Конспект ООД познавательного развития для детей подготовительной группы «Солнечная система».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Михайличенко Ирина Николаевна

Конспект ОД по познавательному развитию у детей старшего дошкольного возраста позволит сформировать представления о солнечной системе, разширить  словарный запас.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soln._sist_._ood.docx18.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД  познавательного развития для детей   подготовительной группы «Солнечная система».

Программные   задачи:

  • Способствовать формированию элементарных представлений о строении Солнечной системы.
  • Актуализировать представления детей о Солнце, полученные в ходе собственных наблюдений.
  • Вызвать интерес к теме, способствовать психологической готовности к дальнейшему изучению астрономии и физики в школе.
  • Развивать умения анализировать наблюдения и делать соответствующие выводы.
  •  Закрепить представления о смене дня и ночи.
  • Активизация в речи детей слов-названий частей суток, названий планет.
  • Воспитывать доброжелательные отношения между сверстниками во время эксперимента, игры.

Обогащение словаря: Солнечная система, планета, космическое пространство, орбита ,глобус, восход солнца на Востоке, заход солнца на Западе, образ жизни.

Оборудование и материал:

Интерактивная доска, презентация, глобус, настольная лампа, картонный «человечек».      

         Ход занятия:

Слайд №1

Звучит тихая, плавная музыка.

Слайд №2

Ты только посмотри вокруг!

Тут – речка, там зеленый луг.

В лесу дремучем не пройдешь,

Воды в пустыне не найдешь.

А где–то снег лежит горой,

А где–то жарко и зимой…

Чудес нам всех не перечесть,

Одно у них названье есть:

Леса и горы, и моря –

Всё называется – Земля.

А если в космос ты взлетишь,

То из окна ракеты

Увидишь шар там голубой –

Любимую планету!

Наш дом родной –

Наш общий дом!

Земля, где мы с тобой живем!

В: - Какое красивое произведение! Ребята, о чем автор рассказывает нам в стихотворении?

Дети: - О нашей планете, о Земле.

Слайд №3

В: - Наша родная планета – Земля. Здесь живут люди, звери, птицы, насекомые, растения. Но только люди могут мечтать, желают знать, как устроен окружающий их мир, отправляются в путешествия за новыми впечатлениями и знаниями. Я приглашаю вас в маленькое путешествие, и мы узнаем ещё немного о том, как устроен мир, в котором мы живём.

Представьте, что вы – команда космического корабля землян. Каждый занял свое место. Сожмите в кулачках штурвал, нажмите ступнями на педали. Держите, держите! Глубокий вдох, выдох... Наш корабль оторвался от Земли, поднимается в небо все выше и выше в космическое пространство. Отпустите штурвалы, включаем автопилот. Посмотрите, какую картину мы видим в иллюминаторе нашего корабля (обратить внимание детей на плакат с изображением модели солнечной системы). Как вы думаете, что мы видим? (ответы детей)

Слайд №4

В: Это модель солнечной системы.

Давайте рассмотрим её подробнее. Как устроена Солнечная система?

Примерные ответы детей (обсуждение идёт в форме: вопрос – ответ)

В центре Солнечной системы находится Солнце. Это большая звезда, огромный огненный шар, который имеет очень высокую температуру и дарит свет и тепло всему, что находится вокруг него. Вокруг Солнца вращаются планеты.

В: Названия, каких планет вы знаете?

(Ответы детей)

Все планеты разные по размеру, но значительно меньше Солнца. Их девять, и каждая из них вращается вокруг Солнца по своей «дорожке». Кто знает, как она называется?

Дети: - Орбита.

В: - Да, каждая планета вращается по своей орбите. Найдите, пожалуйста, нашу планету. Вот она, небольшой голубой шар, Земля. Какая она по счёту от Солнца?

Дети: - Третья.

Слайд №5

В: - Вот так она выглядит с высоты космического полета.

Давайте вернёмся на нашу любимую планету. Зажмите в кулачки штурвал, нажимаем педали, глубоко вдохнули и плавно с выдохом опускаемся на Землю. Здесь нас ждут интересные открытия. Но для начала отгадайте такую загадку:

Друг за другом чередой

Мимо ходят брат с сестрой,

Братец будит весь народ,

А сестра – наоборот,

Спать немедленно зовёт.

(Солнце и Луна) 

Слайд №6

Наблюдая за Солнцем, вы уже узнали, что оно целый день обогревает Землю.

Что же происходит с Солнцем?

Слайд №7

Солнце восходит утром на Востоке, поднимается днем на небосклоне, а затем опускается на Западе за горизонт. Небо постепенно темнеет, появляются звёзды и Луна на небе. (Рассказ сопровождается показом).

В: - А вы задумывались, где ночует Солнце? Куда оно прячется ночью? (Ответы детей) Вы высказали много предположений, а чтобы узнать, какое из них верное, мы немного поэкспериментируем. Для этого нам понадобится обычная настольная лампа – это Солнце и глобус – модель нашей планеты Земля. (Рассмотреть глобус). Давайте найдем на глобусе место, где мы с вами живем (это материк Евразия), и поселим туда вот этого «человечка». Планета Земля вращается не только вокруг Солнца по своей орбите, она постоянно вращается вокруг своей оси. (Моделируем соответствующую ситуацию) Земля вращается и вместе с ней всё, что на ней находится – горы, моря, города. Мы с вами тоже вращаемся, правда сами этого не замечаем. Вращается наш глобус и Наш «человечек» оказывается то на свету, то в темноте. На ту часть Земли, которую освещает Солнце, приходит день, а на противоположную – ночь. У нас наступает восход, когда тот участок Земли, где мы живём, поворачивается к Солнцу. А на закате, когда кажется, что Солнце тонет за линией горизонта, наш участок поворачивается от Солнца. Так где же ночует Солнце? (Ответы детей)

Предложить кому-то из детей самостоятельно смоделировать ситуацию смены дня и ночи.

Разминка.

Дети делятся на две команды. Задание: собрать карточки–пазлы со словами:

«СОЛНЦЕ», «ЗЕМЛЯ», «СВЕТ», «ТЕНЬ».

В: - Ребята, а вы знаете, как называют день и ночь вместе, одним словом?

Дети: - Сутки.

В: - Правильно. Есть такая пословица: «День и ночь – сутки прочь». А какие еще части суток не названы в этой пословице? Расположите их в порядке наступления.

Дети:- Утро, день, вечер, ночь.

В: Одинаково ли освещение в разное время суток? Как оно отличается?

(Ответы детей)

Слайд №8

В: предлагаю вам поиграть в игру «Когда это бывает?»

Слайд №9

На слайде вы видите 4 круга разного цвета, которые обозначают определённую часть суток. Как вы думаете, каким цветом обозначено УТРО.

А СЕРЫМ цветом какая часть суток обозначена?

Осталось 2 круга. Какие части суток они могут обозначать?

Слайд №10

На следующем слайде вы видите розовый круг -  УТРО и картинки,   которые характеризуют определенную часть суток. Выберите те картинки, которые соответствующие этой части суток. И объясните своё решение.

подсказывает нам, что наступило утро.

Слайд №11

Выберите те картинки, которые подсказывает нам что наступил   день.

Слайд №12

Выберите те картинки, которые подсказывает нам что наступил вечер  .

Выберите те картинки, которые подсказывает нам, что наступила  ночь

Молодцы, ребята. хорошо справились с заданием.

В: -  Ну что же, ребята, скажите мне пожалуйста, что вы сегодня интересного для себя открыли, что узнали в нашем путешествии?

 (Ответы детей)

Я думаю, мы славно сегодня потрудились. Хочу завершить наше путешествие словами: « Пройдет ночь, Солнце снова встанет, осветит все своими теплыми лучами, и мы с радостью скажем друг другу и всем на нашей планете: «Доброе утро!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина с использованием ИКТ для детей подготовительной группы «Солнечная система»

Викторина с использованием ИКТ для детей подготовительной группы«Солнечная система»...

Экскурсия в мини – планетарий с детьми подготовительной группы «Солнечная система и голубая планета Земля»

В рамках муниципального семинара «Поиск эффективных методов и осуществленияэкологического воспитания дошкольников в рамках ФГОС ДО»...

Конспект занятия по валеологии в подготовительной группе «Пищеварительная система человека»

Конспект занятия по валеологии в подготовительной группе «Пищеварительная система человека»...

Мастер-класс для подготовительной группы "Солнечная система"

Работа была подготовлена ко дню Космонавтики как часть проекта "Космос".Взаимодействие с воспитанниками происходило через средства ИКТ. Мастер-класс соответствует одной из плановых тем учебн...

Конспект летнего развлечения для детей младшей группы «Солнечная сказка»

Ход занятия:Дети сидят на скамеечке.Воспитатель: Очень любят дети лето,Летом много солнца, света.Что то, скучно нам сидеть, давайте солнышко позовем....

Самообразование "Применение технологии БУСОГРАД или волшебные игры феи Бусинки в системе развития речи детей подготовительной группы"

Вид: творческий, развивающий.Продолжительность: 1 год.Сроки проведения: 01.09.2023г. по 31.05.2024 г.Участники проекта: дети, воспитатель. ЦЕЛЬ:Создание условий, способствующих раз...