Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: "Проказница Кока-кола"
план-конспект занятия по окружающему миру на тему

Жидкова Светлана Алексеевна

Конспект образовательной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл koka_kola.docx30.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №38 муниципального образования

Тимашевский район.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Проказница Кока-кола»

Автор: Богуш Светлана Алексеевна

Воспитатель подготовительной группы

МБДОУ д/с №38.

Ст. Роговская

Пояснительная записка.

Конспект  непосредственно образовательной деятельности  по познавательному развитию:  на тему: «Проказница Кока-Кола!» с детьми подготовительной группы, является авторской разработкой. Данная разработка включает в себя образовательные области в соответствии с ФГОС: познавательное развитие, речевой развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

НОД составлена согласно основной образовательной программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №38 муниципального образования Тимашевский район, по разделу «Ребенок и окружающий мир».

НОД по познавательному развитию «Ребенок и окружающий мир» проводится  2 раза в неделю  по 30 минут, что составляет в неделю 60 минут (1 час),  в год 72 занятия.

Количество детей в группе – 20 человек, из них 11 - мальчиков, 9 – девочек.  Уровень развития детей данной группы: 7 – средний, 13 – выше среднего.  

Данная НОД включает в себя предварительную работу: дети просматривали  презентации о правильном питании, изучали полезные и вредные продукты питания, учились  классифицировать их, играли  в дидактические игры.  

Правильное питание в детстве – фундамент здоровья на всю жизнь. Мы живем в XXI веке и на прилавках магазинов можно приобрести самые разнообразные продукты питания, зачастую не самые полезные. Кока-кола – не исключение. Она является одним из самых покупаемых напитков, но, как показали результаты исследований, ее употребление в больших количествах может нанести непоправимый вред здоровью.

«Пить Кока-Колу или не пить? Кока-Кола: польза или вред?» Часто, заходя с мамой в магазин, дети просят купить Кока-колу или другую популярную газировку, но слышат в ответ, что они вредны для здоровья. Дети искренне не понимают, как такой вкусный напиток может быть вредным? Ведь с экранов телевизора его рекламируют знаменитые футболисты, мультипликационные герои и даже сам Санта Клаус! Что же все-таки находится внутри красивой баночки?

Чтобы ответить на эти вопросы, можно вместе с детьми провести опытно-экспериментальную деятельность и дать возможность детям самим экспериментировать, наблюдать, размышлять, сравнивать, чтобы ответить на главный вопрос: правда ли, что Кока-Кола вредна для здоровья? По-своему опыту я могу сказать, что наиболее эффективным способом получения новых знаний старшими дошкольниками является опытно-экспериментальная деятельность. Такая совместная деятельность взрослого и ребенка позволяет воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу – сделать процесс обучения эффективным и по-настоящему интересным.

Процесс познания творческий и моя задача поддерживать и развивать в ребёнке интерес к исследованиям, открытиям, создавать необходимые для этого условия. Экспериментирование - доступное и эффективное средство при формировании познавательной мотивации, а она на мой взгляд, основа для достижения всех целей.

НОД состоит   из 3-х частей:

I. Вводная часть.

II. Основная часть.

III. Заключительная часть.

В структуре НОД соблюдены принципы тематического единства, сочетание нового и закрепление пройденного материала.

В вводной части   был использован сюрпризный момент (появление приболевшего Карлсона), который мотивировал детей помочь ему разобраться, почему он стал себя плохо чувствовать.  Во второй части НОД дети побывали в лаборатории, провели опытно-экспериментальную деятельность с напитком Кока-Кола, играли в дидактические игры «Четвертый лишний», «Полезный - вредный». В третьей, заключительной части НОД дети вместе с воспитателем занялись продуктивной деятельностью, приготовили и угостились свежевыжатым соком, подвели итог.

Во время  НОД использовались современные образовательные технологии.   Игровые технологии, педагогика сотрудничества, технология исследовательской деятельности, сюрпризные моменты и проблемные ситуации. Так же НОД включает в себя здоровьесберегающие технологии: физкультминутку «Фрукты»,  разные методы и приемы (наглядные, словесные, игровые). В заключении,  Карлсон благодарит детей за помощь, приглашает ребят в свою страну Мультипультию, а ребята угощают его полезным соком собственного приготовления.

На НОД  использовались  ИКТ (просмотр презентации «Кока-Кола: вред или польза?», слушание «Песенки о правильном питании», музыкальное сопровождение опытов). Длительность НОД -  30 минут, что соответствует данному возрасту и требованиям Сан ПиН.  

Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности, прививать детям навыки исследовательской деятельности.

Задачи:

- дать представление о вредном влиянии газированных напитков на организм человека путем проведения опытов с Кока-Колой;

- учить детей обследовать предметы и экспериментировать с ними;

- развивать у детей умение выдвигать гипотезы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;

- активизировать словарь детей, развивать умение отвечать на вопросы, аргументировать свой ответ;

- тренировать в употреблении в речи словосочетаний, состоящих из существительного и прилагательного, согласуя их в роде, числе и падеже;

- развивать речь детей, способствуя развернутым обоснованным ответам детей за счет наводящих вопросов воспитателя;

- закрепить знания детей о вредном влиянии некоторых продуктов на организм человека, воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, экран, мобильный телефон, Интернет, презентация для детей на тему «Кока-Кола: вред или польза?», магнитофон, записи: «Песенка о правильном питании», «Страшный смех», «Помогатор» из мультфильма «Фиксики»,  баночки Кока-Колы, вода, ржавые металлические предметы, яйцо, молоко, жевательные конфеты, колбы, стаканчики, салфетки (по количеству детей), микроскоп, лупы, защитная спецодежда, соковыжималка, фрукты).

Предварительная работа: опрос родителей для определения 5 топов самых вредных и самых полезных продуктов питания для наших воспитанников,  словарная работа с детьми по разъяснению значения слов (ароматизаторы, красители, заменители сахара, химические добавки, ЗОЖ, пища, еда), беседа с детьми о ЗОЖ; чтение стихотворений о ЗОЖ, полезных продуктах и правильном питании.

Методы и приемы: наглядные – наблюдение,  демонстрация картинок (презентация), сравнение; словесные – объяснение, рассуждение, беседа, групповой диалог; практические – наблюдение, опыт/эксперимент, практическая работа, упражнения, задания, поручения, игра.

Технологии: здоровьесберегающие технологии, ИКТ-технологии, ТРИЗ-технологии, игровая технология, личностно-ориентированная технология, педагогика сотрудничества, технология исследовательской деятельности.

Словарная работа: эксперимент, пробирка, колбы, пипетка, вещество, ингредиент, микроскоп, кальций, ароматизатор.

Возрастная категория детей: подготовительная группа.

Ход НОД:

I. Организационный момент

Дети входят в зал.

Воспитатель: - Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня нас ждет много интересного. Я хочу, чтобы у нас всё получилось, и целый день у всех было хорошее настроение!

 (Неожиданно раздается звонок сотового телефона. Воспитатель включает громкую связь).

Малыш: - Добрый день, ребята! Это снова я, ваш Малыш! Я очень рад, что у меня есть такие друзья, готовые прийти на помощь в любую минуту. У меня опять возникла проблема. Мой лучший друг очень любит покушать, особенно налегает на чипсы, жевательные резинки, газированные напитки. В последнее время он стал  раздражительным, вялым, в его лица исчез здоровый румянец, он часто жалуется  на то, что у него болит живот и плохое настроение! Ребята, помогите мне спасти лучшего друга!

Дети: - Мы конечно же поможем тебе, Малыш! Пусть твой друг приходит к нам в гости!

Воспитатель: - Ребята, а пока друг Малыша идет к нам, давайте попробуем разобраться, что с ним происходит. (Ответы детей: он мало кушает фруктов и овощей; он много ест сладкого;  а живот у него болит из-за вредной пищи).

Воспитатель: - Правильно, ребята! Друг Малыша совсем не заботится о своем здоровье. Кажется, я поняла, о чем мы должны рассказать нашему гостю!

Воспитатель: Итак, сегодня мы будем с вами продолжать говорить о продуктах питания, влияющих на состояние нашего здоровья, и не просто о продуктах, а о вредных и полезных продуктах, которые мы с вами едим. Очень часто оказывается так, что любимая нами пища очень вредна для здоровья. Поэтому к выбору продуктов, которые мы употребляем пищу, едим, подходить надо очень осторожно.

     Зачастую самые вкусные продукты являются для нас самыми вредными. Из опытов, проведенных с вами ранее, мы убедились, что любимые вами жевательные конфеты в яркой упаковке, леденцовый чупа - чупс, без сомнения, очень вредные продукты. Вкусно, прикольно, сладко, но очень и очень вредно. Почему? (Ответы детей: вредно потому, что в этих продуктах есть вредные вещества, от которых мы можем заболеть). Да, действительно потому, что эти продукты питания изготовлены из очень вредных для нашего организма красителей, заменителей, огромного количества сахара, ароматизаторов и химических добавок.

(В это время появляется Карлсон, плачет. Воспитатель обращает внимание детей на Карлсона).
Воспитатель: - Ребята, а к нам пожаловал гость. Вы его узнали? (ответы детей) Карлсон, а почему ты плачешь? Расскажи нам.
Карлсон:- Утром я ел шоколад, пил Кока-Колу, грыз чипсы, сухари, орехи. Было так вкусно! Потом меня стало тошнить, сильно разболелись зубы, голова. Не пойму только почему? Помогите мне разобраться!
Воспитатель:- Ребята, разве можно так питаться?
Дети:- Нет!

Воспитатель:- Ребята, кто из вас пробовал Кока-колу?

- Вам понравилась она на вкус? Почему?

- Хотите узнать, что находится внутри этой красивой баночки? Какие секреты скрывает Кока-Кола?

     Чтобы ответить на эти вопросы, куда же мы отправимся? Где проводят опыты и изучают свойства разных предметов и веществ? Где создают новые лекарства и совершают научные открытия? (Ответы детей). Правильно, мы направимся в исследовательскую лабораторию, а сами превратимся в ученых и проведем настоящие опыты, чтобы выяснить, как Кока-Кола влияет на организм человека. Карлсон, мы и тебя приглашаем в увлекательное путешествие в научную лабораторию. Там ты вместе с ребятами узнаешь много интересного и полезного.

II. Основная часть.

Воспитатель: - Ребята! А что должно быть в настоящей лаборатории для проведения опытов и экспериментов? (Пробирки, колбы, пузырьки, микроскопы, лупы, щипцы и т. д.)

Воспитатель: - Что же еще необходимо для исследовательской работы? Конечно, ученым необходимо надеть спецодежду: халаты, фартуки, перчатки, защитные очки (дети и воспитатель одеваются).

Итак, коллеги, в начале нашей работы необходимо выяснить, как появилась на свет Кока-Кола. Внимание на экран…(воспитатель показывает детям и Карлсону фильм  на проекторе).

Воспитатель: - Кока-Колу придумал американский аптекарь Джон Пембертон в 1886 году, то есть ей уже почти 130 лет! (Слайд 1)

Сначала ее продавали только в аптеках, но вскоре она начала быстро приобретать популярность и через 50 лет после ее изобретения стала самым популярным напитком не только в Америке, но и во многих других странах планеты, в том числе и в России. (Слайд 2)

В 1931 году компания по производству Кока-Колы решила превратить Санта Клауса, американского Деда Мороза в рекламный символ этого популярного напитка. (Слайд 3)

Каждый день с экранов телевизоров мы смотрим, как с приятным шипением льется в стакан Кока-Кола, что сразу так и хочется выпить этого вкусного, освежающего напитка. (Слайд 4-6)

Так пить Кока-Колу или не пить? Что приносит Кока-Кола человеку – вред или пользу? И из чего делают Кока-Колу? На эти вопросы мы с вами сможем ответить, если превратим сейчас наш зал в настоящую лабораторию, а сами станем учеными и будем проводить опыты. (Слайд 7-15)

Опыт 1.  (опыт подготовлен заранее).

Давайте узнаем, правда ли, что Кока-Кола опасна для наших зубов? Для этого опыта мы взяли скорлупу куриного яйца. По своему составу она похожа с нашими зубами. За прочность яичной скорлупы, а также наших зубов и костей отвечает вещество – кальций. Чтобы опыт был более точным, мы в один стакан налили Кока-Колу, а в другой – воду. В оба стакана положили яичную скорлупу. Скорлупа, погруженная в напиток, потемнела, окрасилась в коричневый цвет, появились неровности и шероховатости, она стала хрупкой. А скорлупа, находящаяся в воде, не изменилась.

Возьмите свои лупы и внимательно рассмотрите, как изменилась скорлупа яйца. Какой вывод мы можем сделать? (Ответы детей)

Правильно, от Кока-Колы зубы, так же как и яичная скорлупа, могут темнеть и портиться.

Опыт 2. (опыт подготовлен заранее).

Неделю назад я налила в стакан Кока-Колу и оставила его на неделю. Спустя неделю вода из Кока-Колы испарилась, а в стакане остался тягучий сироп. Давайте подойдем к столу для экспериментирования: выберите те предметы, с помощью которых можно помешать сироп. Попробуйте теперь помешать сироп в стаканчике. Какой он? (густой, тягучий, липкий). Трудно ли его мешать? Прилипает ли он к ложке, палочке? Какой вывод вы сделаете? (Ответы детей)

Воспитатель: - Верно, это произошло потому, что в Кока-Коле очень много сахара. А что бывает, если человек употребляет в пищу много сладкого? Совершенно верно, он быстро набирает лишний вес, становится толстым и неповоротливым.

(Звучит фрагмент страшного смеха).

Воспитатель: - Ребята, вы слышите эти страшные звуки и смех? Как вы думаете, что это? (ответы детей). Правильно, это Кока-Кола смеется над нашими желудками, когда в него попадает!

Опыт 3.

А этот опыт мы проведем с вами вместе. Смотрите, я беру банку Кока-Колы, открываю ее, наливаю в стакан и кладу в него три мятные конфеты «Тик-Так». Немного подождем… Ой, что произошло? (Кола начинает шипеть и пузыриться). Теперь попробуйте сами положить в пробирку с Кока-Колой  драже «Тик-Так» . Закройте и хорошенько потрясите. Что получилось? Какой вывод мы сделаем? (Ответы детей)

Воспитатель: - Да, с некоторыми продуктами Кока-Кола не совместима и вступает в химическую реакцию, похожую на маленький взрыв. Только представьте, что этот взрыв может произойти в вашем желудке!

Опыт 4. 

Для следующего опыта нам понадобятся ржавые или тусклые металлические предметы: выбирайте, тут есть монеты, болты, скрепки. В мисочку с Кока – Колой положите ваш предмет. Немного подождем. Теперь вытащите предмет и потрите его тряпочкой. Что стало с ржавым предметом? Посмотри на него в микроскоп. Какой вывод можно сделать вывод после этого опыта? (Ответы детей)

Воспитатель: - Вы сделали правильный вывод, ведь если Кока-Кола с легкостью удаляет ржавчину, то она так же легко может разъедать стенки нашего желудка.

Опыт 5. 

Я слышала, что Кока-Колу можно использовать как моющее средство. Сейчас мы с вами это проверим. Утром я взяла небольшую тряпочку и испачкала ее кетчупом. Положим в мисочку с Кока-Колой. Давайте посмотрим, что стало с нашим пятном. Смотрите, от пятна не осталось и следа, даже без использования моющих средств.

Какой вывод сделаем? (Ответы детей) 

Правильно, если Кока-Кола выводит стойкие пятна и налёт от заварки, может ли она причинить вред нашему организму? (Ответы детей).

Опыт 6.

Распределите обязанности: один наливает в прозрачный стаканчик Кока-Колу до половины, второй – добавляет туда молока. Посмотрите, что происходит? (Ответы детей).

Воспитатель: - Да, верхний слой жидкости в стакане стал совсем прозрачный, зато внизу образовался мутный, густой осадок, появились хлопья. Почему же это произошло? В Кока-Коле есть вещество, которое соприкасаясь с молоком вступает в реакцию, и возникает такой неприятный осадок на дне стакана, какой бывает при скисании молока. Какой выводсделаем? (Ответы детей)

Воспитатель: - Да, если пить Кока-Колу вместе с молочными продуктами, то такой осадок появится и в нашем желудке.

Ребята, мы провели опыты, которые должны были определить, вредна или полезна Кока – Кола? Пить или не пить этот напиток? (Слайд 16) 

Итак, что же такое Кока-Кола? Конечно, для многих это любимый напиток, которым невозможно напиться, хочется пить еще и еще. «Кока-Кола» - это сильногазированный напиток, в состав которого входят вещества, которые разъедают наш желудок, приводят к нехватке кальция в костях и зубах. Вещество кофеин, который содержится в Кока-коле, приводит к раздражительности, плохому сну, затрудняет работу сердца, а большое количество сахара вызывает избыточный вес. (Слайд 17)

Чтобы быть здоровыми и крепкими надо есть полезные продукты. А чтобы вы запомнили, какие продукты полезны для нас, а какие приносят непоправимый вред здоровью, мы сейчас поиграем в игру «Найди лишнее». (Слайд 18)

Игра "Четвертый лишний"
1. Капуста, картофель фри, молоко, морковь. (картофель фри)
2. Яблоко, чипсы, помидоры, курица. (чипсы)
Игра "Полезные и вредные продукты" 
1. Кока-кола, гамбургер, газированная вода. (вредные продукты)
2. Банан, хлеб, мясо, рыба. (полезные продукты)
Воспитатель: - Итак, ребята, хотите быть здоровыми – не пейте «Кока-Колу», пейте натуральные соки, в которых много витаминов для роста и здоровья! Будьте здоровы! (Слайд 19).

Воспитатель: - Мы с вами много потрудились и устали. Я предлагаю вам немного размяться.

Физкультминутка «Фрукты».

Будем мы варить компот.                     маршировать на месте

Фруктов нужно много. Вот.                  показать руками - "много"

Будем яблоки крошить,                        имитировать:  как крошат

Грушу будем мы рубить,                      рубят,

Отожмем лимонный сок,                     отжимают,

Слив положим и песок.                        кладут, насыпают песок 

Варим, варим мы компот,                    повернуться вокруг себя

Угостим честной народ.                        хлопать в ладоши

III. Заключительная часть.

Воспитатель: - Мы теперь знаем, что нельзя употреблять в пищу, чтобы не заболеть, а так же, что мы должны правильно питаться, чтобы быть здоровыми и сильными!  Я знаю, что все вы любите сок. А свежевыжатый сок пробовали? (ответы детей) Хотите попробовать? Есть у меня чудосоковыжималка, но как она работает, я не знаю. Ребята, помогите мне разобраться! Вы согласны мне помочь? (Ответы детей: да!). Нам  нужно разгадать ребус в инструкции, и тогда мы узнаем, как ей пользоваться.

(дети выполняют работу самостоятельно под музыкальное сопровождение «Помогатор» из мультфильма «Фиксики»).

Воспитатель: - Итак, что у вас получилось? (ответы детей) Молодцы! Вы разгадали ребус, и мы сможем включить соковыжималку, приготовить вкусный и полезный апельсиновый сок и угоститься им. А еще мы угостим нашего гостя Карлсона, может тогда его вкусы поменяются, и он поймет, что натуральный сок не только вкуснее, но и полезнее вредной Кока-Колы.

Итог НОД:

Воспитатель: - Зачем мы сегодня проводили с вами опыты с Кока-Колой? (дать  возможность ответить на вопрос всем детям, начиная с менее активных).

- А что мы узнали нового? Какие полезные для здоровья продукты питания следует употреблять в пищу? Я начну, а вы продолжите: вкусно и полезно, как поется в песенке, употреблять в пищу блюда, приготовленные из …. (можно предложить детям по цепочке называть полезные продукты питания,  согласуя название продукта, выраженное существительным, с прилагательным в роде, числе и падеже: н-р, сладкой морковки, сладких фруктов и т. д.)

Воспитатель: - Итак, чтобы быть здоровым, не попасть в больницу, нужно правильно питаться, то есть кушать блюда, приготовленные из полезных для здоровья продуктов питания, то есть из ……..овощей, фруктов, рыбы, мяса, молока, творога и т. д.  (необходимо дать возможность детям самим продолжить предложение).

Воспитатель: - Молодцы, все молодцы! Каждый из вас поработал сегодня очень хорошо. Каждый из вас узнал сегодня много нового и интересного. Я надеюсь, что придя домой, вы расскажете своим родителям о том, как надо правильно питаться, употребляя в пищу только полезные продукты питания, чтобы быть здоровыми; расскажете о том, что следует беречь свое здоровье, заботиться о собственном здоровье, отказавшись от употребления в пищу жевательных резинок, чипсов и, конечно же, отказавшись от Кола-Колы. Спросите своих родителей дома, какие они знают вредные для здоровья человека продукты питания, и почему они вредны, а вы потом поделитесь своими знаниями об этом с другими ребятами.

Карлсон: - Спасибо вам, ребятки! У меня такое замечательное настроение. Сегодня я узнал так много нового и интересного, вы научили меня правильно питаться здоровой и полезной пищей. Побегу-ка я к Малышу и расскажу ему, как провел с вами время. Теперь я  приглашаю вас в гости в нашу страну Мультипультию. Вас у нас очень понравится!

     (Карлсон раздает ребятам пригласительные билеты в страну Мультипультию).

Карлсон: - Очень интересно было!

Всех ребят я полюбил,

Но прощаться нам пора.

Что поделать, ждут дела!

До свиданья, детвора!

Дети прощаются с Карлсоном и благодарят его за подарки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ для детей младшей группы «Сказочное путешествие с матрешкой в русскую избу».

Сформировать образные представления о мудром устроении внутреннего пространства избы;Познакомить детей со старинными предметами быта (печь, ухват, чугунки, сундук, люлька или колыбелька);Познакомить д...

"Зимние чудеса" конспект образовательной деятельности Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы .

Конспект образовательной деятельностипо познавательному развитию  для детей подготовительной группы «Зимние чудеса»  Цель: Формировать умение заниматься экспериментальной деят...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием современных образовательных технологий в средней группе на тему: «Домашние птицы»

Программные задачи:1.Продолжать знакомить детей с домашними птицами и их детёнышами. 2.Учить правильно обращаться с домашними животными.3.Формировать заботливое отношения к ним.4. Развивать ...

конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами исследовательской деятельности "Как животные к зиме приспосабливаются"(2-я младшая группа).

Цель. Формирование представлений детей о жизни диких животных в лесу зимой. Побуждать устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных (изменение окраски шерс...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (развитие математических представлений) в старшей группе "Прогулка по лесной полянке"

Конспект  образовательной деятельности по познавательному развитию (развитие математических представлений)...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию: развитию элементарных математических представлений

Образовательная деятельность построена в игровой форме в виде путешествия по островам (с использованием образовательных мастерских)...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (математическому развитию) на тему «В гостях у жителей Фиолетового леса» (Для детей средней группы)

Развивать внимание, логическое мышление, память, воображение; способствовать развитию любознательности и наблюдательности....