Методические рекомендации по экологическому воспитанию дошкольников
методическая разработка по окружающему миру на тему

Галазова Анжела Алибековна

Методические рекомендации по экологическому воспитанию дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по

экологическому воспитанию дошкольников

Главная цель экологического образования дошкольного уровня - формирование экологической культуры и экологического сознания детей, формирование навыков поведения в природе, предоставление элементарных экологических знаний и формирование экологического мышления, которые базируются в отношении к природе. Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить, сберечь природу.

Система экологического воспитания перед педагогами ставит такие задачи:

-формировать умение видеть взаимосвязи между растениями и животными, понимать, как человек влияет на их жизнь;

-сформировать у детей видеть красоту во всем живом, независимо от того, человек, растение или животное. Понять истину, что в природе не бывает полезных и вредных животных, все они связаны, один другому нужны, а значит - полезные;

-развивать у детей чувства: не быть равнодушным, умение ощущать себя на месте цветка, растения, чувствовать их боль и т.д.;

-научить любить и охранять природу не на словах, а помогая цветам, деревьям, животным, птицам, всему живому;

-разбудить в детях эмоциональны отклик на разнообразные явления природы, зародить у них желание любоваться и наслаждаться, высказывать свои чувства разными способами (в словах, мимике, жестах, рисунках, настроении).

Анализируя государственный образовательный стандарт дошкольного образования к определению содержания и организации жизнедеятельности дошкольников, мы пришли к выводу, что экологическое образование дошкольников можно осуществлять по всем образовательным областям.

Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено:

-на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе;

- развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, в том числе и по отношению к природным объектам;

- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Содержание образовательной области «Познанавательное развитие» направлено:

- на формирование первичных представлений об объектах окружающего мира (форме, цвете, размере, причинах и следствиях и др.);

- расширение кругозора детей;

-о малой родине, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы.

Содержание образовательной области «Речевое развитие» предполагает знакомство с детской литературой, в том числе и с природоведческой.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает:

- становление предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы;

- формирование эстетического отношения к окружающему миру в целом.

Образовательная область «Физическое развитие» направлена на становление ценностей здорового образа жизни у дошкольников.

Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей и может реализовываться в различных видах детской экологически направленной деятельности.

Среда в образовательном учреждении должна создавать условия для:

− познавательной деятельности, возможностей для экспериментирования, исследования и решения задач, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; усиление интереса к явлениям природы;

− привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира (эколого – эстетическое развитие);

− экскурсий, занятий на свежем воздухе;

− формирования нравственных качеств ребенка (создание условий для каждодневного ухода за живыми объектами; формирование желания и умения сохранить окружающий мир природы; воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам);

− экологии в различных видах деятельности ребенка (игры с природным материалом, и использование природного материала на занятиях по художественному творчеству).

Таким образом, взаимодействие дошкольников с природой в процессе экологического образования в свете ГС ДО имеет свою специфику в силу возрастных особенностей и базируется на деятельностном подходе, поскольку именно деятельность развивает психику ребенка, двигательную активность и делает его физически более крепким и здоровым.

Учитывая чрезвычайно эмоциональную чувствительность малышей, преимущество предоставляется эмоционально – эстетическому восприятию природы (красиво). Разнообразие красок природы, ее загадочность, привлекает внимание детей, которые получают только эстетическое наслаждение от общения с природой, то есть удовлетворяют свои эстетические потребности, но еще не совсем понимают суть увиденного, не понимают законов природы, связей природных явлений. В этот период закладывается у детей фундамент знаний об экологии и у воспитателя возникает возможность полюбоваться окружающим миром. Со временем, используя желания детей любоваться красотою природных красок, педагог постепенно направляет работу к эстетическому восприятию, развивая наблюдательность. Очень важно создать условия, в которых бы дети смогли оценить эстетичность объекта, отметить гармонию формы и цвета, условия, которые побудили бы детей к общению с природой, через вопрос интеллектуального характера «Почему?», «Зачем?», «Как?», «Где?», «Откуда?» и др.

Формы работы по экологическому воспитанию должны осуществляться в соответствии возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. В процессе формирования представлений у детей про окружающий мир, используется широкий спектр методов и приемов педагогического влияния на детскую личность - это наглядные методы (экскурсии и наблюдение) и практические (трудовая деятельность в природе, эксперимент и не сложные опыты с объектами природы), игры с природным материалом, словесные методы и приемы, к которым относятся беседы, рассказы воспитателя о природе, минутка любования природой для обогащения эстетических впечатлений. Приобретённые впечатления, обогащённый опыт, дети реализуют на занятиях по аппликации, рисованию, развития речи, в дидактических играх экологической направленности. В таких играх как «Времена года», «Отгадай и нарисуй», «Кто, как поет?», «Чудесный мешочек», «Воздух, вода, земля», «Зоологическое лото», «Съедобное – не съедобное», «Береги природу» и др., у детей развивается наблюдательность, любознательность, пытливость. А важнейшим условием реализации системы экологического воспитания детей, является правильная организация развивающей предметно-пространственной для ребенка среды - создание в группе уголка живой и неживой природы, календари природы и погоды; внешних природных зон на территории ДОУ (сад, огород, экологическая тропа); формирование грамотного экологического поведения детей и безопасного пребывания ребенка на природе.

Таким образом, разнообразные формы и методы экологического воспитания дошкольников в своей совокупности дают возможность не только получить знания, заложить фундамент для развития жизненной компетентности каждого ребенка, но и понять сущность экологических понятий – «экологическая культура», «экологическое сознание». А формируются эти понятия на протяжении всей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации «Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе».

Проблема нравственно – патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Идеи патриотизма возвышены; задачи, сформулированные в различных нормативных и методических источниках, звучат ...

Методические рекомендации по экологическому воспитанию часть1

Здесь Вы найдете Методические рекомендации по экологическому воспитанию: перспективное планирование занимательной деятельности по экологическому воспитанию, планирование наблюдений на год на...

Методические рекомендации по экологическому воспитанию (часть2)

циклы наблюденийэкскурсииконспект к экскурсии в лес...

методические рекомендации по гендерному воспитанию дошкольников

Метод рекомендации содержат подробное описание анатомо-физиологических особенностей мальчиков и девочек, роль родителей в половой идентификации, подбор дидактических упражнений для девочек и мальчиков...

Игры и методические рекомендации по экологическому воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Игры, которые может сделать каждый воспитатель по экологическому воспитанию, цели, плнируемые результаты и методические рекомендации по играм....

Авторская методическая разработка по экологическому воспитанию дошкольников. Проект «Энергия Добра»

Методическая разработка по экологическому воспитанию дошкольниковПроект «Энергия Добра»...

Методические рекомендации Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников

Методические рекомендацииНравственно-патриотическое воспитание дошкольников...