«Подготовка к зимовке животного мира Донского края осенью»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Кипко Ольга Петровна

Занятие 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  центр

развития ребёнка детский сад первой категории «Колокольчик»

ЗАНЯТИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ:

«Подготовка к зимовке животного мира Донского края осенью»

Воспитатель: КипкоО.П.

ст.Тацинская

Цель: создание условий для расширения знаний детей  подготовке животных Донского края к зиме.

Программное содержание:

1.Закрепить знания о диких животных.

2.Познакомить детей с тем, как дикие животные готовятся к зиме.

3. Развивать внимание, память, логическое мышление, связную речь, любознательность и фантазию.

4. Воспитывать интерес и любовь к животному миру, уважительное и бережное отношение к природе, чувство сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному.

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Здоровье»

Оборудование: ноутбук, презентация, компьютер, кусочки шерсти зайца, лисы, нитки шерстяные (мелко порезанные), силуэты животных., кубики, кружки белого цвета, треугольники-оранжевого, квадраты-коричневого цвета

                                                    Ход НОД

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: Доброе утро!

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, застенчивым

Пусть доброе утро длится до вечера

Воспитатель: Дружно за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся, улыбнитесь друг другу.

Воспитатель(на ковре) – Ребята, у меня для вас игра «Мяч бросай, на вопрос мой отвечай». Какое  время года сейчас в Донском крае? Сейчас, начало, середина или конец осени? Правильно, конец осени, ещё говорят - поздняя осень. Месяц?- ноябрь. А какая погода сегодня? (Холодно, пасмурно)

Холод, ветер на дворе,

Руки мерзнут в ноябре.

Осень поздняя несет

Первый снег и первый лед.

- А после осени, какое будет время года? Правильно, скоро наступит зима. Но мы зимы не боимся. Мы побываем в царстве живой природы и посмотрим, как животные приготовились к зиме в наших лесах. Мы оденемся теплее и отправимся в путешествие по лесу. Хотите?

Какую одежду мы наденем, чтобы не замерзнуть? (Теплую: шапки, куртки, варежки, шарфики и т. д.).

- Правильно. Давайте будем одеваться.

Новые сапожки наденем мы на ножки. (Ногу вперед на пятку - "показать сапожки")

Теплый шарф завяжем (Руки перекрестно к шее)

И зиме мы скажем: (Поворачивание из стороны в сторону)

"Здравствуй, зимушка-зима, (Вытянуть руки вперед, развести в стороны)

Не боимся мы тебя!" (Прыжки на двух ногах с хлопками).

- Молодцы, К путешествию готовы! Тогда отправляемся! (Звучит музыка  - дети идут между кубиками. Перепрыгивают через овражек )Давайте представим себе, что мы в лесу.

- Ребята, а мы с вами в лесу одни? Или кто-то здесь живет?

- Какие животные живут в лесу? (Дети перечисляют).

- Как называются животные, которые живут в лесу? (Дикие).

- Оказывается у лесных зверей сейчас много забот, они готовятся к зиме.

- Ой, смотрите, кто у нас на пути? Да это заяц! (слайд №1).

- Почему заяц белый? А почему заяц поменял к зиме серую шубку на белую? (слайд №2). Посмотрите сюда (показываю белый лист бумаги, на нем силуэт белого зайца). Вы что-нибудь видите? А сейчас (показываю силуэт серого зайца на белой бумаге).

- Так почему же заяц поменял шубку?

- Правильно, заяц поменял серую шубку на белую, чтобы на снегу его не заметили. 

Вышел зайчик на лужок, (плавные движения от переносицы к ушам)

Да на беленький снежок.

Потирает зайка нос, (надавить пальцами на точки).

Чтобы носик не замерз, (расположенных у крыльев носа).

Белый зайчик вместе с нами (массаж точек, расположенных над переносицей).

Потирает над бровями.

Говорила зайке мать(надавить пальцами на точки)

«Надо ушки потирать» (расположенные у основания мочки ушек)

Зайка лапкой лапку трет, (прижать большой палец руки)

Зайка песенку поет(к указательному, массаж этой точки)

«Ой, спасибо вам, друзья,

Мне без вас никак нельзя».

- Давайте отпустим зайчика и пойдем дальше.

- Посмотрите, кто это? (слайд №3).

- Правильно, медведь.

- А вы знаете, как медведь готовится к зиме? Все лето и осень он готовится: ест много ягод, ловит рыбу в реке, накапливает жир на зиму. В конце осени он находит себе место под сосной, где лежит много веток, листьев и ложится спать до весны. Зимой снег выпадает, засыпает медвежью берлогу и медведю будет тепло (слайд №4). Уходит медведь в спячку с богатым запасом жира. А в феврале с голых ступней медведя сходит старая, грубая кожа, а молодая, нежная, тонкая нуждается в согревании. Облизывая лапы, горячим языком, медведь причмокивает губами. Вот и говорят, что он лапу сосет. На самом деле, он согревает её губами и язык

- Давайте не будем мешать медведю и пойдем дальше. Может быть мы еще кого-нибудь встретим.

- Посмотрите, кто это?

- Правильно, белка (слайд №5). Наверно она тоже готовится к зиме?

- А чем питается белка?

- Какой у нее хвост? Какого цвета шерсть у белки? Белка осенью линяет- рыжая шерсть выпадает и на ее месте вырастает новая. Какого цвета шубка после линьки у белки? (серая,теплая)(слайд №6) Почему у белки зимой серая шерсть? (правильно, чтобы ее было трудно заметить на деревьях. Так белка спасается от хищников). Как называется домик белки?

 Белка всегда делает запасы орешек на зиму в разных местах, по всему лесу и запоминает эти места. А зимой, белка раскапывает их и съедает (К зиме белка утепляет своё гнездо, строит она его в развилках веток, в дуплах деревьев; делает запасы; может съесть побеги кустарников и почки деревьев).

 Кто зимой холодной ходит злой, голодный? 

 Игра с пальчиками:

Спит медведь в своей берлоге,

Спит барсук и черный крот.

Только волка кормят ноги,

А не то живот сведёт

Зимой из-за недостатка пищи волки становятся менее осторожными. На охоту иногда выходят даже днём, близко подходят к селениям, нападают на скот. Существует даже поговорка: «Волка ноги кормят»?(слайд, волк)

А эта красавица леса по деревням шастает, кур считает?(слайд, лиса)

Этого лесного красавца вы узнаете, если отгадаете:

«Тяжелы рога по весу,

Ходит важно он по лесу:

Он хозяин, а не гость –

Хмурый и сердитый» (лось) (слайд лось)

-Как вы думаете, чем питается лось?

(К числу основных зимних кормов лосей относятся ива, сосна, осина, рябина, берёза, малина; в оттепели они гложут кору)

-Добавлю только одно, за сутки зимой взрослый лось съедает - 12—15 кг.

И последний чудо – гость:

«Этот зверь с двумя клыками,

С очень мощными ногами

И с лепешкой на носу.

Роет землю он в лесу. (Кабан) (слайд кабан)

-Чем же питается это животное? (Зимой кабаны живут в еловых, смешанных лесах; питаются жёлудями, корнями. Но могут переходить в брусничники; черничники; сосновые боры, где отыскивают подземный корм).

Вот как интересно мы погуляли по лесу, и много чего узнали. Давайте вспомним, кого мы повстречали сегодня.

Игра «Кто мог оставить следы?»

Молодцы! (Звучит гром, треск)

- Ой, ребята, что-то случилось! Это злая волшебница заколдовала некоторых наших животных, она превратила их в разные геометрические фигуры. (Подвожу детей к мольберту).

- Как вы думаете, в какую геометрическую фигуру она превратила зайчика? (Показываю на мольберте три фигуры разных цветов: белый круг, оранжевый треугольник, коричневый квадрат).(Дети поднимают белый круг). - Да, зайчик превратился в белый кружок.

- Белочка - оранжевый треугольник. А медведь - коричневый квадрат.

 Но для того чтобы расколдовать животных, нам нужно разгадать про них загадки. Нужно поднять геометрическую фигуру того животного про которого загадка (Загадываю загадки, дети поднимают соответствующие геометрические фигуры)

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (Медведь)

 

Длинные ушки, раскосые глазки -

Очень трусливый и в жизни, и в сказке.

Прячется он от лисицы и волка.

Любимые блюда: капуста, морковка((Заяц)

С ветки на ветку могу я летать -

Рыженький хвост никому не поймать.

Некогда летом в лесу мне играть –

Надо грибы для зимы собирать. (Белка)

Какие вы молодцы, вы расколдовали всех животных.

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)

Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)

Раз, два, три.

Наклонился левый бок.

Раз, два, три.

А сейчас поднимем руки (Руки вверх.)

И дотянемся до тучи.

Присядем на дорожку, (Присели на пол.)

Разомнем мы ножки.

Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)

Раз, два, три!

Согнем левую ножку,

Раз, два, три.

Головою покачали (Движения головой.)

И все дружно зашагали.

Скажите, а как человек может помочь животным выживать в суровые морозы? Как называют людей, которые кормят и заботятся о лесных животных? (Лесники, экологи). Какую работу выполняют они в лесу для того, чтобы не погибли звери? (Для всех животных в лесу делают «Пункты питания». Для лосей подрубают молодые осины, они любят так же ветки рябины. Для кабанов оставляют корнеплоды: свеклу, брюкву, репу, желуди. Животные любят соль. Солью подкармливают лосей и зайцев)Что животным страшнее: холод или голод? Почему?

(Животные много ходят; бегают в поисках еды; тратят много сил и здоровья. Самый опасный враг – это голод, когда нечего есть. Холод не так опасен, так как у них тёплая шубка)

Сейчас нам пора возвращаться  из лесу, закройте глаза и произнесите волшебные слова:

Побывали мы в лесу, встретив рыжую лису, зайца, волка, белку  и медведя

А сейчас пора обратно нам в родной наш детский сад(звучит музыка)

Ребята, у меня есть для вас сюрприз-(показ кусочков шерсти зайца и лисы)

Попробуйте на ощупь и скажите, какая шерсть у лисы? А у зайца?

 У меня есть силуэты этих животных и я предлагаю вам одеть им тёплые шубки, наклеив на силуэты мелко нарезанные шерстяные нити. Подумайте, какого цвета нитки  вы возьмёте для шубки зайца? а лисы?

(Работа детей)

Итог: О каких животных мы говорили? Как люди помогают диким животным ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление старших дошкольников с многообразием животного мира. Знакомство детей с животным миром родного края.

В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе. Природное окружение представляет большие возможности для разнообразной деятельности детей, для формирования э...

конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе «Ознакомление детей с животным миром родного края».

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе «Ознакомление детей с животным миром родного края».Цель:1. Познакомить детей с животным миром родного края.2. Развивать ...