Эко-квест "Маленькие ученые в Антарктиде".
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

В наше время очень популярны различные развлекательные мероприятия с детьми.Одним из таких интересных мероприятий может стать квест! А эко-квест будет актуален вдвойне! Само слово "квест" в переводе с английского переводится как "поиск" или "игра с заданиями". Представленный квест разрабатывался для детей старшего дошколькного возраста и имеет экологический сюжет. Одним из важнейших аспектов квеста является то , что дети решают поставленные задачи самостоятельно,участие взрослого минимально!Итак кто заинтересовался удачи...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eko-kvest.docx23.3 КБ

Предварительный просмотр:

ЭКО-КВЕСТ «МАЛЕНЬКИЕ УЧЁНЫЕ В АНТАРКТИДЕ»

Цель: Развивать экологическую компетентность и творческое воображение в процессе ознакомления детей с Антарктидой;

Образовательные задачи: дать детям представления об особенностях географического положения, климатических зон, животного мира, природы Антарктиды;

Развивающие задачи:

-развивать познавательный интерес в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей;

- развивать умения пользоваться мнемотаблицами;

-развивать речь, обогащать словарный запас  (слова:  учёный или научный сотрудник, экспедиция,  полярник, айсберг, ледник, материк, океан);

Воспитательные задачи:

-воспитывать уважительное отношение к собеседнику, формировать навыки коллективной работы по выявление лидера и его безоговорочного авторитета (капитана ), а так же учить выполнять  правила игры  и объяснять о важности взаимопомощи в команде.

Предварительная работа:

- рассматривание иллюстраций с изображением  холодных зон планеты;

- чтение книг об Антарктиде;

- игры « Кто где живет», «Зоологическое лото»;

- аппликация на тему «Пингвины»;

- рисование на тему «Антарктида»;

- лепка на тему «Животные Антарктиды».

Оборудование и материалы:

-халат учёного, очки, телефон, карточки с заданиями, географическая карта, глобус, компас, теплые вещи – шарф, шапка, варежки, аптечка;

- видео и аудио сопровождение, презентация - слайд-шоу по теме «Антарктида»;

- емкость с водой (аквариум), лед, салфетки  – опыт со льдом «Айсберг»;

- емкость с водой - чашка, крем, салфетки – на каждого ребенка – опыт с водой;

- карточки, карандаши для игры « Кто где живет».

Ход игры:

 Слайд № 1 – (дети играют в учёных)[ см.ПРИЛОЖЕНИЕ 2]

Воспитатель: Ребята, сегодня утром к нам в группу пришло странное сообщение. Говорят, что животные Антарктиды решили что у нас тут вовсе не детский сад, а целый институт по преобразованию сгущенки в мороженое. А ещё говорят, что зверюшки, никогда не пробовали мороженое, и им очень бы хотелось, его попробовать.

-Итак, предлагаю нам с вами поддержать животных и преобразовать нашу группу в тот самый институт, а нас с вами в сотрудников НИИ «Низкотемпературных Преобразований Сгущенки в Мороженое»

Для этого необходимо назначить директора института, выдать халат, очки для важности, а так же обозначить  личный кабинет. У такого института есть свой штат сотрудников (ст.научный сотрудник, мл.научный  сотрудник, лаборант, « заместитель заместителя» и.т.д

У всех ребят должна быть своя должность и предполагаемая ответственность.

В кабинете директора раздается телефонный звонок.

-Алло? Я вас слушаю!

Звонит секретарь: «Иван Иванович, вам письмо»

-Зайдите Катенька.

Далее все сотрудники вызываются в  кабинет директора на совещание. Директор зачитывает текст письма:

«Уважаемые сотрудники института, вы наверное слышали о глобальном потеплении и проблеме изменения климата. Из-за повышения температуры  животные нашего материка страдают (они не привыкли к теплу и хотели бы охладиться). Ждём помощи. Животные Антарктиды.»

Что предлагаете уважаемые коллеги? Решено отправляемся в экспедицию к берегам  Антарктиды.

Воспитатель: Антарктида - загадочное место попасть туда не так просто! Загадки Антарктиды это задания, которые обозначены стрелочками и находятся в группе. Необходимо найти все задания и разгадать их. За каждый правильный ответ вы будете получать карточку с буквой. В самом конце игры из карточек получится секретное слово или « шифровка», ваша задача понять её смысл.

У каждого задания есть свой цвет (цвет карточки и цвет стрелок совпадает).

Воспитатель: Итак, вы отправляетесь на первое задание и получаете карточку с жёлтым цветом.

Слайд №2(Антарктида фото)

Задание №1: Где находится Антарктида? Найдите её на карте и глобусе. Каким цветом  отмечена  Антарктида? (белым! )

 Что означает белый цвет? (снег, лед, холод )

Воспитатель: Антарктида - самое холодное место на земле. Там никогда не бывает теплых дней. Температура  воздуха минус  - 88,3*С. Лишь трещат морозы, идет снег и метут метели. После верных ответов ребята, получают карточку со значком.(Кастрюля со льдом, холодильник, сундук).

Слайд №3(отправляемся в экспедицию)

Задание №2 имеет красный цвет. В коробке  лежат вещи разных сезонов, детям необходимо выбрать те вещи, которые пригодятся им в экспедиции.

Получают карточку со стрелочкой. Выбранные вещи одевают на себя.

Слайд №4(Компас и аптечка)

Задание №3 имеет синий цвет. Это что? (компас ) для чего он нужен?(определять направление движения). А это что такое? ( аптечка). Для чего нужна аптечка?(чтобы оказать помощь себе или другу )

Получают карточку с буквой «Е».

Слайд № 5 (Как туда добраться?)

Задание №4 имеет оранжевый цвет. Выяснить маршрут и способ передвижения. Как добраться до берегов Антарктиды? Что такое Ледокол? Рассматривание версий.

Получают карточку с буквой «О» 

Слайд № 6 (Ледокол Красин)

Задание №5 имеет коричневый цвет .С помощью атрибутов из сюжетно- ролевой игры «Моряки» создать  движение  ледокола.

Получают букву «Н

Слайд №7 – Антарктида

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что это? ( Айсберги ) Откуда появились эти ледяные громады? ( Они откололись от ледника) Опасны ли айсберги?  Для кого?  (большую опасность айсберги представляют для кораблей.)  

Задание №6 имеет голубой цвет. Выполнить опыт.

Опыт со льдом:

Воспитатель: Ребята, подойдите ко мне поближе, берём и помещаем в воду  большой кусок льда. Представьте, что это отколотый кусок льда. Он утонул?

Дети:  Нет.

Воспитатель: Почему? ( Лёд легче воды).Где находится большая часть льда?

Дети: Под водой.

Воспитатель:  Какой вывод мы можем сделать? ( Айсберги опасны для кораблей ). Почему?( потому что под водой находится его большая часть и она не видна ).

Получают букву «Е»

Воспитатель:  Ребята, давайте поиграем в игру « Хорошо или плохо?» ( лед хорошо – можно заморозить продукты,  чтобы не испортились; пить воду,  добавить лед в горячий чай; каток для занятий спортом – хоккей, фигурное катание; если ударишь ногу – можно приложить к больному месту и станет легче; лед плохо -  упадешь, поломаешь ногу, руку; можно  провалиться  и утонуть; холодно – простынешь)

Слайд№8(Животные Антарктиды)

Задание №7 имеет цвет фиолетовый. Какие животные обитают на самом холодном материке планеты?(Различные виды тюленей, среди них и самый грозный и опасный хищник – морской леопард, пингвины, синие киты, птицы, несколько видов рыб, а так же морской криль.

Получают букву «Ж»

Слайд №9(Морской леопард и тюлень)

Задание№8 имеет серый цвет.

Воспитатель:  - Почему вы решили, что это животные? Чтобы вам было легче рассказывать, я предлагаю вам такую таблицу( дети рассказывают по мнемотаблице ). Чем они похожи? (дети рассказывают по мнемотаблице –оба животные, у них есть морда, тело  покрыто короткой густой шерстью, есть ласты, хвост, У тюленя и у морского леопарда, рождаются живые детеныши, покрытые короткой, густой шерстью, оба кормят детенышей молоком )

Воспитатель:  Вы знаете, что ученые прозвали этого морского котика- пятнистый морской леопард. Как вы думаете, почему? ( за его окрас – пятнышки на теле, а также за его хищный нрав).

Получают карточку с буквой «О»

Слайд № 10( птицы Антарктиды)

Задание №9 имеет бордовый цвет.

Воспитатель:  Кто это?( птицы ). Назовите их( пингвины, поморник, альбатрос, буревестник ). Почему это птицы?Вам поможет таблица( рассказ по мнемотаблице - У птиц есть клюв, тело покрыто перьями, есть две лапы, высиживают яйца ).

Воспитатель: Скажите, пингвин летает? Если пингвин птица и  не летает, то для чего же им нужны крылья?  (чтобы плавать ).

Воспитатель: Чем покрыто тело пингвина? (плотными короткими перьями). Почему пингвины, плавая в воде, в такую стужу, не замерзают, не превращаются в сосульку? (Пингвины не мерзнут и остаются сухими, когда выходят из воды, потому что их плотные короткие перья покрыты слоем жира). Давайте это проверим и пройдем в нашу лабораторию – за столы.

Опыт с кремом и водой – каждый ребенок выполняет самостоятельно Воспитатель: Ребята, подвиньте поближе к себе емкость с водой. Опустите руки в воду и выньте из воды. Что вы заметили? (капли воды остаются на коже).А теперь вытрите насухо руки и смажьте кремом, который вы видите на блюдце. Смазываем хорошо, тщательно растираем крем на коже рук. Теперь опускаем руки в воду и вынимаем из воды. Что вы заметили? ( капли воды скатываются с рук ). Тоже самое происходит с перьями пингвина. Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: Пингвины не мерзнут и остаются сухими, когда выходят из воды, потому что их перья покрыты слоем жира. Молодцы, подойдите все ко мне. Посмотрите на экран.

Получают карточку с буквой «Р»

 Слайд № 11– детский сад пингвинов

Воспитатель: Ребята, пингвин – это удивительная птица: они не только живут в суровых условиях, но и высиживают, растят птенцов. Пингвин – птица, которая высиживает яйцо на лапках, яйцо попадает в пуховый карман, который находится в складках между лапками и брюхом, даже когда пингвин передвигается, птенец находится в тепле, он под надежной защитой папы.

У пингвинов тоже есть детские ясли, взрослые пингвины защищают малышей от холода, закрывая их своими телами. И только плотные перья, да надежное плечо друга помогает пингвинам выживать и выращивать птенцов в таком  суровом крае.

 Слайд №12(Фото пингвины на зарядке).

Физминутка: «Жили-были три пингвина Пик,Пак,Пок…»

Получают букву «О»

Слайд № 13- Фото полярника

Задание №10 имеет зелёный цвет. Живут ли люди в Антарктиде?И что такое полярное сияние? Кто такие полярники?(учёные исследователи Антарктиды проживающие на полярной станции, помогают животным и изучают особенности местного климата). Воспитатель: Полярники проживающие на станциях «Мирный» или «Восток», наблюдая  за погодой и  жизнью Антарктиды передают свои наблюдения на большую землю. Ребята, вы знаете, в Антарктиде полгода длится полярный день и полгода полярная ночь, совсем ни так как у нас с вами день сменяет ночь за одни сутки.

Слайд № 14 - День.

Воспитатель: Это как вы уже догадались полярный день.

Слайд № 15 – Ночь.

Воспитатель: Какое время суток изображено на картинке? ( ночь ). Как вы это определили? ( темно, на небе светит луна, звезды…)

В Антарктиде  уже наступает полярная ночь и мы сможем увидеть удивительное явление природы – полярное сияние.

Слайд № 16 ( Полярное Сияние.Красота небесного свечения)

Воспитатель: Понравилось полярное сияние? Если вы хотите подробнее узнать об этом удивительном явлении, попросите родителей  прочитать в энциклопедии.

Воспитатель: Чем же вам понравилось волшебное явление?( блестит как бриллиант, искрится ка снежок на солнышке, мерцает как звездочка)

Воспитатель: Какое сияние?(сверкающее, блестящее, красивое )

Воспитатель: Какие чувства вы испытывали? (радость, удивление, восхищение).Воспитатель: Ребята, а кто еще хотел бы вернуться в Антарктиду?  Я думаю, что пройдет немного времени, кто – то из вас обязательно  станет ученым и продолжит знакомство с Антарктидой. А сейчас настало время получить последнюю карточку в вашей головоломке и вспомнить все загадки Антарктиды. Так что же такое АНТАРКТИДА? ( дети рассказывают по пямяти).

1. Антарктида – находится на Южном полюсе, покрыта толстым слоем льда и снега, там очень холодно;

2. В океане около Антарктиды можно встретить айсберги, которые опасны для кораблей;

3. В Антарктиде люди постоянно не живут, здесь работают ученые, полярники. Это умные, сильные, любознательные, спортивные, трудолюбивые люди. Они наблюдают за погодой, жизнью в Антарктиде.

4. В Антарктиде  живут животные: тюлень, морской котик,  морской слон.  Они имеют ласты, тело покрыто короткой густой шерстью,  тело овальной формы.  Все животные хорошо плавают, глубоко ныряют, любят рыбу. У них рождаются живые детеныши, их кормят молоком.

5. В Антарктиде живут птицы: пингвины, поморник, буревестник. Пингвины не летают, но хорошо и быстро плавают. Поморник, буревестник воруют яйца и птенцов у пингвинов.

6.Мы узнали что такое полярное сияние.

Итак, вы получаете последнюю  карточку с буквой «М».Разгадав головоломку, сможете помочь животным и подсластить свой животики!

Слайд № 17(Спасибо, молодцы ребята!)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие "Есть ли ясли в Антарктиде?"

Занятие по знакомству с природным миром для детей старшего дошкольного возраста....

К О Н С П Е К Т занятия по окружающему миру в подготовительной к школе группе «Путешествие в Антарктиду»

На данном занятии по окружающему миру в подготовительной к школе группе дети отправляются в путешествие на ледоколе на необычную землю на нашей планете под названием Антарктида. Дети находят изображен...

Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен

Труд дошкольников очень важен для будующей жизни....

Консультация для родителей о труде «Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен» Народная мудрость.

Консультация для родителей о труде«Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен»Народная мудрость....

Консультация для родителей на тему:Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен.

Давайте трудиться в воспитании наших детей вместе!Формировать у них представление о сути и значении трудовых действий,...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен»

  В настоящее время уделяется особое внимание воспитанию подрастающего поколения, обеспечению  трудового и нравственного воспитания. Важная роль в этом принадлежит как общественному, ...

Конспект развлечения к празднику «День знаний» Тема. «Ученье свет, а не ученье – тьма».

Данное развлечение предназначено для детей старшего дошкольного  возраста. Развлечение  проводится в форме квест- игры. Дети приходят на помощь гласным буквам перемещаясь по зданию детского ...