Родственные отношения. Род и родословие, ПИД
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Лугинина Олеся Юрьевна

Родственные отношения, ПИД

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ

        (технологии системно – деятельностного подхода, автор Петерсон Л. Г.)

Вид деятельности: Познавательно-исследовательская                          Подготовительная группа

Тема: «Родственные отношения. Род и родословие».

Цель: Создать условия для закрепления  представления о родственных отношениях.  

Задачи:

- Организовать деятельность для формирования элементарных представлений о том, что такое род и родословие. Воспитывать любовь и уважение к членам семьи.

- Организовать  познавательную  деятельность  детей посредством беседы;
- Организовать деятельность по формированию умений  размышлять, развивать артикуляционную речь.
- Организовать рефлексивную деятельность.

Материалы и оборудование: картинки с изображением членов семьи, колечки, генеалогическое дерево.

Предварительная работа:

Здоровьесберегающие технологии: физминутка «Семейная зарядка».

Осенью, весною,                                                                                                                                                                                                                                            Летом и зимою                                                                                                                                                                                                                                                         Мы во двор выходим                                                                                                                                                                                                                         Дружною семьей.                                                                                                                                                                                                                                    Встанем в круг и по порядку,                                                                                                                                                                                                                Каждый делает зарядку.                                                                                                                                                                                                                                                   Мама руки поднимает,                                                                                                                                                                                                                                 Папа бодро приседает,                                                                                                                                                                                                                                   Повороты вправо – влево                                                                                                                                                                                                                                 Делает мой братик Сева.                                                                                                                                                                                                                                Ну, а я  бегу трусцой,                                                                                                                                                                                                                                                     И качаю головой.                                                   

Этапы

ОС

Деятельность педагога

Прописывается текст (с прямой речью педагога) по сценарию ОС + действия педагога.

Деятельность детей

Прописывается текст

 (с  возможной прямой речью детей) по сценарию ОС + действия детей. 

Ожидаемые результаты

Прописываются через ЦО (образовательные, развивающие, воспитательные)

1. Введение в ситуацию (мотивация, постановка проблемы)

Мотивационная технология.                                                    

Здравствуйте, ребята. Внести картинку  с членами семьи. Ребята, посмотрите на картинку и скажите, кто на ней изображен. А знаете ли вы, что такое родословная? И почему имеет такое название? А хотите узнать?

Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы.

Создание положительного эмоционального фона.

2. Актуализация (повтор, закрепление) знаний и умений

Коммуникативная  технология.                                               

Послушайте стихотворение.

Что такое семья?

Что такое семья? Вам скажу по секрету —
Это папа и мама всех дороже на свете!

Это с ними прогулки, поездки на море,
Это брат и сестра, та с которой я в ссоре.

Это бабушка с дедом, пирожки и конфеты,
Но конечно люблю их я совсем не за это!

Что такое семья? Вот оно мое счастье!
Где я нужен всегда, где добро и участие,

Где меня понимают, ждут в любую погоду.
Вас люблю я сильней с каждым днем год за годом!

- О чем оно?

- Давайте поговорим о семье.

Закрепление детьми знаний.

Дети слушают педагога.

Актуализация имеющихся знаний и представлений у детей.

Развитие артикуляционной речи.

3. Затруднение в ситуации (постановка проблемы)

Проблемно – поисковая технология.                                                

Ребята, так кто же знает, что такое семья?                                                    И кто такие предки?

Ответы детей.

Развитие логического мышления.

4. «Открытие» нового знания (способа действия)

Исследовательская технология.                                                          

Семья – группа живущих вместе родственников. Семья – это любящие, заботливые родители и их дети, это люди, которые помогают, уважают друг друга.

В старину люди очень хорошо знали своих родных, родственников, предков.

Предки – это наши родные, которые жили до нас, раньше нас. Мы их потомки, мы живем потом, после них.

- С давних времен существовал обычай вести свою родословную.

Родословная – слово о роде, рассказ о своей семье, родственниках, предках. Родословная рассказывает об истории семьи.

- Как вы думаете, с кого следует начать родословную?

- Почему нужно начать с дедушки и бабушки?

У нас на столе лежат колечки.

Любой род можно представить в виде этих колец. Первое кольцо – это …(дедушка и бабушка). Следующее кольцо, как мы его назовем? (Мама и папа)

Это кольцо – дети, т.е. вы. Следующее – это ваши будущие дети. Что же у нас получилось?

Дети: пирамидка.

- По пирамидке можно рассказать о родословной любой семьи. Так что же такое родословная?

А потом люди придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева.

(Показ генеалогического древа, где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи.)

И так, сведения о многих поколениях родственников сохранялись в памяти потомков на многие годы, даже на столетия. А дерево это стали называть «Генеалогическим древом»

- Если всерьез заняться историей своей семьи, то каждого из вас ждут интересные открытия. Каждая семья имеет свою историю. Легко ли составить родословную своей семьи? Это очень трудно. Я предлагаю вам, дома с родителями попробовать сделать своё «Древо» и принести показать нам. А теперь немного отдохнем.

Ответы детей. Задают вопросы.

Дети посредством беседы узнают о членах семьи.

Выполняют физминутку.

Активизировать познавательную  деятельность  детей через беседу.

5. Включение  нового знания в систему знаний и умений

Коммуникативная и Игровая технологии.    

-А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим.

Мальчик для папы и мамы кто?

Мальчик для дедушки и бабушки?

Девочка для папы и мамы?

Девочка для дедушки и бабушки?

Мама для бабушки и дедушки?

Папа для бабушки и дедушки?

Девочка для мальчика в семье кто?

Мальчик для девочки в семье кто?

- У каждого в семье есть родные и дорогие люди.

Дидактическая игра «Подбери признаки»

- А кто же они, родные и дорогие нам люди?

Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и других родственниках.

Мама (какая?) – добрая, красивая, терпеливая, ласковая, умная, нежная.

Папа – умный, строгий, сильный, заботливый.

Бабушка – отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая.

Дедушка – старый, мудрый, седой.

Брат – сильный, маленький, большой, старший, младший.

Сестра – веселая, непоседливая, маленькая, большая, старшая, младшая.

Отгадывают загадки.

Отвечают на вопросы.

Объясняют, кем члены семьи приходятся друг другу 

Активизировать познавательную деятельность через игру, через беседу.

6. Осмысление

(итог, рефлексия)

Рефлексивная технология.

Ребята, вспомните, о чем мы говорили на занятии?

- Кто является вашими родственниками?

- Как надо относиться к родителям, бабушкам, дедушкам?

- Вам было интересно изучить свои корни?

- Возникло ли у вас желание начать составлять родословную своей семьи?                                                                                            Ребята, вам понравилось наше занятие? Если было интересно, прикрепите голубые снежинки на доску, если не понравилось, то белые снежинки.

Индивидуальные высказывания детей.

Владеть устной речью, умение выражать свои мысли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Раннее обучение английскому языку детей дошкольного возраста, состоящих в родственных отношениях»

   На базе нашего детского сада в режиме федеральной экспериментальной площадки МОН  РФ под руководством  кандидата психологических наук, доктора РАО В.Г. Алямовской, на про...

Конспект интегрированной совместной образовательной деятельности по познавательному развитию и развитию речи на тему «Семья. Родственные отношения»

Конспект интегрированной совместной образовательной деятельности по познавательному развитию и развитию речи на тему «Семья. Родственные отношения» (Образовательные области: «Познавательное развитие, ...

Календарно-тематическое планирование по теме «Семья.Родственные отношения»

Цель: расширение представления детей о семье: мама, папа, бабушка, дедушка....

"Моя семья,члены семьи,родственные отношения".

Профессия воспитатель – это не только профессия, это призвание. Каким быть должен воспитатель?Конечно, добрым должен быть! Любить детей, любить ученье,Свою профессию любить!Каким быть ...

Календарно-тематическое планирование по теме: "Семья. Родственные отношения" в первой младшей группе.

Календарно-тематическое планирование по теме: "Семья. Родственные отношения" в первой младшей группе.Выполнила: Игнатьева Наталья Александровна, воспитатель МАДОУ №4. г. Кемерово....

Календарно-тематический план Тема: Семья. Родственные отношения. Мамин праздник.

Тема: Семья. Родственные отношения. Мамин праздник.Цель: расширение представления детей о семье: мама, папа, бабушка, дедушка., закрепить знание о труде мамы дома и на работе. Воспитывать чувство любв...