Конспект занятия в подготовительной группе по формированию целостной картины «Волшебница зима».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в подготовительной группе по формированию целостной картины мира на тему: «Волшебница зима».
Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить знания о сезонных изменениях в природе;
- обобщить и систематизировать представления о характерных признаках зимы.
Воспитательные:
- воспитывать чувство любви к родной природе;
- воспитать интерес к познанию природы.
Развивающие:
- развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы; - развивать память и внимание.
-развивать продуктивную деятельность через художественный труд в работе с пряжей; развивать мелкую моторику.
Материал: Иллюстрация зимний пейзаж ,картинки животных, картинки птиц, фланелеграф, цветные нитки, игрушка снеговик, музыки П.И.Чайковского «Зима» из цикла «Времена года».
Виды детской деятельности:
-коммуникативная.
-познавательно-исследовательская.
-изобразительная.
-восприятие художественной литературы, музыки
-двигательная.
Предварительная работа.
-наблюдение за природой на прогулке ;игры в снежки.
-рассматривание иллюстраций и картин о зиме.
-разучивание стихотворений ,песен ,поговорок ,примет.
-рисование в свободное от занятий время.
-прослушивание музыки П.И.Чайковского «Зима» из цикла «Времена года».
Планируемые результаты: ребенок проявляет любознательность; способен рассуждать и давать адекватные причинно-следственные объяснения; проявляет умение поддерживать беседу; владеет в соответствии с возрастом основными движениями; бережно относиться к природе.
Ход занятия :
I.Организационный момент: Дети входят в зал. (под елкой снеговик)
Мой помощник белоснежный
С головы до самых ног,
Он похож на шарик снежный,
В глазках черный уголек.
Вместо носа очень ловко
Носит сладкую морковку.
И скучать он не привык,
Это белый (Снеговик) .
Воспитатель: Здравствуй,снеговик!
Снеговик он не простой,
К нам приходит он зимой
С ним мы давние друзья
Приглашаем в сказку мы вас!
Ребята, посмотрите, у снеговика конверт!
Давайте его вместе откроем и прочтем. А еще на конверте надпись – «Зимняя история». Хотите узнать, что за история там спряталась? (Ответы детей).
Воспитатель: «Жила-была королева Зима. И было у неё три сына: Декабрь, Январь, Февраль. Жили они дружно и по очереди правили зимним миром: Но однажды Зима решила, что она самая главная и решила рассказать вам о себе… Воспитатель: «Ребята, а дальше ничего нет. Листок оборван. Как же нам узнать, что нам хотела рассказать зима? Давайте с вами продолжим историю о зиме!
II.Основная часть
Воспитатель читает стихотворение И. Сурикова «Зима».
«Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится
И под утро снегом
Поле забелело
Точно пеленою всё его одело
Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…»
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадки.
Месяц в этой вот загадке
Дни его всех дней короче
Всех ночей длиннее ночи
На поля и на луга
До весны легли снега
Только месяц наш пройдёт
Наступает новый год! (Декабрь)
Щиплет уши, щиплет нос
Лезет в валенки мороз
Брызнешь воду, упадёт
Не вода, а уже лёд
Да же птице не летится
От мороза стынет птица
Повернул к лету
Что скажи за месяц это?(Январь)
С дом сугробы снега
то бураны, то метели
На деревья налетели
По ночам мороз силён
Днём капели слышен звон
День прибавился заметно
Ну, так что за месяц это?(Февраль)
Воспитатель: - Вспомните, пожалуйста, какие вы знаете пословицы о зимних месяцах?
(Ответы детей):
1-й ребёнок: «Декабрь год кончает, а зиму начинает»
2-й ребёнок: «Январь – крыша зимы»
3-й ребёнок: «В феврале два друга: мороз да вьюга»
4-й ребёнок: «В феврале, в феврале много снега на дворе»
Физкультминутка «Прогулка»
По сугробам мы шагаем
Ноги выше поднимаем
Бабу снежную слепили
Птичек крошками кормили
С горки мы потом катались
А ещё в снегу валялись
Все в снегу пришли домой
Съели суп и спать легли.
Под елкой сундук с заданиями.
Воспитатель :Посмотрите ребята ,что это ?-сундук, а в нем снежинки. Снежинки нам помогут продолжить историю о зиме.
Снежинка 1.Расскажи о зиме.
Чтение С.Есенина «Белая береза».
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Какая зима? (серебристая, белая, морозная, холодная, длинная, снежная и т. д.).
- Какие изменения происходят в природе зимой? (выпадает снег, покрываются льдом реки, озера, дни становятся короткими, стоят морозные студеные дни, дует ледяной ветер, солнце светит, но не греет ,деревья стоят голые)(Ответы детей)
Воспитатель: - Природа зимой замирает, но жизнь в природе не останавливается! Снег пушистым покрывалом защищает землю от мороза.
Воспитатель: ребята, давайте подуем на снежинку
(дыхательная гимнастика "Подуем на снежинку)
Снежинка 2 .Расскажи о птицах и животных.
Воспитатель :чтение отрывка А. Яшина «Покормите птиц зимой»
«Покормите птиц зимой
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой
Стайки на крыльцо…»
Воспитатель: Что происходит зимой с птицами? - (Перелётные улетели, а зимующие остались).(Ответы детей).
Воспитатель: Назовите зимующих птиц. - (Синица, воробей, снегирь, голубь, ворона). (Ответы детей).
Воспитатель: Почему их называют зимующими? (Эти птицы не улетают в теплые края, а остаются с нами в любое время года.) (Ответы детей).
Воспитатель:Скажите, почему эти птицы не улетают в теплые края? (Они не боятся морозов т. к. у них есть подпушек под перьями и могут и зимой добывать сами себе корм). (Ответы детей).
Воспитатель :Но зимой корма мало. Легко ли птицам в эту пору? - (Трудно). (Ответы детей).
Воспитатель :Правильно, ребята, птицам зимой трудно добывать себе корм, потому что нет жучков, червячков и т.д.
Воспитатель: Кто приходит на помощь птицам? - (Человек). (Ответы детей).
Воспитатель:Поможем нашим пернатым друзьям?(Ответы детей)
-Как можно помочь зимующим птицам? - (Ответы детей).
Где можно развесить кормушки? – (Ответы детей).
Воспитатель :Ребята,а звери как зимуют? Ну вот, следы есть, а самих животных нет. Как вы думаете, где же они спрятались от холода? (в своих домах). Ребята, помогите мне рассказать стихотворение, договаривая последние слова. И тогда мы с вами узнаем, кто в каком доме зимует.
Спит зимой медведь (в берлоге)
Лиса устроилась (в норе)
Жучка в теплой (конуре)
Белка спряталась (в дупле)
Ежик спит в сухой (траве)
В логове лежит (волчица)
Под кустом дрожит (зайчишка) (Ответы детей).
Воспитатель:Ребята, вот мы с вами и вспомнили, как зимуют животные.
Ребенок :Зимой многие дикие звери спят – погружаются в спячку. Перед спячкой осенью звери накапливают жир. .Больше всего страдают звери зимой не от холода, а от голода. Именно пища нужна зверюшкам чтобы поддерживать постоянную температуру тела и не погибнуть.
Снежинка 3. Игра «Доскажи словечко»(Передаем снежинку)
Зимой все покрыто белым пушистым снегом, давайте поиграем с этим словом.
Снежинка 4.Зимние забавы.
Воспитатель : ( Чтение стихотворения И. Черницкая «Пришла зима»).
Пришла зима веселая
С коньками и салазками,
С лыжнею припорошенной,
С волшебной старой сказкою.
На елке разукрашенной
Фонарики качаются.
Пусть зимушка веселая
Подольше не кончается!
Воспитатель: Ребята,какие вы зимние забавы знаете?(ответы детей).
Воспитатель:Ребята, Давайте с вами вспомним какие бывают зимой праздники??(ответы детей).
Воспитатель:Новый год, наверное, самый замечательный и любимый праздник .Праздник волшебства.
ВоспитательРебята, понравилась вамистория о зиме.Подойдите к сундуку. А сундук-то пустой. Ребята, все снежинки закончились, посмотрите остались только волшебные нити!Наш снеговик совсем загрустил. Скучно ему одному в лесу. Я вам предлагаю сделатьдрузей нашему снеговику.
Занимайте свои места.
(звучит тихая музыка, дети, используя ниткографию, изображают снеговика на фланелеграфе).
III.Рефлексия
Дети подходят к снеговику и дарят ему свои подарки.
Воспитатель: Про какое время года вы придумали историю? Какая у вас получилась история?
Ребята, а какой теперь по настроению стал снеговик?(ответы детей)
- А вы рады, зиме? Улыбнитесь, покажите, как вы рады зиме.( дети прощаются со снеговиком)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной группе по формированию целостной картины мира. Тема: «Хлеб – наше богатство»
Хлеб это символ благополучия, достатка. Хлеб на столе - это богатство в доме.В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, приверженность к общечеловеческим духовным ценностя...
Конспект занятия в подготовительной группе по формированию целостной картины мира, тема: «Хлеб – наше богатство»
Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его....
Конспект ООД в подготовительной группе. Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.
Конспект адресован в помощь воспитателям подготовительных групп. Содержит интересный материал о празднике Новый год....
Конспект занятия в подготовительной группе по формированию целостной картины мира, тема: «Хлеб – наше богатство»
Цель занятия:Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;Познакомить детей с процессом выращивания хлеба;Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; обратить внимание на со...
Конспект занятия в подготовительной группе по формированию целостной картины мира Тема: «Растительный мир Краснодарского края».
ЗАДАЧИ.Уточнить, расширить и закрепить знания детей о родном крае, довести до их понимания, что живут они на земле именуемой - Кубань.Познакомить дошкольников с существованием особых ландшафтов - равн...
Конспект НОД в подготовительной группе по формированию целостной картины мира (экология). «Покормите птиц зимой».
Цель: формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах; развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц; воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в...
Конспект занятия в подготовительной группе по формированию целостной картины мира, с элементами экспериментирования. Тема: «Хлеб – наше богатство»
Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его;Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;Познакомить детей с процессом выращивания хлеба;Дать...