Педагогический совет на тему «Создание психолого-педагогических условий для поддержки детской инициативы и самостоятельности у дошкольников в экологическом развитии» в форме деловой игры.
статья по окружающему миру на тему

Дейнеко Ольга Викторовна

Цель данной статьи показать, как можно активизировать практическую направленность экологических знаний педагогов, развивать их творческий потенциал и компетентность в сфере экологического развития дошкольников, используя деловую игру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra.docx26.29 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический совет на тему «Создание психолого-педагогических условий для поддержки детской инициативы и самостоятельности у дошкольников в экологическом развитии» в форме деловой игры


Цель: выявить эффективность психолого-педагогического воздействия, с целью развития детской инициативы и самостоятельности в условиях реализации Образовательной программы.

Деловая игра

«Экология рядом с нами»

Цели:

  • дать практическую направленность экологическим знаниям педагогов;
  • развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии;
  • совершенствовать проведение образовательной деятельности по формированию у дошкольников основ экологической культуры.

        Все педагоги рассаживаются за три стола, разделяясь тем самым на 3 команды: 1 - кленовый лист, 2 - дубовый лист, 3 – берёзовый лист. За правильные ответы получают соответствующий лист.

а) Вводное слово.

        Удивительный мир природы. Он встречает нас морем звуков и запахов, загадками и тайнами, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься. Есть свои секреты у поля, луга, тихой речушки, крошечной лужицы, оставшейся на дороге или в перелеске после сильного дождя.

Мне не унять метели,

Не растопить снега,

Но чтобы птицы пели —

Это в моих руках.

В. Солоухин

Сегодня мы говорим о природе как источнике познания и укрепления здоровья детей. Давайте поделимся опытом, как вы используете общение с природой.

        Экология как наука появилась еще в конце девятнадцатого века, однако долгое время она оставалась чисто биологической, которая интересовала лишь ученых. Цель экологического образования – познание и формирование бережного отношения к природе, осознание последствий своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Именно дошкольный возраст является базой для формирования основ мировоззрения и представляет широкие возможности для экологического воспитания.

  1. Часть – разминка.

Задание 1.  В чём заключается содержание понятия  «Природа»?

Природа — источник знаний о мире, окружающем ребенка. В природе все происходит ежедневно, нужно только не пропустить эти маленькие, но не похожие один на другой праздники. Дети узнают, что солнце является источником тепла, света на Земле, что растения дышат и растут, что холодная снежинка, коснувшись теплой ладошки, превращается в капельку воды и многое-многое другое. Важно воспитать в детях познавательное отношение к природе, желание узнать о ней как можно больше. Встреча с природой всегда праздник и новый шаг к познанию мира.

Природа — источник красоты. Она прекрасна во все времена. Представьте себе, что за окном метель кружит, поет свою бесконечную песню северный ветер, и вдруг окно распахнулось, и к вам на ладонь опустился зеленый березовый листок — нежный, маленький подарок грядущей весны.

Природа — источник доброты. В детстве ребенок должен пройти эмоциональную школу — школу воспитания доброты чувств. Мы можем использовать природу как средство развития чувств у детей.

Природа – источник здоровья. Сочетание полноценного питания, солнца, воздуха, воды, труда и отдыха — прекрасное закаливание организма и предупреждение простудных заболеваний. Все это — целебный источник здоровья.

        Вывод: Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т.д.), с которым дети любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый, белый снег, и когда зацветают сады. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.

- А теперь мы немного проверим ваши знания о природе.

Задание 2.  Блиц - конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду».

Я напоминаю вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку. 

1. Паук усиленно плетет паутину – (к сухой погоде).

2. Стрижи, ласточки низко летают – (дождь предвещают).

3. Собака катается по земле, мало ест и много спит – (к вьюге).

4. Когда цветет черемуха – (к холоду, заморозкам).

5. Если утром трава сухая – (к вечеру ожидай дождя).

6. Цветы перед дождем – (пахнут сильнее).

Выступление воспитателя на тему «Использование проектной технологии в экологическом развитии дошкольников».

2 часть. Презентация экологических пособий и дидактических игр «Домашнее задание» (воспитатели представляют 1 дидактическую игру по экологии своей возрастной группы).

Задание 3. Выбери  лучшую экологическую игру из представленных педагогами.  Игра принесёт дополнительные баллы команде.

Задание 4.  Игра «Эти забавные животные»

  • Книга рекордов природы.
  • Самый длинный язык у….(хамелеона)
  • Самые умные животные … (дельфины)
  • Самое сильное обоняние у …(бабочки)
  • Больше всего глаз у … (мухи, стрекозы)
  • Лучше всех слышит … (сова)
  • Быстрее всех летает … (стриж)
  • Самый зоркий … (беркут)  
  • Чемпионы по долгожительству … (черепахи)
  • Самые зубастые … (акулы)
  • Чемпион по глотанию… (удав)
  • Чемпионы по нырянию… (кит, черепаха)
  • Кто это такие? Очень часто под необычными названиями скрываются знакомые животные.
  • Финвал – сельдяной кит
  • Фенек – пустынная лиса
  • Калан – камчатский бобер
  • Сервал – кошка из Африки
  • Кожан – летучая мышь
  • Игрунка – маленькая обезьянка
  • Бородавочник – кабан
  • Кабарга – олень
  • Афалина – дельфин
  • Пищуха - заяц
  • Попробуйте объяснить названия известных животных, птиц, насекомых.
  • Пескарь – живет в песке
  • Линь – линяет, меняет цвет с желтого на розовый
  • Синица – поет «зинь – зинь»
  • Кулик – кричит «куик»
  • Стрекоза - стрекочет
  • Щегол – денди, щеголь
  • Козодой – так и вьется вкруг пасущихся стад
  • Слепень – кусает так больно, что в глазах темно, слепнешь.
  • Волк – тащит добычу волоком
  • Насекомое – насечки на туловище

Выступление воспитателя на тему: «Детское экспериментирование – окно в науку»

Задание 5.  Творческое задание.

Воспитатель – профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки. Следующее задание творческое. Каждой команде надо нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла ее “прочитать”.

1 команда  -        Весна красна цветами, а осень – снопами..

2 команда  -        Готовь сани летом, а телегу зимой.

3 команда  -        Береги нос в сильный мороз

Выступление воспитателя на тему «Формирование у детей познавательной активности с помощью восприятия произведений живописи»

Задание 6.   «Угадай картину»

Картина находится за занавесом. Ведущий включает аудиозапись стихотворения, содержащее описание сюжета картины. Участники отгадывают, что изображено на картине, затем картина открывается ведущий и называет художника и название картины. Далее участникам предлагается открыть красивые коробочки, в которых находятся разные предметы  с помощью которых нужно придумать обновление содержания увиденного на картине.

Задание 7.   «Составь вопросник» по картине  Игоря Грабаря  «Февральская лазурь»

Подведение итогов:

Команды считают осенние листочки-оценки, полученные за правильные ответы.  В ходе игры побеждает тот, у кого больше листочков.


БЕРЁЗА
Сергей Есенин

Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит береза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
А заря, лениво, обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром.

2 задание Блиц - конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду».

Я напоминаю вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку. 

1. Паук усиленно плетет паутину – (к сухой погоде).

2. Стрижи, ласточки низко летают – (дождь предвещают).

3. Собака катается по земле, мало ест и много спит – (к вьюге).

4. Когда цветет черемуха – (к холоду, заморозкам).

5. Если утром трава сухая – (к вечеру ожидай дождя).

6. Цветы перед дождем – (пахнут сильнее).

Выступление воспитателя Никитиной Е.Б. на тему «Использование проектной технологии в экологическом  развитии  дошкольников»

2 часть. Презентация экологических пособий и дидактических игр «Домашнее задание» (воспитатели представляют 1 дидактическую игру по экологии  своей возрастной группы).

3 задание – выбери лучшую экологическую игру из представленных педагогами.  Игра принесёт дополнительные баллы команде.


4 задание  -  Игра «Эти забавные животные»

Книга рекордов природы.

  • Самый длинный язык у….(хамелеона)
  • Самые умные животные … (дельфины)
  • Лучше всех слышит … (сова)
  • Быстрее всех летает … (стриж)
  • Чемпионы по долгожительству … (черепахи)
  • Самые зубастые … (акулы)

Кто это такие? Очень часто под необычными названиями скрываются знакомые животные.

  • Фенек – пустынная лиса
  • Бородавочник – кабан
  • Афалина – дельфин

Попробуйте объяснить названия известных животных, птиц, насекомых.

  • Синица – поет «зинь – зинь»
  • Щегол – денди, щеголь
  • Волк – тащит добычу волоком

Выступление воспитателя Пастернак Т.И. на тему: «Детское экспериментирование – окно в науку»

 

4 задание  Творческое задание.

Воспитатель – профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки. Следующее задание творческое. Каждой команде надо нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла ее “прочитать”.

1 команда  -        Весна красна цветами, а осень – снопами..

2 команда  -        Готовь сани летом, а телегу зимой.

3 команда  -        Береги нос в сильный мороз


Природа — источник знаний о мире

Природа — источник красоты.

Природа — источник доброты.

Природа – источник здоровья.

Природа


Весна красна цветами, а осень – снопами

Готовь сани летом, а телегу зимой

Береги нос в сильный мороз

Выступление воспитателя Костиной Н.А. на тему «Формирование у детей познавательной активности с помощью восприятия  произведений живописи»

5  Задание:   «Угадай картину»

Картина находится за занавесом. Ведущий читает  описание картины или стихотворение  повторяющее содержание картины. Участники отгадывают, что изображено на картине, затем картина открывается ведущий и называет художника и название картины.

Участникам предлагается открыть коробочки , в которых находятся разные предметы  с помощью которых нужно придумать обновление содержания увиденного.

6 задание: «Составь вопросник» по картине  Игоря Грабаря  «Февральская лазурь»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы и направления поддержки детской инициативы и самостоятельности старших дошкольников

Развитие индивидуальных особенностей каждого ребенка в образовательной деятельности, в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми...

Создание условий для поддержки детской инициативы и самостоятельности

В Конституции Российской Федерации, в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства в си...

Создание условий для поддержки детской инициативы и самостоятельности

Поддержка детей дошкольного возраста в различных видах деятельности основной принцип дошкольного образования. Поддержка инициативы также является условием, необходимым для создания социальной ситуации...

ТЕЗИС ВЫСТУПЛЕНИЯ НА РМО Тема: «Использование инновационных образовательных технологий для поддержки детской инициативы и самостоятельности в условиях внедрения ФГОС ДОО».

материал о том, что такое детская инициатива и какие задачи стоят перед педагогом при использовании инновационных технологий в условиях ФГОС ДО....

"Поддержка детской инициативы и самостоятельности младших дошкольников через приобщение к традициям народной культуры."

Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок; - говорил В.А.Сухомлинский.Дошкольный возраст - период а...