Проект в подготовительной группе «Зимующие птицы»
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Рыбась Светлана Владимировна

Проект:

«Зимующие птицы»

Паспорт проекта:

Проект может быть использован при работе МКДОУ по примерной основной общеобразовательной программе МКДОУ Девицкий Детский сад «Улыбка». Соответствует ФГОС.

Вид проекта: информационно-творческий.

Продолжительность проекта: краткосрочный (4 недели).

Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников.

Охватываемые образовательные области: «Развитие речи, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие».

Актуальность: в холодное время года перед зимующими птицами встает вопрос: как прокормиться? Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И только люди могут помочь птицам. Когда ночная температура падает до -10 градусов и ниже, синички за ночь теряют 10 % собственного веса. Голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают. А вот сытой птице и мороз не страшен. Вот и летят птицы поближе к жилью человека.

Задача взрослых – воспитывать интерес у детей к птицам, желание узнавать новые факты их жизни, желание оказать им помощь.

В ходе проекта «Зимующие птицы» дети больше узнают о птицах, выяснят, чем питаются птицы зимой и как правильно их подкармливать, узнают, какие существуют кормушки для птиц.

Цели проекта:

Ø Развитие познавательных и творческих способностей детей;

Ø Формировать отзывчивость, любовь к природе, птицам, желание помогать им;

Ø Формировать самооценку своих поступков;

Ø Формировать экологическую культуру у детей;

Ø Убедить родителей принять участие в создании кормушек, выборе места расположения кормушек на участке ДОУ.

Задачи проекта:

Развивающие:

Ø вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания;

Ø совершенствовать диалогическую речь.

Воспитательные:

Ø воспитывать доброжелательное отношение к птицам;

Ø вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.

Образовательные:

Ø уточнить и расширить знание детей о зимующих птицах;

Ø формировать умения и навыки наблюдения за птицами.

Оборудование:

Картинки зимующих птиц; кормушка; корм для птиц; пластилин, бумажные силуэты птиц; аудиозаписи пения зимующих птиц; презентация «Зимующие птицы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt-zimuyushchie_ptitsy.docx31.11 КБ

Предварительный просмотр:

Проект:

«Зимующие птицы»

Паспорт проекта:

Проект может быть использован при работе МКДОУ по примерной основной общеобразовательной программе МКДОУ Девицкий Детский сад «Улыбка». Соответствует ФГОС.

Вид проекта: информационно-творческий.

Продолжительность проекта: краткосрочный (4 недели).

Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников.

Охватываемые образовательные области: «Развитие речи, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие».

Актуальность: в холодное время года перед зимующими птицами встает вопрос: как прокормиться? Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И только люди могут помочь птицам. Когда ночная температура падает до -10 градусов и ниже, синички за ночь теряют 10 % собственного веса. Голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают. А вот сытой птице и мороз не страшен. Вот и летят птицы поближе к жилью человека.

Задача взрослых – воспитывать интерес у детей к птицам, желание узнавать новые факты их жизни, желание оказать им помощь.

В ходе проекта «Зимующие птицы» дети больше узнают о птицах, выяснят, чем питаются птицы зимой и как правильно их подкармливать, узнают, какие существуют кормушки для птиц.

Цели проекта: 

  • Развитие познавательных и творческих способностей детей;
  • Формировать отзывчивость, любовь к природе, птицам, желание помогать им;
  • Формировать самооценку своих поступков;
  • Формировать экологическую культуру у детей;
  • Убедить родителей принять участие в создании кормушек, выборе места расположения кормушек на участке ДОУ.

Задачи проекта:

Развивающие:

  • вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания;
  • совершенствовать диалогическую речь.

Воспитательные:

  • воспитывать доброжелательное отношение к птицам;
  • вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.

Образовательные:

  • уточнить и расширить знание детей о зимующих птицах;
  • формировать умения и навыки наблюдения за птицами.

Оборудование:

Картинки зимующих птиц; кормушка; корм для птиц; пластилин, бумажные силуэты птиц; аудиозаписи пения зимующих птиц; презентация «Зимующие птицы».

Этапы реализации проекта:

I. Подготовительный этап;

II. Основной этап;

III. Заключительный этап.

I этап – подготовительный:

1) Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями;

2) Чтение стихотворений и рассказов о зимующих птицах;

3) Создание необходимых условий для реализации проекта;

4) Перспективное планирование проекта;

5) Разработка и накопление методических материалов по проблеме.

II этап – основной (практический)

Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.

Дидактическая игра: «Четвертый лишний»; «Разрезные картинки»; «Лабиринт».

Групповая работа: аппликация из пластилина «Снегирь».

Беседа на тему: «Зимующие птицы».

Подвижная игра: «Птички».

Домашние задание родителям:

1) Рекомендации на совместные прогулки;

2) Совместно с ребенком сделать кормушку;

3) Подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка;

4) Отгадывание загадок про зимующих птиц;

5) Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах, принести книги в детский сад.

Содержание работы в процессе реализации проекта:

Вступительная часть. Звучит аудиозапись пения птицы.

- Доброе утро! - птицы запели -

Добрые люди встают с постели;

Прячется вся темнота по углам,

Солнце взошло и идет по делам!

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? Какой месяц? Какой сегодня день недели? (ответы детей)

Раскрыла снежные объятья,

Деревья все одела в платья.

Стоит холодная погода,

Какое это время года? – ЗИМА

Воспитатель: Представьте, что мы оказались с вами в зимнем лесу. Утро, очень тихо. Деревья стоят голые, только на зеленых лапах сосен и елей лежит белый пушистый снег. И вдруг…. (Звучит аудиозапись пение птиц.)

- Чьи голоса мы услышали? А разве птицы не улетели в теплые края?

- Какие птицы улетают? - перелетные.

- Назовите перелетных птиц.

- Как называются птицы, которые остаются на зиму? - зимующие.

- Назовите зимующих птиц?

- Какие птицы живут зимой в лесу? Какие рядом с человеком в городе, деревне?

- А какие птицы прилетают к нам зимовать? - свиристель, клест.

- Подумайте, почему они летят зимой к человеку?

- Правильно, птицы летят в города и деревни, чтобы прокормиться. Но и в лесу тоже остаются.

Воспитатель: Ребята, а вы любите загадки? Я вам сейчас буду загадывать, а вы будете отгадывать.

Непоседа, озорница

Крутится, играется,

А потом, словно певица

Песней заливается.

Ярко-желтую жилетку

Носит эта птица

И в скворечнике на ветке

Первый гость… СИНИЦА.

Выходит ребёнок, в руках у него картинка с изображением синицы Картинка с изображением снегиря помещается на выставку-доску

Воспитатель: Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека.

Красногрудый, чернокрылый,
       Любит зёрнышки клевать,
       С первым снегом на рябине
       Он появится опять. - СНЕГИРЬ

Выходит ребёнок, в руках у него картинка с изображением снегиря Картинка с изображением снегиря помещается на выставку-доску.

Воспитатель: Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена.

Непоседа пёстрая,
       Птица длиннохвостая,
       Птица говорливая,
       Самая болтливая.
       Вещунья белобока,
       А зовут её ... СОРОКА

Выходит ребёнок, в руках у него картинка с изображением сороки Картинка с изображением сороки помещается на выставку-доску.

Воспитатель: Сорока – белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко, и разглядывает круглым глазом. Потом схватит, и утащит в своё гнездо

В пышной кроне за листвой,

Крик да перепалка,

Кто же там базар устроил,

И шумит, и каркает? ВОРОНА

Выходит ребёнок, в руках у него картинка с изображением вороны

Картинка с изображением вороны помещается на выставку-доску.

Воспитатель: Ворона – важная, горластая. Вороны бывают как полностью черного цвета, так и черными с серым. Обычно вороны летают стаями. В каждой вороньей стае одна из ворон всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности.

  Кто в беретке ярко-красной,
       В черной курточке атласной?
       На меня он не глядит,
       Всё стучит, стучит, стучит. ДЯТЕЛ

Выходит ребёнок, в руках у него картинка с изображением дятла

Картинка с изображением дятла помещается на выставку-доску

Воспитатель: Дятел – большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь насекомых. Дупло в стволе служит гнездом

Маленький мальчишка
        В сером армячишке
        По дворам шныряет,
        Крохи подбирает,
        По ночам кочует
      - Коноплю ворует. ВОРОБЕЙ

Выходит ребёнок, в руках у него картинка с изображением воробья Картинка с изображением воробья помещается на выставку-доску.

Воспитатель: Воробей – весёлый, шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнёзда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички.

Воспитатель: Итак, ребята, какие птицы есть на нашей птичьей выставке? (воспитатель показывает птицу, а дети называют её)

Воспитатель: Как можно назвать этих птиц одним словом(зимующие)

Гимнастика для глаз (Упражнения выполняются сидя или стоя, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз)

1) Сосредоточить свой взор на указательном пальце вытянутой прямо перед собой левой руки. Сгибая руку в локтевом суставе приближайте постепенно указательный палец к носу, не отводя взора от кончика пальца. (Повторить 5-6 раз.)

2) Круговые движения глаз – вращение ими влево, вверх, вправо, вниз, а затем – вправо, вверх, влево, вниз. (Повторить 3-4 раза в каждую сторону.)

Воспитатель: Сейчас поиграем в игру на внимание «Какой птички не стало?». (На доске – пять – шесть картинок с изображением зимующих птиц. Дети закрывают глаза, а воспитатель незаметно убирает одну картинку и спрашивает детей, когда они открывают глаза«Какой птички не стало?»).

Физкультминутка «Снегири»

Вот на ветках, посмотри – 4 хлопка руками по бокам;

В красных майках снегири – 4 наклона головы;

Распушили пёрышки – частые потряхивания руками, опущенными вниз;

Головой вертят, улететь хотят – 2 поворота головы на каждую сторону;

Кыш! Кыш! Улетели!

За метелью, за метелью! – разбегаются, взмахивают руками.

Среди белых голубей – идут по кругу, руки за спину (голуби).

Скачет шустрый воробей – в центре на корточках скачет один ребёнок.

Воробушек – пташка, серая рубашка – встают лицом в круг, берутся за руки;

Откликайся воробей, вылетай-ка, не робей – идут приставным шагом,

воробей пытается «вылететь», а голуби его не пускают

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Прилетели птицы». Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, и вы услышите что-то другое, то нужно хлопать в ладоши. Начинаем.

Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и клесты (дети хлопают)

Что неправильно и почему? – мухи – это насекомые.

Прилетели птицы: голуби, синицы, сороки, вороны, дятлы, макароны (дети хлопают)

Что неправильно и почему? – макароны – это продукты.

Прилетели птицы: голуби, куницы (дети хлопают)

Что неправильно и почему? – куницы – это животные.

Прилетели птицы: голуби, синицы, вороны, комары (дети хлопают)

Что неправильно и почему? – комары – это насекомые

Игра - Стихотворение «На Кормушке»

Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем. Представьте, ребята, что вы - птицы. Я читаю стихотворение, та птица, которая услышит о себе «прилетает» на «кормушку» (дети садят птицу на доску - кормушку).

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели,

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду,

А в четверг со всех краёв

Стая жадных воробьёв.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей,

А в субботу на пирог

Налетели семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье

Было общее веселье.

Воспитатель: Итак, ребята, какие птицы у нас на кормушке (перечисляют). А как их назвать одним словом? (зимующие).

Воспитатель: Ребята, в детском саду мы с вами ходим на прогулку. На нашем участке мы повесим кормушку и насыплем в неё корм. Может быть, за зиму мы спасём не одну птицу. А летом птицы помогут нам, они будут поедать насекомых-вредителей и продолжать охранять сады, парки.

Я вам хочу сказать, что еда с нашего стола для птиц не годится.

Для корма птицам пригодны семена различных растений: семечки подсолнуха, дыни, тыквы, арбуза; овёс, пшено, хлебные крошки, несолёное сало, ягоды рябины, облепихи. (Дети насыпают в кормушку корм для птиц, после занятия вывешивают её на улицу и наблюдают за птицами.)

Воспитатель: Ребята, что вам понравилось сегодня делать больше всего? (ответы детей). Что нового и интересного вы сегодня узнали? (ответы детей)

Повторить с детьми пройденный материал, объяснить причину их перелетов (перелетные, зимующие); учить отвечать на вопросы полными ответами, способствовать воспитанию заботливого отношения к птицам.

Работа с родителями:

  1. Консультации для родителей: «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц»;
  2. Индивидуальные беседы: «Обсуждали ли вы дома с ребенком тему дня?».

III этап – заключительный

1) Оформление результата проекта в виде презентации;

Результаты реализации проекта:

1) Расширен кругозор детей о зимующих птицах;

2)0Улучшилась предметно–развивающая среда: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах;

3) У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста., О.А. Воронкевич., Детство-Пресс, 2015;
  2. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». Соответствует ФГОС ДО., И.А. Лыкова., ООО ИД Цветной мир, 2013;
  3. Картотека предметных картинок. Домашние, перелётные, зимующие птицы, выпуск №9., - СПб.: Детство-Пресс, 2013;
  4. Практический материал по освоению образовательных областей в подготовительной группе детского сада, образовательная область «Художественное творчество»., Т.М. Бондаренко., Воронеж: Метода, 2013;
  5. Птицы. Полная энциклопедия., Ю.К. Школьник., М.: Эксмо, 2006;
  6. Художественно-эстетическое развитие детей в подготовительной к школе группе  ДОУ., Н.Н. Леонова., СПб.: Детство-Пресс, 2015;
  7. Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет. Модели комплексных занятий., Ю.В. Полякевич, Г.Н. Осинина., Волгоград: Учитель, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект в подготовительной группе «Покормите птиц зимой»

   Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребенка проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. В эт...

Краткосрочный проект в подготовительной группе : «Зимующие птицы»

Вид проекта: информационно-творческий.Продолжительность проекта:краткосрочный (2 недели).Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников.Охватываемые образ...

Информационно - творческий проект в подготовительной группе "Зимующие птицы".

Цель: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.Задачи:1. Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.2. Пополнить развивающую среду группы материалами...

Проект в подготовительной группе "Зимующие птицы"

В холодное время годазимующим птицам жизненно важно прокормиться.Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступ...

Проект для подготовительной группы "Зимующие птицы"

Информационно-творческий проект для подготовительной группы "Зимующие птицы"...

Проект в подготовительной группе «Зимующие птицы»

В современных условиях проблема экологического воспитаниядошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в периоддошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры...