Технологическая карта ОС по познавательно-исследовательской деятельности "Земля-наш дом"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Цель: создать условия для формирования представлений о планете Земля и жизни людей на планете, прививать интерес и уважение к людям разных стран и национальностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehkar_zemlya_nash_dom.docx22.55 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ № 1

 (технология системно-деятельностного подхода, автор Петерсон Л.Г)

Вид деятельности _познавательно - исследовательская____________группа  _старшая_________________________

Тема: Земля – наш общий дом.

Цель: создать условия для формирования представлений о планете Земля и жизни людей на планете, прививать интерес и уважение к людям разных стран и национальностей.

Задачи:

Организовать деятельность детей для закрепления знаний  о многообразии народов, населяющих нашу планету; формировать умение находить отличительные особенности людей, живущих в разных странах и частях света; закреплять умение ориентироваться на глобусе и карте.

Организовать игровую деятельность по актуализации знаний .

Организовать рефлексивную деятельность

Методы и приемы: словесные, наглядные.

 Материалы и оборудование: карта, глобус, картинки.

Технологии: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская.

Здоровьесберегающие технологии: Физминутка «Воздушный шарик»

Надуваем быстро шарик, (Дети расходятся, держась за руки и образуя круг.)
Он становится большой,
Вот какой! 
(Показываем руками.)
Вдруг шар лопнул – сссс (Сужаем круг к центру.)
Воздух вышел, (ручки вверх.)
Стал он тонкий и худой. (Показываем ручками, какой стал шарик.)
Мы не станем горевать, (Качаем головой.)
Будем надувать опять.
Надуваем быстро шарик, 
(расходятся, образуя круг.)
Он становится большой,
Вот какой!

Этапы

ОС

Деятельность педагога

Прописывается текст (с прямой речью педагога) по сценарию ОС + действия педагога.

Деятельность детей

Прописывается текст

 (с  возможной прямой речью детей) по сценарию ОС + действия детей.

Ожидаемые результаты

Прописываются через ЦО (образовательные, развивающие, воспитательные)

1. Введение в ситуацию (мотивация, постановка проблемы)

- Ребята, вы любите путешествовать? (да) Я предлагаю вам сегодня побывать в гостях у разных жителей нашей большой и прекрасной планеты Земля. Чтобы отправиться в это необычное путешествие, нам будет нужен помощник. А какой – угадайте:

У меня в ладонях страны,
Реки, горы, океаны.
Догадались, в чём тут фокус?
Я держу руками … (Глобус)

Воспитатель: - (показывает глобус) Верно, это глобус – модель земного шара. Именно он нам и поможет в путешествии.

Воспитатель(вращает глобус) – Раз, два, три, путешествие начни!

 Дети отгадывают и подбирают соответствующие картинки, вывешивают их на магнитной доске.

Включение в работу.

2. Актуализация (повтор, закрепление) знаний и умений

- Ребята, прежде, чем отправиться в дорогу, давайте поближе познакомимся с нашим помощником – глобусом. Что вы можете рассказать, глядя на глобус, о нашей планете?

- Что обозначает на глобусе синий цвет (вода). Это моря и океаны. Кто желает показать на глобусе океаны и моря? (показ детьми). А каким цветом обозначена суша? (зелёным и коричневым). Зеленым цветом обозначена растительность на нашей планете, а коричневым – горы и равнины.

- А какого цвета на глобусе больше – зеленого или коричневого? Что это обозначает?

Дети рассказывают

Развитие речи, памяти.

3. Затруднение в ситуации (постановка проблемы)

Ребята, посмотрите на глобус: можно ли на нем увидеть, где находятся разные страны? (Нет) А что нам в этом поможет? Давайте отгадаем загадку:

Я ходил по разным странам,
Плыл по рекам, океанам,
По пустыне шёл отважно –
На одном листе бумажном.

( Это карта.)

Дети отгадывают загадку.

Развитие мышления, воображения.

4. «Открытие» нового знания (способа действия)

– Верно, это карта, на которой изображены все страны мира, - политическая карта. Прежде, чем мы отправимся в гости в другие страны и континенты, давайте найдем нашу Родину – Россию. Покажите на карте, где наша страна.

Дети находят и показывают на карте Россию.

- Как вы думаете, почему карта раскрашена разными цветами?

(Разными цветами обозначены разные страны.)

Воспитатель: - Давайте поиграем в игру: вы мне показываете на карте любой цвет и называете его, а я вам говорю, какая это страна.

Дети рассказывают.

Развитие речи, внимания, памяти.

5. Включение нового знания в систему знаний и умений

Игра «Страны мира»

Дети показывают и называют цвет, воспитатель говорит название страны и ее жителей (дети могут помогать) (Россия – россияне, Франция – французы, Бразилия – бразильцы, Китай – китайцы и т.д.).

 - А как вы думаете, чем отличаются жители разных стран друг от друга?

(Цветом кожи, языком, обычаями и традициями.)

 - А есть что-то, что нас всех объединяет?

( Люди похожи по внешности (руки, ноги, глаза, уши и т.д.), занимаемся одними делами (спорт, музыка, читаем книги, рисуем, ходим в детский сад, школу и т.д.), живем на одной планете.)

 Игра «Апплодисменты»

 - Есть такие вещи, которые объединяют нас всех. Давайте узнаем их с помощью игры. Я назову вам определенное качество. Те, кто им обладает, встает со своего места и поднимает руки вверх, а все остальные им аплодируют. Если встанут все, то аплодировать будем все вместе. Встаньте все те, кто:

  • умеет читать,
  • любит кататься на каруселях,
  • любит смотреть мультфильмы,
  • любит мороженное,
  • любит играть,
  • мечтает полететь в космос,
  • любит животных,
  • любит вкусно поесть.

- А кто любит болеть? Верно, болеть никто не любит, все хотят быть здоровыми!

- И, наверное, все дети в мире любят воздушные шарики, правда? Давайте сейчас все вместе надуем большой-большой шар.

- Ребята, а как люди всего мира чаще всего приветствуют друг друга?

- Машут руками, пожимают друг другу руки.

 - Правильно, ребята, ведь открытая рука – это знак дружбы и открытости. Давайте мы с вами покажем, что открыты всему миру, что хотим дружить со всеми людьми на нашей прекрасной планете.

 Коллективная творческая  деятельность. Аппликация «Карта дружбы».

Дети обводят карандашом силуэты своих ладоней на листах цветной бумаги, вырезают, а затем приклеивают свои «ладошки» на ватман с изображением земли (по контуру земного шара). 

Дети выполняют работу.

6. Осмысление

(итог, рефлексия)

Ребята, кто считает, что справился со всеми заданиями, возьмите красный флажок. А кто считает, что, что – то не получилось, возьмите жёлтый флажок.

Дети оценивают свою работу.

Формировать умения и навыки оценивать свою работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе «Вода Байкала».

Цель: Создать условия для формирования элементарных представлений об озере Байкал.Задачи: Организовать деятельность для расширения представлений о природе и богатстве родного края; стремится к восприя...

Технологическая карта ОС по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Как готовятся к зиме животные». Педагог Ивановская Светлана Степановна

Цель: Создать условия для  расширения представления детей о жизни животных осенью.Задачи:   - Организовать деятельность детей по расширению представлений о диких и домашних животных....

Технологическая карта ОС по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Животный мир Прибайкалья».Воспитатель Тарасенко Валентина Владимировна

ЦЕЛЬ: Создать условия  для расширения  и углубления представлений о нерпе как уникальном ластоногом млекопитающем, эндемике озера Байкал.Задачи: Организовать деятельность детей по развитию...

Технологическая карта образовательной ситуации. Познавательно - исследовательская деятельность "Фауна Байкала" в подготовительной группе. Воспитатель Шкилева Елена Валерьевна

Тема: «Фауна Байкала»Цель: создать условия для закрепления знаний детей о малой родине, об озере Байкал, о его уникальной фауне.Задачи:1.      Организация деятельности детей п...

Технологическая карта ОС по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Домашние животные"

Цель: создать условия для формирования представлений о жизни домашних животных....

технологическая карта ОС по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе "Измерим длину..Счёт до 5"

цель: создание условий для формирования умений и навыков измерять длину разным измерительным материалом...