмотрим, что станет с кусочком сахара, если мы положим его в воду. Возьмите стаканчики под номером 3. Положите кусочек сахара в стаканчик и размешайте его ложкой. Что случилось с сахаром? Растворится сахар в воде или нет?
Дети: Сахар растворился в воде. Делаем вывод: вода является растворителем для сахара.

ИССЛЕДОВАНИЕ 6 – вода  не имеет формы .
Воспитатель: Ребята, у меня в руке мяч. Какую форму он имеет?

Дети: Мяч круглой формы.

Воспитатель:  Куда бы я не положила мяч, он форму не меняет. Ребята, а скажите, пожалуйста, какую форму имеет вода? Передо мной сосуды разной формы. Давайте попробуем налить воду во все эти формы. Что мы видим?

Дети: Вода принимает форму любого сосуда.
Воспитатели: Правильно. Ребята, это значит, что вода не имеет определённой формы. Куда бы мы её не налили, вода приобретает ту форму, в каком сосуде она находится. Итак, какой делаем вывод?

Дети: Вода не имеет формы, она может принимать форму любого сосуда, любой ёмкости.

Воспитатель: Ребята, с какими свойствами воды мы сегодня познакомились?

Дети: Вода не имеет, цвета, запаха, она прозрачная, вода – растворитель, не имеет вкуса и не имеет формы.
Воспитатель: Ребята, вы настоящие исследователи, пришло время немного отдохнуть. Я предлагаю послушать стишок о воде:

Вода — основа жизни на Земле,
Она необходима всем вокруг:
Растениям, животным, человеку,
Расходуй ее бережно, мой друг!

На этом наши опыты закончены, дети, вы сегодня потрудились на отлично!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в старшей группе для детей с ЗПР по теме: «Мебель. Части мебели, её назначение»

Цель: повторять обобщающее понятие «Мебель» и ее назначениеЗадачи: Коррекционно-образовательные:  продолжать знакомство детей с предметами мебели, учить правильно называть обобщающее поняти...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в старшей группе на тему «Космос»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в старшей группе на тему «Космос»...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в старшей группе на тему «Космос»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в старшей группе на тему «Космос»...

Занятие по ознакомлению с окружающим и развитие речи в старшей группе

Занятие по ознакомлению с окружающим и развитие речи в старшей группе...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ, РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ "ПРАЗДНИК ПАП"

Формировать у детей знания о празднике День защитника Отечества.Развивать связную речь детей, побуждая их составлять небольшие рассказы о своих папах.Обогащать лексический запас слов по теме (Отечеств...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в старшей группе «МАМИН ПРАЗДНИК»

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе «МАМИН ПРАЗДНИК»...