«Метеоплощадка в ДОУ - как эффективное средство экологического воспитания дошкольников»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Данильченко Татьяна Григорьевна

Сообщение из опыта работы воспитетеля ДОО по разработке метеоплощадки и применение ее в педагогической практике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_dlya_mo_2017.docx24.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Метеоплощадка  в ДОУ - как эффективное  средство экологического воспитания дошкольников»

«Великая книга природы открыта перед всеми, и в этой великой книге до сих пор... прочтены только первые страницы

Писарев Дмитрий Иванович

Любовь, понимание и забота – это то, что ждет природа от каждого человека. Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. И мы, взрослые, хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы современного мира. В настоящее время потребность человека в определении погоды на основе личных наблюдений,  наблюдений за поведением животных, состоянием растений и некоторых явлений неживой природы заметно снижается. При современном уровне развития науки и техники легче узнать прогноз погоды из средств массовой информации, чем определять его самому. Но «легче» не значит «лучше»: умение определять погоду оказывает большое влияние на общее развитие человека.

Дошкольный возраст важен для развития познавательной потребности, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на открытие нового, ранее неизведанного.  Ребята нашего ДОУ постоянно интересовались различными  вопросами связанными с определением характера погоды, с сезонными изменениями происходящими в природе, климатическими условиями  Краснодарского края и всей России, проявляли неподдельный интерес к проблемам экологии, экосистемы детского сада. А наша задача , как педагогов не подавлять грузом своих знаний ребенка, а создавать  им условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «почему» и «как», что способствует развитию познавательной компетенции детей. И ориентируясь на возникшую проблему и изучив большинство экологических программ для дошкольных учреждений, педагоги нашего ДОУ увидели, что в них представлены практически все формы, методы и приемы работы с детьми, кроме прогнозирования погоды. Для  чего  же нужен прогноз погоды и как его использовать? Как сделать процесс наблюдений за явлениями погоды более интересным, понятным нашим воспитанникам? И на основе  решения этих вопросов, у нас возникла идея оборудовать на территории дошкольного учреждения метеорологическую площадку.  Для её  реализации, педагогами нашего ДОУ был  разработан информационно-исследовательский проект

« Метеоплощадка в детском саду « В гостях у пчелки Аси»

Цель проекта заключалась в  развитии умения  детей наблюдать за изменениями погоды, определять погоду, анализировать, составлять прогноз ,делать выводы, использовать для этого специальные приборы; прививать любовь и бережное отношение к природе.

Задачи реализации проекта были поставлены такие:

Организовать работу метеоплощадки   для систематических наблюдений за погодой.

Познакомить с особенностями климатических условий Краснодарского края

Формировать представление детей о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира.

Формировать представления о четырех частях света.

Познакомить детей с приборами – помощниками для элементарного прогнозирования погоды.

Познакомить с профессией гидрометеоролога.

Участники проекта являлись - дети старшего дошкольного возраста  (возраст 5-7 лет), педагоги; родители  воспитанников, сотрудники детского сада

Работа над проектом строилась на следующих принципах:

принцип индивидуализации – раскрытие личностного потенциала каждого ребенка;

принцип проблемности – активизация  мыслительных  функций, стимулирование работы  познавательных  процессов,  развитие  творческих способностей;

принцип доступности – учет реальных умственных возможностей детей дошкольного -возраста, уровня  их подготовленности и развития;

принцип сотрудничества – ориентация  на приоритет личности, создание благоприятных условий для ее развития.

  принцип регионального компонента (изучение явлений природы ст.Медведовской);

  принцип научности и доступности понятий

Работа над проектом велась по следующим этапам:

1.Вводный (организационный) этап:

-создание метеостанции и оформление на территории детского сада соответствующей зоны;

-создание условий для работы детей по изучению погоды.

-составление перспективного плана работы по данной проблеме

2.Практический

3.Аналитический

На первом этапе работы проекта нами был собран методический, научно-популярный материал, опыты  работы другим  д\ с по изучаемой   теме .Мы выяснили основные требования к организации метеоплощадки в детском саду.   Был составлен перспективный план работы над проектом. К созданию оборудованию метеоплощадки были привлечены  воспитатели,

 и родители,  и воспитанники,  и сотрудники детского сада.

Создание  самой метеопощадки, строилось согласно основным требованиям к ее  обустройству:

-Метеоплощадка должна давать возможность познакомить детей с основными стандартными метеорологическими приборами, с методикой и техникой наблюдений и обработки их результатов. ---Метеоплощадка должна обеспечить проведение наблюдений, практических работ,  организовать систематические наблюдения за погодой, сезонными явлениями в окружающей природе, а также изучение микроклимата территории детского сада.

-Для устройства метеоплощадки необходима площадь размером 30 м².  желательно, чтобы рядом не было строений, высоких деревьев.  -Метеоплощадку ориентируют так, чтобы вход находился с северной стороны.

-Для метеоплощадки делают небольшую ограду. Для проведения наблюдений прокладывают дорожки шириной 40-50 см.

-Метеоплощадку засевают травой, которую регулярно скашивают до высоты 20 см.

-Наблюдения на метеоплощадке проводят ежедневно.

-Количество выпавших осадков замеряют с помощью дождемера.

-Осенью и зимой определяют степень покрытия и характер залегания снежного покрова. Весной и осенью ежедневно определяют температуру на поверхности почвы. В дневниках наблюдений заносят наблюдаемые за сутки атмосферные явления: дождь, снег и т. д.

Второй этап проекта прошел увлекательно и познавательно:

Ребята с увлечением  и любознательностью знакомились  с работой различных  метеоприборов, с интересов вели дневники наблюдений, участвовали в различный  экологических викторинах, квест- играх, природоохранных  акциях, проводимых на территории метеоплощадке.

Педагоги ДОУ  проводили  для ребят: целевые прогулки, экскурсии, беседы, занимательные опыты, знакомили детей  с художественными произведениями экологической тематики  ,с  «умными» книгами,  изготавливали модели «Времена года», «Термометр», «Изучаем стороны света», « Мой друг компас»,  « Знакомьтесь – барометр» .

Работа с родителями и сотрудниками детского сада проводилась, согласно перспективному плану проекта:

-Анкетирование родителей с целью выявления уровня заинтересованности данной  формой работы .

-Проведение консультаций для педагогов с целью повышения уровня   знаний по     теме: «Погода и наблюдения за ней»; «Моделирование как метод экологического воспитания»

«Фиксация результатов наблюдений в дневниках и календарях»;

-Выступление перед педагогами ДОУ на тему «Наблюдение как метод экологического воспитания» ;

-Проведение мастер- классов по изучению и изготовлению дополнительных приборов для метеостанции.

Деятельность  родителей во время проекта   велась  активно и плодотворно. Заключалась она в изготовление приборов-помощников, сбора информации для оформления тематических альбомов ,  в оказание помощи в приобретении экспонатов для мини-музея, метеорологической лаборатории.

Заключительный этап проекта показал, что  все задачи и  запланированные мероприятия были успешно  выполнены. Особенно интересными для детей оказались экскурсии, эксперименты и практические работы на метеостанции.

 Диагностические исследования выявили, что за время реализации проекта  у детей значительно повысился  уровень развития познавательной сферы, улучшились практические навыки пользования метеорологическими приборами и навыки фиксации результатов наблюдений.. Тема проекта оказалась интересна дошкольникам, особенно эксперименты и практические  работы.

 У воспитанников значительно улучшились навыки работы с календарями наблюдений.

Дети с увлечением выполняли задания педагогов, отгадывали загадки,  играли, учились пользоваться незнакомыми до тех пор метеорологическими приборами

у  детей повысился уровень самооценки, они стали более бережно относится к природе.

Во время  экскурсий, наблюдений, экспериментов даже замкнутые дети проявляли большую активность и старались работать вместе с группой детей.

Таким образом, по результатам проведенной работы можно сделать вывод: мероприятия  проекта смогли  сделать более интересными традиционные наблюдения за погодой, значительно вырос уровень знаний о метеорологических приборах и способах их использования для характеристики погоды нашей местности.

Получили развитие исследовательские умения детей, умение анализировать, обобщать. В ходе игровых занятий, экспериментов и экскурсий  дети приобретали ценный коммуникативный опыт, брали на себя роль взрослых, умных ученых, труд которых очень важен для других людей. Это способствовало, на наш взгляд, воспитанию гражданской позиции детей- жителей станицы Медведовской.

Все это свидетельствует о том, что  создание метеоплощадки  интересно и полезно детям , способствует  развитию  их интеллектуальной, нравственной  и эмоциональной  сферы. Метеоплощадка стала изюминкой, маленькой экосистемой нашего детского сада.  Ребята с огромным желанием, увлеченно и сейчас проводят время  «В гостях у пчелки Аси».Ежедневно ведется наблюдение за погодой, дети самостоятельно определяют характер погоды и заносят все в дневники наблюдений. Ребята энтузиазмом  проводят увлекательные и познавательные  экскурсии, квест-игры для младших товарищей  по ознакомлению о окружающей природой  и мастер-класс по изготовлению и применению  простых  метеооприборов.  И глядя  на огромную увлеченность наших ребят  хочется порекомендовать коллегам, не бойтесь начинать  что то новое, ведь новое и неизведанное- это верный путь к  вашему  развитию и совершенствованию знаний ваших воспитанников. А в наш век  инновационных технологий это очень важно. 

Главное- не стоит забывать, что  природа —   родной дом, в котором живет человек,  а он у нас один и другого не будет! Берегите его, любите  его, цените его и не забывайте прививать нежные  и бережные чувства  к природе  подрастающему поколению. 

 

 Спасибо за внимание.

Уважаемые коллеги, мне хотелось  бы узнать ваше мнение о работе нашей метеоплощадки. Что вам понравилось ? Что ,на ваш взгляд ,не стоит применять  в  .Какие вопросы возникли у вас после ознакомления с нашим проектом? Разрешите  поинтересоваться, у вас в ДОУ как оборудованы метеоплощадки или метеостанции. Очень хотелось бы, перенять  у вас что то полезное и интересное для дальнейшей работы нашей метеоплощадки  и поделиться опытом   с такими же как мы начинающими метеорологами. Разрешите задать вам последний вопрос- « А как раньше велась работа по прогнозированию погодный явлений В ДОУ? Коллеги , я думаю , что все вы заметили, что все новое- это усовершенствованное, приближенное к нашему новому мировоззрению, забытое старое Ведь правда?!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

статья "Использование метеоплощадки в ДОУ как средство экологического воспитания дошкольников"

в статье рассматривается и обсуждается вопрос об экологическом воспитаниии дошкольников посредством занятий на метеоплощадке....

Использование метеоплощадки в ДОУ как средство экологического воспитания дошкольников.

Дошкольники– прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации....

Экологическое воспитание дошкольников. Проектно - исследовательская деятельность с дошкольниками в рамках экологического воспитания.

Работа в этом проекте должна быть организована таким образом, чтобы каждый ребенок хотел участвовать в исследованиях, проявлял инициативу, осознавал, что экологический проект— это интересные зад...