Детско-родительский проект "Следопыты семи морей"
проект по окружающему миру на тему

Песегова Светлана Александровна

Информационная и методическая разработка группового долгосрочного познавательно-творческого, информационно-практико-ориентированного проекта по окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sledopyty_semi_morey.docx41.89 КБ

Предварительный просмотр:

Детский сад № 204 ОАО «РЖД»

Проект «Следопыты семи морей»

Воспитатели

Ильюшенко О.В

Песегова С.А

Абакан 2017 г

Он взрослых изводил вопросом "Почему?"

Его прозвали "Маленький философ".

Но только он подрос, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов.

И с этих пор он больше никому

Не задает вопросов "Почему?".

С. Маршак

     

Матрица проекта

1

Название проекта  Следопыты семи морей (средний и старший возраст)

2

Тема проекта  Морской мир

3

Проблемное поле проекта  

-  Дефицит знаний воспитанников о морской экосистеме, ее экологических изменениях и важности ее существования для живых существ на планете.  

- Неумение детей планировать свою деятельность, исследовать, сопоставлять факты и делать собственные умозаключения.

4

Цель

Создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей воспитанников.

5

Задачи

Обеспечить условия развития познавательной активности к поисково-исследовательской деятельности через занимательные и развивающие мероприятия.

Способствовать выработке мотивации детей к исследованию морской экосистемы, выявлению взаимосвязи и взаимозависимости живых организмов.

Содействовать выработке навыков сознательного бережного отношения к природным ресурсам, желание сохранять и преумножать их.  

6

Сценарий совместной деятельности по решению задач (основные шаги реализации проекта)

  1. Целеполагание
  • На групповом сборе, с помощью приема «Телефонный разговор с капитаном Врунгелем», обозначаем проблему – «Мы не достаточны осведомлены о жизни морских обитателей»; «Не умеем заниматься исследованиями»; «Скоро в школу, поэтому, нужно много знать и уметь об этом рассказывать другим».
  • Принимаем решение заниматься реализацией проблемы в течение двух лет.
  1. Разработка проекта  
  • Выбираем главного координатора и его помощников.
  • Составляем план деятельности:

- Оговариваем источники информации (книги, интернет, мультфильмы);

- Ищем союзников (родители, специалисты ДОУ, педагоги, старшие друзья и родственники);  

- Оговариваем подборку необходимых ресурсов, предметов и атрибутов, для реализации проекта.

  1. Выполнение проекта  
  • Сбор информации (подборка книг, мультимедийных презентаций, дисков с развивающими мультфильмами, документальными фильмами и видео, рассказов из опыта);
  • Подбор и изготовление атрибутов к дидактическим и сюжетно-ролевым играм, подбор музыкального и художественного материала.
  • Проведение бесед, брей - ринга, телевикторины,  развлечения, КВН, игр-драматизаций, дидактических, словесных и сюжетно-ролевых игр, организованной образовательной деятельности, выполнение домашних заданий, самостоятельная деятельность.
  1. Подведение итогов
  • Организация и проведение, совместно с родителями и специалистами

- развлечение «Путешествие к синему морю»,

- КВН «Знатоки семи морей»,

- Театрализованное представление «Следопыты и Морской Царь».

  1. Презентация проекта 
  • Театрализованная презентация брошюр о морской экосистеме «Важные книжки, для девчонки и мальчишки».

7

Описание продукта, полученного в результате проекта

Мини-музей «Морской мир», Мультимедийные презентации «Морские рыбы», «Морские животные», «Птицы семи морей», «Растительный мир морей», «Морские суда», «Профессии», «Подводный микромир», «Моря России». Книга «Удивительные факты о морской экосистеме» Брошюры «Важные книжки, для девчонки и мальчишки».

Дидактическая игра «Что мы знаем о морских обитателях?», террариум «Подводный мир».

8

Вид проекта   Познавательно-творческий   (групповой, долгосрочный)                   

  тип -  Информационно-практико-ориентированный

9

Состав участников

Педагоги, дети, родители, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию.

10

Интеграция образовательных областей

Физическое развитие, Социально-коммуникативное, Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие (При составлении и реализации деятельности интегрируем все области, что позволяет поддерживать интерес и не нарушать принципа природосообразности дошкольников).

№№

пп

Название образовательной области

Содержание

Задачи

1

Физическое развитие

- Физическая культура

- ЗОЖ

Подвижные игры  «Рыбаки и рыбки», «Морской порт», «Акула и тюлени», «В гости к Айболиту», «Корабли», «Самый быстрый», «Плавает, летает», «Волны и штиль», «Обмани хищника», «Определи по звуку», «Найди сородича», «Морской мир», «Сельди в бочке», «Капитан, корабль, рифы».

Игры-эстафеты «К своим буйкам», «Подводный лабиринт», «Эстафета хищников», «Найди мель», «Прилив», «Веселый заливчик», «Морская артиллерия» и т.д.

Игры малой подвижности «Море волнуется раз», «Нарисуй кита, осьминога…», «Моря и проливы», «Слушай сигнал», «Помоги черепашке», «Водолаз»,  «Дедушка Водяной», «Русалочки» и т.д.  

Психогимнастики и этюды « Рачки и рыбки», «Опасная ситуация», «Слепой танец», «Сердитый кашалот», «Рыба-клоун  боится», «Волны», «Лодочки и корабли» и т.д.

Динамические паузы «Шторм», «Мокрый песок», «Морской воздух» и т.д.

Гимнастики «Морские хищники», «Черепашки», «Дельфины на прогулке»; (пальчиковые «Подводный мир», «Пять рыбок», «Щука», «Краб», «Акула», «Животные Севера», «Ссора рыб», «Морские животные», «Рыбы», «Налим», «Дельфины»; артикуляционные  «Морской конек», «Мы сегодня моряки» и т.д.).

Способствовать

- развитию двигательной активности, реакции, ловкости, ориентировке в пространстве;

- поддержки интереса к спорту и ведению здорового образа жизни;

- самостоятельной организации и придумывания игр;

- воспитанию решительности, инициативности, самостоятельности.

2

Социально-коммуникативное развитие

- Нравственное воспитание (социализация)

- Трудовое воспитание (самообслуживание)

- ОБЖ

Рассказы педагога «Опасные ситуации», «Что будет, если…», «Почему необходимо беречь море», «Я должен позаботиться о них» и т.д

Сюжетно-ролевые игры «Путешествие на подводной лодке», «Поездка на остров», «В гости к рыбам», «Пираты», «Служба спасения на воде» и т.д.

Игра-аттракцион «Внимание – опасности на воде».

Беседы «Для чего нужны моря?», «Польза моря», «Зачем нужны хищники?» и т.д.

Конструктивные игры  «Проведи между кораллами», «Построй судно», «Найди инструменты» и т.д.

Рассматривание иллюстраций, плакатов, детских книг.  

Дидактические игры «Подбери соответствующую картинку», «Научи друга» и т.д.

Создать условия  

- для систематизации знаний о морских обитателях, экологических катастрофах, морях России, профессиях, связанных с морем;

- для возможности оценивать ситуации и применять знания на практике;

- для воспитания культуры и безопасного поведения воспитанников на воде.

3

Познавательное развитие

- Развитие познавательно-исследовательской деятельности

-ФЭМП

-Ознакомление с миром природы

Головоломки «Морской бой», «Помоги рыбке выбраться», «Найди хищников», «Разрешите спор» и т.д.

Игры-викторины «Разрешается-запрещается», «Следопыты», «Мультзагадки для знатоков» и т.д

Дидактические игры «Собери картинку», «Распредели по среде обитания», «Рыбалка», «Необычное животное», игра - триз «Хорошо - плохо», «Играй – да смекай», «Подумай - отгадай», «Найди несоответствие», «Какой по счету», «Назови шестое», «Выложи по цифрам».

Мнемотаблицы «Составь пищевую цепочку», «Составь траекторию движения».

Телевикторина «По морям нашей Родины».

Настольные игры «Собери картинку», «Найди домик».

Цикл опытов «Рыбалка», «Водопад», «Морская вода», «Почему рыбки плавают», «Кто разбудил китенка» и т.д.

Рассматривание иллюстраций, плакатов, детских книг.  

Способствовать

- обогащению знаний о морских животных, рыбах, значении моря для человечества; взаимосвязи живых организмов в экосистеме;

- активизации процессов мышления, внимания, речи; познавательной активности;

-  развитию счетных навыков, навыков устанавливать  причинно-следственные связи, анализировать, принимать решение; самостоятельно ориентироваться в ситуации.

4

Речевое развитие

- Развитие речи

- Приобщение к художественной литературе

Составление творческих рассказов «Что случится, если……», «Однажды я….», «Где-то, глубоко в море…», «Однажды….»

Сочинительство «Сочини сказку, Придумай начало (конец)».

Рассказы детей из опыта на тематику «Неправильные поступки людей», «Как избежать трагедии» и т.д.

Словесные упражнения «Что будет, если», «Паутинка», «Закончи предложение» и т.д.

Словесные игры «Лови - не лови», «Скажи, чем закончится», «Подбери рифму» и т.д.

Беседы-диалоги «Кто вежливый?», «Как подготовить поездку?», «Что можно изменить?» и т.д.

Дидактические игры «Научим Незнайку», «Выложи правильно», «Недостающее слово» и т.д.

Брейн-ринг «Знатоки».

Игра-драматизация «Морское приключение», «Сегодня в школе рыб».

Театрализованное представление «Происшествие в стране дельфинов».

Знакомство с  художественными произведениями по теме.

Знакомство с прозой:

Рассказы И. Панькина «Легенда о матерях». «Корабль-туча», «Машенька-ветренные косы», «След на море», «Откуда у моряков взялась сила».

Рассказ В.Г. Катаева «Море».

Рассказы  «Книга о морских приключениях» С.Сахарнова и т.д.

Рассказы И.Ф.Заянчковского детям о морских обитателях «Морской конёк», «Морская игла».

Знакомство с авторскими сказками:

 Л. Лычангина  «Сказка о том, как Золотая Рыбка спасла море» (экологическая сказка).

Сказка А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане о сыне его славном и могучем богатыпе князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Знакомство с усным народным творчеством:

Русская народная сказка «Морской царь и Василиса Премудрая».

Русская народная сказка «По щучьему веленью».

Знакомство со сказками разных народов мира:

Норвежские сказки «Морской тролль», «Отчего вода в море соленая».

Польская сказка «Сельдь и камбала».

Китайская сказка «Старый рыбак».

Сказка Камбоджии «Как на свете появились летающие рыбы».

Японская сказка «Медуза и обезьяна».

Знакомство с авторскими сказками зарубежных писателей:

Карел Чапек «Сказка про водяных».

Сказка О. Пройслера «Маленький водяной».

Сказка Г.Х. Андерчена «Русалочка».

Картотека загадок, пословиц. 

Содействовать

- развитию коммуникативных умений (ведение диалога, речевое творчество, пополнение и активизация словаря);

- развитию умений соотносить речевую форму описания морских обитателей с их графическим изображением;

- развитию умений формулировать свои мысли, развитию логического мышления;

- развитию художественно-речевых исполнительских навыков.

5

Художественно-эстетическое развитие

- Приобщение к искусству

- Изобразительная деятельность

- Конструктивно-модельная деятельность  

- Музыкальная деятельность

Музыкальные игры «Слушай сигнал», «Иду по воде», «Шумы моря» и т.д.

Театрализованные игры «Загадки без слов», «Телефон», «Покажи, как чайка, дельфин, ….».

Конструктивные игры «Карта пиратов», «Схема судна». Этюды «Быстрые рыбы», «Ласковый прибой» и т.д.

Рисование, аппликация, лепка 

Рисование: иллюстраций к сказке «Русалочка», «Сказочное царство Нептуна», «Морской флот царя Салтана», пейзажи по теме проекта, книжки-раскраски, трафареты по теме.

Аппликация: «Рыбки в аквариуме», «Рыбки плавают в пруду», «Корабли на рейде», «Морские обитатели Красной Книги»

Лепка: сценки из сказки «По щучьему веленью», в технике каллаж «Глубокое синее море», «Морские обитатели Красной Книги».

Конструктивная деятельность: «Морские суда» (из строительного материала), «Обитатели водных глубин» (ручной труд из природного материала), «Пингвины» (ручной труд из природного материала), «Чайка» (оригами).

Музыкальный репертуар по тематике.

Медиатека со звуками моря, животных.

Просмотр мультфильмов и киносказок по теме проекта: «Сказка о царе Салтане», «Русалочка», «Огонь вода и медные трубы», «Варвара краса, длинная коса», «Марья Искусница».

Способствовать

- развитию аналитических и конструктивных способностей, умений работать в коллективе;

- развитию графических, хореографических и певческих навыков;

- формированию эстетического восприятия, чувства уважения к деятельности сверстников и взрослых.

11

Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта

Методическая литература

-  Расскажите детям о морских обитателях: Наглядно-дидактическое пособие Мозаика-Синтез, Развивающая и обучающая литература 2010. 

- Авдеева Н.Н., Степанова Г.Б. Жизнь вокруг нас. Экологическое воспитание дошкольников: Учебно-методическое пособие – Ярославль: Академия развития: 2003.

- Коломина Н.В. Занятия по экологии в детском саду. Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2010.  

- Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.- Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2009.  

-  Николаева С.Н. Юный эколог . Система работы в подготовительной к школе группе д/с. М.: Мозаика-синтез, 2010.  

-  Селивёрстова Д. Рисование. Первые шаги./ Рис. Г. Мацыгина, А.Воробьёва. – М.: Эксмо, 2008.  

- Воробьёва Т.А. Составляем рассказ по серии сюжетных картинок.- Спб.: Издательский Дом «Литера», 2010.

12

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта

  • Предметно-развивающая среда: игровая зона в группе (плакаты по тематике, подборка настольных и дидактических игр, атрибуты для сюжетно-ролевых игр и драматизаций, игрушки по теме.
  • ИКТ: мультимедийная установка, интерактивная доска, магнитофон, телевизор, ноутбук, подборка мультфильмов, медиатека, фонотека.
  • «Уголок творчества» (раскраски, краски, карандаши, пластилин, баночки, листы бумаги, картон, кисти, ватманы и т.д. для продуктивной деятельности).
  • Уголок «Юный исследователь» (подборка материала для опытной деятельности).
  • Мини-музей «Морской мир» (подборка сувениров, кораблей, открыток и т.д.)

13

Планируемое время на реализацию проекта по этапам      

Сентябрь 2014 – май 2016гг.

№№ пп

Этап

Содержание деятельности

Сроки

1

Поисковый

Групповой сбор, обозначение проблемы, принятие решения заняться исследованием проблемы.

1 день сентября 2014г

2

Аналитический

Организационная деятельность по выбору и подбору участников, распределению обязанностей, составлению плана реализации проекта.

Ознакомление с информационными источниками, обозначение материально-технических ресурсов, средств и  содержания деятельности.

1я неделя сентября 2014г

3

Практический

- Подборка книг, мультимедийных презентаций, дисков с развивающими мультфильмами;

- Подбор и изготовление атрибутов к проигрыванию ситуаций, игр, разработка ООД;

- Подбор музыкального и художественного материала;

- Проведение бесед, брей - ринга, телевикторины,  игр-драматизаций, дидактических, словесных и сюжетно-ролевых игр, организованной образовательной деятельности,  выполнение домашних заданий, практическая, творческая и самостоятельная деятельность.

Со 2й недели сентября 2014г. по 1ю неделю мая 2017г. включительно

4

Презентационный

- Организация и проведение, совместно с родителями и специалистами,  развлечения «Путешествие к синему морю», КВН «Знатоки семи морей».

- Театрализованная презентация брошюр о морской экосистеме «Важные книжки, для девчонки и мальчишки».

- Театрализованное пердставление «Следопыты и морской царь».

3я неделя марта 2015г.

3я неделя марта 2016г.

3я неделя мая 2016г.

4 неделя ноября 2016г.

5

Контрольный

Анализ, обработка и оформление результатов проектной деятельности. Выступление с результатами на семинаре или педсовете в ДОУ.

4я неделя мая 2017г.

14

Организационные формы работы над проектом

Описание и анализ работы над проектом.
Представление содержания реализуемого проекта в форме доклада, буклета. Определение задач для новых проектов.

№№ пп

Формы работы

Название

Сроки

1

Непосредственно образовательная деятельность

ООД «Мы сегодня отправляемся в царство рыб», «Разные животные», «Почему птицы не плавают », «Помоги животным вернуться домой», «Кем стать?», «Прогулка на теплоходе», «Правила экологии», «На морском пляже», «Такой нужный транспорт», «Знакомство с морскими жителями», «Речное царство», «Пингвины на льдине», «Море любим. С морем дружим», «Вода – источник жизни», «Тайна синего моря», «Животный мир морей и акеанов», «Морские рыбы – хищники», «Морское путешествие», «На морском дне», «По следам пиратов Карибского моря», «Все мы – моряки»,  и т.д.

Со 2й недели сентября 2014г. по 1ю неделю мая 2017г. включительно

2

Наблюдение

«За движением воды», «За появлением пузырьков в банке», «За выращиванием кристаллов», «За живой рыбкой» и т.д.

Одно наблюдение в квартал

3

Экспериментирование,

моделирование

Моделирование ситуаций «Что неправильно?», «Почему тонут корабли» и т.д.

Конструктивное моделирование «Зарисуй правило символами», «Разгадай послание в бутылке».

Проведение экспериментов с водой, льдом, металлом, водорослями.

По одному в месяц

4

Экскурсии

«В экологическую комнату»,

«Выставка рыб».

Раз в месяц

Май 2016г.

5

Самостоятельная работа детей

Игры с игрушками, настольные игры, рисование и изготовление знаков, раскрашивание силуэтов и карточек, развивающие задания «Соедини по точкам», «Найди отличия», «Найди несоответствие», «Собери картинку», «Нарисуй на песке» и т.д. Рисование, вырезывание, лепка по замыслу.

На протяжении всего срока

6

Взаимодействие с родителями

Выполнение домашних заданий - изготовление атрибутов, игр; рисование совместно с детьми информационных листов для брошюр;  беседы в кругу семьи на темы «Главные истины сохранения морской экосистемы», «Интересный факт о…..», «Просмотр видеороликов о море»; проведение экспериментов в домашних условиях. Предоставление родителям информационных памяток и листов по теме, индивидуальные и организационные беседы. Создание родителями мультимедиа «Микромир», «Морские рыбы» и т.д

Совместная подготовка к развлечению и театрализованному представлению.

На протяжении всего срока

7

Групповое обсуждение

Беседы-обсуждения об изученном; о том, все ли дети активны в исследованиях, изготовлении пособий; о том, кому из детей необходимо оказать помощь и кто из детей может помочь; какие сложности возникают при выполнении заданий; какую еще сторону темы хотели бы изучить воспитанники и т.д.

На протяжении всего срока

15

Форма проведения презентации

Театрализованное представление «Следопыты и морской царь». (Для воспитанников детского сада, педагогов организации и родимтелей).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

детско-родительский проект "Моя семья"

Эффективность воспитательно-образовательного процесса находится в прямой зависимости от той педагогической технологии, которую мы применяем для реализации и достижения поставленных целей....

Встреча родительского клубы «Азбука внутрисемейных отношений». Детско-родительский тренинг «Тепло семьи». Старший воспитатель Руденко Ольга Васильевна

Цель: способствовать  сплочению членов семьи.Задачи: развитие партнёрства и сотрудничества родителя с ребёнком, коррекция детско – родительских отношений, формирование чувства близости ...

Сценарий совместного детско-родительского досуга "Конкурс "семья Детского сада"

Данное мероприятие проводилось с детьми ОВЗ и их родителями с целью поддержки семьи и обучению способам саморегуляции и выхода из сложных педагогических ситуаций, а также с целью привлечения родилтеле...

Педагогическая практика «Детско-родительский клуб «Здоровая семья», как форма взаимодействия детского сада и семьи в вопросах формирования ЗОЖ и физического развития дошкольников»

Педагогическая практика «Детско-родительский клуб  «Здоровая семья»,  как форма взаимодействия детского сада и семьи в  вопросах формирования  ЗОЖ и физического р...

Творческая встреча в детско-родительском клубе «Счастливая семья» «Семья. Семейные ценности и традиции»

Творческая встреча в детско-родительском клубе «Счастливая семья»«Семья. Семейные ценности и традиции»...

Творческая встреча в детско-родительском клубе «Счастливая семья» «Счастливая семья – счастливый ребёнок»

Творческая встреча в детско-родительском клубе «Счастливая семья»«Счастливая семья – счастливый ребёнок»...

Творческая встреча в детско-родительском клубе «Счастливая семья» «Моя спортивная семья!»

Творческая встреча в детско-родительском клубе «Счастливая семья» «Моя спортивная семья!»...