НОД в Образовательной области " Познание" Тема : " Защитники природы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

ЧернышеваМаринаИвановна

Накапливать опыт гуманного отношения к растениям и животным. 

Закрепить знания о Красной книге, исчезающих видах флоры и фауны России. Дать представление о Красной книге Ставропольского края .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_v_obrazovatelnoy_oblasti.docx27.89 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ НОД В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»: «ЗЕЛЕНЫЙ ПАТРУЛЬ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ.
Цель:
Знакомить детей с взаимосвязью окружающей природы, здоровьем и жизнью человека, прививать бережное отношение к природе, дать детям необходимую сумму знаний о нормах поведения в природе, учить объяснять собственное поведение, а значит, способствовать обеспечению безопасного образа жизни детей. 
Задачи: 
• Накапливать опыт гуманного отношения к растениям и животным. 

Закрепить знания о Красной книге, исчезающих видах флоры и фауны России. Дать представление о Красной книге Ставропольского края .
(«Познание») 
• Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе, закрепить полученные знания через игру.  
Вызвать у детей осознанно бережно относиться к объектам живой и не живой природы. Познакомить с исчезающими видами флоры и фауны родного края.
(«Безопасность») 
• Развивать и обогащать речь детей и четкое звукопроизношение. 
(«Коммуникация») 
• Развивать интерес к театральной игре, формировать умение выстраивать линию поведения в роли, используя театр на палочках, мимику , жесты. 
(«Социализация») 
• Формировать умение выразительно, с интонацией читать стихи по ролям. 
(«Чтение художественной литературы») 
• Формировать у детей навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки. 
(«Музыка») 
• Накапливать и обогащать двигательный опыт детей, развивать грациозность, выразительность движений. 
(«Физическая культура») 
Материалы и оборудование:
1. Фрагменты леса, реки, цветы. 
2. Экологические знаки, бинокль. 
3.плоскостные изображения: гусениц, птиц (театр на палочках), макеты деревьев. 
4.Глобус. 

5.Д/И: « Юные экологи», «Азбука поведения в природе.»

6.Форменная атрибутика для детей: зеленые пилотки , галстуки, юбки для девочек.

7.Мультимедийник.

8.Презентация к занятию.

9. Видеоролик: « Красная книга» с песней О. Газманова « Не забуду никогда»

10.Цветные листы ( соответствующие цвету страниц Красной книги).
Музыкальное сопровождение:
1.Аудиозаписи: «Голоса птиц», «Шум реки и леса», музыка в исполнении В. Мей «Танец огня», «Вместе весело шагать» муз. В. Шаинского ,  сл. М. Матусовского. 
Место проведения: музыкальный зал. 
Ход образовательной деятельности:
Зал празднично оформлен с фрагментами леса, реки. Звучит фонограмма песни «Вместе весело шагать » (музыка В. Шаинского , слова М. Матусовского). В зал входят дети. 
Воспитатель: Представляем экологический отряд…. 
Дети: «Зеленый  партруль! ».( дети садятся )

Воспитатель: Этот год объявлен всемирным годом Экологии. Что такое экология?( слайд « Экология»)

ребенок
Экология – наука о доме, о месте жительства.

ребенок: Наука о доме  - для животных, птиц, растений и насекомых.

 ребенок: Дом этот очень большой: вся Земля является домом для существ на ней живущих.

Воспитатель: ( держит глобус) Что за предмет у меня в руках?

Дети : Глобус. Модель Земли.

Воспитатель: В какой стране мы живем? ( ответ детей) Подойди те ко мне и мы вместе найдем нашу страну.( Слайд: Природная карта России)
1 ребенок
Если долго-долго-долго
В самолете нам лететь, 
Если долго-долго-долго 
На Россию нам смотреть. 
2 ребенок:
То увидим мы тогда и леса и города, 
Океанские просторы, ленты рек, озера, горы… 
Мы увидим даль без края, тундру, где звенит река 
И поймем тогда, какая наша Родина большая, 
Необъятная страна. (В. Степанов) 
Обо всем должны мы знать:
Как природой любоваться, как ее нам защищать! ( фонограмма шум реки)
Ребенок: (наклоняется, «зачерпывает» воду ладошками) 
Какая чистая водица! Так и хочется напиться! 
2 ребенок:
Ой-ой-ой! Ты что, не знаешь? Напьешься - и козленком станешь! 
1 ребенок:
Козленком? Как же быть? 
2 ребенок: 
Воду надо кипятить. 
1 ребенок:
Почему? Не понимаю. 
Речка чистая такая! 
2 ребенок:
Потому вода такая, что здесь не разрешают:  Мутить ее и травку мять, 
И мусор в реченьку бросать. 
Здесь можно только отдыхать, 
Смотреть лишь на речную гладь. 
Ее красою любоваться, 
А детям можно поплескаться. 
Если чуть вперед пройти, 
Там можно озеро найти. 
Как раньше было там красиво! 
В нем жили лебеди – вот диво! 
Но озеро не пощадили
И воду быстро загрязнили. 
1ребенок:
И ты не вышел на подмогу? 
2 ребенок:
Я один! А вредителей много. 
1 ребенок. 
Надо природу спасать.( видео : река с чистой водой)

Воспитатель: Сейчас мы проведем Д /и « Юные экологи»  вы всем расскажете, что вредит экологии, что приносит пользу.

Д/И « Юные экологи»

Обратите внимание на экран. Вот , что можно сделать и бытовых отходов.( Слайд: применение бытовых отходов)

 Воспитатель: Чистая вода имеет животворную силу: питает растения. В ней обитают живые организмы и обитатели водной среды. Какой опыт с чистой водой мы провели в группе? ( ответ детей). Какой результат мы получили? ( ответ детей) Вы убедились, что чистая вода имеет живую силу?

Видео: « Лес с голосами птиц»
3 ребенок:

Здравствуй, лес, дремучий лес, 
Полный сказок и чудес! 
Кто в глуши твоей таится? 
Что за зверь? Какая птица? 
Все открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои! 
4 ребенок: (смотрит в бинокль) ( Слайд: Горящий лес)
Вижу пожар! Лес горит! 
ДЕТИ ИСПОЛНЯЮТ «ТАНЕЦ ОГНЯ», С КРАСНЫМИ И ЖЕЛТЫМИ ЛЕНТАМИ. 
Воспитатель:( Слайд: сгоревший лес)
Сколько деревьев сгорело! 
Что делать? 
Дети:
Давайте посадим новые деревья! 
Под песню « Маленькие деревца»  дети расставляют макеты деревьев.

 Воспитатель: Мы славно потрудились. А сейчас представьте, что мы гуляем по лесу. Рассказать , что увидели , поможет:

 Физминутка: « Коза» 

Воспитатель: Какую пользу приносят людям растения?( видео : Лес голосами птиц, звук убавить. )
( ответы детей)

Фонограмма : « Песня гусеницы»
1 гусеница
:
Наконец-то мы у цели … 
Доползла я еле-еле, 
Утомилась, похудела … 
Я давно  не ела. 
2 гусеница:
Вижу я зеленый лес, нас здесь ждет деликатес. 
Вон деревья  растут, и листочков много тут. 
1 гусеница:
Мы тихонько подползем и листочки обгрызем! 
Направляются к деревьям, но останавливаются. 
2 гусеница:
А вдруг, птицы нас с тобой склюют? 
1 гусеница:
Где ты птиц  видишь? 
Птицы долго корм искали … 
2 гусеница:
А потом? 
1 гусеница:
А потом они пропали.

Дерево:
Спасите нас! Спасите нас! 
Они погубят нас сейчас. 
Пташечки, голубушки, 
Летите на подмогу! 
Дети берут птиц на палочках и летают над гусеницами. 
Гусеницы:
Ой-ой-ой! Спасайте нас! Птицы заклюют сейчас! 
Ребенок: (Слайд: дети кормят птиц, кормушки на деревьях)
О них мы не забыли, 
Всю зиму долгую кормили, 
И в кормушке их всегда, 
Ждала вкусная еда. 
Вам наказ даем такой:
Не забывайте птиц кормить зимой. 
 Видео: « Не обижайте муравья»( без звука)

Ребенок:
Ручеек звенит в овражке, на лугу цветут ромашки. 
Сосны кронами шумят, в лес гулять зовут ребят. 
Глядь, по узенькой тропинке, муравей несет травинку. 
Помогли б детишки, трудно муравьишке! 

Воспитатель: Нет, не трогай никогда муравьиные большие города. 
Пусть спокойно все на свете муравьи, перестраивают улицы свои. 
Ребенок: ( видео : «Лес» )
Дом со всех сторон открыт, он резною крышей крыт. 
Заходи в зеленый дом – чудеса увидишь в нем. 
Дети:
Добро пожаловать в зеленое царство природы!

 Воспитатель: Рассказать каких животных можно встретить в лесу, какие у них повадки,  нам поможет:

Физкультминутка:( Слайд: дикие животные с детенышами)

«Дикие животные»

Жарким днем лесной тропой
Звери шли на водопой. (Дети идут по кругу друг за другом)
За мамой-лосихой топал лосенок, (Идут, громко топая)
За мамой-лисицей крался лисенок, (Идут крадучись, имитируя помахивание хвоста)
За мамой-ежихой катился ежонок,  (Передвигаются в глубоком приседе)
За мамой-медведицей шел медвежонок,  (Передвигаются вразвалочку)
За мамою-белкой скакали бельчата, (Скачут на носочках, согнув руки перед грудью)
За мамой-зайчихой — косые зайчата, (Скачут, сделав «ушки» из ладоней)
Волчица вела за собою волчат. (Идут крадучись)
Все мамы и дети напиться хотят. (подносят ко рту ладони чашечкой)
Воспитатель:
Находясь в лесу или в парке  каждый из нас должен соблюдать определенные правила поведения, чтобы не навредить окружающей среде. Давайте их вспомним . 

Д/И: « Азбука поведения в природе» ( дети берут карточки и объясняют значение каждого знака)
® Не сори! 
® Не шуми! 
® Не ломай ветки! 
® Не губи животных! 
® Не разоряй гнезда! 
® Не рви цветы! 
Ребенок:
Все смогли мы убедиться, что с природою творится. 
Чтоб не говорить напрасно, мы посмотрим в Книге Красной, 
Кто в ней есть, каков их путь, не пора кого–нибудь, 
Из растений и зверей, занести в нее скорей.(
Слайд : Красная книга)

 Воспитатель: О Красной книге России мы с вами неоднократно говорили, смотрели мультфильм, видео. Но недавно вы познакомились с Красной  Ставропольского края, посетив детскую библиотеку. ( Слайд: Дети в библиотеке)
Слайд: (Красная книга информирует)

Воспитатель:

КРАСНАЯ КНИГА :ИНФОРМИРУЕТ: какие виды животных и растений в опасности.

ПРИЗЫВАЕТ ИЗУЧАТЬ: редкие виды растений и животных.

ПРЕДУПРЕЖДАЕТ: какие растения и животные на грани исчезновения.

СОВЕТУЕТ: как сохранить исчезающие виды флоры и фауны.

Воспитатель:

Какого цвета  страницы в Красной книге и почему? ( ответы детей)

 (показ слайда : страницы кр. кн.))

Дети: ( берут цветные листы)

На красных листах: говорится что, эти виды растений и животных могут исчезнуть

На желтых листах: говорится о том  что, этих животных и растений становится все меньше.

На белых листах: помещены сведения о неопределенных  видах растений и животных,  .

На серых листах: говорится  о мало изученных, редких видах растений и животных.

На зеленых листах: сведения о животных и растениях которые удалось спасти от исчезновения.

На черных страницах: исчезнувшие навсегда виды.

Видео о Красной книге с песней Газманова

Ребенок:

Так дело не годится!

Значит, могут звери, птицы

Вдруг исчезнуть без следа?

Так, ребята, жить нельзя!

Воспитатель:

В Ставропольском крае и на территории Буденновского района  тоже есть представители флоры и фауны, находящиеся на грани исчезновения.(2 Слайда: исчезающие виды животных и растений)

Ребенок:

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Ребенок: 
Все, кто слышит нас сейчас! 
Вы в леса, в поля ступайте, 
Жизнь природы наблюдайте -
Вдруг кому грозит беда. 
Нам расскажете тогда. 
Ребенок:
Природа, ребята, не для забавы! Это богатство нашей страны. 
Все деревья в ней, реки и травы нам на пользу и радость даны. 
Ребенок:
Будем лес любить, оберегать, 
Будем взрослым в этом помогать. 
Берегите леса, поля и реки, 
Чтоб сохранялось все навеки! 
Воспитатель:

Недаром наши дети назвали свой отряд « Зеленый патруль».Они по настоящему любят природу , имеют добрые руки и душу. С любовью заботятся о своих домашних питомцах.( слайд : фото детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по образовательной области «Ознакомление с природой»

Тема: «Зимняя сказка».  Программные задачи:   Развивать умение, понимать смысл образных выражений загадки. Упражнять в подборе определений к заданному слову. Совершенствовать умение дет...

Конспект образовательной деятельности. Направление "Познавательно - речевое". Образовательная область "Познание". Тема: "Природа - наш общий дом".

Конспект для работы с детьми старшей группы. Разработала для конкурса "Воспитатель года - 2013", в котором участвую. Открытое мероприятие по этому конспекту провела 05.12.2012года, в рамках конкурса "...

ГБОУ детский сад № 994 (1971) «Образовательная область» Конспект занятия «Природа» с использованием элементов ТРИЗ в старшей группе №2 «Солнышко».

Программное содержание.1. Задачи на развитие познавательных способностей: обобщить представления детей о многообразии насекомых (в лесу, в поле, вокруг озера)...

ГБОУ детский сад № 994 (1971) «Образовательная область» Конспект занятия «Природа» с использованием элементов ТРИЗ в старшей группе №2 «Солнышко».

Программное содержание.1. Задачи на развитие познавательных способностей: обобщить представления детей о многообразии насекомых (в лесу, в поле, вокруг озера)...

Итоговое занятие «Весна красна» для детей 4-5 лет образовательной области «Познание» (Мир природы)

Цель занятия:Формировать умение называть времена года и весенние месяцы.Закрепить у детей представления о первых изменениях в неживой и живой природе весной, развивать связную речь.Учить выделять приз...

Образовательный проект "Юные защитники природы Воркуты"

Формирование у детей старшего дошкольного возраста и их родителей чувства сопричастности ко всему живому, стремление проявлять заботу о сохранении природы родного города....