Организованная образовательная деятельность "Откуда берутся снег и лёд"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Воробьева Татьяна Михайловна

Огранизованная образовательная деятельность в подготовительной группе по ознакомлению с миром природы, по развитию познавательно-исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon meropriyatie_sneg_i_led.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Алешковский   детский сад»

Организованная образовательная деятельность

Образовательная область «Познавательное развитие»

Тема: «Откуда берутся снег и лёд?»

                          (ознакомление с миром природы,

развитие познавательно-исследовательской деятельности).

             

                                                                Автор:

                                                                Воспитатель  группы общеразвивающей  

                                                                направленности «Божьи коровки»    

                                                                МБДОУ «Алешковский детский сад»      

                                                                Воробьёва Татьяна Михайловна

                                                                1 квалификационная категория

                                     с.Алешково,2014

                 

           Организованная образовательная деятельность

                               в подготовительной группе.

                      Тема: «Откуда берутся снег и лед?»

Цель: формирование представлений о природных процессах, способствующих образованию снега и льда (переход вещества из твердого состояния в жидкое и наоборот), основных физических качеств снега и льда и воспитание положительного отношения к миру природы, к процессу обучения.

Задачи:

  • способствовать усвоению детьми сведений о том, что снег и лед – это замерзшая вода, ознакомить с основными физическими свойствами снега и льда (белый, бесцветный, прозрачный, хрупкий, непрозрачный, рыхлый);
  • развивать самостоятельность, интерес к познанию окружающего мира;
  • воспитывать положительное отношение к миру природы, к процессу обучения, взаимопомощь, культуру исследовательской деятельности.

Индивидуально-дифференцированный подход:

Дети с высоким, средним уровнем развития: самостоятельно выполняют все задания. В работе использую круг вопросов: «Почему? Откуда?».

Дети с низким уровнем: использование вопросов «Кто? Что?», указания, совместное выполнение с детьми высокого уровня.

Работа в парах: во время проведения опытнической деятельности, дети с высоким уровнем развития работают с детьми с низким уровнем развития.

Дети: -  с высоким уровнем: Алина, Алена, Алина;

             - со средним уровнем: Кирилл, Сережа, Жена, Илья, Илья

             - с низким уровнем: Женя, Лиза

Материал: форма для приготовления снега и льда, снег, лед, стекло в стаканчиках,  письмо, посылка, ложки, тарелочки, ножи (пластмассовые), открытки с Дедом Морозом, полоски цветной бумаги, салфетки

Предварительная работа: наблюдение за снегом и льдом на прогулке, замораживание воды в пластиковых стаканчиках, рассматривание картин о зиме, заучивание двух строчек стихотворения,  стихов и загадок о зиме, рисование открыток с изображением Деда Мороза.

Методы и приемы: наглядный (предметная наглядность), репродуктивный (уточнение и воспроизведение действий), словесный (объяснение, проблемные ситуации, художественное слово), сюрпризный момент, совместная и самостоятельная деятельность.

Ход занятия.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ

В.: - Ребята! К нам пришли гости. Посмотрите на гостей, поздоровайтесь, они пришли посмотреть, как вы занимаетесь, а теперь посмотрите на меня.  Послушайте стихотворение:

Когда ты идешь по тропинке лесной

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Одно «почему» меж деревьями мчится

Летит по пятам за неведомой птицей.

Сидит «отчего» на зеленом листке.

«Куда» пролетело верхом на жуке.

«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень.

Вопрос за вопросом и так каждый день…

Д.: - Как здорово всем нам ответы искать

        Все больше и больше хотим мы узнать.

В.: -А теперь потихонечку садимся на свои места. Ребята нам в садик пришла посылка. Смотрите, написано для группы «Божьи коровки». А кто принес? Сегодня для нас любопытный вопрос. Пришел незнакомый таинственный гость. Угадайте кто это?

Крыша в шапке снеговой

Белый дом над головой.

Двор в снегу, белы дома.

Посылку принесла…

Д.: - Зима

В.: -Женя, кто прислал на посылку

Женя: -Зима

В.: - правильно, эту посылку прислала нам зима (показывает иллюстрацию о зиме). Посмотрите, как красиво зимой. Вам нравится? Ребята, прочитайте стихотворение о зиме.

Ребенок читает стихотворение.

В.:- Давайте посмотрим, что прислала нам зима. Интересно . Какая-то записка. Давайте ее прочитаем: «Откуда берутся------- и --------?» Ничего не понимаю! Кто берется? Что берется? А вы понимаете? Вопрос какой-то неполный. Ребята, давайте заглянем в нашу посылку. Может там есть подсказка, найдем потерявшиеся слова, и вопрос станет понятным. Да тут загадка.

Я белый, пушистый, искристый

Всю землю покрою зимой.

Я очень холодный, но дети

Любят играть со мной (снег)

В.: - Алеша, что это?

В.: - Конечно же, это снег. (Достаю из посылки снег и показываю ребятам) Вот и первое потерявшееся слово нашли. А кто знает, из чего состоит снег?

Д.: - Из снежинок

В.: - А тут еще загадка, отгадайте её:

Не драгоценный камень, а светится (лед)

- Правильно, ребята, это лед Вот и второе слово нашли. А вот и лед в нашей посылке. Теперь вопрос стал понятен: откуда берутся снег и лед? Давайте скажем вместе.

В.: - Ответ на этот вопрос должен попытаться найти каждый сам. А помогут нам, ребята, наши наблюдения и опыты. Для проведения опытов нужны снег и лед. (Раздаю снег и лёд). В ходе работы нужно внимательно слушать меня, не торопиться и выполнять все задания правильно! Вы готовы? Начинаем.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ (опыты, наблюдения)

В.: - Девочки, возьмите ложечкой немного снега и положите его в ладошки. Немного подождите. Руки надо держать над тарелочкой. Вот так. А мальчики наблюдают, правильно ли девочки выполняют задания

В.: - Лиза, что происходит со снегом? Что мы видим?

Лиза: - Снег тает, руки мокрые, холодные

В.:- Алена, что такое снег?

Алена: вода, она замерзла

В.: - Значит снег-это замершая вода. Давайте скажем вместе: снег – это замершая вода. Вытрите руки о салфетку.

В.: - А теперь мальчики возьмите в ладошки лед и тоже подержите его немного над тарелочкой. А девочки наблюдают за работой мальчиков.

Вопросы к детям со среднем уровнем. – Что вы обнаружили? Что такое лед?

Кирилл: - Лед тает, руки стали мокрые

В.: - Вытрите руки салфеткой. Что вы почувствовали, когда на ваших ладонях лежал снег и лед? Что произошло с вашими ручками?

Женя: - они стали мокрыми. Им сало холодно

В.: - Значит, снег и лед – это вода, которая..(помогите мне ребята) замерзла. Вот мы и узнали без труда, что снег и лед – замерзшая вода. Повторим хором: Снег и лед – это замерзшая вода. Повтори Женя, Илья..

В.: - Ребята! А как зовут того волшебника, который превращает воду в снег и лед? Про него даже загадка есть:

Дедушка без топора мост мостит (Мороз)

- Правильно, это Мороз тот волшебник. А давайте его позовем. А вот и он!

Д.М.: - Из снежного леса с утра к вам спешил

Коней побыстрее скакать попросил

Боялся я к вам в детсад опоздать

Хотите секреты мои разузнать?

В.: А мы уже один секрет разгадали. Давайте скажем Морозу, что мы узнали. Скажи Алина..

Алина: - Мы узнали, что снег и лед – это замерзшая вода

В.: - Это ты такие превращения совершил?

Д.М.: - Правильно, это моих рук дело, мои чудеса. Все это из замершей воды получается. Но все-таки: снег и лед чем-то различаются, даже названия у них разные:

Разгадай-ка секреты

В чем различия снега и льда

Вам помогут руки, глазки

И мои в мешке подсказки

Какого цвета снег и лед?

ИЗУЧЕНИЕ СВОЙСТВ СНЕГА И ЛЬДА

В.: - На этот вопрос мы попробуем найти ответ без подсказки, сами. Рассмотрим внимательно снег и лед и определим их цвет. Сначала у снега.

- Алеша, какая полоска подходит к снегу?

Сравниваем с белой бумагой

В.: - Правильно, снег – белого цвета. Давайте скажем хором: «Снег белого цвета»

В.: - А лед какого цвета? (выслушиваю высказывания)

- А давайте проверим, поднесем белую бумагу ко льду, голубую, красную  и т.д  Подходит полоска?

Д.: - Нет, не подходит

В.: - А теперь я возьму кусочек стекла (прозрачного)

- Илья, стекло имеет цвет? А как еще можно сказать?

Илья: - Оно бесцветное

В.: - Правильно, это стекло не имеет цвета. Оно прозрачное. А лед похож на стекло?

Лиза: Да, лед похож на стекло

В.: - Значит, лед какой? Бесцветный ( у льда нет цвета), прозрачный.

- Давайте скажем хором: лед бесцветный, прозрачный

В.: - Так что мы скажем про цвет снега и льда. Спрашиваю Алину, Сережу.

Д.М.: - а теперь я вас проверю, я вытащу подсказку: действительно снег белый, лед бесцветный.

В.: - Вот мы и узнали одно отличие снега ото льда

Д.М: - Ребята, а я очень люблю превращать капельки воды в снежинки, а потом играть со снежинками.

В.: - Д.М., у нас ребята знают стихотворение про снежинки, и мы тебе сейчас его покажем.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

«Снежинки»

Кружатся снежинки

В воздухе морозном.         (Кружатся на носочках.)

Падают на землю             (Медленно приседают, руками

Кружевные звезды.             показывая плавное падение снежинок.)

Вот одна упала                 (Встают, ловят воображаемую

На мою ладошку.              снежинку на ладошку.)

Ой, не тай, снежинка,         (Бережно прикрывают «снежинку»

Подожди немножко.     на ладони другой ладошкой.)

Д.М.:  - ребята, а еще я очень люблю играть в прятки со Снегурочкой. Подскажите, где мне лучше спрятаться за снегом или за льдом. (Предположение детей).

Д.М.: - давайте и на этот раз я вам помогу. От вас получил картинки с моим портретом, помните вы меня рисовали? Вот они (достает карточки с изображением Деда Мороза). Пускай они помогут вам ответить на мой вопрос: «Где мне лучше спрятаться за снегом или за льдом?»

В.: - ребята, давайте на шапку Д.М. положим лед.

- Ну, как можно за ним спрятаться?

Д.: Нет, её видно

В.: - А почему ее видно?

Алена: Лед прозрачный, через него все видно!

В.: - А теперь положим ложечкой снег на картинку. Что виден Д.М?

Д.: - Нет, его не видно, снег все закрыл, спрятал Д.М.

В.: - Значит лед (помогите мне ребята) какой прозрачный, а снег не прозрачный, или белый.

Д.М.: спасибо, ребята, помогли мне спрятаться, а сами еще одно отличие льда от снега нашли

В.: - Повторим хором: лед прозрачный, а снег непрозрачный

Д.М.: - Ребята, а у меня в мешке еще есть  предметы, которые помогут узнать еще что-то новое про снег и лед

В.: - я кажется, знаю, что нужно делать. Возьмите палочки (ножи пл.) и попробуйте во льду и в снегу сделать ямку. Какой снег?

Дети: - Снег мягкий, рыхлый, легко ямку делать

В.: - Давайте вместе скажем: снег рыхлый

- Сереж, получилось ли сделать ямку во льду?

Сережа: во льду не получается, он твердый

Алина: А в снегу ямка легко получилась, снег рыхлый.

В.: - Ребята! Давайте еще одно свойство льда определим. Как мы с вами приготовили лед?

Алина: - Мы налили воду и поставили на улицу, она замерзла.

В.: - Правильно. А теперь подойдите все ко мне. Лиза, встань ногами на лед, а вы, ребята, послушайте внимательно, какой звук мы услышим? (хруп-хруп)

Женя: - Хрустит

В.: - Значит лед какой.., хрупкий. Снег рыхлый, а лед хрупкий. Скажем вместе.

- Вот как много мы нашли отличий. А теперь давайте проверим себя.

Поиграем в игру «Доскажи словечко».

- Рыхлый …(снег), бесцветный.. (лед), Хрупкий.., белый.., прозрачный…, снег какой?, лед какой?..

- Если вода замерзнет, то получится -….., если снег и лед растают, то получится…

-Кто превращает воду в снег и лед

- Мы узнали без труда снег и лед - …….(замерзшая вода). Дети отвечают вместе.

В.: - Ребята! Вам понравилось проводить опыты, наблюдения. Что мы узнали?

- а теперь давайте себя оценим, как вы занимались? (ребята поднимают кружочки с красным или синим цветом)

Д.М.: -Молодцы, ребята. Мне у вас очень понравилось  как вы отвечали на вопросы, проводили опыты. Но запомните, снег и лед есть нельзя, лучше ешьте леденцы, вот они (раздает чупа-чупс). Ну вот мне и пора уходить, меня ждут дела. До свидания.

Д.: - До свидания.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад с.Алешково

Непосредственно организованная образовательная деятельность

Образовательная область «Познание»

Тема: «Откуда берутся снег и лед?»

(формирование элементарных экологических представлений)

                        Составил:

                                          воспитатель группы

общеразвивающей направленности

                                                                 МБДОУ детский сад с.Алешково

                                                                Воробьева Татьяна Михайловна

                                                             1 квалификационная категория

с.Алешково, 2012

Компьютерная презентация

педагогического опыта

воспитателя МБДОУ детский сад с. Алешково

Воробьевой Т.М.

Тема: «Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста через наблюдение»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по экологическому развитию детей подготовительной группы. Тема: «Волшебный снег»

Данная деятельность может быть использована в работе с детьми, посещающих речевую группу. Для реализации поставленных задач активно используются методы и приемы ТРИЗ....

Откуда берутся снег и лёд

Работа по опытно-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста....

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Раздел «Изобразительная деятельность. Рисование» Тема: «Снег идет»

Конспект организованной образовательной деятельностиОбразовательная область «Художественно-эстетическое развитие»          Раздел «Изобра...

Презентация "Откуда берутся снег и лёд"

Презентация для детей старшей группы "Откуда берутся снег и лёд"...