Конспект занятия в подготовительной группе по формированию целостной картины «Волшебница зима».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Кузнецова Анна Сергеевна

волшебница Зима

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_zimushka_rmo.docx29.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе по формированию целостной картины мира на тему: «Волшебница зима».

Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы.

Задачи:
Образовательные:
- закрепить знания о сезонных изменениях в природе;
- обобщить и систематизировать представления о характерных признаках зимы.
Воспитательные: 
- воспитывать чувство любви к родной природе;
- воспитать интерес к познанию природы.
Развивающие:
- развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы; - развивать память и внимание.

-развивать продуктивную деятельность через художественный труд в работе с пряжей; развивать мелкую моторику.

Материал: Иллюстрация зимний пейзаж ,картинки животных, картинки птиц, фланелеграф, цветные нитки, игрушка снеговик, музыки П.И.Чайковского «Зима» из цикла «Времена года».
Виды детской деятельности:

-коммуникативная.
-познавательно-исследовательская.
-изобразительная.
-восприятие художественной литературы, музыки
-двигательная.

Предварительная работа.
-наблюдение за  природой на  прогулке ;игры  в  снежки.
-рассматривание  иллюстраций  и  картин  о зиме.
-разучивание  стихотворений ,песен ,поговорок ,примет.
-рисование в  свободное от занятий время.
-прослушивание музыки П.И.Чайковского «Зима» из цикла «Времена года».

Планируемые  результаты:  ребенок  проявляет  любознательность; способен  рассуждать  и  давать адекватные  причинно-следственные  объяснения;  проявляет  умение  поддерживать  беседу; владеет  в  соответствии  с  возрастом  основными  движениями; бережно  относиться  к  природе.

Ход занятия :

I.Организационный момент: Дети входят в зал. (под елкой снеговик)

Мой помощник белоснежный

С головы до самых ног,

Он похож на шарик снежный,

В глазках черный уголек.

Вместо носа очень ловко

Носит сладкую морковку.

И скучать он не привык,

Это белый (Снеговик) .

Воспитатель: Здравствуй,снеговик!

Снеговик он не простой,

К нам приходит он зимой

С ним мы давние друзья

Приглашаем в сказку мы вас!

Ребята, посмотрите, у снеговика конверт!

 Давайте его вместе откроем и прочтем. А еще на конверте надпись – «Зимняя история». Хотите узнать, что за история там спряталась? (Ответы детей).

Воспитатель: «Жила-была королева Зима. И было у неё три сына: Декабрь, Январь, Февраль. Жили они дружно и по очереди правили зимним миром: Но однажды Зима решила, что она самая главная и решила рассказать вам о себе… Воспитатель: «Ребята, а дальше ничего нет. Листок оборван. Как же нам узнать, что нам хотела рассказать зима? Давайте с вами продолжим историю о зиме!

II.Основная часть

Воспитатель читает стихотворение И. Сурикова «Зима».

«Белый снег пушистый

             В воздухе кружится

             И на землю тихо

             Падает, ложится

             И под утро снегом

             Поле забелело

             Точно пеленою всё его одело

             Тёмный лес что шапкой

             Принакрылся чудной

             И заснул под нею

             Крепко, непробудно…»

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадки.               

     Месяц в этой вот загадке

                      Дни его всех дней короче

                       Всех ночей длиннее ночи

                       На поля и на луга

                       До весны легли снега

                       Только месяц наш пройдёт

                        Наступает новый год! (Декабрь)

                       Щиплет уши, щиплет нос

                        Лезет в валенки мороз

                         Брызнешь воду, упадёт

                         Не вода, а уже лёд

                         Да же птице не летится

                         От мороза стынет птица

                         Повернул к лету

                         Что скажи за месяц это?(Январь)

                   С дом сугробы снега

                          то бураны, то метели

                          На деревья налетели

                           По ночам мороз силён

                           Днём капели слышен звон

                           День прибавился заметно

                           Ну, так что за месяц это?(Февраль)

Воспитатель: - Вспомните, пожалуйста, какие вы знаете пословицы о зимних месяцах?

(Ответы детей):

1-й ребёнок: «Декабрь год кончает, а зиму начинает»

2-й ребёнок: «Январь – крыша зимы»

3-й ребёнок: «В феврале два друга: мороз да вьюга»

4-й ребёнок: «В феврале, в феврале много снега на дворе»

Физкультминутка «Прогулка»

По сугробам мы шагаем

Ноги выше поднимаем

Бабу снежную слепили

Птичек крошками кормили

С горки мы потом катались

А ещё в снегу валялись

Все в снегу пришли домой

Съели суп и спать легли.

Под елкой сундук с заданиями.

Воспитатель :Посмотрите ребята ,что это ?-сундук, а в нем снежинки. Снежинки нам помогут продолжить историю о зиме.

Снежинка 1.Расскажи о зиме.

Чтение С.Есенина «Белая береза».

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

Какая зима? (серебристая, белая, морозная, холодная, длинная, снежная и т. д.).

- Какие изменения происходят в природе зимой? (выпадает снег, покрываются льдом реки, озера, дни становятся короткими, стоят морозные студеные дни, дует ледяной ветер, солнце светит, но не греет ,деревья стоят голые)(Ответы детей)

Воспитатель: - Природа зимой замирает, но жизнь в природе не останавливается! Снег пушистым покрывалом защищает землю от мороза.

Воспитатель: ребята, давайте подуем на снежинку

(дыхательная гимнастика "Подуем на снежинку)

Снежинка 2 .Расскажи о птицах и животных.

Воспитатель :чтение отрывка А. Яшина «Покормите птиц зимой»

«Покормите птиц зимой

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой

Стайки на крыльцо…»

Воспитатель: Что происходит зимой с птицами? - (Перелётные улетели, а зимующие остались).(Ответы детей).

Воспитатель: Назовите зимующих птиц. - (Синица, воробей, снегирь, голубь, ворона). (Ответы детей).

Воспитатель: Почему их называют зимующими? (Эти птицы не улетают в теплые края, а остаются с нами в любое время года.) (Ответы детей).

Воспитатель:Скажите, почему эти птицы не улетают в теплые края? (Они не боятся морозов т. к. у них есть подпушек под перьями и могут и зимой добывать сами себе корм). (Ответы детей).

Воспитатель :Но зимой корма мало. Легко ли птицам в эту пору? - (Трудно). (Ответы детей).

Воспитатель :Правильно, ребята, птицам зимой трудно добывать себе корм, потому что нет жучков, червячков и т.д.

Воспитатель: Кто приходит на помощь птицам? - (Человек). (Ответы детей).

Воспитатель:Поможем нашим пернатым друзьям?(Ответы детей)

-Как можно помочь зимующим птицам?    - (Ответы детей).

Где можно развесить кормушки? – (Ответы детей).

Воспитатель :Ребята,а звери как зимуют? Ну вот, следы есть, а самих животных нет. Как вы думаете, где же они спрятались от холода? (в своих домах). Ребята, помогите мне рассказать стихотворение, договаривая последние слова. И тогда мы с вами узнаем, кто в каком доме зимует.

Спит зимой медведь (в берлоге)

Лиса устроилась (в норе)

Жучка в теплой (конуре)

Белка спряталась (в дупле)

 Ежик спит в сухой (траве)

В логове лежит (волчица)

Под кустом дрожит (зайчишка) (Ответы детей).

Воспитатель:Ребята, вот мы с вами и вспомнили, как зимуют животные.

Ребенок :Зимой многие дикие звери спят –  погружаются в спячку. Перед спячкой осенью звери накапливают жир. .Больше всего страдают звери зимой не от холода, а от голода. Именно пища нужна зверюшкам чтобы поддерживать постоянную температуру тела и не погибнуть.

Снежинка 3. Игра «Доскажи словечко»(Передаем снежинку)

Зимой все покрыто белым пушистым снегом, давайте поиграем с этим словом.

Снежинка 4.Зимние забавы.

Воспитатель : ( Чтение стихотворения И. Черницкая «Пришла зима»).

Пришла зима веселая

 С коньками и салазками,

 С лыжнею припорошенной,

 С волшебной старой сказкою.

 На елке разукрашенной

 Фонарики качаются.

 Пусть зимушка веселая

 Подольше не кончается!

Воспитатель: Ребята,какие вы зимние забавы знаете?(ответы детей).

Воспитатель:Ребята, Давайте с вами вспомним какие бывают зимой праздники??(ответы детей).

Воспитатель:Новый год, наверное, самый замечательный и любимый праздник .Праздник волшебства.

ВоспитательРебята, понравилась вамистория о зиме.Подойдите к сундуку. А сундук-то пустой. Ребята, все снежинки закончились, посмотрите остались только волшебные нити!Наш снеговик совсем загрустил. Скучно ему одному в лесу. Я вам предлагаю сделатьдрузей нашему снеговику.

Занимайте свои места.

(звучит тихая музыка, дети, используя ниткографию, изображают снеговика на фланелеграфе).

III.Рефлексия

Дети подходят к снеговику и дарят ему свои подарки.

Воспитатель: Про какое время года вы придумали историю? Какая у вас получилась история?

Ребята, а какой теперь по настроению стал снеговик?(ответы детей)

- А вы рады, зиме? Улыбнитесь, покажите, как вы рады зиме.( дети прощаются со снеговиком)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе по формированию целостной картины мира. Тема: «Хлеб – наше богатство»

Хлеб это символ благополучия, достатка. Хлеб на столе - это богатство в доме.В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, приверженность к общечеловеческим духовным ценностя...

Конспект занятия в подготовительной группе по формированию целостной картины мира, тема: «Хлеб – наше богатство»

Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его....

Конспект ООД в подготовительной группе. Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.

Конспект адресован в помощь воспитателям  подготовительных групп. Содержит интересный материал о празднике Новый год....

Конспект занятия в подготовительной группе по формированию целостной картины мира, тема: «Хлеб – наше богатство»

Цель занятия:Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;Познакомить детей с процессом выращивания хлеба;Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; обратить внимание на со...

Конспект занятия в подготовительной группе по формированию целостной картины мира Тема: «Растительный мир Краснодарского края».

ЗАДАЧИ.Уточнить, расширить и закрепить знания детей о родном крае, довести до их понимания, что живут они на земле именуемой - Кубань.Познакомить дошкольников с существованием особых ландшафтов - равн...

Конспект НОД в подготовительной группе по формированию целостной картины мира (экология). «Покормите птиц зимой».

Цель: формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах; развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц; воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в...

Конспект занятия в подготовительной группе по формированию целостной картины мира, с элементами экспериментирования. Тема: «Хлеб – наше богатство»

Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его;Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;Познакомить детей с процессом выращивания хлеба;Дать...