Календарно - тематическое планирование по ознакомлению с природным окружением в подготовительной группе на 2017 – 2018 учебный год.
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Классен Елена Ивановна

Образовательная область "Познавательное развитие", раздел: ознакомление с природным окружением на 2017-2018 учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oznakomlenie_s_prirodnym_okruzheniem_3.docx41.27 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная область «Познавательное развитие»

Раздел: Ознакомление с природным окружением

Календарно - тематическое планирование

по ознакомлению с природным окружением

в подготовительной группе

 2017 – 2018 уч. год.


Тема/Источник

Цель и задачи

Материалы и Оборудование

Примечание

Сентябрь

Детский сад. Игрушки

3 неделя.

1 занятие.

Тема: «Природа и человек»

Н. В. Лободина Комплексные занятия по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, подготовительная группа,

стр.33.

углублять и систематизировать представления о взаимоотношениях человека с окружающей средой; формировать ответственность за совершение разнообразных действий в окружающей действительности

Фотографии  и картинки с изображением живой и неживой природы.

Откуда хлеб пришел?

4 неделя.

2 занятие.

Тема: «Культурные растения поля. Зерновые культуры- злаки»

Интернетресурсы

Дать детям представление о разнообразии культурных растений, о зерновых культурах. Закрепить знания детей о хлебе как одном из величайших богатств на земле; рассказать детям как на наших столах появляется хлеб; Обобщить и систематизировать знания детей о хлебе, процессе выращивания хлеба, разнообразии хлебобулочных изделий.

фотоиллюстрации с изображением различных зерновых культур, хлебов — булочных, кондитерских изделий.

Октябрь

Ранняя осень.

1 неделя.

3 занятие.

Тема: «Листопад, листопад, листья желтые летят..»

Н. В. Лободина Комплексные занятия по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, подготовительная группа,

стр.63.

Закреплять знания детей о деревьях; учить определять дерево или кустарник по описанию, узнавать лист на ощупь; показать значение листопада для жизни растений зимой; систематизировать и углублять знания детей о сезонных изменениях в природе.

картинки с изображением листопада, листьев деревьев и кустарников.

Фрукты, Сад

2 неделя.

4 занятие.

Тема: «Дары осени-фрукты»

Н. В. Лободина Комплексные занятия по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, подготовительная группа,

стр.43.

Закреплять обобщающее понятие «фрукты»; характерные свойства  фруктов; учить рассказывать о пользе  фруктов для человека; систематизировать знания о труде людей осенью; воспитывать бережное отношение к природе, которая щедро одаривает нас своими богатствами, уважение к сельскохозяйственному труду людей.

картинки с изображением  фруктов.

Овощи, Огород

3 неделя.

5 занятие.

Тема: «Дары осени-овощи»

Н. В. Лободина Комплексные занятия по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, подготовительная группа,

стр.43.

Закреплять обобщающее понятие «овощи»; характерные свойства овощей; учить рассказывать о пользе овощей для человека; систематизировать знания о труде людей осенью; воспитывать бережное отношение к природе, которая щедро одаривает нас своими богатствами, уважение к сельскохозяйственному труду людей.

картинки с изображением овощей.

Лес, Грибы, Ягоды

4 неделя.

6 занятие.

Тема: «Путешествие в осенний лес»

Н. В. Лободина Комплексные занятия по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, подготовительная группа,

стр.72.

учить наблюдать за деревьями, кустарниками, выделять и описывать объекты природы, познакомить с разнообразием ягод, познакомить с разнообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных рассказать о пользе несъедобных грибов; рассказать о строении грибов, объяснить, как правильно собирать грибы.

запись пьесы П. И. Чайковского «Октябрь» из серии «Времена года», картинки лесных ягод, наборы демонстрационных и раздаточных картинок «Съедобные и несъедобные грибы»; демонстрационная картинка с изображением осеннего леса.

Ноябрь

Перелетные птицы.

1 неделя.

7 занятие.

Тема: «Улетают журавли»

Н. В. Лободина Комплексные занятия по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, подготовительная группа,

стр.81.

закреплять представления о том, что сезонные изменения в природе влияют на жизнь растений, животных, человека; расширять знания о том, как птицы готовятся к зиме. закрепить названия  перелётных птиц и птенцов; познакомить с местами обитания перелётных птиц.

Иллюстрации с изображением перелётных птиц, места обитания.

Дикие животные и их детеныши.

2 неделя.

8 занятие.

Тема: «Как звери к зиме готовятся»

Н. В. Лободина Комплексные занятия по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, подготовительная группа,

стр.91.

Продолжать знакомить с дикими животными и их повадками; учить называть животных (бурый медведь, лев, олень); расширять представления об особенностях внешнего вида животных, жизненных проявлениях, повадках, особенностях приспособления (линька, спячка), условиях, необходимых для их жизни; рассказать о том, как млекопитающие заботятся о потомстве,расширять представления о диких животных, знания о том, как звери готовятся к зиме;

картинки с изображениями животных леса и их детёнышей.

Домашние животные (птицы) и их детеныши.

3 неделя.

9 занятие.

Тема: «Домашние и дикие животные»

Н. В. Лободина Комплексные занятия по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, подготовительная группа, стр.238.

закрепить знания об отличии диких животных от домашних; продолжать учить сравнивать и устанавливать причинно-следственные связи, обобщать.

картинки с изображениями домашних и диких животных.

Поздняя осень. Предзимье Обобщение по теме «Осень»

4 неделя.

10 занятие.

Тема: «Пришла осень привела погод восемь».

 Н. В. Лободина Комплексные занятия по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, подготовительная группа, стр.149.

продолжать знакомить с народными приметами; развивать интерес к природным явлениям окружающего мира; формировать любознательность и умение наблюдать Закрепить название осенних  месяцев; характерные  признаки осени;

фотографии осенней природы, картинки с изображениями домашних и диких животных, иллюстрации с изображением перелётных птиц.

5 неделя.

11 занятие.

Тема: «Где зимуют лягушки?».

Н. В. Лободина Комплексные занятия по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, подготовительная группа,

стр.52.

расширять знания о земноводных; познакомить с некоторыми формами защиты от врагов; учить рассказывать об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях земноводных;

иллюстрации с изображением  земноводных;  схема  «Развитие  лягушки».

Декабрь

Транспорт. ПДД. Профессии на транспорте

1 неделя.

12 занятие.

Тема: «Подземные богатства земли»

Н. В. Лободина Комплексные занятия по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, подготовительная группа, стр.170.

расширять знания о природе; познакомить с полезными ископаемыми региона (уголь, нефть, газ); дать первоначальные сведения о рациональном использовании природных ресурсов в быту (воды, энергии, газа)

набор «Полезные ископаемые», иллюстрации транспорта.

Зима. Зимующие птицы

2 неделя.

13 занятие.

Тема: «Зимующие птицы».

Н. В. Лободина Комплексные занятия по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, подготовительная группа, стр.218.

познакомить с зимующими птицами; изучать их особенности; воспитывать любовь к природе; развивать интерес к наблюдению за птицами; обогащать словарь: зимующие, перелетные птицы, кормушка.

фотографии зимующих птиц; картина «Птицы зимнего леса».

Зимние забавы и развлечения

3 неделя.

14 занятие.

Тема: «Встреча зимы».

Н. В. Лободина Комплексные занятия по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, подготовительная группа,  стр.160.

продолжать знакомить с сезонными изменениями в природе; учить сравнивать ветреную погоду с тихой, замечать красоту природы и отражать ее в рассказах, рисунках.

иллюстрации зимней природы; репродукции картин К. Юона «Зима в лесу», И. Грабаря «Зимний пейзаж».

Новый год

4 неделя.

15 занятие.

Тема: «С какой ветки детка?

 Растения и жизнь на земле»

Н. В. Лободина Комплексные занятия по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, подготовительная группа,

стр.179,260.

формировать желание наблюдать за растениями; учить устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды, подвести к пониманию того, что разнообразный растительный и животный мир являются необходимым звеном в цепочке экосистемы на Земле

иллюстрации растений; картинки для игры «С какой ветки детка»(Шишки ели и сосны), «Подбери ветку дереву»(ветки хвойных деревьев: ели, сосны, лиственницы).

Январь

Моя семья

2 неделя.

16 занятие.

Тема: «Кто охраняет окружающую среду».

Н. В. Лободина Комплексные занятия по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, подготовительная группа, стр.187.

формировать понятие о том, как нужно беречь окружающую среду.

иллюстрации представителей животного и растительного мира, исчезающих видов животных и растений; правила поведения в природе.

Посуда. Продукты питания

3 неделя.

17 занятие.

Тема: «Здоровая пища круглый год».

Н. В. Лободина Комплексные занятия по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, подготовительная группа, стр.384.

дать понятие о том, какая пища полезна; уточнить правила здорового питания; познакомить с понятиями «здоровая пища», «вредные продукты», «полезные продукты»; воспитывать культуру питания, культуру поведения за столом; закреплять умение отражать в рисунках знания и впечатления о жизни природы,

картинки: фрукты, ягоды и овощи, крупы, молочные продукты, колосья зерновых, натуральные соки, орехи, изюм, растительное масло, картинки с изображением фруктов, ягод и овощей, продуктов питания; загадки и картинки про продукты питания.

Профессии

4 неделя

18 занятие.

Тема: «Юный эколог»

Н. В. Лободина Комплексные занятия по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, подготовительная группа, стр.197.

воспитывать бережное отношение к миру природы; познакомить с профессией лесничего;

экологические знаки.

Февраль

Мебель. Квартира

1 неделя.

19 занятие.

Тема: «Растения рядом с нами».

Н. В. Лободина Комплексные занятия по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, подготовительная группа, стр.320.

расширять и уточнять представление о комнатных растениях; закреплять представление о том, что для роста растений нужны свет, влага, тепло, почва; продолжать знакомить с особенностями внешнего строения растений, с разнообразием листьев, стеблей и цветков, с некоторыми способами вегетативного размножения (черенки, листья, усы); воспитывать желание ухаживать за растениями; закреплять умение рисовать простым карандашом с легким нажимом, раскрашивать акварелью (или акварелью с гуашью).

фотографии комнатных растений; загадки и стихи о комнатных растениях.

Одежда, Обувь, Головные уборы

2 неделя.

20 занятие.

Тема: «Времена года».

Н. В. Лободина Комплексные занятия по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, подготовительная группа, стр.360.

закрепить знания о временах года, о сезонных изменениях в природе, о последовательности месяцев в году; продолжать знакомить с народными приметами;

схема «Круглый год», картинки – времена года.

Папин праздник – День защитников Отечества. Военные профессии

3 неделя.

21 занятие.

Тема: «Животный мир полярных районов».

Н. В. Лободина Комплексные занятия по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, подготовительная группа, стр.248.

познакомить с климатическими условиями разных материков, с животным миром полярных районов; развивать любознательность, воображение, творчество; воспитывать любовь к природе, интерес и стремление изучать природу; формировать понимание, что для сохранения природы ее нужно беречь;

картинки с изображением полярных районов и животных, обитающих там.

Обобщение по теме: «Зима»

4 неделя.

22 занятие.

Тема: «Зимушка - зима»

Н. В. Лободина Комплексные занятия по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, подготовительная группа и Интернетресурсы

Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы, продолжать учить самостоятельно находить их; учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образе жизни животных; познакомить детей с природными особенностями зимних месяцев; развивать у детей способность наблюдать, строить предложения, делать выводы, воспитывать чувство эмпатии к родной природе.

Иллюстрация зимний пейзаж. Картинки животных (заяц, медведь, белка, лиса, волк). Картинки птиц (снегирь, свиристель, ворона, галка, сорока, дятел, клёст, воробей). Листы бумаги и цветные карандаши. Два рыхлых снежка, шарф.

Март

Мамин праздник – 8 Марта

1 неделя.

23 занятие.

Тема: «Праздник «Веснянка»»

Н. В. Лободина Комплексные занятия по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, подготовительная группа, стр.277.

расширять представление о народных праздниках; познакомить с весенним праздником «Веснянка»; развивать наблюдательность детей, умение отражать увиденное в рисунке,

Иллюстрации – признаки весны.

Ранняя весна

2 неделя.

24 занятие.

Тема: «Лес и человек»

Н. В. Лободина Комплексные занятия по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, подготовительная группа, стр.287.

познакомить с видами леса (хвойный, смешанный, лиственный); расширять знания о растениях леса; закреплять знание об «этажах» леса, умение узнавать птиц по голосам и внешнему виду.

запись «Звуки природы: пение птиц»; фотографии леса.

Природа весной. Перелетные и зимующие птицы

3 неделя.

25 занятие.

Тема: «Птицы прилетели – весну принесли. Удивительный мир птиц».

Н. В. Лободина Комплексные занятия по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, подготовительная группа, стр.297.

рассказать о дне 22 марта – дне весеннего равноденствия; продолжать знакомить с народными приметами; учить делать выводы о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе, наблюдать за растениями и животными; обратить внимание на особенности внешнего вида пернатых, связанные с различной средой обитания; показать многоцветие и разнообразие мира;

фотографии с изображением птиц; аудиозапись «Голоса птиц», плакат с изображением клювов и лап разных птиц.

Человек. Части тела человека

4 неделя.

26 занятие.

Тема: «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу»

Интернетресурсы

Познакомить детей с использованием факторов природной среды для укрепления здоровья человека; дать детям знания об использовании средств народной медицины при простудных заболеваниях; познакомить детей с правилами поведения при простудном заболевании; закрепить представления детей о приспособляемости человека к условиям жизни; воспитывать любознательность, бережное отношение к своему здоровью.

шиповник,

модели

мероприятий по

закаливанию,

средства народ

ной медицины при простудных заболеваниях,

модели

правил поведения при заболевании; цветик -семицветик.

5 неделя.

27 занятие.

Тема: «Знакомство с пресмыкающимися».

Н. В. Лободина Комплексные занятия по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, подготовительная группа, стр.308.

углублять и расширять знания о пресмыкающихся (ящерица, черепаха); познакомить с некоторыми способами их защиты; учить рассказывать об особенностях внешнего вида и поведения пресмыкающихся;

фотографии или картинки с изображением пресмыкающихся.

Апрель

Насекомые

1 неделя.

28 занятие.

Тема: «Шестиногие малыши»

Н. В. Лободина Комплексные занятия по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, подготовительная группа, стр.137.

продолжать расширять знание о многообразии насекомых; учить различать по внешнему виду и правильно называть бабочек (капустница, павлиний глаз), жуков (божья коровка, жужелица), сравнивая, находить отличие во внешнем виде бабочки и жука.

фотографии насекомых; картинки с изображением бабочки, пчелы, майского жука, паука, муравья, кузнечика.

Планета Земля. Космос. Первые космонавты

2 неделя.

29 занятие.

Тема: «Мы все – жители планеты Земля. Загадочный мир космоса».

Н. В. Лободина Комплексные занятия по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, подготовительная группа, стр.268.

обобщать и систематизировать представление о временах года и частях суток; продолжать знакомить с космосом, звездами, Луной, Солнцем, Солнечной системой;

фотографии ночного неба; иллюстрации на тему – космос.

Весна. Цветы цветут!

3 неделя.

30 занятие.

Тема: «Царство растений - травы».

Н. В. Лободина Комплексные занятия по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, подготовительная группа, стр.330.

закрепить знание о травах; обобщить знание о том, что на нашей планете существует огромное царство растений: деревья, кустарники, травянистые растения;

аудиозапись произведения «Вальс цветов» П. И. Чайковского; фотографии трав.

Моё село. Моя улица

4 неделя.

31 занятие.

Тема: «Уголок планеты, где мы живём».

Н. В. Лободина Комплексные занятия по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, подготовительная группа, стр.229.

формировать представление об экологических проблемах родного города (деревни); познакомить с растительным и животным миром своей местности; воспитывать любовь к родному краю.

Фотографии природы родного края.

Май

Моя страна – Россия!

1 неделя.

32 занятие.

Тема: «Русская берёза».

Н. В. Лободина Комплексные занятия по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, подготовительная группа, стр.370.

уточнять и углублять знания о взаимосвязи человека и природы; формировать культуру общения с природой, эстетическое отношение к природе, любовь к родине.

Иллюстрации природы России: берёзовая роща,лес.

День Победы – 9 Мая!

2 неделя.

33 занятие.

Тема: «Австралия»

Н. В. Лободина Комплексные занятия по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, подготовительная группа, стр.211.

расширять представление о материках; познакомить с климатическими условиями Австралии, с животными материка (кенгуру, коала, ехидна и т. д.); развивать умение называть и отличать представителей животного мира по строению и условиям обитания на планете; закреплять понятие «человек – часть природы»;

фотографии растительного и животного мира Австралии.

Обобщение по теме «Весна»

3 неделя.

34 занятие.

Тема: «Кто главный в лесу?»

Н. В. Лободина Комплексные занятия по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, подготовительная группа, стр.349.

продолжать знакомить с дикими животными и их повадками; учить называть животных (бурый медведь, лев, олень); расширять представление об особенностях внешнего вида животных, о жизненных проявлениях, повадках, особенностях приспособления (линька, спячка), условиях, необходимых для их жизни; рассказать о том, как млекопитающие заботятся о потомстве.

фотографии лесных животных, иллюстрации леса и лесных растений.

Скоро лето!

4 неделя.

35 занятие.

Тема: «Здравствуй лето красное».

Н. В. Лободина Комплексные занятия по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, подготовительная группа, стр.398.

познакомить с днем летнего солнцестояния – 21–22 июня; закреплять названия летних месяцев, называть их в правильной последовательности; продолжать знакомить с народными приметами; подвести к пониманию того, что для укрепления здоровья летом можно купаться, ходить босиком, греться на солнышке.

иллюстрации с изображением  летней  природы.

Классен Елена Ивановна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по развитию мелкой моторики в подготовительной группе

Подробное календарно-тематическое планирование по развитию мелкой моторики детей подготовительной группы, разнообразные формы организации занятий...

Календарно-тематическое планирование по ознакомлению с природой в средней группе по программе "От рождения до школы".

Календарно-тематическое планирование по ознакомлению с природой  в средней группе по программе "От рождения до школы"....

Календарно-тематическое планирование «Формирование основ безопасности жизнедеятельности в старшей группе» 2020-2021 учебный год

Цель: Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира). Задачи:Формировать  представление...

Календарно-тематическое планирование «Формирование основ безопасности жизнедеятельности в подготовительной группе» 2021-2022 учебный год

Цель:Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира).Задачи:дать представления об опасных для человека ...

Перспективное календарно – тематическое планирование "Познание" (Ознакомление с окружающим миром) средняя группа

Перспективное календарно- тематическое планирование по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада....