Мир насекомых
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Фотиева Елена Викторовна

МБДОУ детский сад №11 г. Вязьмы, Смоленской области,

                                     ул. Ямская д.41 «А»

 

 

 

                                Проект « Мир насекомых»

 

 

                                 

 

 

 

 

 

Разработала воспитатель группы «Звездочка» Фотиева Е.В.

 

Паспорт проекта.

Тема проекта: «Мир насекомых».

Вид: краткосрочный, тип – групповой, познавательный.

Актуальность: у детей недостаточно знаний о насекомых, об их образе жизни, о размножении, о том, какую пользу и какой вред приносят природе и человеку; беден словарный запас.

Цель проекта:  формирование у детей представлений о жизни насекомых, стремление проявлять заботу о сохранении природы. О пользе и вреде, наносимом для человека. Способствовать развитию речи детей на основе углубления знаний и представлений ребенка об окружающем мире, активизация словаря по теме.

Задачи:

1. Расширять и систематизировать знания детей о насекомых (бабочка, пчела, стрекоза, шмель, божья коровка), внешнем виде, среде обитания, способах передвижения, размножения, чем питаются.

2. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы.

3. Обогащать, уточнять и активировать словарь детей по теме.

3. Воспитывать бережное отношения к природе, любовь к природе родного края.

4. Формировать навыки исследовательской деятельности, умение правильно вести себя в природе и бережно к ней относиться.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.

 Длительность проекта: 1неделя (пятая неделя марта).

Ожидаемый результат:

1.Дети  знают и называют насекомых (бабочка, пчела, стрекоза, божья коровка, шмель); владеют обобщающим понятием «насекомые».

2.Имеют простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев), способах передвижения, издаваемых звуках, где и как зимуют насекомые; находят сходства и различия между ними.

 

3.Знают о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям.

 

4.Составляют последовательный рассказ о насекомом по планам.

 

5.Умеют с помощью различного материала совместно с воспитателем создавать образ насекомого.

 

6.Активизировалась коммуникативная функция речи и познавательная деятельность детей; обогатился словарь по теме: «Насекомые».

 

Существительные: насекомые, пчела, бабочка, божья коровка, цветок, мед, улей, брюшко, спинка, лапка, жало, крылья, ушки, узоры, пятна, яд.

 

Глаголы: летать, бегать, прыгать, ползать, жалить, опылять, жужжать, собирать, кусать, гудеть, беречь, питаться.

 

Прилагательные: мохнатый, полосатый, острый, яркий, сильный, красивый, большой, маленький, быстрый, трудолюбивый, полезный, вредный.

 

Этапы реализации: подготовительный

                                  основной

                                  заключительный

 

Подготовительный этап

- Подбор наглядных материалов: фото - и видео сюжетов, тематических картин и иллюстраций о насекомых, их образе жизни.

- Подбор художественной и энциклопедической литературы, предварительно чтение рассказов, стихов, загадок по теме проекта.

- Подбор материала для продуктивной деятельности.

 

 

Наглядно – дидактические пособия:

Картинки с изображением насекомых; карточки для занятий в детском саду и дома «Расскажите детям о насекомых», пособия: Вохринцевой С.В. «Насекомые -1 и 2», демонстрационный материал «Насекомые».

 

Подвижные игры:

«Поймай комара», «Медведь и пчёлы», «Мошкара и лягушка», «Бабочки и жук», «Стрекоза».

Основной этап:

Работа с детьми: непосредственно – образовательная деятельность.

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов: рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, беседа, наблюдение в природе.

Игровая деятельность: подвижные игры «Поймай комара», «Медведь и пчёлы», «Мошкара и лягушка», «Паучок», «Бабочки и жук», «Стрекоза».

Дидактические игры: «Разрезные картинки», «Угадай кто?», «Лото – насекомые», «Найди 10 отличий», «Кого больше?», «Парочки», «Подбери слова», «Один – много» (с мячом), «Учись сравнивать», «Игра в слова».

Работа с родителями: памятка: «Охрана насекомых», информация для родителей «Первая помощь при укусах насекомых», конкурс для родителей и детей: «Мы с папой и мамой смастерили…», создание альбома «Это интересно знать!».

Сотворчесво воспитателя и детей «на просторах зеленого листочка» (лепка).

 

Заключительный этап:

 

Фотовыставка. Выставка совместных работ родителей с детьми по теме «Мы с папой и мамой смастерили…», оформление выставок для родителей «Такие удивительные бабочки», «Гусеницы», «Как куколка превратилась в бабочку», «Божьи коровки».

                                                       План – схема реализации проекта

 

ля

«Насекомые»:

Образовательные области.

Вид деятельности: формы.

Ресурсы

Познание:

Познакомить с внешним видом насекомых, местах обитания, чем питаются, размножением, пользе и вреде для человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ознакомление с природой:

Расширить представления детей о разнообразии насекомых. Закреплять знания о строении насекомых. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Учить отгадывать загадки о насекомых.

ФЭМП:

Сравнение насекомых по величине; сравнение и счет групп насекомых по количеству (обозначать результаты сравнения цифрами до 5), закрепить знание цвета, упражнять в определении пространственных направлений от себя и назывании их словами: впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу.

Закрепление знаний геометрических фигур.

Речевое развитие.

Составление рассказа – описания с опорой на предлагаемый план.

Художественно – эстетическое развитие:

Аппликация: «Гусеницы»

Продолжать учить вырезать из прямоугольника – овал, из квадрата – круг  путем срезания уголков. Закрепить умение составлять из кругов изображение «ползущей» гусеницы; навыки пользования клеем, кисточкой, салфетками. Развивать чувство композиции. Воспитывать интерес к аппликации и возможность показать свои умения и навыки в аппликации.

 

 

 

Рисование: «Такие удивительные бабочки»

Учить детей рисовать руками (ладонями и пальцами). Продолжать закреплять умение смешивать краски и пользоваться палитрой. Развивать навык дорисовывания объекта до получения композиции. Развивать фантазию и умение видеть картинку целиком. Воспитывать креативность.

 

Опытно – экспериментальная деятельность: «Как спрятаться бабочкам?».

Найти особенности внешнего вида насекомых, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде.

Конструктивно – модельная деятельность: «Божья коровка» (оригами).

Учить работать с бумагой. Развивать глазомер и конструктивные способности. Закреплять умения пользоваться клеем, кисточками и салфетками. Воспитывать интерес к созданию объемных изображений.

Творческое объединение: «Веселая ярмарка».

«Как куколка превратилась в бабочку»

Продолжать знакомить с традиционной народной игрушкой. Вызвать интерес к конструированию модели «Бабочка» с опорой на технологическую карту. Создать проблемную ситуацию, связанную с поиском способов превращения гусеницы в куколку, а куколки в бабочку. Формировать универсальные действия: складывание, скручивание, обматывание, завязывание узла и др. Знакомить с цветовой символикой. Развивать художественный вкус, творческое воображение, пространственное мышление, тактильное восприятие, ловкость, аккуратность. Приобщать к традициям и ценностям народной культуры. Воспитывать трудолюбие, желание заниматься рукоделием, украшать свой дом и делать подарки.

Художественная литература.

Учить слушать литературное произведение, отвечать на вопросы, развивать связную речь.

 

 

 

 

 

Физическая культура.

Развивать двигательную активность, учить играть в коллективе, соблюдать правила игры, действовать по сигналу.

Викторина: «Знаешь ли ты насекомых?».

Обобщение знаний по теме с помощью вопросов – заданий.

 

 

 

 

 

 

 

Рассказ воспитателя о:

-бабочке,

-божьей коровке,

-стрекозе,

-пчеле,

-шмеле.

 

См. Соломенникова стр.59-60. «Ознакомление дошкольников с природой» занятие «В гости к хозяйке луга».

 

 

Работа за столами: д/и «Посчитай правильно». Игра малой подвижности: «Такие разные бабочки», «Сколько пчел живет в домике?», «Геометрическая мозаика».

 

 

 

 

Составляем описание по картинке (у каждого своя картинка), д/у «Узнай по описанию», речевое сопровождение или показ движения, игра в слова.

 

См. журнал «Мастерилка» И.А.Лыковой «Букашки из бумажки».

Пошаговый показ выполнения работы, самостоятельная деятельность детей. Оформление выставки для родителей «Гусеницы».

 

 

 

 

 

 

Пошаговый показ выполнения работы: смешивание красок, прием рисования на руке, отпечаток на лист бумаги, дорисовывание изображения пальцами и кисточкой. Оформление выставки для родителей «Удивительные бабочки».

 

 

 

См. Марудова Е.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» (экспериментирование) стр.62.

 

 

См.С.Ю.Афонькин, М.С.Рузина «Страна пальчиковых игр» стр.247.

 

 

 

 

 

 

См. Лыкова И.А. «Художественный труд в детском саду» старшая группа стр.144-146.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение стихов  и сказок о насекомых.

«Липа расцвела в июле…», «Пчелка золотая», «Я – большой мохнатый шмель», «В лесу цветок растет», «Склонились низко лозы», «Звенят ручьи в апреле», «Села на лавочку…», «Я беззаботный мотылек…», «Превращение бабочки», «Бабочка», «Божья коровка», «Пчелки и старичок – лесовичок».

 

ОРУ (комплекс на неделю); подвижные игры: «Поймай комара», «Медведь и пчелы», «Мошкара и лягушата», «Бабочки и жук», «Стрекоза».

 

Проходит в форме тестовых вопросов – заданий.

 

Рассматривание иллюстраций по теме «Насекомые», просмотр фильма ВВС «империя чужих: насекомые».

Все рассказы воспитателя сопровождаются иллюстрациями из альбома «Это интересно знать».

 

 

На каждого ребенка картинки с изображением: бабочек, стрекоз, божьих коровок, пчел, шмелей.

 

 

 

Использовать раздаточный материал Вохринцевой С.В «насекомые», счетные палочки и геометрические фигуры.

 

 

 

 

 

На каждого ребенка картинка с изображением насекомого.

 

 

 

На каждого ребенка: полоски бумаги разных оттенков зеленого цвета, зеленая гофрированная бумага или салфетки зеленого цвета для листьев, ножницы, клей, кисточки, салфетки матерчатые и бумажные, листы бумаги белого цвета для основы, рабочая одежда.

Цветную бумагу дети выбирают сами.

У педагога: готовая работа, иллюстрации с гусеницами разных видов; набор для изготовления аппликации как у детей.

 

Для детей: гуашевые краски на палитре, баночки и тарелочки с водой, лист бумаги для основы (белый), кисточки, салфетки влажные и матерчатые, рабочая одежда.

Для педагога: набор для рисования такой- же как и у детей, готовая работа, иллюстрации с изображением бабочек с разной окраской крыльев.

Иллюстрации с изображением ярких цветов, бабочек и одной птички, искусственные бабочки разных размеров и расцветки на каждого ребенка.

 

 

На каждого ребенка: квадратный лист бумаги красного, желтого, черного цвета 15х15см, черные, красные кружочки для точек (из дырокола), клей, кисточки, салфетки, клеенка, рабочая одежда. У педагога: готовая работа (лист 20х20см), материал для показа выполнения работы как и у детей. «Цветочная полянка» с занятия аппликацией в начале года.

 

Для педагога: демонстрационная карточка №8 из комплекта «Конструируем в весенний период» старшая группа, варианты куклы «Бабочка», выполненные педагогом и родителями на мастер – классе.

Практический материал для детей и педагога:

Для туловища лоскут однотонной ткани 20х10см; для крыльев соответственно лоскуты яркой расцветки 10х10см; набивка для небольшой головы (вата), прочные нитки.

 

 

 

 

 

 

См. Шорыгина Т.А. «Насекомые – какие они?», «Понятные сказки».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточки задания, призы для детей. Шорыгина Т.А. «Насекомые – какие они?» стр.39.

 

 

 

Заключительный этап: фотовыставка; выставка совместных работ родителей с детьми по теме «Мы с папой и мамой смастерили…», сотворчество воспитателя и детей «На просторах зеленого листочка», выставка детских работ: «Гусеницы», «Такие удивительные бабочки», «Как куколка превратилась в бабочку»; создание картотеки стихов и загадок по теме «Насекомые».

Рассказ – описание с опорой на предлагаемый план.

1.      Как называется насекомое?

2.      Внешний вид, особенности строения частей тела (крылья, глаза, усики…)

3.      Чем питается? (на кого охотится?)

4.      Куда откладывает личинки?

5.      Где и как проводит зиму?

6.      Какую пользу (или какой вред) приносит людям и растениям?

7.      Дополнительные сведения, известные детям.

 

 

Д/и «Учись сравнивать».

·         Чем питаются бабочка и стрекоза? (бабочка питается нектаром цветов и пыльцой, стрекоза – насекомыми)

·         Чем питаются шмель и божья коровка? (божья коровка – тлей, личинками и куколками клопов, гусениц, бабочек; шмель – нектаром и пыльцой)

·         Куда откладывают личинки стрекоза, пчела? (стрекоза - в воду, пчела – в восковые ячейки)

·         Какую пользу приносят пчелы, божьи коровки? (пчелы дают мед, божьи коровки - поедают вредителей)

·         Чем похожи пчела и шмель? (оба – мохнатые, полосатые, питаются нектаром и пыльцой, готовят мед)

( все сравнение происходит с опорой на наглядность)

 

Д/и «Игра в слова»

 

Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее пчеле (бабочке, шмелю, стрекозе, божьей коровке)

 

Словарь: порхает, мед, красная спинка, пасека, улей, мохнатый, река, тли, «летающий цветок», соты, жужжит, пестро – крылая, большие глаза, полосатый, рой, нектар, пасечник, гусеница, летает, хищница, защитная окраска, отпугивающая окраска.

Вопросы – задания для викторины.

1.      Как называется дом, который люди строят для пчел (улей).

2.      Когда пчелы «танцуют»? (когда находят поляну с растениями – медоносами).

3.      Где строят гнездо шмели? (на земле – в норках, ямках, трещинах)

4.      Почему стрекозу называют хищницей? (она питается насекомыми)

5.      Куда стрекозы откладывают яички? (в воду)

6.      Что помогает гусеницам удерживаться на стеблях растений? (особые крючки на ножках)

7.      О чем говорит птицам красная спинка божьей коровки? (о том, что жучок не съедобный)

8.      На кого охотится божья коровка? (на вредных насекомых – тлей, паутинных клещей, щитовок)

9.      Какие насекомые пьют цветочный сок и опыляют цветы? (пчелы, шмели, бабочки)

 

 

Д/и «Подбери  слова».

 

Подобрать как можно больше слов – предметов к действию.

 

Например:

 

Летит (кто?) бабочка, стрекоза…

Ползет (кто?) божья коровка, гусеница…

Жужжит (кто?) шмель, пчела…

Жалит (кто?) оса, пчела…

 

Игра с мячом «Один – много».

 

Взрослый бросает ребенку мяч, называя одно насекомое, а ребенок возвращает мяч и ставит название насекомого в родительном падеже множественного числа со словом – много.

 

Речевой материал:

 

Один жук – много жуков

Один муравей – много муравьев и т.д.

 

Картотека загадок и стихов по теме: «Насекомые».

 

В.А.Шипунова.

«Превращение бабочки»

 

Была мохнатым червячком,

Сыта была одним листком,

После в кокон замоталась

И спокойно отсыпалась…

Не жую, не гляжу,

Тихо куколкой лежу,

А проснусь – отряхнусь,

В бабочку превращусь.

 

«Бабочка»

 

Глазки – бусинки,

Хоботок и усики,

Крылья разноцветные,

Как фантики конфетные,

Трепещет и порхает,

Нектар собирает.

 

Пчелка золотая

Над цветком порхает,

Сок душистый пьет –

Собирает мед.

 

Липа расцвела в июле,

Соком сахарным полна.

Ароматом, словно тюлем,

Вся окуталась она.

Всякий, кто проходит мимо,

Аромат медовый пьет,

Кажется, что из кувшина

Льет янтарный мед.

Бубенцом звенит веселым

Желтый липовый цветок.

Из него шмели и пчелы

Пьют душистый, сладкий сок.

 

 

Я – большой мохнатый шмель,

Разбудил меня апрель

Жаркими лучами,

Звонкими ручьями.

Я летаю, я жужжу,

Над поляною кружу,

Яркий выберу цветок –

Буду пить душистый сок.

 

 

В лесу цветок растет,

Шмелей к себе зовет:

«Прилетайте шмели!

Поклонюсь до земли,

Гуще меда нету,

Чем с лесного цвета!».

 

 

Склонились низко лозы

Над гладью тихих вод,

Мы – быстрые стрекозы,

Здесь водим хоровод.

Без всякого усилья

Скользим мы над водой,

Сверкают наши крылья

Прозрачною слюдой.

 

 

Звенят ручьи в апреле,

Ласкает солнце нас.

На луг мы прилетели

И здесь танцуем вальс.

Мы крылышки расправим –

Красив на них узор.

Мы кружимся, порхаем –

 Какой кругом простор!

Душистыми цветами

Весна встречает нас,

И кажется, что с нами

Весь луг танцует вальс!

 

 

 

 

Села на лавочку

Первая бабочка:

- Теплая лавка!

А где травка?

Где же цветочки?

Она оглянулась:

- Я рано проснулась!

На лужицах лед,

Но солнце печет,

Журчит ручеек –

Чудесный денек!

 

 

«Божья коровка»

 

Божья коровка, алая спинка,

Уцепилась ловко коровка за травинку,

Вверх неспешным ходом

Ползет по стебельку

К пахнущему медом

Яркому цветку.

Поедает быстро

Коровка вредных тлей,

И цветок душистый

Спасибо скажет ей.

 

 

Загадки.

 

У нее четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела,

И большие, большие глаза.

Называют ее  (стрекоза).

 

 

Сок цветов душистых пьет,

Дарит нам и воск и мед.

Людям всем она мила,

А зовут ее   (пчела).

 

 

Кто нектар цветочный пьет,

Полосатый, а не кот?   (шмель)

 

 

Она ярка, красива,

Изящна, легкокрыла.

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок.  (бабочка)

 

 

Всех жучков она милей,

Спинка алая у ней.

А на ней кружочки

Черненькие точки.  (божья коровка)

 

 

Спал цветок и вдруг проснулся –

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.   (бабочка)

 

 

Голубой аэропланчик сел на

Белый одуванчик.   (стрекоза)

 

 

Крылья прозрачные,

Плавно летает,

Сядет на палочку и отдыхает,

Вертятся только большие глаза,

Вы догадались: сидит… (стрекоза)

 

 

Затейливый узор на крыльях у нее,

С цветочка на цветок она легко порхает.

И хоботком нектар душистый пьет,

Спугни ее – и тотчас улетает! (бабочка)

 

 

В полоску животик,

Есть острое жало,

Сегодня в саду

Нас она напугала.

У Вали запуталась вдруг в волосах,

Хотела ужалить злодейка … (пчела)

 

 

Может целый день летать,

Сок с растений собирать,

Его в улей принесет,

Чтобы сделать людям мед.  (пчела)

 

 

 

 

 

Сказка «Пчелки и Старичок – Лесовичок».

 

Солнышко только поднялось. Рассвет был розовым, свежим, как лепестки роз. Пчелкам пора было лететь на поиски зарослей медовых цветов. Но они проспали. Тогда из лесу появился Старичок – Лесовичок. Он залез на крышу пчелиного домика – улья и принялся плясать на ней, позвякивая колокольчиками – мол, пора вам, пчелки, просыпаться и лететь за сладким нектаром.

Проснулись две пчелки. Они вылетели из улья и полетели на разведку, искать, где много душистых цветов.

Одна пчелка нашла недалеко от улья поляну, которую украшали ярко – желтые одуванчики.

Другая пчела обнаружила зеленый луг, где раскрыли венчики душистые цветы. Но лужок находился за рекой.

Пчелки – разведчицы вернулись к своему домику – улью и начали танцевать вместе со Старичком – Лесовичком. Та пчела, что нашла поляну с одуванчиками, двигалась по кругу, а та, что нашла цветущий лужок, выделывала сложные фигуры, похожие на восьмерки.

Другие пчелы вылетели из улья, полетели на лужок и поляну за нектаром. Из чего они потом мед сделают, Старичка – Лесовичка и нас с вами угостят!

 

Вопросы.

1.      Кто разбудил пчел?

2.      Куда они полетели?

3.      Где нашли душистые цветы?

4.      Как плясали пчелы?

5.      Кого они угостят сладким медом?

 

 

Т.А.Шорыгина «Понятные сказки».

 

 

 

 

 

                            Конспект ОЭД «Как спрятаться бабочкам?»

 

Цель: Найти особенности внешнего вида некоторых насекомых, позволяющие приспособиться у жизни в окружающей среде.

 

Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением ярких цветов, бабочек и одной птички, искусственные бабочки разных размеров и расцветки на каждого ребенка; иллюстрации с насекомыми, которые «спрятались».

 

Ход.

Дети рассматривают изображения, выясняют, кто лишний на иллюстрациях (птичка) и почему. Определяют, чем похожи все бабочки и чем они отличаются. Похожи строением (тельце, усики, крылышки), отличаются размером и окраской. Выясняют, что помогает бабочкам спрятаться от птиц.

 

Результат. Дети овладевают навыками сравнения и анализа в деятельности.

 

Вывод. Бабочки между собой похожи строением, а отличаются размером и окраской. Разноцветная окраска помогает бабочкам «превращаться» в цветы и так прятаться от птиц.

                              

                        Конспект занятия: «Как куколка превратилась в бабочку».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образовательные задачи.

Продолжать знакомить с традиционной народной игрушкой. Вызвать интерес к конструированию модели «Бабочка» с опорой на технологическую карту. Создать проблемную ситуацию, связанную с поиском способов превращения гусеницы в куколку, а куколки в бабочку. Формировать универсальные действия: складывание, скручивание, обматывание, завязывание узла и др. Знакомить с цветовой символикой. Развивать художественный вкус, творческое воображение, пространственное мышление, тактильное восприятие, ловкость, аккуратность. Приобщать в традициям и ценностям народной культуры. Воспитывать трудолюбие, желание заниматься рукоделием, украшать свой дом и делать подарки.

Материалы инструменты, оборудование.

Демонстрационный материал: карточка №8 из комплекта «Конструируем в весенний период» старшая группа; варианты куклы «Бабочка», выполненные педагогом и родителями на мастер классе.

Практический материал у каждого ребенка и педагога: для туловища лоскут однотонной ткани 20х10см, для крыльев соответственно лоскуты яркой расцветки размером 10х10см, набивка для небольшой головы (вата), прочные нитки.

Игрушечная люлька, кукла в ней, стойка для подвязывания кукол – бабочек.

Ход.

 

В начале образовательной ситуации показываем детям «Узелковых кукол» выполненных ранее. Затем демонстрируем куклу «Бабочка», поясняем, что это тоже старинная игровая кукла, которую делали для малышей и подвешивали в колыбелях. Рассказываем ее историю.

История и портрет куклы Бабочка.

Эта простейшая, традиционная тряпичная кукла бытовала в нескольких районах Тульской губернии. Куклу «Бабочку» подвешивали над колыбелькой, ею играли девочки и мальчики. Куклу укладывали в колыбель еще до рождения ребенка, чтобы она оберегала это место от недобрых взглядов и злых духов. Наши прабабушки и прадедушки верили, что кукла Бабочка оберегает сон и спокойствие ребенка, поэтому она всегда была рядом с ним во время сна и в первых играх. Такую игровую куклу могли изготовить своими руками даже самые маленькие дети. Как правило, «Бабочку» делали из однотонной ткани, но при желании и наличии материала цветовое решение усложняли. При этом учитывали символику цвета: красный – это символ солнца, огня, плодородия; желтый – символ тепла, доброты, ласки, младенчества; зеленый – знак здоровья, молодости; синий означает высокие помыслы и дар общения. Куклу – бабочку можно повесить над кроваткой или коляской младенца, в оконную нишу, дверной проем. Из нескольких бабочек получится красивый хоровод.

(весь рассказ сопровождается показом не только кукол, но и действий)

 

Выставляем карточку №8  показываем и комментируем способ изготовления куклы.

 Кукла Бабочка.

 

1.      Подбираем материалы: лоскуты ткани, нитки, набивку.

2.      Берем лоскут однотонной ткани, посередине кладем набивку и складываем к середине так, чтобы получилась основа для туловища. Это похоже на неуклюжую гусеницу.

3.      Складываем деталь пополам и фиксируем голову – обматываем тугими витками ниток и завязываем узелок.

4.      Берем лоскут яркой ткани и вкладываем в «туловище» под головой – это красивые крылья. Куколка стала Бабочкой.

5.      Обматываем туловище нитками, слегка стягивая его ниже крыльев.

6.      Усложняем модель – добавляем еще одну пару крылышек, красиво сочетающихся по цвету.

 

(выполняем работу с детьми пошагово: 1 сделали, приступаем ко 2 и т.д., помогаем детям при возникших трудностях)

Читаем стихотворение В.А.Шипуновой «Превращение бабочки»

                                              Была мохнатым червячком,

Сыта была одним листком,

После в кокон замоталась

И спокойно отсыпалась…

Не жую, не гляжу,

Тихо куколкой лежу,

А проснусь – отряхнусь,

В бабочку превращусь.

 

Устраиваем выставку для родителей: «Как куколка превратилась в Бабочку»

Осмысление результата.

Дети расширяют представление о народной игровой кукле и осваивают новый способ конструирования по модели Бабочка.

 

 

 

 

 

 

     

 

 

                        Конспект занятия по ознакомлению детей с природой:

                                                                    «В гости к хозяйке луга».

 

 

Программное содержание. Расширять представления детей о разнообразии насекомых. Закреплять знания о строении насекомых. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Учить отгадывать загадки о насекомых.

Материал. Карточки с насекомыми у каждого ребенка. Мед в одноразовых стаканчиках по возможности разных сортов и одноразовые кофейные ложки (пред занятием выявить детей с аллергией на мед). Карточки с насекомыми, которые «спрятались». Игрушечные насекомые.

Методика проведения.

Дети сидят за столами. Перед каждым ребенком на столе лежит картинка, перевернутая изображением вниз. На картинках изображены насекомые – у каждого ребенка свое насекомое.

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел (бабочка).

Воспитатель.  Дети, переверните свои картинки. У кого на картинке изображена бабочка? Принесите ее мне.

Ребенок отдает педагогу свою картинку с изображением бабочки, и тот размещает ее на доске.

Воспитатель.  Как вы думаете, почему бабочку можно спутать с цветочком? У бабочки очень красивые крылышки, поэтому она похожа на цветок. У кого еще на картинке изображена бабочка? Давайте рассмотрим, какие бабочки красивые, у каждой свой наряд. Послушайте еще одну загадку:

Хлопотлива и смела

Медоносная…(пчела)

У кого из вас на картинке изображена пчела? Принесите ее мне. Ребенок приносит картинку с изображением пчелы.

Воспитатель.  Какого цвета пчела? Туловище пчелы полосатое с желтыми и черными полосками. А какого цвета крылья? Крылья у пчелы прозрачные, сложенные вдоль тела. В полете она расправляет крылья в стороны. А вы знаете, как называется домик для пчел? Домик для пчел называется улей. А чем пчелы нас угощают? Пчелы готовят мед. Давайте посмотрим и попробуем мед.

Воспитатель приглашает детей к столу, на котором расположены чашечки с медом из разных растений. Дети рассматривают мед, отмечают, что он разного цвета; воспитатель объясняет, почему и пробуют мед на вкус.

Воспитатель. Послушайте еще одну загадку:

Спинка в веснушках.

Ах, как неловко!

И покраснела… (божья коровка)

У кого картинка с изображение божьей коровки? Принесите ее мне. Педагог размещает картинку на доске.

Какого цвета божья коровка? Божья коровка красного цвета, с черными точками. У божьей коровки есть крылья? Да, у божьей коровки есть крылья. Одни – жесткие, красного цвета, а другие мягкие, прозрачные. Мягкие крылышки находятся под твердыми красными крылышками.

Воспитатель. Послушаете еще одну загадку.

Крылья прозрачные,

Плавно летает,

Сядет на палочку и отдыхает,

Вертятся только большие глаза,

Вы догадались: сидит…(стрекоза)

У кого картинка со стрекозой? Принесите ее мне. Ребенок отдает картинку педагогу, тот прикрепляет ее на доску.

Какие крылья у стрекозы? У стрекозы тонкие, прозрачные крылья. На крылышках много прожилок. Стрекоза может очень быстро летать. Сколько крыльев у стрекозы? У стрекозы четыре крылышка.  Даже когда стрекоза отдыхает, ее крылышки распростерты в стороны.

А как можно назвать одним словом бабочку, пчелу, стрекозу, божью коровку?

Правильно, насекомые. Посмотрите на картинки, которые лежат у вас на столах, и скажите, как называются изображенные на них насекомые. Какие удивительные и разнообразные бывают насекомые! Дети, сегодня нас пригласила в гости Хозяйка луга. Вы хотите пойти в гости?

Звучит музыка и дети переходят в другой зал, где их встречает Хозяйка луга.

Хозяйка луга.

Здравствуйте дети, я очень рада, что вы пришли ко мне в гости. Посмотрите, как много на моем лугу красивых цветов и насекомых. Послушаете, какие звуки они издают.

Педагог включает запись «Звуки природы».

Хозяйка луга.

Все насекомые в природе нужны, каждый делает свое дело. Но вот беда, на моем лугу насекомые стали пропадать, их поедают птицы! Помогите мне пожалуйста «спрятать» моих друзей, чтобы они стали невидимыми.

Дети находят картинки с уже невидимыми насекомыми и насекомых – игрушек прячут по своим «домикам». После выполнения задания, Хозяйка луга проводит с детьми физкультминутку.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения.

Пчелка трудится весь день,   (дети стоят в кругу)

И работать ей не лень.            (разводят руки в стороны)

От цветка летит к цветку,       (машут руками)

Клеит на брюшко пыльцу.      (гладят живот)

Хоботком нектар сосет,           (складывают руки трубочкой и вдыхают воздух)

За день много наберет,             (разводят руки в стороны)

Унесет нектар тот в улей          (обхватывают себя руками)

И назад вернется пулей.           (кружатся вокруг себя)

В сотах утрамбует мед,             (топают ногами)

Скоро ведь зима придет,           (разводят руки в стороны)

Будет пчелкам чем питаться,    (поднимают руки вверх)

Летом надо им стараться.          (грозят пальчиком).

Хозяйка луга.

Сейчас весна, с каждым днем становится все теплее. Пусть насекомые летают, ползают, собирают нектар.

Давайте поиграем с вами в игру «На полянку шли, насекомых нашли».

Дети становятся в круг. Идут друг за другом и произносят: «На полянку шли, насекомых нашли. Раз, два, три – движение бабочки покажи…(имитируют движения бабочки).

Далее движения пчелы, стрекозы, жука, и т.д.

Встретив в природе насекомых, берегите их, не мешайте им делать свои важные дела…Чтобы вы помнили о нашей встрече, я оставлю вам картинки. С изображением насекомых, а вы их раскрасите.

Звучит музыка, Хозяйка луга прощается с детьми и уходит. Дети с педагогом возвращаются в группу.

 

                                     Используемая литература.

Соломенникова О.А. «Ознакомление дошкольников с природой» средняя группа, занятие «В гости к хозяйке луга».

И. А. Лыкова журнал «Мастерилка» - «Букашки из бумажки».

Марудова Е.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим» (экспериментирование).

С.Ю. Афонькин, М.С. Рузина «Страна пальчиковых игр» стр.247.

Лыкова И.А. «Художественный труд в детском саду» старшая группа стр.144-146.

Шорыгина Т.А. «Насекомые – какие они?», «Познавательные сказки».

Шипунова В.А. «Стихи».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ БАЛ НАСЕКОМЫХ "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЦАРСТВУ НАСЕКОМЫХ С ПЧЕЛОЙ МАЙЕЙ"

Целью презентации проекта было обобщение знаний о насекомых, где с помощью перевоплощения дошкольники продемонстрировали свои знания о пользе и значении живого существа в природе. Также был представле...

Конспект занятия для детей средней группы «Насекомые нужны, насекомые важны».

Расширять представление детей о разнообразии насекомых, выделяя их отличительные признаки (наличие шести ног, разделенного на три части туловища, усиков)....

Экологический проект "Не обижайте насекомых" из цикла "Насекомые - лесные лекари"

Формирование представлений о животном мире, в том числе и насекомых, падает на первые семь лет жизни ребенка. Мир живой природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития ребенка. Набл...

Каких насекомых можно встретить осенью? С приходом осени природа готовится постепенно к зиме, некоторые животные впадают в спячку. Также и насекомые с приходом холодов ищут местечко потеплее, дабы пережить зиму и опять встретить солнышко. Сентябрь, пожалу

Каких насекомых можно встретить осенью?С приходом осени природа готовится постепенно к зиме, некоторые животные впадают в спячку. Также и насекомые с приходом холодов ищут местечко потеплее, дабы пере...

НОД с использованием ИКТ» «Мир насекомых» «Мир насекомых»

НОД  с использованием ИКТ» «Мир насекомых» «Мир насекомых»Задачи:• Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобща...