Конспект мероприятия по ознакомлению детей с русской народной культурой в подготовительной группе на тему: «Умники и умницы»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Нефедова Ольга Вячеславовна

Формировать представления у детей о русских традициях, истории русского костюма, культуре русского народа, развитие основ духовно-нравственной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_umniki_i_umnitsy.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект мероприятия  

по ознакомлению детей с русской народной культурой

в подготовительной группе на тему:

«Умники и умницы»

Цель:

 Формировать представления у детей о русских традициях, истории русского костюма, культуре русского народа, развитие основ духовно-нравственной культуры.

  Задачи:

  1. Пробуждать у детей интерес к русскому национальному костюму, подчеркнуть основное назначение одежды: беречь человека, предохранять от болезней и неприятностей, пояснить, что многие виды современной одежды пришли к нам из глубокой старины, обратить внимание, что русский национальный костюм – это труд, творчество, мастерство русских женщин.
  2. Продолжать знакомство с небылицами, пословицами и поговорками о песне, закрепить русские народные пословицы, игры. Воплотить интерес к жизни предков, уважение к ним.
  3. Творчески развивать индивидуальные способности каждого ребенка.
  4. Вызвать у детей чувство восхищения талантом русского народа и гордости за свой народ.
  5. Воспитывать интерес и уважение к народной культуре, традициям и самобытному укладу предков в нашей стране.

Актуальность темы:

История всегда вызывала огромный интерес общества. Этот интерес объясняется естественной потребностью каждого человека знать историю своего народа. О национальной одежде приходится судить по материалам археологии, фракам, миниатюрам, иконам, предметам прикладного искусства. У русской национальной одежды многовековая история. Общий ее характер, сложивших в быту многих поколений, соответствуя внешнему облику, образу жизни, географическому положению и характеру труда народа. Русский народный костюм – это источник творчества, который является объектом материальной и духовной культуры народа. В одежде нашли отражение душа народа и его представление о прекрасном. Хотелось бы, чтобы дети имели представление о жизни русского народа в далекие времена: что пели, во что играли, что сочиняли, что носили.

Предварительная деятельность воспитателя:

  • Изготовление материала, оборудования необходимых для мероприятия.
  • Сбор информации о русских национальных костюмах, самобытном укладе предков.
  • Подготовить слайды о русских национальных костюмах
  • Просмотр фотографий, видеофильмов, посещение заочного музея «русские национальные костюмы», быт русского народа.
  • Чтение р.н.сказок, небылиц, потешек (некоторые выучить)
  • Познакомить с пословицами и поговорками о песне.
  • Познакомиться с р. н. играми, танцами.
  • Подготовить значок с буквой «У»

Оборудование:

                     Печь русская, скамейки, коврики, самовар, посуда, угощения,          гуашь, кисти, силуэты, сарафаны и рубахи, салфетки. Хозяйка избы встречает гостей (детей), интерактивная доска, компьютер, слайды, музыка.

Ход мероприятия.

                    Слайд №1 «Быт русского народа»

Хозяйка:   Милости просим, гости дорогие. Проходите, проходите да рассаживайтесь поудобнее (дети садятся на лавочки и коврики). Рада снова видеть вас у себя в избе. Сегодня для вас я приготовила игру «Умники и умницы». Уж очень хочется узнать кто из вас лучше всех знает историю русского костюма. (Звучит музыка, входят скоморохи Фома и Ерема).

Скоморохи: Здравствуйте честной народ,

                       Мы пришли к вам оба

                       Фома да Ерема.

                       На людей посмотреть

                       Себя показать

                       Да небылицы рассказывать (небылицы).

Хозяйка:   Ой, и насмешили же вы нас. А хотите поиграть с нами? Присаживайтесь на коврики, да слушайте внимательно. Ребята, сейчас я вам буду задавать вопросы, а вы мне отвечать на них. За правильный ответ получите вот такую букву «У». Она обозначает – умник ты или умница. А в конце игры подсчитаем буковки и узнаем кто же победитель.

Викторина:

(Викторина проводится с использованием интерактивной доски. Дети отвечают на вопросы, а затем правильный ответ открывается на доске, если ответ правильный, то выглядывает солнышко).

  1. Чем отличается головной убор замужней женщины от

 головного убора девушки? (волосы у первой спрятаны, а у

 второй выставлены на показ).

Показ слайда №2 (замужняя женщина и незамужняя девушка).

  1.  Что носили на голове девушки, как называется головной убор? (обруч, ленты, банты, косники).

      Показ слайда №3,4 (головные уборы, которые носили девушки).

                    3.   А какие головные уборы носили замужние женщины?

                          (платки, кички…).

                           Показ слайда №5,6 (головные уборы замужних женщин)

4.   Что такое «онучи»? (нога, обмотанная в холстину и обутая в

      лапти).

      Показ слайда №7 («онучи»)

  1.  Какую обувь носили на Руси?  (лапти, валенки, сапоги,

      меховые сапоги, бес каблучные сапоги).

      Показ слайда №8 (лапти, валенки, сапоги)

 

  1.  Что составляет основу русского костюма? (рубаха).

Показ слайда № 9 (рубаха)

  1.  Что одевали поверх рубахи? (сарафан).

Показ слайда № 10 (сарафан)

  1. Назовите разновидности мужских рубахи. Чем подпоясывали рубахи (косоворотка, рубаха с застежкой спереди, кушак).

Показ слайда № 11 (косоворотка, рубаха с кушаком)

     

  1. Как назывались в старые времена брюки у мужчин? (порты или штаны сшили из очень грубой ткани).

     Показ слайда № 12,13 (порты, штаны)

  1. Какому цвету отдавал предпочтение русский народ? Почему? (защищает от злых духов, красивый).

Показ слайда №14, 15 (русская народная одежда)

Хозяйка:   Какие вы молодцы, как много знаете о русских костюмах.

                   А  умеете ли вы его украшать? Давайте с вами вспомним узоры,

                   которыми украшали мастерицы свою одежду.  

                  Показ слайда №16(узоры, которыми расшивали русские

                  народные костюмы.). обратить внимание в каких местах вышивали

                  узоры.

                     

                   Подойдите пожалуйста к столу, там есть все необходимое для

                   того, чтобы нарисовать свой узор на сарафане или рубахе (работа

                   детей, награждение всех детей буквой) (звучит музыка).

                   Показ слайда №17

Ребенок:   Музыка звучит и вот

                   Детвора плясать идет (исполнение танца «Кадриль»).

После танца дети садятся на коврики.

Беседа на тему: «Живет в народе песня».

Хозяйка:  Ребята, а вы знаете, что русский народ славен не только танцами и

                  рукоделием, но и песней задорной или лирической колыбельной.

Пословицы, которые мы знаем о песне.

Пословицы:

                   

  1. Где песня поется, счастливо живется.
  2. С песней и труд спорится.
  3. Был бы запевала, а подголоски найдутся.
  4. Петь хорошо вместе, а говорить порознь.
  5. Хорошо живется, хорошо поется.

Давайте мы с вами вспомним русскую народную песню «Во кузнице».

Исполнение песни.

Молодцы, хорошо исполнили песню (награждаются буквами).

Хозяйка:  Все то вы знаете. А вы знаете русские народные игры?

Дети:        Да.

Хозяйка:  А какие?

Дети:        (ответы).

Хозяйка:  Давайте поиграем в игру «Гори ясно». Но прежде выберем ведущего.

                  С помощью какой считалки ты будешь выбирать (современной или

                  старинной).

Выбор ведущего (игра 2 раза).

Хозяйка:  Предлагаю еще вспомнить игру «Плетень». Проверим, кто

                  быстрее умеет плести плетни (игра).

Хозяйка:  Молодцы, за такую работу и угощение надо. Что тут у нас печка

                  наша приготовила? Ай да здесь сушки. Пряники, баранки. Давайте

                  мы сядем с вами рядком, да чайку попьем с угощениями.

Чаепитие, подсчет голосов, призы из сундука.

Выводы: По костюму человека всегда можно было точно определить, семейные, возрастные и социальные отличия, догадаться о его достатке и роде занятий на это указывали форма и материал украшений, качество тканей, мехов, покрой и цвет костюма, богатство его отделки. Цвет – это особый способ выражения чувств человека. Ведущими цветовыми тонами в народной одежде является белый, красный и синий. Красный цвет в народе был самым любимым. История русского народного костюма, отразилась в произведениях русских художников, в русских сказках.

Взаимодействие с родителями:

1) Предложить родителям найти р.н. пословицы о песне, поговорки, небылицы, потешки, сказки, прочитать их детям; вспомнить как можно больше сказок и мультфильмов, в которых присутствует русские народных костюмы, рассмотреть;

2) Рекомендовать родителям посетить заочно «Музей русских народных костюмов». Рассмотреть фото иллюстрации быта русского народа .

3) Изготовить совместно с ребенком одежду различными способами (аппликация, пластилиновая живопись, пошив костюмов и т.д.) и принести их в детский сад;

4) Организовать выставку совместных работ по теме «Русские национальные костюмы»;

5)   Попросить родителей принести предметы того времени ( платки, рубахи, лапти, чугунок и др.)

Конспект НОД

познавательная область «художественное творчество» (рисование)

подготовительная группа.

«Русская народная одежда»

Цели: Продолжать знакомить детей с историей и особенностями русского

народного костюма.

Задачи:

Образовательные: Расширять знания детей о русской народной культуре.

Показать красоту вышитых изделий, узоров из растительных элементов.

Учить рисовать русскую народную одежду, передавая ее характерные

особенности.

Развивающие: Развивать художественные способности, фантазию.

Воспитательные: Воспитывать любовь к народному творчеству

Материалы и оборудование:

 Мультимедиапроектор;

 Слайд-шоу с русской народной одеждой;

 Русская народная одежда: шаль, лапти, сарафаны и рубашки по

количеству детей;

 Ленточки красного, зеленого, синего цветов;

 Подборка русских народных песен;

 Образцы орнамента;

 Цветные карандаши, фломастеры по количеству детей;

 Коробка-сюрприз;

 Магнитная доска.

Ход НОД:

В: Посмотрите, что я вам сегодня принесла – это русская шаль. Вам

интересно, почему я так оделась? На этой неделе мы с вами разговаривали о

гардеробе, шаль это предмет стариной одежды. С чем же я хочу вас сегодня

познакомить? Что вы знаете из старинной одежды? Я приглашаю вас

посмотреть, какая была одежда и как ее украшали.

Дети проходят в зал под русскую народную музыку.

В: добрый день, гости званные, желанные,

Рады мы всем гостям, как добрым вестям!

Всех примечаем, душевно встречаем,

Присесть приглашаем.

Просмотр слайдов русских народных костюмов: сарафаны, косоворотки,

кокошники, картузы.

В: у меня есть коробка-сюрприз. Что в ней может быть? (Ответы детей).

Воспитатель достает сарафаны и рубашки и предлагает детям примерять.

Остановить слады на изображении мальчика и девочки.

В: Гости к празднику готовы,

Посмотрите на обновы –

Сарафаны расписные

Да рубашечки льняныеМальчика зовут Иван

А на Марье сарафан.

Хотят с вами подружиться,

Вместе петь и веселиться.

В: У наших Ивана да Марьи есть друзья, которые тоже хотят повеселиться,

но у них не украшены наряды.

Не танцует, не поет

Развеселый наш народ.

Сарафан у них простой –

Белый, а не расписной.

Не украшена рубашка –

Нет и вышивки на ней.

Все исправить, все украсить

Просят вас они скорей.

Дети выбирают, что они будут украшать: сарафан или рубашка.

В: Давайте рассмотрим, по каким правилам украшалась одежда в старину.

Узоры составлялись из геометрических и растительных орнаментов

(рассматривание образцов украшений). Сарафан и рубашку нужно закрасить

цветными карандашами, а орнамент в полосе – фломастерами. Чему бы вы

хотели сегодня научиться? (Ответы детей). Повторите, что и как будем

рисовать?

Дети работают под звучание русской народной музыки. Физкультминутка:

русские народные движения под музыку.

В: Готовые работы отправляем на выставку (магнитная доска). Оцените

свою работу. Чему хотели научиться? Все ли получилось? Можно с Иваном и

Марьей в пляс пускаться. Но у вас немного не завершенный наряд. Девочкам

в старину завязывали на голову цветные ленточки, а мальчикам нужно

подвязать рубашку поясом. Выберите себе ленту по цвету. Красного цвета –

если у вас сегодня все получилось, зеленого – были трудности в работе,

синего – ничего не получилось, (дети объясняют выбор).

В: А в коробке еще что-то есть. Как вы думаете? Это старинная обувь –

лапти. Кто первый вспомнит, из чего она сделана, тот первый оденет, (дети

уходят в группу, где продолжают примерку).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по ознакомлению детей с русским народным декоративно-прикладным искусством

"История русского костюма", "Жостовские подносы", "Знакомство с уральской вышивкой", ""В гостях у мастеров", "Каменный цветок", ""Русская матрешка"...

Конспект НОД по ознакомлению детей с окружающим миром в подготовительной группе. Тема: «Путешествие в страну красок».:

Закрепить знания о живописи, как об одном из видовизобразительного искусства. Закрепить виды живописи: пейзаж, портрет, натюрморт.  Познакомить детей с картинами художников ...

Конспекты занятий по ознакомлению детей с русским народным декоративно-прикладным искусством

История русского костюмаЖостовские подносыПутешествие к хлудневским мастерамРусская матрешка В гостях у мастеров...

Конспект мероприятия по ознакомлению детей с русской народной культурой в подготовительной группе на тему: «Умники и умницы»

Формировать представления у детей о русских традициях, истории русского костюма, культуре русского народа, развитие основ духовно-нравственной культуры....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению детей с художественной литературой в подготовительной группе на тему «Сказка Ш. Перро «Кот в сапогах»»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению детей с художественной литературой  в подготовительной  группе на тему«Сказка Ш. Перро «Кот в сапогах»...