Занятие по экологии "Простые и ценные камни в природе"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Рыбальченко Марина Павловна

Формировать представление о том, что камни в природе есть в земле, по берегам рек и морей. Речные камни - неровные, разной формы, бывают и с острыми углами. Морские камни – всегда округлой формы, гладкие, такими их сделали морские волны. Камни тяжёлые, очень твёрдые и прочные, поэтому их используют при строительстве зданий, мостов, дорог и других сооружений.

·        Дать детям первое представление о поделочных камнях. Показать изделия из драгоценных камней.  Расширять словарный запас.

·        Заинтересовать детей созданием коллективной работы с использованием приёма аппликации из бисера, создать большое и красивое панно для украшения группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: формировать у детей осознанно-правильного отношения к окружающим природным объектам.

Задачи:

  • Развивать у ребят интерес к камням, сенсорные ощущения, умение обследовать камни с помощью разных органов чувств.
  • Называть свойства (крепкий, твёрдый, холодный, неровный, гладкий, тяжёлый, блестящий, красивый и др.)  
  • Формировать представление о том, что камни в природе есть в земле, по берегам рек и морей. Речные камни - неровные, разной формы, бывают и с острыми углами. Морские камни – всегда округлой формы, гладкие, такими их сделали морские волны. Камни тяжёлые, очень твёрдые и прочные, поэтому их используют при строительстве зданий, мостов, дорог и других сооружений.
  • Дать детям первое представление о поделочных камнях. Показать изделия из драгоценных камней.  Расширять словарный запас.
  • Заинтересовать детей созданием коллективной работы с использованием приёма аппликации из бисера, создать большое и красивое панно для украшения группы.
  • Воспитывать

Материалы к занятию:

- набор речных и морских камней

- кусочки мрамора, гранита, горного хрусталя.

- сосуд с водой, лупа, салфетки (на каждого ребёнка).

- презентация «Простые и ценные камни в природе»

- аудиозаписи  спокойная музыка, «шум волн», «звук ветра»,

- для ручного труда: набор бисера  нескольких оттенков зеленого цвета, трафарет с изображением каменного цветка, клей ПВА, салфетки, кисти. Рамка для оформления готовой работы.

Ход:

Воспитатель: Ребята! Сегодня у нас с вами будет необычное занятие. Мы с вами отправимся в гости к Хозяйке Медной Горы.  (Слайд  2)  Вспомните пожалуйста какие сказки Павла Петровича Бажова об уральских мастерах горного дела мы читали?

Дети: «Малахитовая шкатулка»«Каменный цветок»

Воспитатель: Правильно. В них говорится о настоящих тружениках, мастерах своего дела, людях, которые добывают камни и умеют их обрабатывать, но так было в старину. В наше время поиском камней занимаются геологи, а обрабатывают их - ювелиры.

Воспитатель:     Посмотрите, как много собрала для вас камней Хозяйка Медной горы. Как вы думаете, откуда они взялись?  (Слайд  3)

Дети:  С улицы. Из моря. Из земли.

Воспитатель:   Камни - это обломки гор.   (Слайд  4)

Их можно встретить на земле, под землей, в морях, реках.

Воспитатель:   Посмотрите передо мной две горсти камней: в одной речные, в другой морские. Как вы думаете, где какие?  (Слайд  5)

Дети:  Круглые морские, острые речные.

Воспитатель:  Возьмите по одному камушку из каждой горсти. Что вы можете сказать о них?   (Слайд  6)

Дети:  Они холодные, шероховатые, гладкие, тяжелые, острые.

Воспитатель: Давайте попробуем сложить речные камни в руке. Какие они?

Дети: Тяжелые, шероховатые, острые.

Воспитатель:

Давайте приложим к щеке камешки. Что можно о них сказать?

Дети:Они холодные.

Воспитатель:   А камни тяжелые или легкие?

Дети:  Тяжелые.

Воспитатель:  А давайте проверим.

ОПЫТ.  (Слайд  7)

В банку с водой опускаем несколько камушков. Они тонут.

Воспитатель: Ребята, почему утонули камешки?

Дети: Камни тяжелые.

Воспитатель: Умницы ребята, справились с этим заданием. А теперь скажите мне камни твердые или мягкие.

Дети:    Твердые.

ОПЫТ. (Слайд  8)

Забиваем гвоздь в дерево, он легко заходит туда. Берем и пытаемся забить в гвоздь камень. Гвоздь не идет в него.

Воспитатель: Подумайте, ребята, почему гвоздь не забился в камень?

Дети:  Камень твердый.

Воспитатель: Итак, мы теперь можем сказать, что камень очень прочный природный материал? (ДА)

Воспитатель:  Давайте вспомним и перечислим свойства камней. (Слайд  9)

Дети: Камни тяжелые, прочные, шероховатые, гладкие, водонепроницаемые.

Воспитатель:  Молодцы, ребята. А теперь поиграем в игру «Верно - неверно». Я буду называть свойства камней, а вы определять, верно ли моё утверждение. Например: я говорю: «Камень можно смять, как бумагу». Ваш ответ: «Неверно! Камень нельзя смять, он твердый. Я буду играть роль стрелки - с закрытыми глазами поворачиваться и показывать, кто будет отвечать:

-Камень тонет в воде.

-Камень прозрачный как стекло.

-Гвоздь нельзя забить в камень.

-Камень лёгкий, как вата.

-Мокрый камень отличается по цвету. (Он темнее) .

-Камень легко разбить, как стекло.

-Камень можно растянуть, как резину.

-Из камня можно лепить, как из пластилина.

-Камень не плавает в воде, как дерево.

-Камень можно порвать, как бумагу.

Молодцы! Очень хорошо, вы запомнили свойства камней. А сейчас давайте мы представим, что мы все маленькие камешки. А что будет, если камешки все вместе сложить? (предлагает детям подойти друг к другу поплотнее)

Психогимнастика «Гора и камешки» (слайд 10)

Цель: Дать представление о том, что вода и ветер могут разрушить горы, развивать эмпатию, воображение.

Ход игры:

Дети - камешки стоят вместе тесно прислонившись друг к другу,- это гора.

Звучит музыка.

Воспитатель: «Жила-была большая гора. Она считала себя самой сильной, но ветер и вода утверждали, что они сильнее. Шли годы. Вода проливалась на гору дождями (звучит музыка) и точила камни. Мороз замораживал воду в трещинах, а ветер уносил маленькие камни и песчинки (звучит музыка ветра) Вот катился с горы один камешек (один ребенок отходит от остальных)  потом другой, третий. Гора становится все меньше и меньше. Так гора распалась на камешки и исчезла».

Ребята, если вы будете играть дружно, вместе – вы будете сильными как гора

Воспитатель: Хозяйка всех земных недр очень богата. Если бы не еёткамни, люди так и не смогли бы построить прочные дворцы, крепости, мосты» (показ слайдов с изображением каменных построек) (слайд 11-13)

Воспитатель:  Крепости и башни стояли много лет и по-прежнему прочны. Камни окружают нас повсюду.  Ребята, какие еще бывают камни? (Слайд 14)

Дети: Драгоценные.

Воспитатель: Кто их обрабатывает? (Слайд 15)

Дети: Люди, ювелиры.

Воспитатель:  Посмотрите сколько украшений лежит на моем столе (Дети рассматривают изделия из драгоценных камней.)

Воспитатель:  Из драгоценных камней ювелиры делают бусы, браслеты, кулоны.  (Слайд 16 ). Ювелиры умеют правильно обработать камень, так чтобы они засверкали разными цветами.  Ребята давайте вспомним, что же сделал Данила- мастер? (Слайд 17)

Дети:   Каменный цветок.

Воспитатель:  А давайте и мы с вами выложим из камешков бисера Каменный цветок. (Дети приклеивают мелкие камешки на листы бумаги на котором изображен каменный цветок)

Воспитатель: Молодцы, ребята,  какой прекрасный цветок у нас получился!

А давайте повесим нашу картину в группу.

Воспитатель: Ребята, понравилось ли вам в гостях у Хозяйки Медной горы? А что больше всего запомнилось и понравилось (ответы детей).

Воспитатель: Хозяйке Медной горы вы тоже приглянулись и она попросила угостить вас сладкими «камешками».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Простые и ценные камни в природе Подготовила воспитатель МБДОУ № 6 Рыбальченко Марина Павловна

Слайд 2

Здравствуйте ребята! Я - Хозяйка Медной Горы, а вы мои гости. Помните сказки Павла Петровича Бажова об уральских мастерах горного дела «Малахитовая шкатулка» , «Каменный цветок» ? В них говорится о настоящих тружениках, мастерах своего дела, людях, которые добывают камни и умеют из обрабатывать, но так было в старинку. В наше время поиском камней занимаются геологи, а обрабатывают их-ювелиры.

Слайд 3

Посмотрите, как много я собрала для вас камней. Как вы думаете, откуда они взялись?

Слайд 4

Камни- это обломки гор . Их можно встретить на земле, под землей, в морях, реках.

Слайд 5

Посмотрите передо мной две горсти камней: в одной речные, в другой морские. Как вы думаете где какие?

Слайд 6

Какие камушки? Возьмите по одному камушку из каждой горсти. Что вы можете сказать о них? ( холодные, гладкие, острые). Давайте попробуем сложить речные камни в руке. Какие они? (Тяжелые шероховатые, острые). Давайте приложим к щеке камешки. Что можно о них сказать? (Они холодные). А камни тяжелые или легкие? (Тяжелые).

Слайд 7

Опыт Почему камушки утонули?

Слайд 8

Опыт Почему гвоздь не в бился в камень? Камень очень прочный природный материал.

Слайд 9

Свойства камней тяжелые, прочные, шероховатые или гладкие, водонепроницаемые.

Слайд 10

Психогимнастика «Гора и камешки» «Жила-была большая гора. Она считала себя самой сильной, но ветер и вода утверждали, что они сильнее. Шли годы. Вода проливалась на гору дождями (звучит музыка) и точила камни. Мороз замораживал воду в трещинах, а ветер уносил маленькие камни и песчинки (звучит музыка ветра) Вот катился с горы один камешек (один ребенок отходит от остальных) потом другой, третий. Гора становится все меньше и меньше. Так гора распалась на камешки и исчезла».

Слайд 11

«Я хозяйка всех земных недр. Я очень богата. Если бы не мои камни, люди так и не смогли бы построить прочные крепости

Слайд 12

мосты

Слайд 13

дворцы Дворцы, крепости и башни стояли много-много лет и по прежнему прочны. Камни окружают нас повсюду.

Слайд 14

Какие ещё бывают камни?

Слайд 15

Кто их обрабатывает? Ювелиры Ювелиры умеют правильно обработать камень, так чтобы они засверкали разными цветами.

Слайд 16

Украшения из драгоценных камней

Слайд 17

Ребята давайте вспомним, что же сделал Данила- мастер?

Слайд 18

Ручной труд панно «Каменный цветок» Задачи: Заинтересовать детей созданием коллективной работы с использованием приёма аппликации из бисера, создать большое и красивое панно для украшения группы. Предложить детям наклеить мелкие камушки бисера на бумагу, а после оформить работу в рамку и украсить групповую комнату.

Слайд 19

Вот и закончилась наша экскурсия. Ребята, желаю вам дальнейших успехов в познании окружающего мира! До новых встреч!

Слайд 20

Наш каменный цветок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе «Простые и ценные камни в природе»

Развивать у ребят интерес к камням, сенсорные ощущения, умение обследовать камни с помощью разных органов чувств....

Конспект НОД в подготовительной группе "Простые и ценные камни в природе"

Разработанный мною конспект занятия "Простые и ценны камни в природе" поможет дать детям представление о том, что камни в природе есть в земле, по берегам рек и морей, в горах, что они бываю...

Камни в природе

Знакомство с рознообразием камней в природе и их свойства...

Презентация к занятию по экологии на тему «Простые и ценные камни в природе»

Цель: формирование у детей осознанно-правильного отношения к окружающим природным объектам....

Конспект занятия "Простые и ценные камни в природе".

Приоритетная область "Познавательное развитие"...

Занятие по экологии "Простые и ценные камни в природе"

Занятие по экологии "Простые и ценные камни в природе" Конспект НОД занятия по экологии (подготовительная группа).  Подготовила : Семехина Олеся Александровна Цель: Позна...

Презентация "Простые и ценные камни".

Продолжать знакомить детей со свойствами камней, что они тяжелые, твердые и прочные, поэтому их используют при строительстве зданий, мостов, дорог и других сооружений....