Картотека игр, экспериментов с коллекциями
картотека по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Третьякова Юлия Николаевна

Картотека игр, экспериментов с коллекциями

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение № 3

Картотека игр, экспериментов

с коллекциями

Камни

Художественная  литература по теме: «Камни»

- Чтение сказок Бажова «Серебряное копытце», «Каменный цветок», «Хозяйка медной горы»; «Горный мастер»; «Голубая змейка»;

- Чтение сказки Андерсена «Огниво»;

- И. Рыжова «О чём шептались камешки»;

- «Полезные ископаемые» Детская энциклопедия;

- Е. Чуйко «Как живут камни»;

- А. Агафонова «Сказка о гноме и камне-радуге»;

- А. Гайдар «Горячий камень»;

- Анн-Гаэль Бальп  «Голубой камень»;

- сочиняем рассказы и сказки о камнях: 

где жил раньше, как он появился на свет, как попал в детсад, нужен ли он людям.

- Игра-экспериментирование «Каждому камешку свой домик»

Цель: Учить классифицировать камни по размеру, цвету, округлости, шероховатости.

 - Эксперимент «Извержение вулкана»

Цель: Показать, что камни происходят из вулкана.

- Эксперимент «Как древние люди добывали при помощи камней огонь»

Цель: Объяснить возникновение огня с помощью камня.

- Игра-эксперимент «Можно ли менять форму камня»

Цель: Дать понятие о прочности камня.

Эксперимент: «Выращиваем кристалл из соли»

Цель: Развивать умение наблюдать и делать выводы. Показать, как вырастить  кристалл из соленого раствора.

Игра – исследование: «Какие камешки бывают»

цель: учить самостоятельно через лупу рассматривать узор на камнях и находить такие же в коллекции.

Игра – исследование: «Может ли камень быть прозрачным».

Цель: показать прозрачность камня с помощью свечи.

Игра – исследование «Мы - геологи»

Цель: развивать тактильные ощущения, познавать «на ощупь» свойства камня: твердость, гладкость,  плавучесть. Учить сравнивать и различать камни.

Исследование: « Определение цвета и формы»;

Цель: Учить обследовать и делать вывод: камни по цвету и форме бывают разные.

Исследование: «Определение размера»

Цель: Учить обследовать и делать вывод:  камни бывают разных размеров.

Исследование: « Определение характера поверхности»

Цель: Учить обследовать и делать вывод: камень может быть гладким и шероховатым.

Исследование:  «Определение веса»

Цель: Учить обследовать и делать вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые.

Исследование: «Определение температуры»

Цель: Учить обследовать и делать вывод: температура зависит от окружающей среды.

Исследование: «Плавучесть»

Цель: Учить обследовать и делать вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные.

Исследование: «Камни не растворяются в воде»

Цель: Учить обследовать и делать вывод: камни не растворяются в воде.

Дидактическая игра «Конструктор - Лего»

Цель: учить составлять узоры из цветных камней.

Дидактическая  игра  «Из какой семьи камень»

Цель: Учить классифицировать камни по размеру, цвету, округлости, шероховатости.

Дидактическая игра «Что лишнее?»

Цель: Закреплять умение называть лишний предмет, обосновывать свой выбор.

Дидактическая игра «Найди пару»

Цель: Закреплять умение подбирать камни определяя их свойства и внешний вид.

Дидактическая игра «Продолжи цепочку»

Цель: развивать зрительное восприятие, внимание.

Логопедический конструктор «Ящик ощущений»

цель: развивать тактильное внимание, уметь на ощупь сказать, какой камень.

- Игры  на воображение: «Живые камни»,  «Превращение камешков»

Цель: учить детей создавать художественные образы на основе природных форм. Познакомить СС разными приемами рисования на камнях разных форм. Совершенствовать изобразительную технику.

- «Разноцветные камешки и картины» (аппликация)

Цель: познакомить детей с модульной аппликацией. Вызвать интерес к созданию образа. Формировать умение планировать свою работу и технологично выполнять замысел. Развивать чувство композиции.

- Лепка по замыслу: «Животные или насекомые»  (из камней)

Цель: Развивать воображение, умение видеть в камнях сходство с частями тела животных, птиц и насекомых, использовать их в творческих работах по лепке.

 

Сюжетно-ролевая игра «Дома, улицы, дорога»

Цель: учить строить из камней дорогу, дома, улицы; обыгрывать расписанными камнями на песке свои постройки.

Сюжетно-ролевая игра «Геологи»

Цель: Развивать умение вести ролевые диалоги, развивать сюжетную линию, использовать полученные ранее знания о камнях.

        

Сюжетно-ролевая игра «Музей камней»

Цель: выявить полученные знания о предложенной теме.

Подвижные игры

- Ходьба по камням (профилактика плоскостопия);

- Змейка (бег и ходьба между камнями);

- Чья команда больше камешков соберет (скоростные качества, внимание, умение действовать в команде);

- Найди свою пару (умение ориентироваться, находить нужный камень);

Ракушки

Цель: развивать познавательный интерес детей в процессе исследования ракушек, созданных природой.

Дидактическая игра «Мемори» (парочки)

Цель: развитие памяти и внимания детей.

Ход игры: перевернуть все ракушки картинками вниз, затем по одной открывать и смотреть, что нарисовано внутри. Если попадется парная картинка, то обе ракушки надо перевернуть картинками вверх. И так до тех пор, пока не откроются все картинки.

Дидактическая игра «Поиграем в прятки»

Цель: закрепить знание цветовой гаммы и оттенков.

Ход игры: надо подобрать фон для ракушки:

  1. Где она будет незаметна;
  2. На каком фоне она будет очень красиво выглядеть.

Дидактическая игра – воображение «На что похоже?»

Цель: Развивать воображение, умение добавлять элементы, чтобы получить полноценный образ.

Ход игры: Предложить ребенку рассмотреть ракушку, спросить, на что она похожа,  добавить недостающие элементы (мелкие ракушки, камешки и т.д. по выбору ребенка)

Дидактическая игра «Музыка ракушек»

Цель: изготовление с детьми музыкального инструмента из ракушек, умение запомнить и повторить ритмический рисунок.

Ход игры: положить мелкие ракушки в металлическую или пластмассовую баночку. Передавать несложные ритмические рисунки с помощью изготовленных музыкальных инструментов.

Дидактическая игра «Найди сходство и различие»

Цель: развивать внимание, память, умение обосновывать свой ответ.

Ход игры: взять две любые ракушки и найти сходство и различия.

Дидактическая игра «Мозаика»

Цель: развитие воображения, фантазии, мелкой моторики  детей.

Ход игры: положить на стол лист бархатной бумаги, чтобы ракушки не скользили. На этом фоне выкладываются всевозможные узоры.

Дидактическая игра « Продолжи ряд»

Цель: развивать внимание, память, усидчивость, мелкую моторику.

Ход игры: выкладывать ракушки в предложенной последовательности (в разных вариациях).

Дидактическая игра «Найди пару»

Цель: развивать внимание, умение быстро находить нужную ракушку.

Ход игры: Предложить детям внимательно рассмотреть свою ракушку и найти ей пару.

Дидактическая игра «Мешочек сюрпризов»

Цель: развитие тактильных способностей.

Ход игры: Дети по очереди берут одну ракушку в мешочке, не вынимая ее, рассказывают о ней.

Дидактическая игра «Сосчитай не глядя»

цель: Развитие тактильных способностей, закрепление навыков счета.

Ход игры: на столе выкладываются в ряд несколько ракушек и накрываются салфеткой. Ребенок опускает руку под салфетку и пересчитывает на ощупь ракушки.

Творческая игра «Собери ожерелье»

Цель: развитие творческих способностей: фантазии, воображения, эстетический вкус.

Ход игры: предложить детям выложить ожерелье или другое украшение из различных ракушек.

Дидактическая игра «Как ракушка к нам попала»

Цель: Закреплять умение составлять небольшие рассказы (по схеме воспитателя, по замыслу). Развивать связную речь, умение выражать свои мысли.

Ход игры: дети придумывают  рассказы, по схеме  воспитателя или по замыслу.

Художественная литература для детей о ракушках

- сказка «Фея из ракушки»;

- С. Година «Добрая ракушка»;

- А. Фрейфельд «У морской ракушки горе…»;

- С. Цапаева «Море спряталось в ракушку»;

- Ю. Симбирская «На песке лежит ракушка…»;

- Ю. Поляков «Тетушка Ау»;

- Е. Нечаева сказка  «Про ракушку»;

- Т. Бакей «сказка о ракушке».

Куклы

Сюжетно-ролевые

 «Магазин игрушек»

Цель:

 - Формировать умение взаимодействовать с игрушками и друг с другом в качестве партнеров;

- Совершенствовать умение вести ролевые диалоги;

- Развивать речь, обогащать словарный запас, закреплять звукопроизношение;

- развивать интерес к сюжетно-ролевым играм, умение создать игровую обстановку.

«Выставка кукол»

Цель: Обогатить знание детей о разновидностей кукол. Расширить их представление о материалах изготовления кукол и их применение. Научить применять свои знания в сюжетно-ролевой игры. Воспитывать любознательность, умение задумывать и организовывать сюжет игры, выбирая соответствующих кукол.

Ход игры: Предложить для игры куклы из различных материалов (соломенную, тряпичную, современную,  беби-бон и т.д.)

«Мастерская по изготовлению кукол»

Цель: Дать детям знания об изготовлении кукол в разные времена. Расширить представления о мастерах по изготовлению кукол. Воспитывать бережливое отношение к куклам, умение использовать свои знания в игре, вовлекать в игру большое количество детей при помощи расширения сюжета.

Ход игры: Предложить детям для игры различные материалы для изготовления простейших кукол (тряпочки, нитки, солому)

«Модельеры»

Цель: Расширять знания детей о различных видах ткани. О работе модельера дать понятие слово «эскизы»,  воспитывать чувство художественного вкуса, развитие цветового восприятия.

Ход игры: Показать детям как происходит показ мод. Использовать уголок ряжений для создания оригинального костюма. Научить самостоятельно рассказывать о придуманном детьми костюме.

Дидактические игры

Дидактическая игра «Узнай по описанию»

Цель: Научить детей составлять описательные рассказы о внешности и материале из которого изготовлена кукла.

Дидактическая игра «О чем рассказывает эта кукла?»

Цель: Знать историю происхождения куклы, ее наряда и ее назначения.

Дидактическая игра «Угадай, какая кукла спряталась?»

Цель: развивать зрительную память детей, умение распознавать куклу по характерным признакам.

Дидактическая игра «Подбери одежду кукле»

Цель: учить подбирать сезонную одежду и одежду по назначению для каждой куклы.

Дидактическая игра «Где находится кукла?»

Цель: учить находить, узнавать и называть место положения куклы.

Дидактическая игра «Дорисуй кукле элементы одежды».

Цель: Закрепить знания детей о предметах одежды, уметь находить недостающие детали прорисовывать их.

Художественная литература по теме «Куклы»

- Русская народная сказка «Василиса Прекрасная»;

- Русская народная сказка «Морской царь и Василиса Премудрая»;

- Индийская сказка про куклу;

- Норвежская сказка «Куколка в траве»;

- Т. Кирюшатова  Кукольные сказки: «Убоженька»,  «Параскева-Пятница», «Крупеничка», «Куколка-Покосница»,  «Талашечка», «Кукла-мамушка», «Десятиручка», «Мартинички»;

- В. Чижиков «Про девочку Машу и куклу Наташу»,

- «Ненужная кукла»,

- В. Свальнов «Настоящая кукла».

 Игры с часами

Сюжетно- ролевая игра «Мастерская по ремонту часов»

Цель: Расширять знания детей о времени, познакомить с работой мастера по ремонту часов, дать такие понятия как: часовой механизм, корпус и механизм для завода часов.

Сюжетно- ролевая игра «Музей часов»

 Цель: Расширять знания детей о разновидности часов и различном их применении и назначении. Закрепить знания о профессии экскурсовода и правила поведения в музее.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин часов»

Цель: Закрепить знания о профессии продавца, о назначении и применении часов, повторить правила поведения в общественных местах, вести ролевые диалоги.

Сюжетно- ролевая игра «Семья» сюжет: «Покупаем новые часы».

 Цель: Предложить развить сюжет игры в направлении посещения музея часов или магазина часов. Закрепить умение распределять роли между собой, расширять сюжетную линию.

 Сюжетно- ролевая игра «Поликлиника» сюжет: «отмеряем время для процедуры по песочным часам».

Цель: Знакомить детей с разновидностью и назначением часов, применением их в области медицины. Учить манипулировать с предметом (песочные часы).

Сюжетно ролевая игра «Завод по изготовлению часов»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр - экспериментов

Материал для педагогов....

Картотека: опыты, эксперименты, фокусы.

Картотека: опыты, эксперименты, фокусы....

Картотека опытов, экспериментов для дошкольников

Картотека опытов, экспериментов для дошкольников...

картотека игр - экспериментов с детьми младшего дошкольного возраста

Игры-эксперименты с различными источниками света Солнечный зайчикЦель: познакомить с естественным источником света – солнцем.Вам понадобятся маленькие зеркала, солнечный светВыбрав момент, ...

Картотека игр-экспериментов в средней группе.

Экспериментальная работа в доу....