Конспект долгосрочного проекта для детей старшей группы "Прилет птиц!"
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме

Сенина Юлия Валерьевна

ЦЕЛИ ПРОЕКТА, ЗАДАЧИ:

Формировать у детей обобщенное представление о птицах как живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать в воздухе, и имеющих

Типичное строение, приспособленных к определенным климатическим условиям;

Развивать интерес к жизни птиц;

Формировать осознанно – правильное отношение к птицам ближайшего окружения, желание практически сохранить, поддержать, создать для них нужные условия.

Этапы реализации проекта

 

Этапы проекты:

1. Подготовка

- постановка цели и задач проекта, определение продукта проекта;

- сбор материалов.

 

2. Планирование

- определение источников информации;

- способ сбора информации;

- разработка НОД, консультаций для родителей.

 

3. Заключительный

- презентация продуктов детско-взрослой деятельности;

– весенний народный праздник «Прилет птиц».

 

Заключение.

 

Актуальность:

1. В нашем городе Москва рядом с человеком живут воробьи, голуби, синицы, сороки, вороны, а весной прилетают грачи, трясогузки, ласточки, стрижи, кукушки…..

2. Птицы прилетают весной потому, что появляются насекомые, с прилетом птиц в городе становится радостнее и ярче, птицы создают хорошее настроение, будят своим пением по утрам. С прилетом птиц приходит в город Весна.

3. Люди рады прилету птиц, поэтому строят скворечники, охраняют гнезда от разорений.

 

Длительность:

Долгосрочный (в течение учебного года).

 

Центр художественной деятельности

Рисование

« Чудо-птица»

«Солнышко »

« кормушки»

Ручной труд:

 

Выставка совместного творчества детей и родителей:

«Птицы прилетели»

Аппликация:

скворушка!!

Лепка:

 "прилетела птица"!!!

 

Центр музыкального развития:

Музыкальные занятия

Совместная деятельность:

Разучивание попевок, частушек, закличек, хороводов.

 

Развлечения:

Праздник "Прилет птиц"

 

проект:

«Прилет птиц!»

Я – шустрая певичка

Зовут меня …..

Пусть я птичка – невеличка,

У меня друзья, привычка:

Как, начнутся холодая

Прямо с севера – сюда!

 

Вылетайте, птички, Птички – невелички!

Видали нас не раз

Мы скачем в двух шагах от вас

 

Кто к этой песне не привык?

Пришла пора готовиться к встрече с другими птичками

Через море, через горы

Стайкой птицы к нам летят.

Мы для них построим город,

Птичий город –

Птицеград!

 

Закличка

«Солнышко»

(с хлопками) Солнышко ясное, нарядись! (хлопки по плечам, скрестив руки на груди) Солнышко красное, покажись! (хлопки в ладоши) Платье алое надень, (хлопки по коленям) Подари нам красный день! (хлопки над головой). (Вношу нарисованное солнце с одним лучом). Солнышко пока к нам добиралось все свои лучики раздарило. Надо как-то исправить положение. Давайте поиграем с лучом.

Динамическая пауза «Скворцы»

Ой, летали скворушки- скворцы. Махи руками. Все летели, песни распевали, Крыльями махали.

Стайкою на землю сели, Червячков они поели. (Развернуться в сторону кормушки.)

 

 Занятия и беседы.

 

Что мы знаем о птицах.

Почему перелетные птицы покидают нас осенью?

О зимующих птицах.

Как зимуют наши пернатые друзья?

Птицы разных стран.

Тайны птичьего царства.

Для чего нужна Красная Книга?

Домашние птицы.

 

МЕТОДЫ

Наглядные, Игровые, Проблемные, Исследовательские

 

Всех перелетных птиц черней,

Чистит он пашню от червей.

Взад-вперед по пашне вскачь.

А зовется птица...(грач)

Свое гнездо он в поле вьет,

Где тянутся растения.

Его и песня и полет

Вошли в стихотворении (ЖАВОРОНОК)

Он прилетает каждый год

Туда, где домик ждет.

Чужие песни петь умеет,

А все же голос свой

имеет(СКВОРЕЦ)

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины.(ЛАСТОЧКА)

 

Вопросы о птицах:

Дятел:

Чем питается? (Летом насекомыми. Достаёт их из под коры. Зимой семенами сосен и елей)

Какой у дятла клюв и язык? ( Клюв крепкий, длинный. Язык длинный и узкий)

Какие виды дятлов живут в наших лесах? (Чёрный, зелёный, пёстрый.)

Как ведёт себя дятел по отношению к другим птицам? (Дятел птица недружелюбная. Соседей не терпит.)

Как называют люди дятла и почему? (Лесной санитар. Он избавляет леса и сады от вредителей.)

Жаворонок:

Какого цвета и размера эта птица? (Жаворонок маленькая птица, чуть крупнее воробья. Коричневое оперенье помогает прятаться от врагов на земле.)

Где живёт полевой жаворонок? (Живут на земле, вьют гнёзда и выводят птенцов.)

Чем питается и где находят пищу? (Питаются жучками, личинками, семенами трав.)

Где поют свои песни жаворонок? (Поёт только в небе, на земле не поёт.)

Скворец:“Скворцы прилетели!” – сообщают люди друг другу. Что это означает? (Это значит, что люди радуются вновь наступившей весне.)

Чем помогают скворцы человеку? (Скворцы-спутники и помощники человека. За лето они уничтожают много вредных насекомых.

Что делает скворец сразу после прилёта? (Сразу после прилёта начинает искать место для гнезда. Дом, дупло или скворечник.)

Убирает скворец своё жилище? (Скворцы сразу убирают старую подстилку, мусор, устилают дно сухой травой.)

Какие скворцы родители? (Скворцы за лето дважды выводят потомство. Птенцов высиживают по очереди скворец и скворчиха.) Они трудолюбивые и заботливые родители.)

Где живут скворцы, когда вырастают птенцы? (Скворцы улетают из гнезда, собираются в большие стаи и живут в лесу.)

Что делают скворцы перед тем, как улететь зимовать? (Скворцы прилетают прощаться с родным гнездом.)

Схема осуществления проекта по основным видам деятельности:

Центр познавательного развития:

Занятия:

 «Как на Руси птиц встречали»

 

Совместная деятельность:

наблюдения за изменениями в природе

 

Центр игровой деятельности

Подвижные народные игры « Утица», Хозяйка и ястреб,  «Жаворонок», «Ручеёк», ловлю птиц на лету, гуси-лебеди, охотник

 

Дидактические игры  «сравни птиц»,знаешь ли ты птицу?, третий лишний, кто как поет?, Угадай по описанию, сосчитай птиц

Сюжетные игры: Отдых в лесу (птички весело поют, по грибы нас всех зовут)

2.Практический этап.

Задачи:

1. Сделать кормушки для птиц.

2. Следить за тем, чтобы постоянно был корм в кормушке.

3. Провести фотосъёмки.

В нашем городе Москва рядом с человеком зимуют воробьи, голуби, синицы, сороки, вороны.

Зимуют в нашем крае не все птицы, а только приспособленные к выживанию в суровых погодных условиях. Птицы довольно успешно могут противостоять холоду в том случае, если вокруг много подходящего корма. И человек может помочь перезимовать птахам строя кормушки. Возможно, если птиц постоянно подкармливать, то они не улетят в тёплые края. Наши наблюдения подтверждают гипотезу.

Загадка про весну.

Если снег повсюду тает,

День становится длинней.

Если всё зазеленело

И в полях звенит ручей,

Если солнце ярче светит,

Если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер,

Значит к нам пришла …

Ход мероприятия

Давайте позовём весну к нам в детский сад.

 

Заклички:

 

Весна, весна красная

Приди весна с радостью!

Весна, весна красная

Приди весна ясная.

Солнце весело печёт,

Снег водою с крыш течёт.

 

жав-жав-жаворонушки!....

 

Гуси, лебеди, сороки....

 

Прилетайте мы вам рады...

 

5Познание.

Развитие познавательно исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

формирование элементарных математических представлений;

Формирование целостной картины мира,

Расширение кругозора детей».

Беседы:

Наблюдение за птицами на прогулке. Чтение природоведческой литературы:

Г.Снегирева“Про птиц”,В.Зотова“Клест”, “О птицах”,В.Бианки“Кто в скворечник прилетел?”.

Викторина: «угадай и назови»

Конечный продукт « Не разоряйте дети гнезд!!!!»

Как определить погоду по поведению птиц- поисковая деятельность родителей.

6.Коммуникация.

Побуждать детей составлять рассказ по схеме,

отгадывать сказочных персонажей по описанию.

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, в различных формах и видах детской деятельности;

«Стайка птиц летит на юг…»

 

Упражнение «Подбирай, называй, запоминай»: Закончи

предложения (подбери и назови как можно больше слов-признаков и действий).

«Скажи одним словом»:

Закончи предложения по образцу.

У аиста ноги длинные, поэтому его называют

длинноногим. «Считай и называй»:

Помоги ребятам посчитать сфотографированных птиц (запиши в кружки или обозначь количество точками) и назвать их.

 

Сочинение стихов о птицах.

Подборка пословиц и поговорок

с участием птиц нашего края

 

 

Проводится игра "Грачи летят".

Дети становятся в круг, грач ходит внутри круга и произносит свои слова:

Грачи летят, на всю Русь трубят:

"Чу - чу- чу - мы несем весну!" "Гу-гугу - не догнать никому!"

"Летят, летят!" - отвечают дети и машут руками.

Пчелы летят, гудят, бурчат: "Жу-жу-жу - медову несем.."

"Летят! Летят!" - отвечают дети и машут руками.

" Кто ошибся? Помните уговор - за ошибку из игры долой. Садитесь и на нас смотрите-уму-разуму учитесь!

Игра продолжается.

Синицы летят, на всю Русь кричат:"Дзю-дзю-дзю

- не поймать никому!"

"Летят! Летят!" - отвечают дети и машут руками.

Комары летят, кричат, пищат:"Ду-ду-ду

- не уйти никому!"

"Летят! Летят!" - отвечают дети и машут руками.

Медведи летят, толстопяты рычат:"Ру-ру-ру

- надоело нам в лесу!"

Грач: Кто ошибся, сидит на местах, а кто все правильно делал тот и выиграл.

Ожидаемые результаты:

Устойчивый интерес к культуре русского народа.

Знание детьми устного народного творчества, песен, декоративно – прикладного искусства народа.

Создание календаря праздников, состоящего из детских работ.

актуальность

У детей совершенствуется речь. И они задают много вопросов, познавательной направленности. Ребёнок пытается разобраться в отношениях и связях между предметами, объектами и явлениями, о большинстве которых он ещё не имеет прочно закреплённых представлений, знаний.

Добро пожаловать на Родину!

Здравствуй, Весна!

Здравствуй, птичка – невеличка!

Здравствуй, добрая Синичка!

Здравствуй, Дятел наш приятель!

Здравствуй, Голубь и Снегирь!

Расскажите, птицы, где вы побывали?

Расскажите, птицы, что вы повидали?

В жарких странах

Жаркое лето. Ни зимы, ни снега Там нету.

Бродят там слоны – великаны,

Целый день кричат обезьяны.

Там растут деревья – лианы,

Там висят на пальмах бананы.

Хорошо вы жили вдалеке от дома?

С кем вы там дружили в странах незнакомых?

Мы скучали по деревне,

По звенящему ручью,

По скворечне, по деревьям,

По соседу – воробью.

 

 

3 Труд.

 

Развитие трудовой деятельности;

воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека».

-

Изготовление скворечников (коллективный труд.)

наблюдение за птицами во время прогулки.

-Украшение участка,

вывешивание скворечников.

Конечный продукт: конкурс на лучшую птичью столовую.

Совместное изготовление с родителями скворечников для птиц.

 

4Безопасность.

 

Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

Приобщение к правилам безопасного для человека поведения;

Инструктаж по технике безопасности. «Не считай ворон, переходя дорогу»

Составления памятки«

Люди – будьте добры

и внимательны.»

Конечный продукт: Распространение памяток среди родителей «Люди , будьте добры и внимательны»

 

Цель проекта

Развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарным праздником.

Задачи проекта:

познакомить детей с русским календарным праздником, который отмечают весной:

вызывать у детей желание знакомиться с устным народным творчеством (заклички, стихи -зазывалки, дразнилки, потешки и др.);

развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры;

 

Объект исследования: русский народный календарный праздник

процесс формирования социально-адаптированной, уверенной и успешной личности ребенка в условиях воспитательной системы детского дома

 

Активные

формы работы с родителями

8.Художественное творчество

Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

развитие детского творчества;

приобщение к изобразительному искусству»*.

9.Музыка.

 

Развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку

Развитие музыкально художественной деятельности;

Приобщение к музыкальному искусству»

Коллективное рисование

«Чудо птица»- развиваем фантазию , творчество.

Занятия по изобразительному искусству “Ветка с первыми листочками”, “Береза с птичками весной”, “Грачи прилетели”.

Лепка:

«Прилетели воробьи- вот

их сколько посмотри!»

Аппликация «Скворечник для скворца»

Конечный продукт:

Музыкально-дидактические игры.

придумай пляску « Воробьи и коршун»

разучивание закличек.

Слушание- Звуки леса, голоса птиц.

Дети прослушивают музыкальную запись "Голоса природы", потом рассказывают, что они услышали.

Итоговое мероприятие:

 

( Образы волшебных птиц)- совместное творчество.

Составление информации «Берегите, птиц- не разоряйте гнезд,,,,» ……для выставки.

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА

ТИП ПРОЕКТА- Информационно- практико-ориентированный

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА- воспитанники среднего дошкольного

возраста, педагоги, родители

ХАРАКТЕР УЧАСТИЯ- активная деятельность детей, сотрудничество с

родителями, специалистами и воспитателями

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ................

Вид проекта - Групповой.

ЗАД

Познакомить с удивительными загадками из жизни птиц.

Уточнить представления о знакомых птицах,

условиях их обитания, роли человека в жизни птиц.

Уточнить внешние признаки птиц, особенности внешнего строения, позволяющие летать.

Уточнить и расширить представления детей о том, как в весеннее время

оживает всё кругом; весна для всех создаёт хорошие условия и хорошее настроение.

Ожидаемые результаты реализации проекта: Создание необходимых условий в ДОУ по формированию у дошкольников целостного представления о жизни птиц

обитающих в нашем регионе.

•Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

• Активное участие родителей в реализации

проекта, вызвать желание построить скворечники- поучаствовать в выставке

Изготовление скворечников

 

 

Какая птица носит чёрный галстук на жёлтой манишке? ( Синица)

Какая птица днём спит, а ночью охотится на мышей? ( Сова, филин)

Какую птицу называют санитаром леса? ( Дятел)

Болотная птица, стоит на одной ноге, поджав другую. ( Цапля)

Какая птица не вьёт своего гнезда? ( Кукушка)

Как называется птичий дом? ( Гнездо, дупло)

Какая птица не умеет летать, но хорошо плавает, ныряет

и не боится холода? ( Пингвин)

Какая крупная птица не умеет летать, но зато хорошо бегает?( Страус)

Кого из птиц называют воровкой? ( Сороку)

Как называют дом для птиц, сделанный человеком? ( Скворечник)

Кто выводит птенцов зимой? ( Снегирь, а в конце февраля и клёст)

Птица, неуклюжая на берегу и красавица на воде? ( Лебедь)

13. Какая птица бывает почтовой? ( Голубь)

Образовательная область

Формы работы с детьми

Активные

формы работы с родителями

1 Физическая культура. Здоровье.

Подвижные игры:

"Грачи летят".

«Стайка» «Птички и кошка»

Пальчиковая гимнастика «Кормушка» «Птички прилетели…» «Птичек стайка»

Упражнение «Совушка – сова»

Конечный продукт

«Фотомонтаж - гуляем и наблюдаем»

В лес в парк активный отдых всей семьей.- фотоальбом.

«Что мы видели в лесу»

2 Социализация.

Развитие игровой деятельности детей;

Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам

Формирование семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств,

Экскурсия – в парк

Рассматривание иллюстраций –

Д/И “Птичьи гнезда.

Моделирование птиц.

Д/И “Чей клюв”

Пальчиковая гимнастика “Птички”.

«Выставка книг о птицах»- предлагаем

почитать дома с детьми.

Предложить родителям найти и оформить информацию о птицах прилетевших к нам весной

РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЕКТА ЧЕРЕЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ОБЛАСТИ

7.Чтение художественной литературы.

Формирования интереса и потребности в чтении

Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

развитие литературной речи;

Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса»

Загадывание загадок на

тему птицы.

 

чтение

Н.Сладков. Синичий запас. В.А. Тетюрев. Синицы возле жилья. С. Есенин. Тинь - тинь, синица!.В.Чаплина. Лесная кормушка

Для заучивания наизусть Возле леса на опушке мы повесили кормушку»

Приметы, пословицы, поговорки, стихи о весне. Разучивание стихов Ф. Тютчев “Весна”, “Весенние воды”, С. Есенин “Черемуха”,

А.Майков“В мае”.

 

Чтение словацкой народной сказки «У солнышка в гостях»

Пересказ рассказа Е. Чарушина «Воробей»

Цель: развивать связную

речь, память; продолжать учить детей понимать смысл пословиц, поговорок.

Конечный продукт : праздник птиц.

Проведение:

Конкурса детско-родительских творческих работ

Разучивание стихов и песен с детьми

Консультация для родителей

«Приучите птиц зимой к своему окну, чтоб без песен не пришлось  вам встречать весну»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Долгосрочный проект для детей старшего возраста "Моя малая Родина"

Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном поселке, крае стране, особенностях русских традиций.Основное направление проекта : формирование глубоких чувств к родному краю,...

Долгосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста « 75 лет ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ»

Долгосрочный проект по музыкальному развитию для детей старшего дошкольного возраста« 75 лет ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ»...

Долгосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста «Экологическая тропа»

Цель: воспитание у детей дошкольного возраста экологической культуры.Задачи: воспитывать у детей экологическое сознание;  развивать у детей экологические чувства;  обучать детей деятельности; дать...

Долгосрочный проект для детей старших групп "Юный читатель"

Проект о взаимодействии детского сада и библиотеки...

Долгосрочный проект для детей старшей группы по развитию речи с использование мнемотехники

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагоги...

Долгосрочный проект для детей старшей логопедической группы

Цель: создание условия для формирования у детей целостной картины мира о зимних явлениях. Задачи: систематизировать представления детей о признаках зимы, сезонных изменениях в природе, связанных с зим...

Долгосрочный проект для детей старшей возрастной группы «Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»

Долгосрочный проект для детей старшей возрастной группы «Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»...