Исследовательский проект в детском саду: особенности организации и продуктов проектной деятельности (из опыта работы)
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Экологический информационно-исследовательский  проект в ДОУ «От зёрнышка, до каравая».

Вид проекта: информационно-исследовательский.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Участники проекта: дети  подготовительной  группы, воспитатели, родители.

Актуальность:  Хлеб является основой питания многих народов. Он рассматривается как источник жизни и символ труда. С хлебом связано огромное количество обрядов. Буханка хлеба и  его каждый  кусок, особенно первый,  раньше воплощали собой долю человека; считалось, что от обращения с ними зависят его сила, здоровье и удача. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Без него не обходится ни один приём пищи.

Этот продукт сопровождает нас от рождения до старости. Где бы вы ни находились на Земле, каковы бы ни были местные обычаи, языки, питание — везде вы сможете обнаружить какой-нибудь вид хлеба. Ценность хлеба ничем нельзя измерить. На сегодняшний день, дети встречаются с хлебом ежедневно и, возможно, у них теряется важность  этого главного продукта. Все это проявляется небрежным отношением к нему (бросают, играют, крошат, лепят фигурки, выбрасывают недоеденные куски).

Но почему одни дети любят хлеб и с удовольствием его едят, а другие отказываются от него?

Тема данного проекта позволяет, в условиях воспитательно-образовательного процесса расширить знания детей о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде людей, которые выращивают хлеб, и понять  какими усилиями появляется хлеб на нашем столе.

Цель:

  • Сформировать единое представление о процессе выращивания хлеба.  
  • Изучить профессии людей, задействованных в этом процессе.
  • Привить бережное отношение к хлебу, к труду тех людей, благодаря которым хлеб появился на нашем столе.

Задачи:

  • Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;
  • Воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда.
  • Уточнить знания детей о том, кто делает хлеб, где и из каких зерновых культур получают муку;
  • Расширить активный словарь детей характерными терминами и названиями;
  • Развить умения у детей делать элементарные заключения и выводы;
  • Познакомить с произведениями разных авторов, посвященных хлебу;
  • Познакомить со старинными русскими обычаями, связанными с хлебом;  Привлечь родителей к образовательному процессу в ДОУ.
  • Выпечка хлебобулочных изделий дома с родителями  

Разработка проекта:

Создать развивающую среду: подобрать материал, атрибуты для игровой деятельности, дидактические игры, иллюстрации.

В основу данного проекта положены следующие идеи:

 Получение хлеба – это результат труда людей разных профессий. Если человек будет знать, сколько затрачено труда для того, чтобы пришел хлеб к нам на стол, то будет бережнее относиться к нему

Ожидаемые результаты:

  • сформировать у детей представления о ценности хлеба;
  • получить знания о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас.
  • донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;
  • воспитывать интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, которые участвуют в процессе производстве хлеба;
  • воспитывать бережное отношения к хлебу.

Методы исследования:

• сбор информации;

• беседы;

• наблюдения;

• экскурсия;

• эксперимент

• анализ.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

Образовательная деятельность:

1.Социально- личностное развитие (социализация, труд, безопасность)

            Совместная деятельность:

  • Беседа о культуре поведения за столом, бережном отношении к хлебу.
  • Составление рассказов «Как наши предки выращивали хлеб», «Как хлеб на стол попал», «Откуда к нам хлеб пришел»
  • Игра «Хорошо - плохо», прививать правила обращения с хлебом.
  • Игра «Узнай и назови» (хлебобулочные изделия на картинке)
  • Игра «Узнай по вкусу» (ржаной хлеб, батон, пряник, сушка, печенье).
  • Организация чаепития с домашней выпечкой.
  • Превращение зерна в муку (ступка, кофемолка).
  • Выращивание семян (ржи, пшеницы, ячменя, овса).
  • Замешивание теста и выпечка хлеба в домашних условиях (хлебопечка).

Самостоятельная деятельность:

Сюжетно – ролевые игры  «Булочная», «Семья», «Ярмарка»

(дидактический  материал «Набор хлеба», «Продукты», «Магазин»)

Взаимодействие с родителями:

  • Составление плана «Откуда к нам хлеб пришел», замешивание теста, выпечка хлебобулочных изделий.
  • Выставка хлебобулочных изделий «Вот он хлебушек душистый» , как результат совместной деятельности родителей и ребенка.
  • Составление рассказов о приготовлении своих хлебобулочных изделий

Образовательная деятельность:

2.  Художественно- эстетическое развитие (Художественное творчество, музыка)

Совместная деятельность:

  • Аппликация на тему: «Мы идем на мельницу»
  • Лепка из соленого теста «Что можно сделать из муки?»,
  • Конструирование из конструктора «Мельница»,
  • Рассматривание иллюстраций И.Шишкин «Рожь», И.Машкова «Снедь Московская. Хлеба»
  • Рисование хлебных полей, людей, выращивающих хлеб, рассматривание картин и иллюстраций о хлебе.
  • Составление узоров и рисунков из круп.

Самостоятельная деятельность:

  • Раскрашивание раскрасок
  • Просмотр мультфильма «История о девочке, наступившей на хлеб» по мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена

Взаимодействие с родителями:

Подбор иллюстраций о хлебе

Образовательная деятельность:

3.Познавательно- речевое развитие (коммуникативное познание, чтение)

Совместная деятельность:

  • Рассказы воспитателя на темы:

«Как хлеб на стол пришел»;

     «Какой бывает хлеб»;

     «Как испечь хлеб дома»;

    «Берегите хлеб».

  • Экологическая игра «что за чем»,
  • Проговаривание скороговорок о хлебе:
  • Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.
  • Петр в печке пек печенье, да перепек всю выпечку.
  • Хорош пирожок - внутри творожок
  • Саша любит сушки, Соня - ватрушки
  • Лежал Ваня на печи, кушал Ваня калачи.
  • Совместный подбор пословиц и поговорок о хлебе:
  • Будет хлеб, будет и обед
  • Пот на спине, так и хлеб на столе
  • Без соли невкусно, а без хлеба несытно
  • Хлеб- дар божий, отец, кормилец.
  • Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош
  • Покуда есть хлеб, да вода- все не беда
  • Без хлеба всё приестся
  • Дожили до клюки, что ни хлеба, ни муки
  • Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь
  • Без хлеба и мёдом сыт не будешь
  • Без хлеба и у воды жить худо.
  • Рассказать о Приметах  хлеба:
  • Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу.
  • Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу. 
  • Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.
  • Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами
  • Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.
  • Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.
  • Опытная деятельность «Как получается мука?», «Водяная мельница», «Ветряная мельница» (взаимосвязь между водой, ветром и вращением),
  • Опыт «Как готовить тесто»
  • Просмотр презентации «Как хлеб попал на стол», Д/и «Сложи цепочку» (родственные слова),
  • Чтение художественной литературы о хлебе.

Сказки: «Легкий хлеб», «Крупеничка», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок»; В. Дацкевич «От зерна до каравая», К. Чуковский «Чудо – дерево», «Булка», В. Ремизов «Хлебный голос», Я. Аким «Хлеб», Т. Шорыгина «Ломоть хлеба», Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог», И. Токмакова «Что такое хлеб», Н. Самкова «О хлебе»,П. Коганов «Хлеб - наше богатство», загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, приметы о хлебе.

Самостоятельная деятельность:

  • Рассматривание книг, иллюстраций о сельскохозяйственных машинах; альбомов о хлебе,
  • Придумывание рассказов о хлебе,
  • Рассматривание колосков, зерен,
  • Рассматривание и проба разных видов хлеба,
  • Дидактические игры для развития мелкой моторика «Золушка»,  «Посчитай зерна» «Что из какой муки испекли» ,«Что сначала, что потом»; «А какой он, хлеб»;«Кто больше назовет хлебобулочных изделий»; «Назови профессию».
  • Рассматривание репродукций картин русских художников на заданную тему;
  • Просмотр диафильма «От зерна до каравая».
  • Знакомство с профессиями: агроном, комбайнёр, мукомол, пекарь.

Взаимодействие с родителями:

  • Заучивание загадок, сбор картинок, пословиц, стихов о хлебе.
  • Прочитать с родителями А.Букалов «Как машины хлеб берегут»,
  • Просмотр диафильма В.П. Дацкевич «От зерна до каравая» Н. Самкова «О хлебе»
  • Экскурсия в булочную.
  • Экскурсия в  Музей хлеба.
  • Чаепитие с родителями (с хлебобулочными изделиями).
  •  Театрализация русской народной сказки «Колосок».
  • Образовательная деятельность:

4.Физическое развитие (здоровье, физкультура)

Совместная деятельность:

Спортивное развлечение «Чтобы хлеб растить - надо ловким быть», пальчиковые игры, физминутки.

Самостоятельная деятельность:

  • Игра в подвижные игры
  • Игра «Кто что делает?»

Взаимодействие с родителями:

Составление кулинарной книги Рецепты бабушек и мам «Колобок»

Подведение итогов

Вывод:

 В результате нашей  работы над проектом дети узнали:

  • Как вырастить хлеб, изготовить муку, выпечь хлеб.
  • Узнали об истории возникновения хлеба, хлебных профессиях.
  • Узнали, что в хлебе содержат необходимые вещества для жизнедеятельности человека.
  • Разгадывали загадки, разучивали стихи и песни, узнали пословицы о хлебе.
  •  Создали кулинарную книгу «Рецепты бабушек и мам. Колобок»
  • Познакомились с историей о девочке, наступившей на хлеб по сказке Г.Х. Андерсена.

Работа над проектом помогла развить нравственные качества детей, обогатить активный словарь детей специальными терминами и названиями, познакомить со старинными русскими обычаями, а так же привлекла родителей к образовательному процессу в детском саду. А главное: мы будем учиться бережно относиться к хлебу, ведь это труд многих людей!

 

 

 

 

Список литературы

М. Ивин «Хлеб сегодня, хлеб завтра». Детская литература, 1980г.

А. Митяев «Ржаной хлебушко – калачу дедушка», Москва «Детская литература», 1990г.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Орлова Е. А., воспитатель

ГБДОУ детский сад №113 Невского района

Санкт- Петербурга

Исследовательский проект в детском саду: особенности организации и продуктов проектной деятельности (из опыта работы)

Экологический информационно-исследовательский  проект в ДОУ «От зёрнышка, до каравая».

Вид проекта: информационно-исследовательский.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Участники проекта: дети  подготовительной  группы, воспитатели, родители.

Актуальность:  Хлеб является основой питания многих народов. Он рассматривается как источник жизни и символ труда. С хлебом связано огромное количество обрядов. Буханка хлеба и  его каждый  кусок, особенно первый,  раньше воплощали собой долю человека; считалось, что от обращения с ними зависят его сила, здоровье и удача. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Без него не обходится ни один приём пищи.

Этот продукт сопровождает нас от рождения до старости. Где бы вы ни находились на Земле, каковы бы ни были местные обычаи, языки, питание — везде вы сможете обнаружить какой-нибудь вид хлеба. Ценность хлеба ничем нельзя измерить. На сегодняшний день, дети встречаются с хлебом ежедневно и, возможно, у них теряется важность  этого главного продукта. Все это проявляется небрежным отношением к нему (бросают, играют, крошат, лепят фигурки, выбрасывают недоеденные куски).

Но почему одни дети любят хлеб и с удовольствием его едят, а другие отказываются от него?

Тема данного проекта позволяет, в условиях воспитательно-образовательного процесса расширить знания детей о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде людей, которые выращивают хлеб, и понять  какими усилиями появляется хлеб на нашем столе.

Цель: 

  • Сформировать единое представление о процессе выращивания хлеба.  
  • Изучить профессии людей, задействованных в этом процессе.
  • Привить бережное отношение к хлебу, к труду тех людей, благодаря которым хлеб появился на нашем столе.

Задачи:

  • Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;
  • Воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда.
  • Уточнить знания детей о том, кто делает хлеб, где и из каких зерновых культур получают муку;
  • Расширить активный словарь детей характерными терминами и названиями;
  • Развить умения у детей делать элементарные заключения и выводы;
  • Познакомить с произведениями разных авторов, посвященных хлебу;
  • Познакомить со старинными русскими обычаями, связанными с хлебом;  Привлечь родителей к образовательному процессу в ДОУ.
  • Выпечка хлебобулочных изделий дома с родителями  

Разработка проекта:

Создать развивающую среду: подобрать материал, атрибуты для игровой деятельности, дидактические игры, иллюстрации.

В основу данного проекта положены следующие идеи:

 Получение хлеба – это результат труда людей разных профессий. Если человек будет знать, сколько затрачено труда для того, чтобы пришел хлеб к нам на стол, то будет бережнее относиться к нему

Ожидаемые результаты:

  • сформировать у детей представления о ценности хлеба;
  • получить знания о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас.
  • донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;
  • воспитывать интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, которые участвуют в процессе производстве хлеба;
  • воспитывать бережное отношения к хлебу.

Методы исследования:

• сбор информации;

• беседы;

• наблюдения;

• экскурсия;

• эксперимент

• анализ.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

Образовательная деятельность:

1.Социально- личностное развитие (социализация, труд, безопасность)

            Совместная деятельность:

  • Беседа о культуре поведения за столом, бережном отношении к хлебу.
  • Составление рассказов «Как наши предки выращивали хлеб», «Как хлеб на стол попал», «Откуда к нам хлеб пришел»
  • Игра «Хорошо - плохо», прививать правила обращения с хлебом.
  • Игра «Узнай и назови» (хлебобулочные изделия на картинке)
  • Игра «Узнай по вкусу» (ржаной хлеб, батон, пряник, сушка, печенье).
  • Организация чаепития с домашней выпечкой.
  • Превращение зерна в муку (ступка, кофемолка).
  • Выращивание семян (ржи, пшеницы, ячменя, овса).
  • Замешивание теста и выпечка хлеба в домашних условиях (хлебопечка).

Самостоятельная деятельность:

Сюжетно – ролевые игры  «Булочная», «Семья», «Ярмарка»

(дидактический  материал «Набор хлеба», «Продукты», «Магазин»)

Взаимодействие с родителями:

  • Составление плана «Откуда к нам хлеб пришел», замешивание теста, выпечка хлебобулочных изделий.
  • Выставка хлебобулочных изделий «Вот он хлебушек душистый» , как результат совместной деятельности родителей и ребенка.
  • Составление рассказов о приготовлении своих хлебобулочных изделий

Образовательная деятельность:

2.  Художественно- эстетическое развитие (Художественное творчество, музыка)

Совместная деятельность:

  • Аппликация на тему: «Мы идем на мельницу»
  • Лепка из соленого теста «Что можно сделать из муки?»,
  • Конструирование из конструктора «Мельница»,
  • Рассматривание иллюстраций И.Шишкин «Рожь», И.Машкова «Снедь Московская. Хлеба»
  • Рисование хлебных полей, людей, выращивающих хлеб, рассматривание картин и иллюстраций о хлебе.
  • Составление узоров и рисунков из круп.

Самостоятельная деятельность:

  • Раскрашивание раскрасок
  • Просмотр мультфильма «История о девочке, наступившей на хлеб» по мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена

Взаимодействие с родителями:

Подбор иллюстраций о хлебе

Образовательная деятельность:

3.Познавательно- речевое развитие (коммуникативное познание, чтение)

Совместная деятельность:

  • Рассказы воспитателя на темы:

«Как хлеб на стол пришел»;

     «Какой бывает хлеб»;

     «Как испечь хлеб дома»;

    «Берегите хлеб».

  • Экологическая игра «что за чем»,
  • Проговаривание скороговорок о хлебе:
  • Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.
  • Петр в печке пек печенье, да перепек всю выпечку.
  • Хорош пирожок - внутри творожок
  • Саша любит сушки, Соня - ватрушки
  • Лежал Ваня на печи, кушал Ваня калачи.
  • Совместный подбор пословиц и поговорок о хлебе:
  • Будет хлеб, будет и обед
  • Пот на спине, так и хлеб на столе
  • Без соли невкусно, а без хлеба несытно
  • Хлеб- дар божий, отец, кормилец.
  • Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош
  • Покуда есть хлеб, да вода- все не беда
  • Без хлеба всё приестся
  • Дожили до клюки, что ни хлеба, ни муки
  • Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь
  • Без хлеба и мёдом сыт не будешь
  • Без хлеба и у воды жить худо.
  • Рассказать о Приметах  хлеба:
  • Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу.
  • Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу. 
  • Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.
  • Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами
  • Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.
  • Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.
  • Опытная деятельность «Как получается мука?», «Водяная мельница», «Ветряная мельница» (взаимосвязь между водой, ветром и вращением),
  • Опыт «Как готовить тесто»
  • Просмотр презентации «Как хлеб попал на стол», Д/и «Сложи цепочку» (родственные слова),
  • Чтение художественной литературы о хлебе.

Сказки: «Легкий хлеб», «Крупеничка», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок»; В. Дацкевич «От зерна до каравая», К. Чуковский «Чудо – дерево», «Булка», В. Ремизов «Хлебный голос», Я. Аким «Хлеб», Т. Шорыгина «Ломоть хлеба», Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог», И. Токмакова «Что такое хлеб», Н. Самкова «О хлебе»,П. Коганов «Хлеб - наше богатство», загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, приметы о хлебе.

Самостоятельная деятельность:

  • Рассматривание книг, иллюстраций о сельскохозяйственных машинах; альбомов о хлебе,
  • Придумывание рассказов о хлебе,
  • Рассматривание колосков, зерен,
  • Рассматривание и проба разных видов хлеба,
  • Дидактические игры для развития мелкой моторика «Золушка»,  «Посчитай зерна» «Что из какой муки испекли» ,«Что сначала, что потом»; «А какой он, хлеб»;«Кто больше назовет хлебобулочных изделий»; «Назови профессию».
  • Рассматривание репродукций картин русских художников на заданную тему;
  • Просмотр диафильма «От зерна до каравая».
  • Знакомство с профессиями: агроном, комбайнёр, мукомол, пекарь.

Взаимодействие с родителями:

  • Заучивание загадок, сбор картинок, пословиц, стихов о хлебе.
  • Прочитать с родителями А.Букалов «Как машины хлеб берегут»,
  • Просмотр диафильма В.П. Дацкевич «От зерна до каравая» Н. Самкова «О хлебе»
  • Экскурсия в булочную.
  • Экскурсия в  Музей хлеба.
  • Чаепитие с родителями (с хлебобулочными изделиями).
  •  Театрализация русской народной сказки «Колосок».
  • Образовательная деятельность:

4.Физическое развитие (здоровье, физкультура)

Совместная деятельность:

Спортивное развлечение «Чтобы хлеб растить - надо ловким быть», пальчиковые игры, физминутки.

Самостоятельная деятельность:

  • Игра в подвижные игры
  • Игра «Кто что делает?»

Взаимодействие с родителями:

Составление кулинарной книги Рецепты бабушек и мам «Колобок»

Подведение итогов

Вывод:

 В результате нашей  работы над проектом дети узнали:

  • Как вырастить хлеб, изготовить муку, выпечь хлеб.
  • Узнали об истории возникновения хлеба, хлебных профессиях.
  • Узнали, что в хлебе содержат необходимые вещества для жизнедеятельности человека.
  • Разгадывали загадки, разучивали стихи и песни, узнали пословицы о хлебе.
  •  Создали кулинарную книгу «Рецепты бабушек и мам. Колобок»
  • Познакомились с историей о девочке, наступившей на хлеб по сказке Г.Х. Андерсена.

Работа над проектом помогла развить нравственные качества детей, обогатить активный словарь детей специальными терминами и названиями, познакомить со старинными русскими обычаями, а так же привлекла родителей к образовательному процессу в детском саду. А главное: мы будем учиться бережно относиться к хлебу, ведь это труд многих людей!

Список литературы

М. Ивин «Хлеб сегодня, хлеб завтра». Детская литература, 1980г.

А. Митяев «Ржаной хлебушко – калачу дедушка», Москва «Детская литература», 1990г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения посредством проектной деятельности (из опыта работы)

Совершенствование взаимодействия семьи и     дошколь­ного  образовательного учреждения посредством проектной деятельности     ...

Декоративное рисование в детском саду. Особенности организации занятий по декоративному рисованию в ДОУ.

В данном материале изложена роль декоративного рисования в воспитании дошкольников, а так же особенности оранизации непосредственно образовательной деятельности дошкольников по дкоративному рисованию....

Особенности организации и продуктов проектной деятельности

По мнению психологов познавательно-исследовательская деятельность является ведущей с первого года жизни ребенка. Она реализует не только задачи развития детей, но и их интересы....

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ В ДЕТСКОМ САДУ: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОДУКТОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Шарая Н.В., воспитательГБДОУ детский сад №68 Приморского районаСанкт-ПетербургаИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ В ДЕТСКОМ САДУ: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОДУКТОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ....

Консультация для педагогов детского сада "Лэпбук как творческий продукт проектной и исследовательской деятельности детей дошкольного возраста"

Лэпбук  –  это  универсальное  пособие,  которое  может  быть  итогом проектной  и  самостоятельной  деятельности  детей,  темати...

Статья Семья и детский сад: взаимодействие в проектной деятельности (из опыта работы)

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Проект является эффективным средством привлечения родителей к образовательной деятельности ДОУ. На сегодняшний ...

Игровая деятельность в детском саду: особенности организации и развития

Игровая деятельность- это организованная деятельность, предполагающая направление умственных, физических и эмоциональных усилий детей на достижение поставленной игровой задачи....